Диспут

     Озаботившись опасными тенденциями в так называемой, интимной области, среди старшеклассников, учительница решила не обходить ложным молчанием эту сложную проблему. Рискнула выйти на открытый разговор со школьниками своего класса.
Бесстрашно заявила тему разговора, повела тему. Рассказала о многих примерах счастливой жизни в браке, целомудрии известных людей. О состоявшихся судьбах многих знаменитостей порадовавших собой не только человечество, но и прославивших своих родителей.
Неожиданно, воспользовавшись небольшой паузой, в её речь внедрилась одна из школьниц:

     Школьница (пренебрежительно): - Какие дети, Светлана Петровна? Зачем они? Вы же знаете, как все стали жить теперь.
     Другая (поддерживая первую): - Конечно. Нищету плодить!
     Учительница (обезкураженно): - Как же? Зачем тогда вообще брак?
     Вторая: - Мы и не хотим его. Кому он нужен? И так можно.
 - Лучше даже, - поддержала её первая, Учащиеся захохотали.
     Учительница (совсем растерялась): - Вы что, вообще против брака?
     Третья (полемизируя с первой и второй): - Что вы за всех то, здесь выступаете?..

     Поднялся в классе шум, спор, между учащимися.
     Третья (продолжает): - Каждая из вас, «смелых», в тайне, хочет и сейчас за кого-нибудь выйти замуж. Выпендриваетесь тут перед всеми... Зачем вообще тогда здесь сидеть и разговаривать? Посмотрите журналы то!.. Все модели, поп-звезды, одна за другой замуж выходят и детей рожают. Тоже, как вы, поначалу кричали, рисовались...
     Опять поднялся шум. Класс разделился уже на две разные стороны.
     Первая (защищаясь): - А чего я то? Я в принципе «за».
     Вторая (настаивая на своем): - Конечно, так положено. Для удобства, внутреннего и внешнего, для комфорта. Чтобы не шататься, не искать. Не известно, на какого нападешь, а тут рядом всегда. Безопасно.
     Многие опять поддержали её смехом.
     Ученик (негромко): - Что вы хохмите? Это – серьёзная тема. Как бы вы появились на свет, сидели бы вот здесь? Eсли бы не было семьи?
     Третья (помогает ему): - Семья - хорошо. Один другому  помогает. Муж делать что-нибудь тяжёлое. Жена убирать, готовить. Вдвоём легче.
     Четвертая: - Муж для чего нужен?.. Деньги зарабатывать!
Все опять смеются.
     Вторая (смеясь, возражает, подстёгивая веселье): Да это и любовник, деньги даёт. Некоторые даже больше мужей!
     Общий хохот.
     Учительница (еле пробивается): - А по-серьезному! Это - всё?!.. Только деньги и удовольствия?..
     Смех понемногу затих.
     Учительница спокойно продолжает:
- Только деньги, плотский зов, и всё?.. Учащиеся несколько растерялись.       
     Учительница вновь спрашивает их:
- Этот инстинкт, который более всего волнует, некоторых из вас, он для чего человеку дан?.. - сама же подсказывает умолкшим ученикам. - Для удовольствий только?..
     Вторая (не сомневаясь в своем мнении): - Да-а!..
     Учительница: - А я убеждена в другом. Он для продолжения рода существует.
     В классе возник сдержанный гомон разброда. Учащиеся негромко начали спорить друг с другом. 
     Учительница не обращая внимание на это, продолжает:
- Люди исхитрились не исполнять его главного предназначения. Не рожать и растить детей, не нести обязанности за него, а только получать удовольствия. Но это же – преступление против Замысла о человеке. В него входят не только наши возможности, данные нам, но и наши обязанности за использование их, действия наши.

     Дав время для усвоения сказанного ученикам, учительница продолжила:

 - Если идти дальше путем нарушений процессов, в первую очередь духовных, то мы сами низводим себя на более низшую стадию творений земных – на уровень зверей. И даже ниже. Те такое не совершают, а если делают, то в большей степени беря пример с нас, как это делают одомашненные нами животные.
     Длительная пауза размышлений была нарушена любительницей легких правил:
     Первая (громко): - Ну да, чтобы быть человеком. Нужно только рожать и вкалывать как папа Карло! Некоторые прыснули смехом.
     Учительница (спокойно): - Не только. Много, очень много радостей дано человеку. Хороших. Светлых.
     Четвертая ученица: - Роды и работа интересная, сами, ведь - в радость.
     Учительница.  - Правильно. В хорошем коллективе, дружном, в семье… В чем они, радости?
     Второй ученик:  - Вместе делать что-нибудь, отдыхать, ездить куда-нибудь… Веселее, интереснее вдвоем.

     Вторая (возражая): - Ну и к чему пришли?.. Опять к тем же удовольствиям!.. А нам ещё веселей! В компашке, с приятными парнями!..
     Снова смех, но не дружный.
     Учительница (укоризненно): - Мы же серьёзный разговор ведём.
     Первая: - И мы по-серьёзному.
     Учительница (искренне интересуясь): - И что же, вас на самом деле не интересует ваше будущее?.. Лет через двадцать-тридцать... А они быстро пролетят. Если у вас не будет семьи, детей?.. Они - ваше будущее, продолжение вас. Что останется после вас, если их не будет?.. Вы проудовольствите свою жизнь и что?.. Неужели вас это не интересует, не тревожит? Неужели вам тогда, будет так же легко и весело, как сейчас?..
     Молчание.
     Учительница: - Для чего тогда всё? Вся ваша жизнь?
     Вторая (упорно): - Для того, чтобы порадоваться, пока живы. Только этого все ищут. Занимаются этим, прикрываясь красивыми словами.
     Учительница: - Удовольствия и всё?..
     Первая (уверенно): - Всё!
     Учительница: - Маловато, для человека.
     Полезное молчание. Его опять нарушила Вторая ученица:
- Извините, Светлана Петровна, вы – идеалистка. Если мы начнём рассказывать вам, чем занимаются даже некоторые из учителей, вы со стула упадёте.
Все вразнобой загудели.
     Учительница (растерянно): - Чем здесь можно заниматься, кроме того, как передавать вам знания?
     Вторая: - Многим, очень многим... Торговлей, подсиживанием других, сплетнями, взаимными изменами, а кое-кто и развращением, соблазнением нас, учащихся...
Поднялся гвалт. Многие даже вскочили с мест, в споре друг с другом. Всех перекричала   
     Пятая ученица:
-Светлана Петровна, скажите честно. Стали бы вы приходить и «передавать знания» нам, если бы вам не платили зарплату за это, пусть и небольшую?
     Учительница (в затруднении): - Ну... я бы, пожалуй, в какой-форме, может внеклассной, думаю, что стала бы. У меня профессия - педагог. Мне это интересно, необходимо... Конечно работала бы я не в той мере, как сейчас. Пришлось бы где-нибудь жизнь, для семьи зарабатывать...
     Пятая: - Видите? Вы не уверенны в себе.
     Учительница (усмехнулась): - Почему-то мы моей персоной занялись?
     Пятая (задиристо): - А что - нельзя? Запретная тема?
     Учителъница: - Наверное, можно, когда есть важные вопросы. В данном же случае, мы уклонились от основной цели нашего раз¬говора.
     Первая (предлагая): - А зачем он нам? Без него, без этих выяснений - лучше, спокойней.
     Учительница: - Вы всё какие-то удобства ищете. Неужели весь смысл только в них, в комфорте? Пройти жизнь с наибольшими удобствами и удовольствиями?
     Третий ученик (не смело): - Вы правы. Сделать чего-нибудь инотересное, хорошее нужно. Самому - приятно...
     Учительница (радостно): - Вот, наконец-то!
     Третий (уверенней): - Дом построить, машину купить, технику всякую приобрести...
     Учительница (разочарованно): - Это немножко, опять в другую сторону. Потреблений, накоплений... А для смысла жизни что? Все себе, для себя?..
     Четвертый ученик: - Агрегаты какие-нибудь полезные при¬думать, сделать. В космос слетать, книжку написать...
     Учительница (радостно): - Во-от! Это уже правильно, по-человечески. Но если только таким, благим заниматься, а в личном плане благого не делать, то блага эти на нас замкнутся, как на последнем поколении. Кто продолжит дальше ваши дела, начинания, открытия?.. Без продолжения они зачахнут.
Высокочтимый прогресс остановится и всё развалится, как многие наши заводы и фабрики сегодня. Следовательно, если человек не будет жить нравственной, созидательной жизнью и в личном плане. Будет жить как попало. По своим похотям, удовольствиям, выискивая только приятное для себя. Не будет воспитывать, взращивать детей, новые поколения. Все тогда обречено.
     Третья: - Живут же свободно, как хотят в Америке, Европе, и все у них есть…
Учительница: - Это вам так показывают по телевидению и пишут в ярких журналах. На самом деле, они распадаются, разлагаются. Живут только паразитизмом других стран мира. Пока ещё это возможно. Есть где своровать. Но это - другая тема. Мы же говорим про бесперспективность взрослой жизни вне семьи, или браков по «контракту», где, как между двумя фирмами - всё регламентировано, выверено, высчитано, у нотариуса подписано. Хотите такой брак? Такие отношения, такую жизнь?
Молчание.
- Нет?.. Правильно. И не хотите жить как черви? Друг с другом перемешиваясь в общей грязи? Для «удовольствия-с»?
 Молчание.
Учительница (Продолжает): - Правильно. Не надо! Это - хорошо, радует, что не поддерживает никто из вас этого… Хотя некоторые из вас высказывались резко, демонстративно. Но думаете они своё мнение высказывали? Нет, не свое, а тот стандарт, который им навязали, который внедряется через все те же СМИ, телевизор, журналы... Причём внедряют в вас то, что состряпано там, на хвалёном Западе, и более того – запрещено там законом. Те разнузданные «удовольствия», какие они часто, через своих прислужников, прививают вам – преступны, подлежат суду у них.
Мне бы хотелось, и потому я решилась на столь рискованное предприятие, как диспут, разговор «на равных» с вами, потому, что сердце уже разрывается от сострадания к вам. От наблюдения за тем, как вас разлагают везде и повсюду. Понимаю, трезво отношусь к тому, что ничего изменить мне не удается. Этот процесс мне не остановить, но я хочу хоть на минуту задержать вас, всего двадцать молодых людей, и по возможности напомнить вам о той серьёзной ответственности, которую мы несём за свои поступки и отношения.
Нельзя бездумно «плыть по течению». Сейчас тем более, оно направлено в пропасть. У жизни должен быть высокий смысл. Иначе это - существование. Если же оно ещё основано только на получении удовольствий, то оно - животное существование. Станьте - людьми. Это главная задача, каждого человека. Мы, к счастью, не так уже привязаны к маразматическому марксизму. Знаем теперь, что мы произошли не от низменной обезьяны, а от Творца всего. Будем достойными Его творениями!»

Установилась продолжительная пауза, которую опять испортила Вторая ученица, настырная в утверждении безответственного:
- Светлана Петровна, согласитесь что вы сами теперь занимаетесь пропагандой. У нас уже не разговор, диспут, а ваш монолог.
Учительница: - Я пытаюсь дать вам, хоть немного другой, здоровой пищи. Вкус которой вы уже потеряли. Чтобы вы, хотя немного, несколько минут, отведали оздоровляющей   пищи.   У меня  всё же - диалог. С вашими душами. И хоть многие из вас топорщатся, противоречат благому, но души ваши, я чувствую, - согласны, хотя бы в подсознании. И когда-нибудь, этот разговор вспомнится и поможет вам в трудной для вас ситуации.
Пауза.

Четвертый ученик: - Всё это, наверное, правильно. Светлана Петровна, как и наши родители, извините, не переделаете, не измените в нас. У вас, вашего поколения были одни ценности, у нашего, - другие. Да, они, наверное, у нас, в плане духовном, нравственном, - хуже, чем у вашего поколения, но они - такие. Так выработались. Мы всё равно будем жить ими, будем идти нашим, нынешним, а не вашим, вчерашним путём. Ваш поезд, может и намного лучший, ушёл. Мы - в другом составе. Будем и курить, и грубо разговаривать, вести себя, и даже выпиваем часто. Больше, наверное, чем это делали люди раньше. И разводов, и a6opтов сейчас очень много, но, увы, такова жизнь, так есть. Это – процесс. Он - не обратим.
Учительница (сочувственно): - Я не строю иллюзий, одним разом, сделать вас «хорошенькими». Но нельзя же мне, педагогу, только смотреть и сочувственно вздыхать, глядя на вашу ломку, или только одёргивать, покрикивать, делая постоянно замечания. Надо пытаться помочь вам, внести доброен, разумное. Иначе зачем быть учителем?..
Третья ученица: - Каждое поколение взыскивает с последующего. «Вы не такие...» А кто виноват? Кто передает нам, приходящим, ТАКУЮ жизнь, такую эстафету?
Учительница (грустно): - Да, есть в этом правда. И все же, ребятки мои, постарайтесь. В личном то плане, личной жизни, можно остаться чистыми, честными, добрыми. При любых «процессах», при любых условиях и правлениях. Почитайте историю. Сколько было чудовищных правителей и развращенных обществ, но всегда находились, многие оставались людьми в самых ужасных, жестоких условиях. Не теряли добра в себе, облик человеческий.
Установилось согласное молчание.

Через два дня учительница, организовавшая этот разговор-диспут со своим классом, была вызвана к директору школы, потом в ГорОНО и уволена с работы.

Священник Виктор Кузнецов. Знаки времени (зарисовки народной жизни).


Рецензии