Впервые в Петербурге... день5й
Они вышли из дома в десять часов и теперь шли по Невскому, переговариваясь, и любуясь дворцами, и решётками. Дошли до"Зелёного моста",что через реку "Мойка", где с двух концов моста, наперебой приглашали громко в радио на теплоходные экскурсии по рекам и каналам "Северной Винеции".
Но Алёнка, уже привыкшая к таким приглашениям, теперь залюбовалась "Строгановским дворцом".
- Как он красив! - восхищалась она. "Теперь, - с игривой улыбкой глядя на тётю Катю, сказала она, -Буду всем знакомым в Саранске хвалиться, что стоя на Зелёном мосту любовалась "Строгановским дворцом" и ещё расскажу, как будто я экскурсовод, что этот дворец строил архитектор Растрелли и что он очень похож на Эрмитаж, потому что Растрелли построил и Эрмитаж. И что "Строгановский дворец" построен тоже в середине восемнадцатого века."
- Да, - сказала тётя Катя. "И ещё не забудь рассказать, что дворец принадлежал крупному меценату Строганову, потому что мало кто знает для какого Строганова он строился, он строился для призедента акадкмии художеств и
тому, который содействовал развитию таланта своего крепостного Воронихина.
Но есть и другая версия будто бы Воронихин был вовсе не крепостным, а его внебрачным сыном. И не забудь рассказать, что это тот Воронихин, талантливый архитектор, который потом построил "Казанский собор" . Ты ещё скажи, что у Строганова - президента академии художеств, часто бывали Фонвизин, Державин, Крылов... И вообще, это очень хорошо, что ты собираешься рассказывать про достопримечательности и историю Петербурга своим знакомым. И на всё воля Божья, а вдруг тебе приведётся жить в Петербуге. Представь теперь, что ты уже долгое время живёшь здесь, и к тебе приехала твоя знакомая, которая впервые в Петербурге и очень интересуется этим прекрасным городом, что бы ты ей рассказала? Ну, например вон про тот голубой дом?"
- Вон, про тот? - спросила Алёнка и быстро затараторила," Голландская церковь.
Памятник архитектуры девятнадцатого века, где-то тридцатые годы.Архитектор Жако..."
- Подожди, подожди, не так быстро, - остановила её тётя Катя, - Рассказывай медленно, чётко. Скажи, что в этом доме помещалась редакция журнала "Отечественные записки".
Около магазина "Рыба" и "Дом мод" они остановились. Тётя Катя рассказывала: "Это бывший дом Мертенса. Построен в двенадцатом году двадцатого столетия, архитектором Лялевичем"...
- А там вон, мы проходили, там лютеранская церковь, - перебила её Алёнка. - Ой!-
встала она неожиданно, - "Казанский собор"! Долго стояла и любовалась, потом вдруг, как засмеётся, она не могла вымолвить не слово на вопрос тёти Кати "Что ты смеёшься?", только что-то нечленораздельное произносила, потом со смехом сказала "Евстигенеев" и продолжала смеяться громко, так что на неё обращали
внимание прохожие, но она, посмотрев на тётю Катю, перестала смеяться, та явно, не одобряла её, излишне громкий, смех. "Ой, прости, вспомнила, как в кино хромой Евстигнеев сшиб, вон ту, колонну.
Они перешли дорогу и Алёнка потянула тётю Катю, говоря: "Пойдём рассмотрим поближе!"
- Ты иди, а я посижу здесь на скамейке. - сказала та.
Алёнка ходила по ступенькам, любовалась собором, его скульптурой, обошла памятник Кутузова, пришла и спросила тётю Катю, "Кто скульптор памятника Кутузову?"
- Орловский! А вон тот памятник Барклаю де Толи.
- Я пойду посмотрю памятник, а заодно и Казанский собор с той стороны.
- Иди, а я почитаю. Только не очень долго, чтобы я не пошла тебя искать.
Алёнка ходила не очень долго, пришла, села рядом и сказала: "Там решётка очень красивая и фонтан какой-то." Она хотела, чтобы тётя Катя оторвалась от своей "Библии" и опять спросила: " А какова высота Казанского собора?
- Шестдесят два метра, - ответила тётя Катя и, сняв очки, закрыла "Библию", положила их в сумочку. "Это легко запомнить, -улыбнувшись и посмотрев на Алёнку, сказала она, - Адмиралтейство - семьдесят два, а этот, на десять метров ниже."
Посидели молча несколько минут. Алёнка разглядывала "Дом книги" и произнесла: " Какое высокое это здание!"
- Какое? А ,"Дом книги". Он предполагался больше, но власти не дали американцам построить на Невском небоскрёб, только глобус разрешили...
- Каким американцам? - перебила её Алёнка.
- Строили его американцы для американской компании швейных машин "Зингер"
- А там, - сказала Алёнка,- немного погодя, указав на голубой дом:"Метро какое-то. Народу там тьма!"
- Станция метро "Невский проспект". Выход на канал Грибоедова. Бывший дом Энгельгардта, - потом спросила племянницу: "Помнишь драмму Лермонтова "Маскарад"?
- Конечно помню!
- Вот именно там и происходили сцены этой драммы. "Здание это в тридцатых годах девятнадцатого столетия , стало основным концертным залом столицы, где выступали Глинка, Лист,Берлиоз, Рубенштейн и многие другие известные композиторы, певцы и музыканты. "Во время же войны , - продолжала рассказывать тётя Катя, - в это здание попала авиабомба, и его первым начали востанавливать в Ленинграде. И при реконструкции был включён в него это метро "Канал Грибоедова." Закончила свой рассказ тётя Катя и встала, сказав:
"Пойдём туда, постоим на мосту!"
Только перешли дорогу, Алёнка радостно вскричала; "Ой! Спас на крови!
Спас на крови!" Они встали на мосту и любовались церковью, каналом и всем окружающим. "Ой, как здесь красиво!" - восхищённо то и дело повторяла Алёнка.
- Но здесь очень шумно. - говорила, улыбаясь, и глядя на неё, тётя Катя.
Алёнка будто и не слышала её замечаний и продолжала говорить с восторгом "Ой, отсюда и Адмиралтейство, и весь Невский как на ладони, ой, красиво как!
А "Спас на крови", как сказочный теремок!".
Здесь действительно было красиво, но очень шумно и многолюдно. То и дело раздавался зазывающий голос, предлагая "Петербуржцам и гостям нашего города экскурсию на теплоходе по рекам и каналам Санкт-Петербурга", здесь стояли в ряд торговки сигаретами и непрерывная толпа людей проходила громко разговаривая. Восторг Алёнки скоро кончился и она сказала тёте Кате ; "Пойдём отсюда, здесь так шумно!" И они пошли дальше по Невскому и снова тётя Катя рассказывала Алёнке: "Костёл Екатерины, построенный в восьмидесятых годах восемнадцатого века Валеном-Деламотом и Ринальди ..."
- Каким Валеном-Деламотом? Тем что строил малый Эрмитаж? - прервала её Алёнка.
- Да именно им, - ответила тётя Катя и одобрительно посмотрела на неё. И рассказывала дальше "Вон там Пожарная каланча, архитектор Феррари. Рядом, вон тот портик, был построен вначале архитектором Руска..."
- А потом? -спросила её Алёнка
- А потом его не было очень долго, в связи со строительством метро "Гостинный двор" сломали и снова построили только в семдясять втором году двадцатого века, уже конечно не Руска, но он очень похож на бывший портик..."
- А вон то здание, длинное-предлинное и есть "Гостинный двор"?- спросила Алёнка, указывая на "Гостинный двор" рукой.
- Да, его строили долго и разные архитекторы. Начал стрить архитектор Растрелли, но потом...достроили в основном по проекту Валена-Деламота.И потом, в войну он пострадал, сильно был разрушен, надо было его строить снова, и его строили уже по новому проекту...
- А это, что за прелестное здание?- перебила её снова Алёнка указывая на гостиницу "Европейская" и вдруг воскликнула,- Ой! А вон памятник Пушкину и
Русский музей! Пойдём снова там посидим и ты мне всё-всё расскажешь!
Они свернули по улице Михайловской, но тётя Катя продолжала начатый рассказ о гостинице "Европейская". "...эта самая богатая и комфортабельная отель. В разные годы здесь останавливались: Штраус, Дебюсси, Тургенев, Горький, Маяковский и другие известные лица. Гостиница эта построена по проекту Фонтана в семидесятых годах девятнадцатого века..." Но Алёнка, видимо, не слушала, она вздохнула и сказала, не отводя взгляд от памятника Пушкину:
-Как он вдохновенно читает!" Нет, ты посмотри, он будто живой!"
Тётя катя засмеялась и сказал:"Как ты его любишь!" и погрозив пальцем улыбаясь сказала:"Не делайте себе кумиров на земле..."
Но Алёнка очарованно продолжая смотреть на Пушкина. добавила так же восхищённо и тихо:"Будто он перед слушателями, всегда будто здесь вот так читал!"
- Нет не всегда. "Памятник здесь поставили только в пятьдесят седьмом году
двадцатого столетия. Скульптор Аникушин. Поставили его при реконструкции этого скверика."
- А Русский музей когда построили?- спросила Алёнка.
- Русский музей построили значительно раньше, в девятнадцатом столетии, в девятнадцатом году начали строить, и закончили в двадцать пятом году. "Но его строили для брата царя Александра первого, для Михаила и вначале его называли "Михайловский дворец". Здесь все дворцы, почти, построили по проекту Росси, а Русский музей он сам строил."
Они стояли у сквера и тётя Катя указала на противоположный дом. "Вон тот дом, например, построил архитектор Жако, сейчас это "Филармония", а раньше было здесь "Дворянское собрание." Тот вон дом, "Малый театр оперы и балета" построил Брюллов и так далее..."
Алёнка восхищённо смотрела вокруг и сказала: "Кра-со-та! Прямо для поэтов! А вон и "Спас на крови"! И почему я не поэт, вот бы воспеть эту красоту!"
- А ты попытайся, - улыбнулась тётя Катя и села на близжайшую скамейку.
Алёнка осталась стоять, притупив свой взгляд, через несколько минут подошла к скамейке и прочитала:
Под липой скамейка, направо за ней
Малый театр и Русский музей
И словно из сказки "Терем любви"
Вырос пред нами "Спас на крови"
- Не плохо!- похвалила её тётя Катя, "Но я что-то не припомню сказку "Терем любви."
- Ну,это так, для рифмы,-замялась Алёнка
- Даже так, - взяла её за руку и усадила рядом с собой тётя Катя,"Даже так просто не следует делать." Улыбнувшись, добавила она и ещё сказала , смотря ей в глаза: --"Если ты хочешь писать хорошие стихи, трудись и просто так ничего не делай. Просто так многие пытаются приобрести славу - и погладив её по волосам сказала: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", но когда-то придётся всем предстать перед Богом и ответить Ему за каждое сказанное слово и за все дела, а Он - Судья строгий! - всегда помни об этом."
Алёнке этот разговор не нравился и, чтобы его отвести, она спросила: "А вон там, что за дом?"
- Это бывший дом Вельегорского-выдающегося деятеля музыкальной культуры.
"Здесь выступали:Лист, Берлиоз, Шуман, Полина Виардо...". И потом Вильегорский переехал отсюда, и здесь жила Карамзина, у которой в последние годы жизни часто бывал Пушкин. А в середине девятнадцатого века, здесь жил Алексей Толстой."
Алёнка с интересом слушала, но повернув голову к музею, сказала:
- Ты начни рассказывать с Русского музея, чтобы мне лучше это всё запомнилось,
потому что, если я приеду когда-нибудь с кем-нибудь сюда, обязательно начну рассказывать с Русского музея.
-Конечно же, я тоже люблю Русский музей. "Ты начни так: "Русский музей. Архитектор Росси. Построен в тысяча восемьсот девятнадцатого-двадцать пятого года, для великого князя Михаила, брата царя Александра Первого." - Но потом голос тёти Кати прозвучал обыкновенно мягко, и не так серьёзно, и она, посмотрев на Алёнку, сказала:
-Видишь, дворец находится за чугунной решёткой, так раньше строили усадьбы. "Посмотри, какая великолепная колонада! Какая широкая и красивая лестница! И по сторонам её львы..."
И она с поволокой на глазах и удовлетворённо улыбнувшись, восхищённо сказала, любуясь этим великолепием: " Один из красивейших дворцов нашего города..."
-Ну, может быть, я так не скажу, все и так увидят эту красоту. Сказала, глядя на неё и улыбаясь Алёнка, ведь ты сама говоришь: "Красота не требует коментарий.
А я просто скажу: "Русский музей. Архитектор Росси. Построен в двадцатых годах девятнадцатого века...". И, прервав себя, Алёнка указав рукой на театр и спросила: "А про то здание мне что рассказать?" Тётя Катя, глядя, на здание театра сказала: " Академический малый театр оперы и балета". Строил Брюллов по проекту Росси, в начале тридцатых годов девятнадцатого века, перестроен в шестидесятом году того же века Кавосом. В начале, до Октябрьской революции - это был" Михайловский театр", но в тысяча девятсот восемнадцатом году, он стал называться "Малый оперный театр"
И тётя Катя, посмотрев кругом, на все здания площади, улыбаясь сказала: "Все здания здесь спланировал Росси. Он отдал этой красоте пятнадцать лет своей жизни. Спасибо ему! "Спасибо ему,- добавила она и уже тише сказала, - спасибо ему, за эту красоту! Благослови его Бог! Будь с ним в вечности, дай ему покой и радость!"
- А вон там что?Что за афиша?
- Там, в подвале, в одинадцатом году двадцатого века, открылось литеротурно-артистическое кафе "Бродячая собака" И там выступали Есенин, Горький, Маяковский и Ахматова...
- Какое смешное название! Наверное потому что артисты и литераторы всегда голодные, как бродячие собаки, - засмеялась Алёнка. Но тётя Катя серьёзно продолжала рассказывать, указывая на другой дом: "Вон, про тот дом, я уже немного рассказывала тебе. Это - гостиница "Европейская". Построена в семидесятых годах девятнадцатого века Фонтаном...".
Она указала рукой на небольшой, двухэтажный красивый дом и говорила продолжая рассказывать: "...театр Музкомедии - единственный театр, который действовал в блокаду. А там вон школа, - указала она на другой дом, - построили уже в советское время, архитектор Троицкий. Школа очень удачно вошла в ансамбль площади..."
- Если бы и не было вот здесь всех этих замечательных дворцов, я бы всё равно прибегала сюда, просто посмотреть на Пушкина...
- "Не делайте себе кумиров!" - смеясь, снова сказала тётя Катя. "А ты слишком любишь Пушкина!
- Но он же многих любимый поэт, - оправдывалась Алёнка. " Пушкин вечный!"
- Вечный Один Бог, - очень серьёзно сказала тётя Катя. "И Он предупредил; "Я,Господь Бог ваш и не будет других богов..."
Они шли медленно к каналу Грибоедова и тётя Катя всё говорила Алёнке о Боге. Дойдя до канала Алёнка слушая тётю Катю, и в то же время любуясь церковью "Спас на крови", думала о вечности и красоте, и слышала такие простые, вроде, слова, которые она уже не однажды слышала "Бог-есть любовь!". Но она впервые поняла их значение.
Потом они не спеша пошли в сторону церкви и тётя Катя попросила Алёнку рассказать, что она запомнила о церкви "Спас на крови". Алёнка рассказывала и рассказывала, пока они шли до неё. Затем она остановилась у чугунной массивной решётки канала и затихла. Медленно провела рукой по гранитному столбу и чугунному остову. Посмотрела на бурлящий от народа Невский и тихо сказала: "Ах, Петербург! Ты такой разнобразный! Но ты, именно таким мне будешь всегда снится!" В голосе её была тоска. Она была синтементальная. И Тётя Катя зная это, и чтобы её ободрить, обняла её, и сказала:"Я буду молиться, чтоб ты приехала сюда ещё не раз."
Когда они дошли до сада, Алёнка, погладив чугунный цветок, спросила: "Что, у решёток тоже есть архитекторы?"
- Конечно, вот у этой тот же Парланд, что строил собор.
И снова они, как тогда в ту белую ночь, сидели на скамейке в Михайловском саду и даже на той же скамейке. И как и тогда Алёнка то и дело убегала любоваться то павильоном Росси, то Михайловским замком или же стояла на берегу Мойки и любовалась Марсовым полем, Летним садом и всей панорамой, которую она так полюбила. Прибегала к тёте Кате и сама того не замечая говорила ей стихами: "Знаешь, там так красиво! Чудесно, прекрасно, куда бы не бросила взгляд, течёт там Фонтанка, Лебяжья канавка,Михайловский замок, а там Летний сад."
Алёнку удивляло и восхищало всё. Она всегда, когда в очередной раз прибегала, повторяла "Ну как, как можно спокойно сидеть, вот так, на скамейке при такой красоте!"
Тётя Катя только улыбалась и смотрела на неё, и взгляд её был ласковый и будто говорил; " Какая ты ещё девочка! Благослави тебя Бог, моя племянница!"
- "Ну пойдём! там ведь Михайловский замок! - тянула Алёнка тётю Катю со скамейки, -Ты ведь обещала о нём много-много рассказать!"
- Пойдём! - встала со скамейки тётя Катя , и они тихо пошли по тенистой аллеи.
И когда они стояли у замка и тётя Катя рассказывала о прошлом, перед глазам Алёнки проплывали, словно на экране, картинки. Вот она видит живого Павла Первого,щупленького в "треуголке" взлахмоченного, такого, какого его изображали на картинах. Вот перед ним архитектор Бренна и он ему приказывает строить дворец-неприступную крепость, со всех сторон окружённую водой...
А тётя Катя продолжала рассказывать: "...напрасно он приказал вырыть рвы и заполнить их водой. Напрасно он приказал сделать этот замок неприступным
и через канавы строить подъёмные мосты. И напрасно он "заточил" себя здесь от своих врагов и заговоров. Ведь заговорщики жили с ним, были его близкими. Говорят в заговоре учавствовал его сын - Александр Первый.
- Как?! Тот самый царь, что победил Наполеона?
-Да, именно он.
Они подошли к памятнику Петра Первого и Алёнка узнала, что этот памятник пылился долго в подвале, пока Павел не поставил его здесь. И что заказала его Екатерина и он должен был стоять на месте нынешнего "Медного всадника". И что этот памятник не удовлетворил "высочайшую особу" , и тогда вместо этого памятника сделанного скульптором Растрелли, отцом того Растрелли, который строил Эрмитаж, она вызвала из Франции скульптора Фальконе с ученицей Марией Колло, которая и вылепила величественное лицо Петра Первого, которое у Фальконе никак не получалось. И в итоге теперь на площади Декабристов стоит не этот памятник, а Фальконевский Пётр, которого Пушкин назвал "Медный всадник". А этот Растреллевский памятник Павел поставил здесь и приказал сделать надпись "Прадеду от правнука", так как Павел и был правнуком Петра Первого.
Они сели на скамейке недалеко от замка и рассказ о временах Павла продолжался. Потом, через некоторое время, шагали у Зимнего стадиона и рассказ перешёл на архитекторов и архитектуре и о вельможах, живших в этих домах на улице Итальянской и на Садовой улице. Снова они незаметно пришли в сквер перед Русским музеем и сели недалеко от памятника Пушкину. Тётя Катя открыла сумочку и достала Библию, а Алёнка встала и пошла осматривать знакомую местность и вдоволь налюбовалась памятником. Потом ещё ходила за мороженным и булочками. Так и прошёл этот день. "День отдыха"-назвала его Алёнка. Они пришли домой уже в девятом часу и уже до полуночи никуда не ходили.
А в полночь тётя Катя спросила племянницу; "Ну как ты пойдёшь гулять?"
- Пойду! - ответила Алёнка. "Вот немного ещё полежу и пойду!"
- Ты так снова уснёшь! Вставай на ноги!
- Куда пойдём?- спросила Алёнка, вытираясь полотенцем.
- На Фонтанку, - ответила тётя Катя "Ты же туда просилась. Но вначале мы покушаем, -добавила она и вышла на кухню. Когда она вошла с дымящей кастрюлей картошки. то застала племянницу быстро-быстро пишущую в блокнот.
"Стихи"-успела подуматьтётя Катя, как Алёнка это подтвердила тут же, сказав, - вот послушай!- и прочитала:
Святой Михаил, Архангел-хранитель
Что ж плохо, ты, Павла хранил?
Дворец неприступный, царь-повелитель
Напрасно водой окружил.
Враги, Павел Первый, тебя окружили
Ты прожил в замке сорок дней
С тобой во дворце заговорщики жили
Противники жизни твоей.
О тех временах и легенду о Павле
Михайловский замок хранит
Но главное важно, что в городе славном
Прекрасная память стоит.
- Ну хорошо, пускай пока память постоит, а ты иди кушать,-сказала тёия Катя с улыбкой.
Свидетельство о публикации №209022200786