Светлый Металл. Что есть что в тяжёлом роке

Когда молодой человек хочет о чем-нибудь узнать, ставить на его пути к предмету вожделенного знания границы и рогатки не стоит как минимум по двум причинам. Во-первых, это бесчеловечно. Во-вторых - бесполезно: как показывает практика, изобретательный индивидуум все равно доберется до любимой темы, мимоходом причиняя себе и окружающим гораздо больше головной боли. Да и полученная из непонятно-каких-рук информация вряд ли будет соответствовать действительному положению дел - и за примерами тому не стоит далеко ходить. Людям тысяча девятьсот восемьдесят пятого года рождения, слегка повернутым на Интернете, МТV и журналах типа "Rock City", "Fuzz" или "The New Musical Express" вряд ли будет легко представить себе, что еще не так давно все возможности почерпнуть для себя что-нибудь новое о любимой музыке сводились к россказням хулигана-старшеклассника о том, что группу KISS, оказывается, финансируют бывшие нацисты и поэтому ее название расшифровывается как "Kinder SS", "Motley Crue" переводится как "взбесившийся сифилис", а Ронни Джеймс Дио якобы выступал с унитазом на голове…
Однако новое положение дел моментально поставило новые проблемы. Полное отсутствие новостей сменилось потоком информации изо всех возможных источников, при этом периодически расходящихся в оценках той или иной команды между собой - особенно по поводу ее стилистической принадлежности. К тому же на металлической сцене в последнее время сложилась забавная традиция конструировать все более навороченные само-определения для исполняемой музыки, результатом чего явилось появление на свет конструкций типа "progressive metal", "viking metal", "nuclear metal", "melodic opera metal" и даже "dark wave rock metal"!
Одним словом, пришло время поговорить о том, что есть что в тяжелой музыке. Даешь металликбез!

Хард-рок (hard rock) - первая исторически сложившаяся модель прогрессивного музицирования, с которой началась эволюция современной тяжелой музыки, давшая название всему направлению в целом ("тяжелый рок"). Хард-рок появился в Великобритании во второй половине 60-х первоначально как реакция на англоамериканский блюз-рок - блюзовые ритмо-мелодические формулы без труда различаются в творчестве легендарных CREAM, одними из первых начавших играть подобную музыку (именно работа в CREAM принесла Эрику Клэптону статус суперзвезды). Эту же традицию впоследствии успешно разрабатывали одни из "зубров" хард-рока LED ZEPPELINE, взяв на вооружение многие гармонические линии и технические приемы черного блюза, особенно в части создания напряженного, драматического звучания, за что манера игры LZ получила наименование хэви-блюз (heavy blues).
Однако в то время, как "Граф Цеппелин" под мудрым руководством дуэта Пейдж/Плант неудержимо двигался по направлению к этническим экспериментам, на берегах туманного Альбиона продолжалась кропотливая работа не менее выдающихся музыкантов, имевших к тому же особые взгляды относительно формы и содержания исполняемой ими музыки. Альбом DEEP PURPLE "In Rock", появившийся на свет в 1970 году, поведал миру о том, что рок-музыка достигла совершеннолетия, добравшись до почти академических высот. На смену популярному в начале 60-х радиоформату трехминутной рок-н-рольной песенки пришли длинные композиции со сложной гармонической структурой, множеством сменяющих друг друга размеров и гитарных риффов, глубокими и серьезными текстами. "Темно-пурпурная" модель звучания не предполагала деления инструментального состава ансамбля на "главные" и "второстепенные" инструменты - все участники группы имели собственные сольные партии, позволявшие наиболее полно раскрыть перед слушателями свои музыкальные и технические возможности. Виртуозный орган, жесткая гитара и четырехоктавный диапазон вокалиста в сочетании с турбовинтовой ритм-секцией производили на привыкших к сладеньким песнопениям о цветах, любви и девочках с калейдоскопическими глазами рок-фанатов столь незабываемое впечатление, что музыку "Перплов" недолго думая обозвали прогрессив-рок (progressive rock), поскольку термина "хард-рок" к тому времени еще просто не существовало! Попутно стилистическая характеристика "прогрессив" закрепилась за всеми командами, так или иначе продолжавшими дело DP в части исполнения "серьезной", мелодически и технически совершенной рок-музыки (DREAM THEATER, CRIMSON GLORY, FATES WARNING, MAJESTIC).
Говоря о хард-роке, совершенно невозможно пройти мимо творчества "третьего кита" мировой тяжелой музыки с оптимистическим названием BLACK SABBATH, вклад которого в дальнейшее развитие разнообразного музыкального железа практически не поддается оценке. Восприняв блюзовые настроения прото-хард-роковых команд и продиктованные временем технические новации, BS, в отличие от соратников, не стали делать ставку на скорость, предельно замедлив и утяжелив исполняемый материал. Это привело к тому, что безымянный первый альбом Йомми и Ко 1969 года был записан с настроением и скоростью среднего похоронного марша. Одними из первых использовав в собственных творениях мистическую и сатанинскую фразеологию (приоритет в этой области принадлежит группе COVEN и их альбому 1967 года "Witchcraft" - "Колдовство"), BS надолго застолбили за собой имидж сатанистов и гордое звание "Heavy Metal Pioneers", подтолкнув своим жутким творчеством последущее развитие евроамериканской и скандинавской экстремальной сцены. Кстати, собственный стиль BLACK SABBATH получил впоследствии наименование стоунер (stoner), созвучное "каменной тяжести" звучания и нашедшее своих последователей в лице KYUSS и CATHEDRAL.
В настоящее время хард-рок как стиль музицирования практически не встречается в чистом виде, если не считать того, что стилистические особенности и технические приемы, разрботанные хардовиками 70-х ныне фигурируют в музыке каждой второй современной рок-группы. Память о классическом звучании хранят немногие функционирующие по сей день хардовые супергруппы (DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, URIAH HEEP) и столь же немногие их эпигоны, например, пытавшиеся клонировать цепеллиновский звук KINGDOM COME.

Хэви-метал - логическое продолжение музыкальных традиций хард-рока, ставшее наиболее востребованным и коммерчески успешным стилем тяжелой музыки 80-х (само понятие heavy metal было заимствовано из книги американского прозаика Э.Р. Берроуза "Завтрак нагишом"). Подобно хард-року, хэви-метал стал детищем Британских островов, возникнув в качестве подсознательной реакции на засилие непрофессионального и коммерчески несостоятельного панк-рока, имевшее место во второй половине 70-х годов в Англии. Неприязненное отношение к панкам музыкантов, многие из которых начинали свою карьеру в хард-роковых коллективах, однако, не помешало им принять за основу нового стиля дикие (для того времени) панковские скорости, выдвинутую на передний план ритм-секцию и критическое отношение к окружающей действительности. Указанные ингредиенты, перемноженные на свойственные хард-року беглость пальцев, жесткость, мелодизм и мрачный романтизм составили смесь, срывавшую молодежи крышу с полоборота. Число групп, пожелавших играть такую музыку расло столь быстро, что к концу 70-х годов весь мир заговорил о "New Wave Of British Heavy Metal" (новой волне Британского тяжелого металла), и список новых законодателей моды увеличивался день ото дня. В числе особо отличившхся стоит упомянуть SAMSON (в раннем составе которых вокалистом был некто по имени Брюс Дикинсон), PRAYING MANTIS (получивших в начале 90-х второе рождение и выпустивших несколько прекрасных пластинок), DIAMOND HEAD (совместно с HOLOCAUST и BLITZKREIG вдохновивших своими песнями молодого теннисиста Ларса Ульриха забросить ракетку и сесть за барабаны), а также молодых монстров MOTORHEAD, JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN (без комментариев!). Чуть позже, а именно в начале 80-х, хэви-металлические команды начали появляться в континентальной Европе и Скандинавии, ярким примером чему может служить впечатляющее творчество датчан MERCIFUL FATE и сольные работы Кинга Даймонда (первой последовательной российской хэви-металлической работой стал альбом группы "Ария" 1985 года "Мания Величия"). После всего сказанного вряд ли стоит удивляться тому, что в течение десятилетия хэви-метал мужественно удерживал планку первенства на мировой тяжелой сцене, уступив место более брутальным собратьям только в начале 90-х.
На современной сцене доблестные традиции хэви-метал-музицирования продолжает пауэр-метал (power metal), генетически связанный с хэви-металлом. Титул "родины пауэра" вполне заслуженно принадлежит Германии, воспитавшей такие составы как HELLOWEEN, ACCEPT и BLIND GUARDIAN. Для сохранившего в целом романтическую и сурово-мелодическую направленность своего предшественника пауэр-металла свойственны еще более высокие скорости, изобретательные риффы, широкое использование клавишных и "академических" инструментов, разнообразие мужских и женских вокалов и иногда явный крен в сторону смыкания с традициями классической или народной музыки (пример тому - творчество итальянских пауэрщиков RHAPSODY или финских "мелодик-опера-металлистов" NIGHTWISH с сиреноподобной вокалисткой Тарьей Турунен из Sibelius Academy) и движения в сторону прогрессива или фолк-металла (folk metal), черпающего вдохновение в традиционной мелодике народа. Последние годы XX века принесли с собой волну европейского пауэр-металла, центры которой можно обнаружить, например, в Италии (LABYRINTH, SKYLARK), Финляндии (STRATOVARIUS, FINTROLL), Швеции (HAMMERFALL).
Коммерциализированный поп-вариант хэви-металла носит название хард-н-хэви (hard"n"heavy) и отличается сравнительно низким темпом, обилием клавиш в аранжировках, слащавыми поп-мелодиями и глэмоподобными прикидами музыкантов (типичный пример - EUROPE, POISON или поздние SCORPIONS), имея, как и положено попсе, мало общего как с хардом, так и с хэви.

Трэш (trash metal) можно рассматривать в качестве американского и континентально-европейского ответа на английское новаторство, "музыку городского упадка", исполняемую белой молодежью (как ни странно, ближайшим родственником трэша в этом отношении является, по-видимому, рэп как "музыка городского упадка" черной молодежи!). На этот раз американских подростков начала выводить из себя мелодичность и пресловутая романтика заокеанского хэви, не соответствовавшая мрачному мировосприятию подростков из "каменных джунглей", коротавших досуг за банкой пива и башкотрясением у сцен панковских клубов (становлению трэша изрядно поспособствовало творчество американских пионеров хардкора BLACK FLAG и CIRCLE JERKS). Такое времяпровождение не располагало к излишним сантиментам, поэтому музыка у американских ребят выходила гораздо жестче и злее, чем у английских коллег. Бывшие хэдбенгеры играли молотобойные и совершенно немелодичные песни с фрезерным гитарным звуком, "примоченной" бас-гитарой, лающим, рычащим или орущим вокалом, совершенно не похожим на высокоголосые и аккуратные песнопения Роба Халфорда или Шона Харриса, наполняя тексты социальными проблемами, описаниями убийств, ужасов войн и сатанинских ритуалов, собственными неврозами, а также матерщиной на весь белый свет. То, что получилось в итоге, закономерно обозвали "трэш" ("trash" в переводе с английского - помойка), после чего новая музыка приступила к завоеванию мира. Несмотря на то, что приоритет по части трэшевого звука, видимо, принадлежит альбому METALLICA 1983 года "Kill" Em All", за пару лет вирус разложения проник во все уголки Америки и Европы, оставив потомкам прекрасные образцы жанра в лице американцев SLAYER, MEGADETH, POSESSED, M.O.D., ANTHRAX и немцев KREATOR, SODOM и DESTRUCTION. Наиболее известным выразителем трэшевых тенденций на российской тяжелой сцене последнего десятилетия, скорее всего, являлась московская "Коррозия Металла" образца начала 90-х..
Кроме этого, в качестве трэшевых суб-жанров выделяют энгри-метал (angry metal, классика жанра - ансамбль Филлипа Ансельмо PANTERA, отличающийся особой агрессией в выборе тематики и подаче материала), спид-метал (speed metal), исполнители которого видят свою задачу в том, чтобы догнать и перегнать скорость звука (OVERKILL), техно-метал (techno metal), использующий арсенал электронной музыки в качестве элементов аранжировки (DIE KRUPPS) или ритмической основы (RAMMSTEIN).

Появление дэт-метал (death metal) на мировой тяжелой сцене обозначило дальнейшее продолжение и развитие трэшевой идеи. Центрами распространения дэт-металлической заразы стали города Тампа в американском штате Флорида (MORBID ANGEL, DEATH, DEICIDE, CANNIBAL CORPSE) и Стокгольм в Швеции (HYPOCRISY, DISMEMBER), но несмотря на наличие двух соперничающих между собой музыкальных кланов, между американскими и европейскими адептами жанра было больше сходств, чем различий.
Дэт-метал, как и все остальные экстремальные течения музыки 90-х появился в начале десятилетия как музыкальный ответ на все возрастающий экстремизм общественной жизни. Повышенная жестокость мира породила собой невероятно болезненную лирику, изобилующую детальными подробностями садистских изнасилований, убийств, пыток и расчленения трупов, а также откровенно антихристианскими мотивами. "Чистый" вокал уступил место гроулингу, яростному рычанию в микрофон, искажавшему слова до такой степени, что разобрать тексты без текстовой вкладки становилось невозможным, гитары строились на полтора-два тона ниже классического строя, на конвертах пластинок рисовались картинки, которые запрещала даже либеральная скандинавская цензура! Сходными путями шло формирование еще одного весьма популярного в начале 90-х экстремального жанра - грайндкора (grindcore), обязанного своим существованием деятельности американских хардкорщиков и английских панк-экстремалов типа CRASS и RUDIMENTARY PENIS. Адская смесь высокоскоростных и злобных компонентов породила на свет музыкальных монстров, самыми известными из которых были CARCASS и NAPALM DEATH, прославившиеся торпедными скоростями на пределе человеческих возможностей, гулко жужжащими гитарами, психопатическими вокалами, тошнотворными обложками, а также названиями пластинок типа "Феерия патолого-анатомической некрофилии".
Во второй половине 90-х годов дэт-метал вступил в фазу эволюции, продолжающуюся по сей день, что было во многом вызвано падением интереса фэнов к его "классической" форме, проявившуюся в активном слиянии дэт-металлических конструкций с другими стилями тяжелой музыки. Это привело к появлению жанра мелодик-дэт (melodic death metal), гораздо более успешного с коммерческой точки зрения, в котором гроулинговый вокал и своеобразные тексты сочетаются с мелодичными гитарными аранжировками (иногда - с двухгитарной обработкой в хэви-металлическом ключе, в чем были замечены, например, шведские дэтстеры IN FLAMES и DARK TRANQUILITY), а также появлению групп, играющих в пограничных стилях дэт-дум (death-doom), дэт-грайнд (death-grind) и дэт-блэк (death-black) и использующих в построении своих композиций и аранжировке элементы дэт-металла (в этом смысле заслуживают особого внимания итальянцы SADIST, до недавнего времени игравшие дэт-метал с джазовыми замашками!). Количество групп, продолжающих до настоящего времени исповедовать ортодоксальный дэт, крайне невелико.

Основание дум-металла (doom-metal) было заложено еще в 70-х фундаментальным творчеством BLACK SABBATH, наглядно показавшим, что играть можно не только тяжело и быстро, но и тяжело и медленно. Эта вполне здравая идея долгое время оставалась нереализованной, пока наконец в конце 80-х годов не обрела достойных воплотителей в лице PARADISE LOST, TIAMAT, MY DYING BRIDE, ANATHEMA - далее продолжить самостоятельно. Медленная и тяжелая "судьбоносная" музыка в должной мере отражала сумеречное состояние души своих создателей, создавая у слушателей готическое, торжественно-траурное настроение при помощи средств, несвойственных ранее тяжелой музыке - обилия клавишных партий, скрипок и флейт, акустических гитар, женских голосов и хоральных аранжировок вокала…. В общем, говоря словами моего хорошего знакомого, "полтора часа такой музыки - и ты выходишь в окно".
Середина прошлого десятилетия стала временем подъема скандинавской дум-сцены, деятельность которой была тесно связана с именами талантливых продюсеров Дэна Свано и Томаса Скогсберга, писавших чуть ли не половину местных музыкальных деятелей. Новые перспективы жанра были открыты классическим дум-фолк-металлическим альбомом финнов AMORPHIS "Tales Of The Thousand Lakes" 1994 года, на котором блестящая народная мелодика сочеталась со текстами из национальной финской книги сказаний "Калевала", работами шведов LAKE OF TEARS и EDGE OF SANITY "Headstones" и "Crimson" 1995 и 1996 годов соответственно (последние вообще умудрилась соорудить сорокаминутную дэт-думовую метал-оперу). "Инструментальная демократия", изначально заложенная в рамках стиля, позволяет музыкантам находить все новые средства самовыражения в границах одного и того же жанра и не повторяться. С этой точки зрения, дум-метал стал одним из наиболее перспективных стилей экстремальной музыки, не потерявшим актуальности до сих пор за счет активных мультистилевых экспериментов и тяготения к академическим формам.
"Облегченная" версия дум-металла носит наименование атмосферик-дум (atmospheric doom) (аналогично для блэк-металла - атмосферик-блэк (atmospheric black)) и отличается от ортодоксального дума (блэка) не столь интенсивным звучанием, выдвинутым на передний план клавишным звуком, сложной аранжировкой и красивой, иногда вполне коммерческой мелодикой.

Блэк-метал (black metal) - пожалуй, наиболее злостное порождение тяжелой музыки, зашедшее дальше всех в деле пропаганды собственных идей и мировоззрений, причем как на сцене, так и вне ее.
Современный блэк-метал формировался на протяжении двух десятилетий - краеугольный камень в постройку был заложен английским трио VENOM, выпустившим еще в 1982 году пластинку под названием "Black Metal". Несмотря на то, что VENOM образца 1982 года исполнял агрессивный хэви, находясь очень далеко от манеры игры современных блэкстеров, группа преуспела в формировании идеологии будущих крашеных антихристов, исполняя на концертах проникновенные гимны сатане и прочим чертям, от которых впадали в ступор даже атеисты. Следующая ступень в развитии блэк-металлической идеи была связана с командами CELTIC FROST и BATHORY, экспериментировавшими с черно-мистической тематикой (перераставшей у BATHORY в откровенный сатанизм) и заоблачными скоростями. Однако если CELTIC FROST к концу своего существования эволюционировала в арт-металлическую формацию, то BATHORY на пороге 90-х вполне можно было назвать сложившейся прото-блэковой группой, сочетавшей в себе антихристианскую риторику, неразборчиво орущий вокал, гиперкинетическую ритм-секцию и суровое качество записи.
Первая волна блэка поднялась в Норвегии, где в начале 90-х годов сложилась сильная андеграундная сцена в лице MAYHEM, BURZUM и DARKTHRONE. Отличительной чертой стиля стала ориентация на предельно грубый и экстремальный звук. На смену риффам пришли заимствованные из грайндкора бласт-биты, технический прием, позволяющий извлекать из гитары скоростную лавину предельно плотного звука, вокал приобрел разрывающе-кричащие интонации. Картину дополняли тексты, проклинавшие христианство и воспевавшие красоту суровой северной природы, а также непременная боевая раскраска лица в черно-белые цвета (корпспэйнт) и неудержимая страсть музыкантов к фотографированию на фоне древнего оружия викингов и поджогам церквей.
Необычность и экстремальность жанра вызвали к жизни массу примеров для подражания, и с середины 90-х можно говорить о начале глобальной моды на блэк. Правда, в исполнении подобной музыки отличилсь, в основном, опять-таки скандинавы: стоит упомянуть впечатляющий состав SATYRICON, а также сольные работы Сатира, в числе которых прекрасные фолк-металлические проекты STORM и VONGRAVEN, "викинг-метал"-формацию ENSLAVED, талантливых IMMORTAL, а также совершенно безбашенных финнов IMPALED NAZARENE, про которых нельзя сказать ничего, кроме "злые чумовые сатанисты". В настоящее время идет процесс выхода на мировую сцену блэк-металлических формаций из России и стран СНГ (SATARIAL, NOCTURNAL MORTEM).

Нью-метал (nu-metal) - собирательное понятие, появившееся за последние несколько лет благодаря творчеству команд типа MARYLIN MANSON, LIMP BIZKIT и иже с ними и служащее для обозначения их предельно коммерческой музыкальной деятельности, ориентированной на преимущественно подростковую аудиторию. Название "нью-метал" как правило, указывает на внешнее сходство подобных групп с ортодоксальным металлом (использование тяжелого звука и отдельных металлических аранжировочных элементов, атрибутики, грима и так далее), поскольку подлинные корни "нью-металла" следует искать не в металле, а в традициях американского глэма, фанка и хип-хопа. В настоящее время наблюдается активный процесс его деления на суб-жанры, количество которых постоянно растет. Непосредственное отношение к "новой американской" тяжелой музыке имеют рэпкор (rap-core), культивирующий смешение ритмики агрессивного фанка и хардкора со свойственными рэп-культуре техническим арсеналом и речитативными вокальными партиями (LIMP BIZKIT, LINKIN PARK, CRAZY TOWN), фанк-кор (funk-core), отличающийся сильным креном в сторону прогрессивной фанк-музыки, классического рока и менее агрессивной подачей материала (INCUBUS, PAPA ROACH), а также так называемый "new school punk" (панк-рок новой формации), представляющий собой вариации на тему поп-панка, усердно культивируемого звукозаписывающими компаниями типа Epitaph и группами типа GREEN DAY, OFFSPRING и BLINK 182 (стоит напомнить, что некоммерческий металлизированный панк-рок носит наименование кроссовер (crossover), восходящее к альбому "Crossover" 1987 года американской группы D.R.I.).
Что тут можно сказать… Всех денег все равно не заработаешь, но стремиться к этому надо - только какое отношение все это имеет к металлу?

Журнал "Бумеранг", февраль, март, апрель 2002.


Рецензии