У судьбы на весу. Ал. Гущин

Александр Гущин. Избранное избравшего: Сборник стихов. – СПб.: Реноме, 2008. – 96 с.

Противостояние Музы – беспамятству и забвению речи и усыханию истоков языка – одно из свойств книги Александра Гущина, задача для избранника словесности. «Для немногих» - так называлась книга Василия Жуковского. А.Гущин подчеркивает не только избранность как мотив бытия поэта, но и то избирательное начало, которое как бы находится в тени. Это Речь, переплавляющая и ведущая «к сердцу земли»: «Не спеши, о певец, Эвридику вести за собой: Все равно обернешься, и вечная будет обида». Обида от вовлеченности в Петербург – где мгла – главенствующая судьбоносная субстанция:

Сгущает пространство движенья
Просторная невская мгла.
Судьба моего отраженья
Зависит теперь от стекла.
……………………………
С мерцаньем, где мгла остается
Последним свидетельством тем,
Что рвется, и льется, и пьется,
Сливаясь со мной насовсем.

Каждый двойник поэта – единоутробен, укоренен в бездне:
               
Мне есть с кем общаться. Одни мертвецы
По улицам города бродят толпой.
……………………………………..
Вот друзья собрались за накрытым к обеду столом.
Первый – я, приглашенный в свой собственный дом.
Вот второй – он в трюмо отраженный сидит,
И, нелепо сгибаясь над скатертью белой, молчит.
Вот и третий пришел – его ждал и жалел целый день…
И ложится у ног моя верная черная тень.

Таков его лирический избранник, избравший, и – избираемый временем и местом - для таинства воплощения в пророка. Так душа, меняя оболочку, воплощается в многоголосную строку, которая зрительно – и червь, и лестница восхождения, и обжигающий тока вовлекающей пропасти… «Отрицателем» прозвали современники Ходасевича, вернее, одну из его масок. «И будут спрашивать, за что и как убил, - И не поймет никто, как я его любил», - признавался поэт Серебрянного века о том случайно встреченном человеке, чью душу, как посмертную маску, он навеки сковал в строки.

Можно ли причислить и книгу Александра Гущина, сложную и графичную, построенную на полутонах и оттенках света и тьмы, к теме маскарада и разоблачения? В сборнике маски поэта – вернее лица тех, кто в хоре – почти не видны, растворяемые сумерками предпоследнего блика солнечного света. «И весело и тяжело Нести дряхлеющее тело» (В.Ходасевич), - подвел когда-то итог нестарый еще по нашим меркам поэт. Собственно, договор с потусторонностью – это бытие в звуках лиры, и полутень, перебегающая к зовущему завтрашнему дню «от замысла к надежде» (А.Тарковский), к воскрешение «чрез звуки лиры и трубы», столь же призрачна, как путеводная нить, дарованная Эвридикой, на которую нельзя, невозможно, немыслимо оглянуться…
Антропология небытия – в отражениях сгущенного мифа. Такова тайна тайн Ал. Гущина. Пожалуй, книга его новых стихов может показаться чересчур печальной. И есть ли в ней утешение – как и в этих нескончаемых метаморфозах? -

Дыханье вечности – везде разлито:
Пылинки, обретающие ад,
Вас, как муку, просеивает сито,
Земля рождает для пути назад.

Мир - зияние пустот и немота современности. Договор – почти завет – со Страхом. Не пред небытием: перед стихией развоплощения в мертвую тень. «О, неужели это ты, Все то же наше чувство страха?» - вопрошал И.Анненский о том, что противостоит нашему движению и пытливости, как всеразъедающий барьер – у всего человечества. Человек и поэт пытается исследовать эту черную зеркальную воду, где все распадается: «Ормус живущий – прозрачный дым. / Ормус прошедший – лежит без дрожи». Такова судьба всякого естества, облеченного в плоть. Но остается вода, переменчивая, как река Потудань, еще хранящая его облик, и пламя – как шелест пророческих глаголов:

Рожден: откуда и куда?
И, обреченно застывая,
Поймешь: все это не случайно,
Всем правит пламя и вода,
Вода забвения живая.

Вся книга Ал.Гущина, исследователя творчества Андрея Платонова – сквозная, как приотворенная балконная дверь, и сквозняк вечности приносит на ее страницы тени, вздохи, перешептывания и звуки порой странные и причудливые, но отлитые в гармоничный звук, несомый «ангелом света и ангелом тьмы», которые почти всегда вместе:

- Кенни-кань – не в туман.
Кенни-кань – не в сады.
Кенни-кань – в горечь манн,
В кенни-ком у звезды.
…………………………
Слушай музыку звезд!
Слушай песни миров!

Кристаллические сонеты Александра Гущина говорят о необходимости противостояния – которое так же призрачно и хрупко, как мир гармонии стиха в сегодняшнем мире звуков, где грохочут взрыв и протекают корежущие волны дезинформации и зомбирования. Вспоминаются гумилевские Капитаны, которые всегда подспудно учат читателя «…Не бояться и делать, что надо» («Мои читатели») - в часы сораспятия:

Спастись теперь – напрасные труды.
Привязанный к штурвалу, обреченный,
Предчувствует, что миг отступит черный,
Что он еще узнает миг покоя…
А коль не суждено, то встретит стоя
Последний вал мятущейся воды.

На эту книгу и путешествие его героя – Мастера - в предзазеркалье, ты почему-то откликаешься стихами, моя Эвридика: без креста опечален и вне смерти продлен, сей герой изначальный, там где вечности звон; тут, где волны забвенья, пелену приоткрой - золотым вдохновением грянет покой…
Миф поэта Александра Гущина – прежде всего миф сострадательный. Сегодня многие поэты заняты собственным тщеславием и ослеплены обманным светом гордыни, принятым ими за прозрение… Но только на пересечении большого и малого времени, – «миг» - сколь наполнено болью это время у современного поэта, - возникает отблеск вечности, который как будто безучастен к пишущему и страждущему даров Слова:

Гроздья звезд перезревших висят, и наверное, можно
Их легонько потрогать свободным желанием сна,
Пред которым желанья иные нелепы, ничтожны,
И уводит, лелеет, поет золотая струна.

Почему и для кого пишет поэт? Для избранников вечности, избранных золотым дождем.


Рецензии
А.Гущина не читала, но из приведенных строк чувствуется, что это замечательный поэт из тех, кто "избран золотым дождём".
Спасибо за открытие нового таланта.
Счастья и добра.
С теплом,
Илана

Илана Арад   11.05.2009 06:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Илана, что обратили внимание на Ал.Гущина. Вский поэт идущий в самоуглубленность неминуемо зависает над пропастью, где восторг обмирания, и все зависит от мгновений - сорвется он либо двинется дальше по кручам.
Удачи Вам!
Алексей

Алексей Филимонов   09.06.2009 09:12   Заявить о нарушении
замечательный поэт!

Регина Портнова   17.02.2010 00:30   Заявить о нарушении
Необычный... )))

Алексей Филимонов   17.02.2010 00:37   Заявить о нарушении
Более подробно с творчеством А.Гущина можно ознакомиться на персональном сайте поэта: http://Guschin-s.com

Александр Геннадьевич Гущин   20.05.2011 15:27   Заявить о нарушении