Впервые в Петербурге... день 3й

- Вставай! Пошли смотреть твой любимый Исаакий! - стаскивала одеяло с Алёнки тётя Катя:  " Вчера тебя еле оттуда увела." Смеясь говорила она. "Пойдём посмотрим на него днём! Погода сегодня чудесная!"
    Алёнка встала и всё старалась делать, как можно быстрее, но как она не торопилась, они вышли только в половине четвёртого. Кассы работали только до пяти часов и Алёнка побежала вперёд, чтобы взять билеты.
Когда подошла тётя Катя Алёнка уже стоя на углу поджидала её и крикнула;  "Пойдём быстрее!"
- Ты иди! Вход там. А я приду за тобой, -задыхаясь от спешки сказала та.
    Алёнка быстро поднялась на колоннаду "Исаакия" и ахнула, такой красоты она в жизни не видела, весь Петербург был словно на ладони. Восторженно восхищаясь, она обошла вокруг колоннаду, но тёти Кати ещё не было. "Может она уже на другой стороне?" - подумала она и быстро пошла по колоннаде, но и там тёти Кати не было. "Наверно, что-нибудь случилось." подумала она. Побежала вниз к той башенке, откуда поднялась, крикнула: "Тётя Катя!" "Иду!"- послышался голос тёти Кати. Наконец показалась её голова. Она тяжело дышала и, долго не могла отдышаться. Алёнка смотрела на неё сочувствующе, но не могла долго глядеть на тётю, потому что, окружающая красота притягивала её внимание, да и  тётя Катя уже отдышалась и рассказывала ей. "Мариинский дворец. Архитектор Штакеншнейдер. Построен для дочери Николая Первого. А там, скульптура Клодта "Николай Первый на коне". Держится на двух опорах. Гостиница "Астория"-архитектор Лидваль. Построена  в начале двадцатого века, тогда же был построен вон тот дом, -указала она на серо-красный гранитный дом с полукруглыми колоннами. -  Архитектор Беренс построил его для Германского посольства. А те вон, симметричные дома, направо и налево Мариинского дворца, были построены для министров государственных имуществ. Их архитекторЕфимов. Построены в середине девятнадцатого века. Теперь в них размещается Всесоюзный научно-исследовательский сельскохозяйственный институт имени Вавилова. Там хранится коллекция из сто шестидесяти тысяч семян со всего материка. Скверик, вон тот,разбили после построения Исаакиевского собора. Вон тот небольшой дом с серыми колоннами - дом Мятлова, то есть вначале этот дом принадлежал Нарышкину. Дом этот самый старый здесь. Он еще знаменит тем, что здесь останавливались Дидро, де Сталь, Шлегель  и другие знаменитые иностранцы. Теперь же Петербуржцы называют его домом Мятлова..."
- А кто такой Мятлов?- перебила её Алёнка.
- Поэт-любитель, - ответила тётя Катя. У него часто собирались поэты и писатели, не раз здесь бывал и Пушкин.
   Было видно далеко - далеко; купола церквей, крыши домов и высотные здания.
- А вон там, видишь, - указывала тётя Катя- голубой круглый купол, то -  "Мариинский театр"...
- Знаю, уже знаю, -перебила её Алёнка, - тут радио-экскурсовод и я уже обошла вокруг и многое узнала, но я и сама  узнала некоторые здания. "Вон Эрмитаж, а вон  там Адмиралтейство, а там Кунсткамера, Зоологический музей и Алёнка продолжала  перечислять, что она сама уже узнала. Тётя Катя смотрела на неё и улыбалась, потом сказала: "Молодец! Ты знаешь уже довольно много! А ну-ка пойдём туда, что ты скажешь?" Но и здесь Алёнка назвала много, она говорила:
"Медный всадник, Здание Сената и Синода, а вон там, за Невой , Университет,
Академия художеств и Сфинксы..."
 Они были на колоннаде час с лишним. Алёнка сказала, когда они спустились:
"Ну, я сегодня узнала за час больше, чем за всю остальную жизнь!"   Спустились и  сели в скверике на Исаакиевской площади. И когда тётя Катя увидела, что Алёнка притупленно глядит вниз, сочиняет стихи, достала свою Библию и очки и  стала читать излюбленную семнадцатую главу от Иоанна. Но ей не удалось до конца прочитать главу, как Алёнка толкнула её локоть и сказала, что она сочинила стихотворенье и  сияющим лицом  стала их читать;
Я мечтала  бывать в Петербурге давно
И увидеть громадный Исаакий.
И когда-нибудь в жизни, когда всё равно,
Посмотреть с колоннады высокой.
Вот желанье моё наконец-то сбылось
Рассмотреть Петербургские краски.
Посчастливилось мне, и мне удалось
Наяву созерцать эту сказку.
- Ах, ты, моя поэтэса, счастливая! - сказала тётя Катя, похвалив её. Алёнка от этой похвалы смутилась и чтобы тётя не заметила, что она покраснела, смотрела на собор и сказала; " Ну, ты ещё про собор ничего не рассказала..."
- Ладно, расскажу, нарочито посерьёзнев, сказала тётя Катя и тоном экскурсовода начала рассказывать; "Перед вами Исаакиевский собор. Памятник архитектуры девятнадцатого века. Архитектор Монферан. Строился сорок лет. С тысяча восемсот восемнадцатого до тысяча пятьдесят восьмого года..."
- Так долго?! - перебила Алёнка.
- Так долго. - улыбаясь, глядя на неё, уже мягким своим голосом ответила тётя Катя: " При его строительстве много мастеровых людей умерло от холода и голода. Они жили вот здесь, в лачужках и землянках. Людей сюда сгоняли со всех уголков России. Иногда они вместо получки оставались ещё должны и вынуждены просить были милостыни, чтобы выжить..."
 Но тётя Катя, заметив, как притихла и округлились глаза Алёнки и, как та погрустнела , закончила; "Но несмотря на всё, собор -то стоит и красавец какой, ты посмотри!" И погладив Алёнку по плечу добавила; "Лес рубят -щепки летят!" Вечная память тем, кто его строил." -  сказала она поднимаясь со скамейки: "Пойдём-ка обойдём его кругом!" - И когда они его обходили, Алёнка узнала, что высота собора сто и один с половиной метра.Высота колоннады, где они были,  сорок три метра. Диаметр купола двадцать пять метров. А колонн всего, семьдесят два, и  весят они от шестидесяти четырёх до сто четырнадцати тонн. И ещё она узнала, что собор потому называется Исаакиевским, что  тридцатого мая, когда было начато строительство, совпали дни рождения Петра Великого и святого Исаакия Долматского. Тётя Катя ещё много-много интересного рассказала ей. Например она говорила: "Это уже четвёртый собор, который носит название Исаакиевский..."
- А где же остальные три? - c любопытством  спрашивала Алёнка и тётя Катя
говорила; " Остальные три были прежде этого собора. Первый собор, стоял вон там ,на месте памятника Петру Первому..."
- "Медного всадника?"
- Да. "Медного всадника". Эта была деревянная церковь, где происходило венчание Петра Первого и Екатерины Первой. Второй  собор был каменным. Его построил архитектор Матарнови. Начали строить в семнадцатом году восемнадцатого века, а закончили строительство...только в пятьдесятом году того же века.  Третий "Исаакий" - тоже строили долго. Начали строить его в шестьдесят восьмом году...
- Это значит второй "Исаакий" простоял всего восемнадцать лет?
-Да, но захотели больше и  лучше. А третий собор закончили строить лишь во втором году девятнадцатого века. Его архитекторы были  разными, начал строить знаменитый Ринальди, а закончил Бренна. И третий не удовлетворял тогдашних властей.  Петербургу надо было построить такой собор, чтобы он выражал... "мощь России", как ты сказала.  А вот этот собор строился сорок лет...
- Я это уже знаю. Начали в восемьнадцатом году, а закончили в пятьдесят восьмом.
- Хорошо. А знаешь,  вон тот жёлтый дом тоже строил Монферран?
- Вон тот? - спросила, указав, рукой Алёнка.
- Нет. Тот угловой, тоже знаменит. Там жил два года Достоевский и  там он писал свою повесть "Белые ночи". А дом Монферрана вон тот. Ты ещё в первую ночь его отметила и сидела там на льве. Помнишь?
- Помню. Тот,который напротив Адмиралтейского сада?
- Да. И Александриевскую колонну Монферран проектировал ...
- Это я помню, потому что в первый день ты на Дворцовой площади у колонны, впервые показала мне Исаакиевский собор.
  Стало прохладнее и было уже восьмой час, когда они отправились домой, потому что тётя Катя сказала, что они поспят и снова пойдут гулять по городу.
   Алёнка стояла у доски и читала вслух надпись, которая говорила, что здесь трагически оборвалась жизнь поэта Есенина, потом она отошла и прочитала надпись на доме "Гостинница Англетер". - "Как?! Здесь?!" - спросила удивлённо она.
- Да. А что тебя удивляет?
- Это же совсем близко от твоего дома. И разве здесь он покончил с жизнью?...
- Да, здесь "якобы" он покончил с жизнью.
- Почему "якобы"? Мы в школе проходили, что он в гостинице "Англетер" вскрыл свои вены...
-Ну, эта просто версия. По другой версии, его просто убрали, он не угоден был
тогдашним властям. Но это совсем не важно, как он умер, он и должен был умереть...
- Как, почему "должен был"?
- Потому что, он тратил зря талант, или дар всё равно,  этот талант ему дал Господь . А Есенин думал, что этот талант присущ только ему и писал разные стишки, чтобы самому прославиться и забывал поблагодарить Творца за этот  дар. Но Господь Свою славу никому не отдаст.  Смотри! Запомни это!  Впрочем, - улыбнулась  тётя Катя, это лишь моё мнение, просто мы все перед Богом ходим и однажды за всё  ответим Ему, за слова, которые говорим, иногда пустые, за дела, которые творим, не задумываясь. Но Он оставил нам советы, как избегать грехов, ибо грех - есть страдание. Но, - погладила она  по плечу загрустившую и задумавшую племянницу, в Писание сказано "Не судите и не будете судимы". И Есенина я в ни какой мере не осуждаю.  Ты приехала рассматривать достопримечательности Петербурга, поэтому пойдём-ка поспим немного, а потом снова гулять...


Рецензии