Клавиши

* Дэвид: воображаемый слушатель, слушатель в сети, не имеющий физического воплощения.
Или не воображаемый?
Или ... имеющий?


Вот, Девид ...
теперь ты узнаешь почему я не стала
не стала музыкантом
(как и в последствии много кем не стала)

сначала я не стала пианисткой - это единственное, чего я истово хотела
там, в детстве
только играть.
может быть, еще петь?
хотя, конечно, были еще и книги, потом

и я играла. музыка и клавиши помогли мне выжить там, где выжить было почти невозможно
для меня - не возможно

видимо, сложно понять - в чем, собственно, проблема
проблем было немало
но ключевая была в отце
с его очень непростыми - но очень жесткими, хорошо обоснованными рамками
и представлениями о жизни и всём-всём-всём
которые он недрогнувшей рукой и с недюжинной волей транслировал на всех и вся
шаг влево, шаг вправо - расстрел
ну чуточку преувеличиваю. но только чуточку

в этом реестре категорически не было прописано никакой музыки, никаких музыкальных занятий
впрочем и еще многих жизненно необходимых для меня пунктов ...
не прописано и логически обосновано

но!
моя мама, дитя военного времени и борьбы за светлое коммунистическое
будущее, однако женщина чувствующая, оказалась тут слабым звеном
не смогла противостоять моему Желанию.

фактически я вынудила её на преступление. семейное)
в страшной тайне от отца
вынудила и она отвела меня к женщине, которая давала бесплатные уроки игры на пианино в маленькой комнате при пункте проката всякого разного, в том числе и музыкальных инструментов.
отец очень много работал и некоторый зазор для маневра у нас таки был)
да, Дэвид, был такой казус в давние времена ... пункт проката и при нем - бесплатные уроки музыки

потом гораздо и гораздо позже уже я думала
вспоминала
и не нашла больше ни одного случая, кроме этого, когда я смогла пересилить свою детскую судьбу в родительском доме
по-настоящему пересилить, пересилить двух взрослых людей, от которых полностью зависела
был же реестр про всё-всё-всё, если вы не забыли
пункт "желания" там тоже отсутствовал и тоже с логическими обоснованиями и мерами пресечения

и я играла (сначала - втайне от папы), а потом меня с удовольствием взяли и в школу ...
по настоянию той самой женщины, моей первой учительницы, мама меня туда отвела на прослушивание
взяли в середине учебного года, вопреки правилам

музыкальная школа - это уже некий реальный статус, а не какое-то глупое желание
начатое дело нужно доводить до конца
это в реестре как раз было прописано)
так что даже папа это со скрипом принял. и у меня появился дома инструмент, купленный у соседей за 40 рублей.

по странному стечению обстоятельств, это оказалось фортепиано "Пенза"
почему Пенза? какая Пенза ...
но фортепиано обладало удивительно чистым и глубоким звучанием
мне было с чем сравнивать
далеко не всякий рояль из тех, что я пробовала и до, и после, так звучал - а моя обычная тривиальная "Пенза" - звучала
у нас с ней образовалась настоящая любовь
трудная ("Пенза" была жестковата для моих рук), но настоящая

Дэвид, гораздо позже я поняла, как много нужно человеку еще, чтобы быть музыкантом, чтобы суметь сделать это своей профессией.
в детстве я была уверена: только играть и только чувствовать музыку и быть ей преданной.
у меня было и то, и другое.
за это моя учительница по специальности обожала меня, наверное как никто до неё в моей недлинной жизни ...

она сделала для меня всё, что могла
потратила много сил, чтобы вывести из меня некоторую безалаберность и безответственность, сумела научить меня тому, что музыка этого не переносит
и показать - почему

даже больше сделала, составив мне позже протекцию для поступление в музучилище с прицелом на консерваторию

музыкальную школу я окончила с отличием и протекция была чистой формальностью по сути
она просто хотела чтобы меня посмотрела преподавать-пианистка с консерваторским образованием

у меня еще немного получалось и то, и это ... и всё казалось не важным, кроме клавиш
(которые я однажды хотела бросить: очень уж бывало холодно зимой; так холодно, что руки умирали, я не могла играть. руки не шевелились, это было непереносимо просто и так половину года, такая там была зима).

но меня насильно не выпустили.
ха! мы же забыли о реестре. какие там "бросить"
начатое дело нужно доводить до конца.
и тут Тамара Борисовна нашла, как ни странно, серьезную поддержку, откуда не ждали)
меня взяли в клещи и начали ... лечить меня гаммами
и этюдами
на мелкую технику

Дэвид, не отвлекайся, потом посмотришь, что такое гаммы и что такое этюды.

результат оказался очень странным: никто лучше меня в нашей школе не играл гаммы и этюды. все их ненавидели и в основном играть отказывались, всячески отлынивая и таская домой двойки
но я на собственном трудном опыте осознала, что же дают пианисту гаммы и этюды
потому позже уже пахала над ними от души

так что Тамара Борисовна начала водить на мои уроки маленькие экскурсии из преподавателей и иногда учеников, стараясь одновременно приучить меня к слушателям.
я научилась играть все виды гамм, какие только бывают, во всех видах и сочетаниях
это оказалось даже красиво и очень разнообразно
кто бы мог подумать ... я их полюбила

Но! гроза была не за горами

***

когда я сказала, что после восьмого класса пойду в музучилище, а потом уеду поступать в Ленинградскую консерваторию, папа затаился на время, потому как понял, что простым запретом тут вопрос не решить уже
я пыталась вырваться из реестра, да еще имела весомое обоснование на руках: школу с отличием, хорошую выпускную программу, рекомендацию от педсовета школы и удачное пробное прослушивание
это было серьезно уже

(мама сводила меня на предварительное прослушивание в музучилище. преподаватель тамошний очень сомневалась, проверив мои руки, но я играла - сомнения улетучились, и она дала добро)

потом, Дэвид
мой отец
который в то время знал меня лучше, чем я сама
решил со мной поговорить.

он сказал:
я знаю, ты любишь музыку, и ты хочешь стать пианисткой. хоть мне это и не понятно.
мне кажется, что у тебя математический склад ума, и ты будешь неплохим инженером, хоть и не блестящим
(Дэвид, этот вопрос он знал досконально, уж поверь мне, и мы его неоднократно обсуждали до того. так, отвлеченно).
скажи мне, приносит ли пользу средний инженер?

Дэвид ... я была очень вдумчивой девочкой
я подумала и сказала: да.
средний инженер приносит пользу. идеям нужно воплощение, без средних инженеров его и не будет. кто-то рождает идеи, а кто-то трудится над их реализацией
и те, и другие необходимы

он сказал: согласен.
а средний музыкант?

...

Дэвид. я не могла солгать. он меня .. поймал

я совершенно точно знала: средний музыкант приносит вред.
непоправимый вред, никто никогда не сможет исправить рубцы неуслышанных звуков.
и отец знал об этой моей слабости и максимализме ...

средний музыкант, я уже видела и слышала таких
такой который не живёт, который приходит просто на работу, у которого не разбивается сердце и ум, когда он опускает пальцы на клавиши, который не забывает себя и весь остальной мир
остается только исполнитель, слушатели и Музыка
чтобы тот, кто пришел слушать, - узнал звуки души.
таких я тоже слышала

тот средний, который не будет часами отрабатывать один самый трудный пассаж только для того, чтобы потом забыть его и просто спеть собой всё от начала и до конца и Музыка не пострадала ни единым сбоем пальцев
не будет. ему будет лень и найдутся другие дела
средний музыкант, для которого есть "и так сойдет, никто не заметит"

он приносит вред миру, когда простой, обычный человек приходит в первый раз на концерт и ...
слышит среднего исполнителя
и не понимает, почему его не тронуло
уходит со своего первого концерта классической музыки, унося с собой уверенность, что это не для него
унося в душе, а не в рассудке

Дэвид, я тогда еще не знала - кто это: "средний музыкант".
"средний" тогда - это такой, который не слышит и не может звучать собой и оскорбляет своей игрой мой болезненный слух и восприятие.) наносит непоправимый урон Музыке
максимализм

я уже знала хорошо образованную местного разлива пианистку (например. это близко),
номинанта конкурсов и т.п, музыка которой была совершенно мертвой и пустой.
совершенно.
безупречно техничной. и мертвой. Дэвид, мне иногда хотелось её убить. был такой за мной грешок в юности ... склонность к радикальности

и многое другое слышала, разное ...
я была (по счастливому случаю!) на одном их последних концертов Рихтера, когда плохой, трудный зал к концу первого отделения боялся дышать слишком громко - так околдовал всех это уже старый и больной человек, игравший один на сцене
подозреваю, что в том зале многие даже фамилии такой не знали до этого вечера
это была совершенно не музыкальная публика

малоизвестные даже мне произведения. никакого конферанса, никакого сопровождения.
Только Рихтер, рояль и свеча. и Музыка.

он загипнотизировал собой весь зал, для которого это был просто статусный поход на заезжую знаменитость
подозреваю, что для многих из них кое-что поменялось после этого

Дэвид, я сказала ...
средний музыкант, папа, приносит вред.
только талантливый музыкант несет музыку и достоин её

он спросил ... спросил, а ты считаешь себя талантливой?

...

знаешь, Дэвид, это была чистой воды манипуляция

я никогда не думала об этом, я считала себя обычной.
сознание было перегружено совсем другими проблемами
и он это знал

просто я не могла не играть, не могла не слышать. я чувствовала себя живой, когда играла
знание, что это будет со мной и завтра и дальше, давало мне силы жить

талантлива я или нет?
по логике вещей, раз я не знаю ... значит нет?
и именно я буду наносить этот непоправимый урон, если стану пианисткой??
именно я ...

может быть, он был прав
раз я дрогнула и отступила

я сказала: нет. не думаю, что я талантлива...

***

так, Дэвид, я отказалась от своей души впервые по-настоящему сознательно.
отказала ей в праве жить в настоящем.
сомнение, грамотно направленное, серьезная сила

он еще многое говорил, разумного, обоснованного ...
он это великолепно умел: убеждать, аргументировать
в этом случае, и в других
когда понимал, что давлением вопрос не решить
иногда мне казалось, что он запросто убедит глядящего на белый лист человека, что лист черный. стоит только следовать его логическим выкладкам

и я слушала.
я слушала.
и соглашалась

тогда я приняла свою смерть. это действительно было как умереть
мне было всего 15-ть, из них 7 я прожила благодаря отчасти только музыке и вере, что она всегда будет со мной. хотя бы Музыка и мои любимые клавиши ...
так что да
еще одна смерть
одна из многих.

Дэвид, я же не знала тогда своего главного таланта.
и что это действительно не музыка, хотя .... так близко и так похоже


Рецензии
Средний инженер, средний врач, средний дворник все приносят пользу. Средние режиссёры, средние писатели, средние музыканты - вред.

А как узнать, средний ты, или крайний? Только попробовать. Больше никак.

Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть.

Михаил Сидорович   06.08.2018 23:03     Заявить о нарушении
Ну вот я и попробовала. Инженер из меня действительно оказался пусть не плохой - но явно средний. И даже врядли полезный.
А музыка ... в чем ее прелесть - если ее выбрал (или она выбрала тебя) она никуда из жизни не денется. Кем бы ты ни работал.
Средний музыкант тоже - как оказалось позже - способен приносить пользу.
И огромную.
Отца можно понять, он заботился о моём будущем по своему разумению.
Смог путем манипуляций, давления и убеждения заставить меня свернуть - значит так оно и нужно было провидению.

Южный Ветер   06.08.2018 23:20   Заявить о нарушении
Мнея тоже свернули с непрактичного и бесполезного театра на полезную медицину. Я не жалею. Во первых, не знаю, что получилось бы. Во-вторых, жалеть - самое бесполезное занятие.

Потом я занимался в театральной студии. Понял азы системы Станиславского, что мне потом очень пригодилось в больничных капустниках на Новый год и в Дни Медика. Очень было приятно, когда весь вечер люди подходят, один за другим,и благодарят тебя с некоторым удивлением и восхищением.
Но в театральной студии я понял и то, как трудно отказываться от своей личности и принимать чужую. И вообще моё ли это - театр.
Если что-то в нашей жизни произошло, значит, на то были какие-то причины.

Михаил Сидорович   07.08.2018 06:58   Заявить о нарушении
И музыка, и поэзия, и актерское мастерство, и писательство, .. что еще каллиграфия, живопись, всё то, что признано занятиями искусством, мне кажется, дают человеку гораздо больше для развития и гармонизации его самого и его отношений с миром, чем только лежащие на поверхности, легко видимые следствия.
Не просто так же всему этому учились на востоке. В том числе и воины.

Южный Ветер   07.08.2018 07:20   Заявить о нарушении
Я тоже не жалею, что так получилось. что я не стала музыкантом. Тем более, что теперь вот уже имею возможность всё равно быть в музыке и заниматься тем, что мне нравится.
А в техническом вузе получила просто неоценимую школу, во многих смыслах. И это хоть и не таком ракурсе, как предполагали родители, но всё же помогло мне выжить в те времена, когда мне-музыканту, скорее всего, было бы не выжить.
Именно там я поняла, что могу научиться практически всему, чем только может понадобиться, к чему вынудит жизнь или просто что стало интересным.
Отец тогда сказал: как бы ни развивался мир и наше общество, какие бы его перипетии не ожидали, в нем всегда будут нужны учителя, врачи и инженеры. Обосновал, привел исторические примеры .. короче, хорошо подготовился.)
Профессия врача (а мысль и такая у меня была) и учителя была в отношении меня отметена. По причине моей избыточной впечатлительности и эмоциональности. А это грозило слишком быстрым профессиональным выгоранием (т.е. пшиком в профессиональном смысле на выходе). Ну и по нескольким другим тоже ...
Оба родителя были инженерами и оба вобщем-то незаурядными. Способности к точным наукам у меня - тоже наблюдались. Потому судьба была решена.)
А инженер получился так себе, потому что выяснилось, что способности к точным наукам и инженерное мышление это тоже разные штуковины.

Южный Ветер   07.08.2018 07:40   Заявить о нарушении
Сегодня у меня выходной. Я с огромным удовольствием поработал над старой Тойотой, которую мы отдали своему сыну. Он уехал работать за границу и машина около года стояла без движения. Аккумулятор сдох. Вся машина заросла пылью до полной непрозрачности стёкол. Подсели камеры. Я с огромным наслаждением мыл её, искал ключи и документы, менял аккумулятор. Привёл её в божеский вид. Проехался, тело вспомнило давно забытые ощущения. Это кайф.

С таким же наслаждением я копаю, полю, стригу газон. Главное, делать всё быстро, но не спеша и тщательно. Тогда любая работа приносит наслаждение.

Где-то на втором курсе мед института, я очень пожалел о своём выборе. Я ведь очень любил историю. Просто ощущал себя предателем, непонятно зачем погубившим свою мечту.

Но оказалось, я ничего не потерял, став врачом.

Михаил Сидорович   07.08.2018 16:47   Заявить о нарушении
Я подозреваю, что из Вас получился хороший врач.

Южный Ветер   07.08.2018 21:11   Заявить о нарушении
В принципе, мне по сути тоже грех жаловаться.) Потому что на всех работах, где мне довелось работать, мною были довольны..
Кроме того времени короткого, когда мне довелось работать вахтером по скользящему графику.)) Потому что я временами путала дни недели.
Приступы пространственно-временного кретинизма, трудно поддающиеся купированию.)

Южный Ветер   07.08.2018 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.