Диспут
Бесстрашно заявила тему разговора, повела тему. Рассказала о многих примерах счастливой жизни в браке, целомудрии известных людей. О состоявшихся судьбах многих знаменитостей порадовавших собой не только человечество, но и прославивших своих родителей.
Неожиданно, воспользовавшись небольшой паузой, в её речь внедрилась одна из школьниц:
Школьница (пренебрежительно): - Какие дети, Светлана Петровна? Зачем они? Вы же знаете, как все стали жить теперь.
Другая (поддерживая первую): - Конечно. Нищету плодить!
Учительница (обезкураженно): - Как же? Зачем тогда вообще брак?
Вторая: - Мы и не хотим его. Кому он нужен? И так можно.
- Лучше даже, - поддержала её первая, Учащиеся захохотали.
Учительница (совсем растерялась): - Вы что, вообще против брака?
Третья (полемизируя с первой и второй): - Что вы за всех то, здесь выступаете?..
Поднялся в классе шум, спор, между учащимися.
Третья (продолжает): - Каждая из вас, «смелых», в тайне, хочет и сейчас за кого-нибудь выйти замуж. Выпендриваетесь тут перед всеми... Зачем вообще тогда здесь сидеть и разговаривать? Посмотрите журналы то!.. Все модели, поп-звезды, одна за другой замуж выходят и детей рожают. Тоже, как вы, поначалу кричали, рисовались...
Опять поднялся шум. Класс разделился уже на две разные стороны.
Первая (защищаясь): - А чего я то? Я в принципе «за».
Вторая (настаивая на своем): - Конечно, так положено. Для удобства, внутреннего и внешнего, для комфорта. Чтобы не шататься, не искать. Не известно, на какого нападешь, а тут рядом всегда. Безопасно.
Многие опять поддержали её смехом.
Ученик (негромко): - Что вы хохмите? Это – серьёзная тема. Как бы вы появились на свет, сидели бы вот здесь? Eсли бы не было семьи?
Третья (помогает ему): - Семья - хорошо. Один другому помогает. Муж делать что-нибудь тяжёлое. Жена убирать, готовить. Вдвоём легче.
Четвертая: - Муж для чего нужен?.. Деньги зарабатывать!
Все опять смеются.
Вторая (смеясь, возражает, подстёгивая веселье): Да это и любовник, деньги даёт. Некоторые даже больше мужей!
Общий хохот.
Учительница (еле пробивается): - А по-серьезному! Это - всё?!.. Только деньги и удовольствия?..
Смех понемногу затих.
Учительница спокойно продолжает:
- Только деньги, плотский зов, и всё?.. Учащиеся несколько растерялись.
Учительница вновь спрашивает их:
- Этот инстинкт, который более всего волнует, некоторых из вас, он для чего человеку дан?.. - сама же подсказывает умолкшим ученикам. - Для удовольствий только?..
Вторая (не сомневаясь в своем мнении): - Да-а!..
Учительница: - А я убеждена в другом. Он для продолжения рода существует.
В классе возник сдержанный гомон разброда. Учащиеся негромко начали спорить друг с другом.
Учительница не обращая внимание на это, продолжает:
- Люди исхитрились не исполнять его главного предназначения. Не рожать и растить детей, не нести обязанности за него, а только получать удовольствия. Но это же – преступление против Замысла о человеке. В него входят не только наши возможности, данные нам, но и наши обязанности за использование их, действия наши.
Дав время для усвоения сказанного ученикам, учительница продолжила:
- Если идти дальше путем нарушений процессов, в первую очередь духовных, то мы сами низводим себя на более низшую стадию творений земных – на уровень зверей. И даже ниже. Те такое не совершают, а если делают, то в большей степени беря пример с нас, как это делают одомашненные нами животные.
Длительная пауза размышлений была нарушена любительницей легких правил:
Первая (громко): - Ну да, чтобы быть человеком. Нужно только рожать и вкалывать как папа Карло! Некоторые прыснули смехом.
Учительница (спокойно): - Не только. Много, очень много радостей дано человеку. Хороших. Светлых.
Четвертая ученица: - Роды и работа интересная, сами, ведь - в радость.
Учительница. - Правильно. В хорошем коллективе, дружном, в семье… В чем они, радости?
Второй ученик: - Вместе делать что-нибудь, отдыхать, ездить куда-нибудь… Веселее, интереснее вдвоем.
Вторая (возражая): - Ну и к чему пришли?.. Опять к тем же удовольствиям!.. А нам ещё веселей! В компашке, с приятными парнями!..
Снова смех, но не дружный.
Учительница (укоризненно): - Мы же серьёзный разговор ведём.
Первая: - И мы по-серьёзному.
Учительница (искренне интересуясь): - И что же, вас на самом деле не интересует ваше будущее?.. Лет через двадцать-тридцать... А они быстро пролетят. Если у вас не будет семьи, детей?.. Они - ваше будущее, продолжение вас. Что останется после вас, если их не будет?.. Вы проудовольствите свою жизнь и что?.. Неужели вас это не интересует, не тревожит? Неужели вам тогда, будет так же легко и весело, как сейчас?..
Молчание.
Учительница: - Для чего тогда всё? Вся ваша жизнь?
Вторая (упорно): - Для того, чтобы порадоваться, пока живы. Только этого все ищут. Занимаются этим, прикрываясь красивыми словами.
Учительница: - Удовольствия и всё?..
Первая (уверенно): - Всё!
Учительница: - Маловато, для человека.
Полезное молчание. Его опять нарушила Вторая ученица:
- Извините, Светлана Петровна, вы – идеалистка. Если мы начнём рассказывать вам, чем занимаются даже некоторые из учителей, вы со стула упадёте.
Все вразнобой загудели.
Учительница (растерянно): - Чем здесь можно заниматься, кроме того, как передавать вам знания?
Вторая: - Многим, очень многим... Торговлей, подсиживанием других, сплетнями, взаимными изменами, а кое-кто и развращением, соблазнением нас, учащихся...
Поднялся гвалт. Многие даже вскочили с мест, в споре друг с другом. Всех перекричала
Пятая ученица:
-Светлана Петровна, скажите честно. Стали бы вы приходить и «передавать знания» нам, если бы вам не платили зарплату за это, пусть и небольшую?
Учительница (в затруднении): - Ну... я бы, пожалуй, в какой-форме, может внеклассной, думаю, что стала бы. У меня профессия - педагог. Мне это интересно, необходимо... Конечно работала бы я не в той мере, как сейчас. Пришлось бы где-нибудь жизнь, для семьи зарабатывать...
Пятая: - Видите? Вы не уверенны в себе.
Учительница (усмехнулась): - Почему-то мы моей персоной занялись?
Пятая (задиристо): - А что - нельзя? Запретная тема?
Учителъница: - Наверное, можно, когда есть важные вопросы. В данном же случае, мы уклонились от основной цели нашего раз¬говора.
Первая (предлагая): - А зачем он нам? Без него, без этих выяснений - лучше, спокойней.
Учительница: - Вы всё какие-то удобства ищете. Неужели весь смысл только в них, в комфорте? Пройти жизнь с наибольшими удобствами и удовольствиями?
Третий ученик (не смело): - Вы правы. Сделать чего-нибудь инотересное, хорошее нужно. Самому - приятно...
Учительница (радостно): - Вот, наконец-то!
Третий (уверенней): - Дом построить, машину купить, технику всякую приобрести...
Учительница (разочарованно): - Это немножко, опять в другую сторону. Потреблений, накоплений... А для смысла жизни что? Все себе, для себя?..
Четвертый ученик: - Агрегаты какие-нибудь полезные при¬думать, сделать. В космос слетать, книжку написать...
Учительница (радостно): - Во-от! Это уже правильно, по-человечески. Но если только таким, благим заниматься, а в личном плане благого не делать, то блага эти на нас замкнутся, как на последнем поколении. Кто продолжит дальше ваши дела, начинания, открытия?.. Без продолжения они зачахнут.
Высокочтимый прогресс остановится и всё развалится, как многие наши заводы и фабрики сегодня. Следовательно, если человек не будет жить нравственной, созидательной жизнью и в личном плане. Будет жить как попало. По своим похотям, удовольствиям, выискивая только приятное для себя. Не будет воспитывать, взращивать детей, новые поколения. Все тогда обречено.
Третья: - Живут же свободно, как хотят в Америке, Европе, и все у них есть…
Учительница: - Это вам так показывают по телевидению и пишут в ярких журналах. На самом деле, они распадаются, разлагаются. Живут только паразитизмом других стран мира. Пока ещё это возможно. Есть где своровать. Но это - другая тема. Мы же говорим про бесперспективность взрослой жизни вне семьи, или браков по «контракту», где, как между двумя фирмами - всё регламентировано, выверено, высчитано, у нотариуса подписано. Хотите такой брак? Такие отношения, такую жизнь?
Молчание.
- Нет?.. Правильно. И не хотите жить как черви? Друг с другом перемешиваясь в общей грязи? Для «удовольствия-с»?
Молчание.
Учительница (Продолжает): - Правильно. Не надо! Это - хорошо, радует, что не поддерживает никто из вас этого… Хотя некоторые из вас высказывались резко, демонстративно. Но думаете они своё мнение высказывали? Нет, не свое, а тот стандарт, который им навязали, который внедряется через все те же СМИ, телевизор, журналы... Причём внедряют в вас то, что состряпано там, на хвалёном Западе, и более того – запрещено там законом. Те разнузданные «удовольствия», какие они часто, через своих прислужников, прививают вам – преступны, подлежат суду у них.
Мне бы хотелось, и потому я решилась на столь рискованное предприятие, как диспут, разговор «на равных» с вами, потому, что сердце уже разрывается от сострадания к вам. От наблюдения за тем, как вас разлагают везде и повсюду. Понимаю, трезво отношусь к тому, что ничего изменить мне не удается. Этот процесс мне не остановить, но я хочу хоть на минуту задержать вас, всего двадцать молодых людей, и по возможности напомнить вам о той серьёзной ответственности, которую мы несём за свои поступки и отношения.
Нельзя бездумно «плыть по течению». Сейчас тем более, оно направлено в пропасть. У жизни должен быть высокий смысл. Иначе это - существование. Если же оно ещё основано только на получении удовольствий, то оно - животное существование. Станьте - людьми. Это главная задача, каждого человека. Мы, к счастью, не так уже привязаны к маразматическому марксизму. Знаем теперь, что мы произошли не от низменной обезьяны, а от Творца всего. Будем достойными Его творениями!»
Установилась продолжительная пауза, которую опять испортила Вторая ученица, настырная в утверждении безответственного:
- Светлана Петровна, согласитесь что вы сами теперь занимаетесь пропагандой. У нас уже не разговор, диспут, а ваш монолог.
Учительница: - Я пытаюсь дать вам, хоть немного другой, здоровой пищи. Вкус которой вы уже потеряли. Чтобы вы, хотя немного, несколько минут, отведали оздоровляющей пищи. У меня всё же - диалог. С вашими душами. И хоть многие из вас топорщатся, противоречат благому, но души ваши, я чувствую, - согласны, хотя бы в подсознании. И когда-нибудь, этот разговор вспомнится и поможет вам в трудной для вас ситуации.
Пауза.
Четвертый ученик: - Всё это, наверное, правильно. Светлана Петровна, как и наши родители, извините, не переделаете, не измените в нас. У вас, вашего поколения были одни ценности, у нашего, - другие. Да, они, наверное, у нас, в плане духовном, нравственном, - хуже, чем у вашего поколения, но они - такие. Так выработались. Мы всё равно будем жить ими, будем идти нашим, нынешним, а не вашим, вчерашним путём. Ваш поезд, может и намного лучший, ушёл. Мы - в другом составе. Будем и курить, и грубо разговаривать, вести себя, и даже выпиваем часто. Больше, наверное, чем это делали люди раньше. И разводов, и a6opтов сейчас очень много, но, увы, такова жизнь, так есть. Это – процесс. Он - не обратим.
Учительница (сочувственно): - Я не строю иллюзий, одним разом, сделать вас «хорошенькими». Но нельзя же мне, педагогу, только смотреть и сочувственно вздыхать, глядя на вашу ломку, или только одёргивать, покрикивать, делая постоянно замечания. Надо пытаться помочь вам, внести доброен, разумное. Иначе зачем быть учителем?..
Третья ученица: - Каждое поколение взыскивает с последующего. «Вы не такие...» А кто виноват? Кто передает нам, приходящим, ТАКУЮ жизнь, такую эстафету?
Учительница (грустно): - Да, есть в этом правда. И все же, ребятки мои, постарайтесь. В личном то плане, личной жизни, можно остаться чистыми, честными, добрыми. При любых «процессах», при любых условиях и правлениях. Почитайте историю. Сколько было чудовищных правителей и развращенных обществ, но всегда находились, многие оставались людьми в самых ужасных, жестоких условиях. Не теряли добра в себе, облик человеческий.
Установилось согласное молчание.
Через два дня учительница, организовавшая этот разговор-диспут со своим классом, была вызвана к директору школы, потом в ГорОНО и уволена с работы.
Священник Виктор Кузнецов. Знаки времени (зарисовки народной жизни).
Свидетельство о публикации №209022200553