Пятая белая ночь
- Вот это Строгоновский дворец, - начала Алёнка, - построен по проекту Растрелли в середине восемнадцатого века. Вон там, Голландская церковь, по этой стороне дальше, "Дом Мертенса". Дальше, вон там улица Большая конюшенная, за тем, вон, домом лютеранская церковь Петра и Павла, дальше...
там памятник Гоголю и...
И незаметно Алёнка стала рассказывать в стихотворной форме: "А вон там изъящный Казанский собор, костёл Катерины, Армянская церковь и длинный-предлинный Гостиный там двор, а вон "Европейская" сразу за ней памятник Пушкину, Русский музей..."
- А вон библиотека,- смеясь в такт ей сказала тётя Катя.
- Ой! Забылась, извини! Дальше ты рассказывай! - сказала она выйдя из подземного перехода.
Тётя Катя, нарошно, сделала серьёзное лицо и тоном экскурсовода начала: "Публичная библеотека имени Салтыкова-Щедрина, архитектор Соколов. Александринский театр, архитектор Росси. Памятник Екатерине второй, скульптор Опекушин..."
- Ой! Опекушин!? Как Аникушин. Это же легко запомнить!
- Пойдём, вон там скверике посидим! - Уже своим обычным мягким голосом сказала тётя Катя.
- Ой! Кра-со-ти-ща! Постой, тётя Катя, давай немного постоим! Я хочу рассмотреть всё здесь как следует.
Почти час они стояли у Публичной библеотеки и Алёнка узнала много-много. Она узнала кто и когда из знаменитых людей посещал библеотеку, узнала кто изображён на скульптурах, что украшали здание библеотеки. Она с восторгом рассматривала и Александринский театр и близлежащие дворцы.
А тётя Катя объясняла всё, что её интересовало. Она говорила: " ...это лишь часть площади Островского. В восемнадцатом веке эту территорию занимало усадьба Аничкова дворца. Здесь стоял парковый павильон, приспособленный под Малый театр, а Росси построил здесь два симметричных павильона с фигурами русских витязей, скульптором которых являлся Пименов..." Знаешь, - сказала тётя Катя, - пойдём, посидим там в скверике и я тебе ещё многое расскажу!"
- Ой, - спохватилась Алёнка, - конечно, пойдём! "Я и забыла, что мы здесь долго стоим. Ты, наверное, устала! Пойдём, пойдём скорее!"
Они сели на пустую скамейку и тётя Катя продолжала рассказывать: "Росси работал здесь двадцать лет. Он начал вот с этих павильонов в шестнадцатом году девятнадцатого века, а закончил всю площадь в тридцать четвёртом году..."
- Восемнадцать лет! - уточнила Алёнка.
Тётя Катя посмотрела на племянницу, ничего не сказала, только улыбнулась, хотя ей не нравилось, что Алёнка очень часто её перебивает. "Александринский театр" продолжала она, - переименовали Пушкинским, но для многих петербуржцев он так и остался Александринским..."
- Расскажи проэтот памятник. Кто и когда его здесь поставил ?
-Памятник Екатерине Второй, поставили в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Фигуру Екатерины вылепил Чижов, а фаворитов - деятелей России - скульптор Опекушин...
Алёнка встала со скамейки и начала читать надпи на памятнике, "Суворов, Румянцев, Державин, Бецкий, Дашкова, Орлов, Безбородко, Потёмкин, Чикагов..." Она читала вслух, потом устремила свой взгляд на театр и спросила:
- А кто там на театре?
- Там... Колестница Аполлона, а вон там статуи муз Тепсихоры и Мельпомены.
Алёнка долго рассматривала театр, а потом медленно пошла за ограду к Невскому проспекту.
Тётя Катя вначале наблюдала, как племянница долго-долго смотрела в сторону Фонтанки,потом повернула голову в сторону Адмиралтейства, затем, вытащила Библию, но читать долго не могла, было темновато, хотя и была белая ночь. Она устремила взгляд в одну точку и "увидела" снова прекрасное лицо, ни с чем не сравнимое, и небо голубое-голубое, а может быть синее, но очень
чистое и наверно святое. Тогда, ведь,с ней была Сама Любовь! О! Сколько раз она это видела! И разве можно сравнить с чем-нибудь ту совершенную радость, которое она испытала тогда. Она всегда испытывала подобное чувство радости, когда вспоминала это. Ради того "мгновения" стоило жить!То, что она "увидела" и испытала однажды никогда и ни с чем на земле не сравнить. Разве есть на земле слова, чтобы рассказать об "этом"!? Разве есть на земле краски, чтобы изобразить "это"!? Да и зачем и кому "это" рассказывать? Ведь все воспринимают по своему развитию, по своему мышлению. Кто "это" поймёт и кто в "это" поверит? Сочтут, пожалуй, за ненормальную. Люди считают нормальным то, что они сами понимают. А то что она "видела" сверхпонятия. Любовь!
Разве же опишешь, расскажешь или нарисуешь Любовь!? "Спасибо Тебе Господи! За то, что Ты так любишь меня! Господи полюби так же мою племянницу!"
- А я стихи сочинила, - вернула её в действительность Алёнка.
- Прочитай!
Алёнка начала читать:
Театр Пушкина. Площадь Островского
Тут Росси творил красоту.
Вон книжная лавка, а там вон Фонтанка
Четыре коня на мосту.
Скверик.Скульптура.Стоит Катерина
Вокруг фавориты сидят.
Царица застыла свой взор устремила
Глаза неподвижно глядят...
- Это пока всё! Остальное наброски. Дома допишу! - Потом она потянула тётю Катю за руку, говоря: "Пойдём туда! Там тоже красиво! Я хочу узнать всё!"
- Но это невозможно, - вставая со скамейки и, улыбаясь, сказала тётя Катя.
- Ты же знаешь!
-Я не знаю и тысячной доли того, что может знать человек! Но историю своего города знаю неплохо.
- А я своего не знаю, - призналась Алёнка, когда они переходили Невский, потом глядя игриво на тётю Катю со смехом спросила, - Может ты и историю Саранска так же хорошо знаешь?
- Да! Когда я там жила, то интересовалась. Я тогда была, наверное, в твоём возрасте. И тебе пора бы уж знать историю Саранска и эрзянского народа. Немало талантливых людей вышло из нашего народа. Господь любит нас и одарил талантами. Вот только уж очень бедно живут в Мордовии и из за этого многие не могут развивать свой талант...
- Как ты думаешь, можно что-то изменить в лучшую сторону?
- Можно! Только поверив в Иисуса!
- Ты снова о Боге, а я тебя серьёзно спрашиваю.
- Серьёзней, чем Бог, ничего нет! Всё в Нём и всё для Него!
- Ты опять? А куда мы идём ?
- В сторону Московского вокзала.
- Московского вокзала, разве это здесь? - удивилась Алёнка. "Я думала это совсем в другой стороне... Постой-постой, а коней таких больше в городе нет?"
- Нет. Ты именно здесь ехала.
- Да?!
- Да, это Фонтанка!
- Ах да, да. Помню, что ты о ней рассказывала. Вон и дворец Белосельских-Белоозерских, ведь правда? Ты ещё говорила его построили в сороковых годах девятнадцатого века...
- Да, память у тебя хорошая и вообще, ты быстро запоминаешь , - похвалила её тётя Катя. "Но мы свернём сюда и погуляем по Фонтанке. Вот этот дом тоже имеет свою историю, - показала на дом, где они свернули. Он тесно связан с историей декабризма. В нём в десятых - двадцатых годах девятнадцатого века жили декабристы Никита и Александр Муравьёвы. Семью Муравьёвых, славившиеся своим гостеприимством, постоянно посещали литераторы, художники и многочисленные друзья. Приезжая в столицу здесь останавливался поэт Батюшков, который в одном из своих стихотворений упоминал "...Фонтанку...этот дом и столько милых лиц...". Здесь у Муравьёвых некоторое время жил художник Кипренский. Бывали здесь Жуковскй, Вяземский, Крылов, Гнедич, Пушкин...У них часто собирались декабристы Рылеев, Муравьёвы-Апостолы, Пестель, Трубецкой и другие декабристы. Из этого дома, после поражения востания, уехала в Сибирь жена декабриста Муравьёва..."
Они шли дальше по Фонтанке. Алёнка любовалась красивейшими дворцами и часто спрашивала у тёти Кати о том или о другом из них, а тётя Катя рассказывала и рассказывала. Она говорила: "...вот этот дом вначале принадлежал Нарышкину. На приёмах и балах у него можно было встретить Вяземского, Крылова, Жуковского...и даже иногда Пушкина. А в сороковых годах девятнадцатого века, владелицей дома стала, графиня Шувалова и дом был перестроен архитектором Симоном...А с шестьдесят пятого года двадцатого века, здесь находится "Дом дружбы"...
"Итальянская улица" - прочитала Алёнка. "Вон и"Зимний стадион", -узнавая местность сказала она. "Ой, я теперь знаю,где мы! Вон там зелёный скверик у Русского музея и памятник Пушкину, правда ведь, тётя Катя?"
- Да, иди полюбуйся, Алёнка. "А я пока здесь постою,у решётки."
Когда Алёнка полюбовавшись, вернулась к тёте Кате, та указала ей на дом, который стоял на другом берегу и рассказывала о нём: "...в пятидесятых годах девятнадцатого века, там снимал квартиру Тургенев, там он написал роман "Рудин" и, там возник замысел романа "Дворянское гнездо". В доме том часто собирались литераторы и велись горячие споры об искусстве. У Тургенева бывали Некрасов,Панаев, Писемский, Алексей Толстой. А ещё там останавливался, приехавший из Севастополя, Лев Толстой. Вон, в том доме, сейчас библеотека, филиал Публичной библе6отеки, но он строился в начале девятнадцатого века, архитектором Кваренги, для Екатериненского института привилегированного женского учебного заведения..."
- А там, что за дворец? - перебила её Алёнка, указывая на прекраснейший дворец за красивой решёткой.
- Дворец Шереметевых, построен в середине восемнадцатого века Чевакинским и Аргуновым . Чугуная ограда, выполнена по проекту Корсини. На арке ворот герб Шереметевых, а вон тот флигель, пристроил Бенуа, там жила поэтесса Ахматова.
Там вон Пушкин позировал Кипренскому. Знаешь, наверное, известный портрет Пушкина?
- Да, да, конечно, но я не задумывалась и не знала историю этого портрета, задумчиво и тихо ответила Алёнка, смотря, на дворец и, уж совсем тихо, сказала: "Александр Сергеевич, ты и здесь бывал?"
- Он тебе, как Бог. Я же говорила тебе Библейские слова, "Не делайте кумиров..."
- Это я так! - оправдывалась, улыбаясь, и чуть краснея, Алёнка. Она тут же изменила разговор. "А что сейчас в том дворце?"
- Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, усталым голосом, негромко, ответила тётя Катя и добавила зевнув:"Пойдём-ка домой,
время уже шестой час." Потом спросила:"Как ты думаешь, где пойдём?" Если по Невскому, то посидим немного у театра Пушкина, - добавила она
- "Там прекрасно, спору нет!" - ответила Алёнка словами любимого поэта, но мы пойдём у Русского музея и посидим у памятника Пушкину.
Свидетельство о публикации №209022200775