Клавиши
Или не воображаемый?
Или ... имеющий?
Вот, Девид ...
теперь ты узнаешь почему я не стала
не стала музыкантом
(как и в последствии много кем не стала)
сначала я не стала пианисткой - это единственное, чего я истово хотела
там, в детстве
только играть.
может быть, еще петь?
хотя, конечно, были еще и книги, потом
и я играла. музыка и клавиши помогли мне выжить там, где выжить было почти невозможно
для меня - не возможно
видимо, сложно понять - в чем, собственно, проблема
проблем было немало
но ключевая была в отце
с его очень непростыми - но очень жесткими, хорошо обоснованными рамками
и представлениями о жизни и всём-всём-всём
которые он недрогнувшей рукой и с недюжинной волей транслировал на всех и вся
шаг влево, шаг вправо - расстрел
ну чуточку преувеличиваю. но только чуточку
в этом реестре категорически не было прописано никакой музыки, никаких музыкальных занятий
впрочем и еще многих жизненно необходимых для меня пунктов ...
не прописано и логически обосновано
но!
моя мама, дитя военного времени и борьбы за светлое коммунистическое
будущее, однако женщина чувствующая, оказалась тут слабым звеном
не смогла противостоять моему Желанию.
фактически я вынудила её на преступление. семейное)
в страшной тайне от отца
вынудила и она отвела меня к женщине, которая давала бесплатные уроки игры на пианино в маленькой комнате при пункте проката всякого разного, в том числе и музыкальных инструментов.
отец очень много работал и некоторый зазор для маневра у нас таки был)
да, Дэвид, был такой казус в давние времена ... пункт проката и при нем - бесплатные уроки музыки
потом гораздо и гораздо позже уже я думала
вспоминала
и не нашла больше ни одного случая, кроме этого, когда я смогла пересилить свою детскую судьбу в родительском доме
по-настоящему пересилить, пересилить двух взрослых людей, от которых полностью зависела
был же реестр про всё-всё-всё, если вы не забыли
пункт "желания" там тоже отсутствовал и тоже с логическими обоснованиями и мерами пресечения
и я играла (сначала - втайне от папы), а потом меня с удовольствием взяли и в школу ...
по настоянию той самой женщины, моей первой учительницы, мама меня туда отвела на прослушивание
взяли в середине учебного года, вопреки правилам
музыкальная школа - это уже некий реальный статус, а не какое-то глупое желание
начатое дело нужно доводить до конца
это в реестре как раз было прописано)
так что даже папа это со скрипом принял. и у меня появился дома инструмент, купленный у соседей за 40 рублей.
по странному стечению обстоятельств, это оказалось фортепиано "Пенза"
почему Пенза? какая Пенза ...
но фортепиано обладало удивительно чистым и глубоким звучанием
мне было с чем сравнивать
далеко не всякий рояль из тех, что я пробовала и до, и после, так звучал - а моя обычная тривиальная "Пенза" - звучала
у нас с ней образовалась настоящая любовь
трудная ("Пенза" была жестковата для моих рук), но настоящая
Дэвид, гораздо позже я поняла, как много нужно человеку еще, чтобы быть музыкантом, чтобы суметь сделать это своей профессией.
в детстве я была уверена: только играть и только чувствовать музыку и быть ей преданной.
у меня было и то, и другое.
за это моя учительница по специальности обожала меня, наверное как никто до неё в моей недлинной жизни ...
она сделала для меня всё, что могла
потратила много сил, чтобы вывести из меня некоторую безалаберность и безответственность, сумела научить меня тому, что музыка этого не переносит
и показать - почему
даже больше сделала, составив мне позже протекцию для поступление в музучилище с прицелом на консерваторию
музыкальную школу я окончила с отличием и протекция была чистой формальностью по сути
она просто хотела чтобы меня посмотрела преподавать-пианистка с консерваторским образованием
у меня еще немного получалось и то, и это ... и всё казалось не важным, кроме клавиш
(которые я однажды хотела бросить: очень уж бывало холодно зимой; так холодно, что руки умирали, я не могла играть. руки не шевелились, это было непереносимо просто и так половину года, такая там была зима).
но меня насильно не выпустили.
ха! мы же забыли о реестре. какие там "бросить"
начатое дело нужно доводить до конца.
и тут Тамара Борисовна нашла, как ни странно, серьезную поддержку, откуда не ждали)
меня взяли в клещи и начали ... лечить меня гаммами
и этюдами
на мелкую технику
Дэвид, не отвлекайся, потом посмотришь, что такое гаммы и что такое этюды.
результат оказался очень странным: никто лучше меня в нашей школе не играл гаммы и этюды. все их ненавидели и в основном играть отказывались, всячески отлынивая и таская домой двойки
но я на собственном трудном опыте осознала, что же дают пианисту гаммы и этюды
потому позже уже пахала над ними от души
так что Тамара Борисовна начала водить на мои уроки маленькие экскурсии из преподавателей и иногда учеников, стараясь одновременно приучить меня к слушателям.
я научилась играть все виды гамм, какие только бывают, во всех видах и сочетаниях
это оказалось даже красиво и очень разнообразно
кто бы мог подумать ... я их полюбила
Но! гроза была не за горами
***
когда я сказала, что после восьмого класса пойду в музучилище, а потом уеду поступать в Ленинградскую консерваторию, папа затаился на время, потому как понял, что простым запретом тут вопрос не решить уже
я пыталась вырваться из реестра, да еще имела весомое обоснование на руках: школу с отличием, хорошую выпускную программу, рекомендацию от педсовета школы и удачное пробное прослушивание
это было серьезно уже
(мама сводила меня на предварительное прослушивание в музучилище. преподаватель тамошний очень сомневалась, проверив мои руки, но я играла - сомнения улетучились, и она дала добро)
потом, Дэвид
мой отец
который в то время знал меня лучше, чем я сама
решил со мной поговорить.
он сказал:
я знаю, ты любишь музыку, и ты хочешь стать пианисткой. хоть мне это и не понятно.
мне кажется, что у тебя математический склад ума, и ты будешь неплохим инженером, хоть и не блестящим
(Дэвид, этот вопрос он знал досконально, уж поверь мне, и мы его неоднократно обсуждали до того. так, отвлеченно).
скажи мне, приносит ли пользу средний инженер?
Дэвид ... я была очень вдумчивой девочкой
я подумала и сказала: да.
средний инженер приносит пользу. идеям нужно воплощение, без средних инженеров его и не будет. кто-то рождает идеи, а кто-то трудится над их реализацией
и те, и другие необходимы
он сказал: согласен.
а средний музыкант?
...
Дэвид. я не могла солгать. он меня .. поймал
я совершенно точно знала: средний музыкант приносит вред.
непоправимый вред, никто никогда не сможет исправить рубцы неуслышанных звуков.
и отец знал об этой моей слабости и максимализме ...
средний музыкант, я уже видела и слышала таких
такой который не живёт, который приходит просто на работу, у которого не разбивается сердце и ум, когда он опускает пальцы на клавиши, который не забывает себя и весь остальной мир
остается только исполнитель, слушатели и Музыка
чтобы тот, кто пришел слушать, - узнал звуки души.
таких я тоже слышала
тот средний, который не будет часами отрабатывать один самый трудный пассаж только для того, чтобы потом забыть его и просто спеть собой всё от начала и до конца и Музыка не пострадала ни единым сбоем пальцев
не будет. ему будет лень и найдутся другие дела
средний музыкант, для которого есть "и так сойдет, никто не заметит"
он приносит вред миру, когда простой, обычный человек приходит в первый раз на концерт и ...
слышит среднего исполнителя
и не понимает, почему его не тронуло
уходит со своего первого концерта классической музыки, унося с собой уверенность, что это не для него
унося в душе, а не в рассудке
Дэвид, я тогда еще не знала - кто это: "средний музыкант".
"средний" тогда - это такой, который не слышит и не может звучать собой и оскорбляет своей игрой мой болезненный слух и восприятие.) наносит непоправимый урон Музыке
максимализм
я уже знала хорошо образованную местного разлива пианистку (например. это близко),
номинанта конкурсов и т.п, музыка которой была совершенно мертвой и пустой.
совершенно.
безупречно техничной. и мертвой. Дэвид, мне иногда хотелось её убить. был такой за мной грешок в юности ... склонность к радикальности
и многое другое слышала, разное ...
я была (по счастливому случаю!) на одном их последних концертов Рихтера, когда плохой, трудный зал к концу первого отделения боялся дышать слишком громко - так околдовал всех это уже старый и больной человек, игравший один на сцене
подозреваю, что в том зале многие даже фамилии такой не знали до этого вечера
это была совершенно не музыкальная публика
малоизвестные даже мне произведения. никакого конферанса, никакого сопровождения.
Только Рихтер, рояль и свеча. и Музыка.
он загипнотизировал собой весь зал, для которого это был просто статусный поход на заезжую знаменитость
подозреваю, что для многих из них кое-что поменялось после этого
Дэвид, я сказала ...
средний музыкант, папа, приносит вред.
только талантливый музыкант несет музыку и достоин её
он спросил ... спросил, а ты считаешь себя талантливой?
...
знаешь, Дэвид, это была чистой воды манипуляция
я никогда не думала об этом, я считала себя обычной.
сознание было перегружено совсем другими проблемами
и он это знал
просто я не могла не играть, не могла не слышать. я чувствовала себя живой, когда играла
знание, что это будет со мной и завтра и дальше, давало мне силы жить
талантлива я или нет?
по логике вещей, раз я не знаю ... значит нет?
и именно я буду наносить этот непоправимый урон, если стану пианисткой??
именно я ...
может быть, он был прав
раз я дрогнула и отступила
я сказала: нет. не думаю, что я талантлива...
***
так, Дэвид, я отказалась от своей души впервые по-настоящему сознательно.
отказала ей в праве жить в настоящем.
сомнение, грамотно направленное, серьезная сила
он еще многое говорил, разумного, обоснованного ...
он это великолепно умел: убеждать, аргументировать
в этом случае, и в других
когда понимал, что давлением вопрос не решить
иногда мне казалось, что он запросто убедит глядящего на белый лист человека, что лист черный. стоит только следовать его логическим выкладкам
и я слушала.
я слушала.
и соглашалась
тогда я приняла свою смерть. это действительно было как умереть
мне было всего 15-ть, из них 7 я прожила благодаря отчасти только музыке и вере, что она всегда будет со мной. хотя бы Музыка и мои любимые клавиши ...
так что да
еще одна смерть
одна из многих.
Дэвид, я же не знала тогда своего главного таланта.
и что это действительно не музыка, хотя .... так близко и так похоже
Свидетельство о публикации №209022200048
А как узнать, средний ты, или крайний? Только попробовать. Больше никак.
Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть.
Михаил Сидорович 06.08.2018 23:03 Заявить о нарушении
А музыка ... в чем ее прелесть - если ее выбрал (или она выбрала тебя) она никуда из жизни не денется. Кем бы ты ни работал.
Средний музыкант тоже - как оказалось позже - способен приносить пользу.
И огромную.
Отца можно понять, он заботился о моём будущем по своему разумению.
Смог путем манипуляций, давления и убеждения заставить меня свернуть - значит так оно и нужно было провидению.
Южный Ветер 06.08.2018 23:20 Заявить о нарушении
Потом я занимался в театральной студии. Понял азы системы Станиславского, что мне потом очень пригодилось в больничных капустниках на Новый год и в Дни Медика. Очень было приятно, когда весь вечер люди подходят, один за другим,и благодарят тебя с некоторым удивлением и восхищением.
Но в театральной студии я понял и то, как трудно отказываться от своей личности и принимать чужую. И вообще моё ли это - театр.
Если что-то в нашей жизни произошло, значит, на то были какие-то причины.
Михаил Сидорович 07.08.2018 06:58 Заявить о нарушении
Не просто так же всему этому учились на востоке. В том числе и воины.
Южный Ветер 07.08.2018 07:20 Заявить о нарушении
А в техническом вузе получила просто неоценимую школу, во многих смыслах. И это хоть и не таком ракурсе, как предполагали родители, но всё же помогло мне выжить в те времена, когда мне-музыканту, скорее всего, было бы не выжить.
Именно там я поняла, что могу научиться практически всему, чем только может понадобиться, к чему вынудит жизнь или просто что стало интересным.
Отец тогда сказал: как бы ни развивался мир и наше общество, какие бы его перипетии не ожидали, в нем всегда будут нужны учителя, врачи и инженеры. Обосновал, привел исторические примеры .. короче, хорошо подготовился.)
Профессия врача (а мысль и такая у меня была) и учителя была в отношении меня отметена. По причине моей избыточной впечатлительности и эмоциональности. А это грозило слишком быстрым профессиональным выгоранием (т.е. пшиком в профессиональном смысле на выходе). Ну и по нескольким другим тоже ...
Оба родителя были инженерами и оба вобщем-то незаурядными. Способности к точным наукам у меня - тоже наблюдались. Потому судьба была решена.)
А инженер получился так себе, потому что выяснилось, что способности к точным наукам и инженерное мышление это тоже разные штуковины.
Южный Ветер 07.08.2018 07:40 Заявить о нарушении
С таким же наслаждением я копаю, полю, стригу газон. Главное, делать всё быстро, но не спеша и тщательно. Тогда любая работа приносит наслаждение.
Где-то на втором курсе мед института, я очень пожалел о своём выборе. Я ведь очень любил историю. Просто ощущал себя предателем, непонятно зачем погубившим свою мечту.
Но оказалось, я ничего не потерял, став врачом.
Михаил Сидорович 07.08.2018 16:47 Заявить о нарушении
Кроме того времени короткого, когда мне довелось работать вахтером по скользящему графику.)) Потому что я временами путала дни недели.
Приступы пространственно-временного кретинизма, трудно поддающиеся купированию.)
Южный Ветер 07.08.2018 21:21 Заявить о нарушении