Впервые в Петербурге... 2я ночь

  Ночью того же дня они шли по Невскому. Было жарко, хотя было полночь, так что Алёнке пришлось снять ковту .
  Они вошли под арку Главного штаба, там звучала музыка и прохожие на некоторое время останавливались, чтобы послушать и посмотреть. Там парень играл на гитаре, перед ним лежала перевёрнутая шляпа, куда изредка кто-то бросал деньги. Напротив него сидели на корточках группа молодых парней и девушек, видимо  "поддерживали своего" . Алёнка и тётя Катя немного постояли и затем направились к середине площади. Тётя Катя говорила Алёнке негромко;
" Таланты... вот они таланты... выбиваются "в люди" таким образом...продают свой талант за деньги...ну, что они соберут? ..как нищие...им же Господь дал этот талант...посвети ты Богу, то что Он дал и Он благославит тебя и тебе не надо собирать эти копейки...и не надо быть нищим... Господи, вразуми их!"
-Ты что там ворчишь? - спросила смеясь Алёнка.
- Да, я про этого парня и про молодёжь, который не знает слова Господа; "Даром получили, даром отдавайте!"  Ну хорошо, если этот парень поймёт когда-нибудь,
что этот талант от Бога и отдаст Божье Богу, получит Божее благословение...
- Ой! Сколько опять народу! - воскликнула Алёнка, перебив её.
 Они прошли мимо фонтана, где сидели вокруг много  народу и окунулись в толпу у набережной, любовавшихся невской панорамой. Алёнка взобралась на одного из "гривастых львов" и оттуда  смеясь кричала;"А мне отсюда всё видно!
Ой, какая красота! Как называется то здание рядом Кунтскамерой?!"
- Академия наук! - громко сказала тётя Катя, чтобы услышала племянница.
- А дальше? То, красное с белым! - указала рукой Алёнка!
- Университет! - вскричала тётя Катя.
- Хочу туда!
- Не сегодня! глядя наверх на неё смеясь сказала тётя Катя, - спустись сюда, я не могу так кричать!
 Алёнка спустилась и, рассматривая всё вокруг, спросила; "А что первей построили мост или Адмиралтейство, или этих львов?
- Первым построили Адмиралтейство, а мост построили только в шестнадцатом году двадцатого столетия, а через пол-века поставили тут львов...
- Так этот  мост,  выходит, недавно построили? А как же тогда люди перебирались на ту сторону?
- Вон там, - указала рукой тётя Катя вниз по течению реки, - был наплавной мост.
 Они шли медленно по набережной в сторону "Медного всадника" и  с корабля-ресторана гремела музыка. Алёнка сказала на танцующих "Кривляются во что кто горазд" и добавила "Пошли отсюда! Не могу видеть эти пьянные рожи!"
- Не судите, да не будете судимы! - смеясь сказала тётя Катя и ещё сказала, глядя на Алёнку: "Ты знаешь, молодым, посвещённым в Римские солдаты, устраивали зрелище, напоив рабов и они глядя что творили те, никогда потом не напивались.
Вообще, мне приятно видеть, что моя племянница, ненавидит грех..."
 Они шли медленно по набережной, обходя толпы людей, которых становилось всё меньше по приближению к памятнику. Тихо между собой переговаривались, хотя Алёнкин голос иногда слишком резко высоко повышался. Она смеялась восклицала, и рассказывала что-то взахлёб. Тётя Катя нежно смотрела на свою племянницу и в мыслях вспоминала себя, совсем молоденькую мордовочку, которая, приехав в Ленинград так же восхищённо и  удивлённо глядела на всё.
- Смотри налево, - вдруг остановилась тётя Катя.
- Ой! - побежала к памятнику Алёнка, крича, -красотища! Исаакий!"Медный всадник!" и громко зацитировала, прибежав к памятнику;
Люблю тебя петротворенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит...
-Да, - сказала подходя тётя Катя, теперь  многие, благодаря Пушкину, называют этот  памятник Петру первому "Медный всадник"
   Алёнка очаровнно рассматривала памятник, потом она перевела взгляд на Здание  Сената и Синода и сказала, - Здесь так красиво, наверно это самое красивое место в Петербурге?! А Исаакий..., просто бесподобный, а вид на ту сторону, ну просто чудо!
 И спросила тётю: "Неужели у тебя дух не захватывает от этой красоты?!"
- Нет, не захватывает, - смеясь ответила та, и, в свою очередь спросила Алёнку, - а ты, знаешь, что дышишь воздухом?
- Да, вдыхаю кислород, выдыхаю углекислый газ! - громко, смеясь, сказала Алёнка, потом немного подумав, спросила,- при чём тут кислород, ведь я тебя о красоте спрашиваю?
- Просто, когда ты дышешь не задумываешься, чем ты дышишь и не замечаешь,
что ты дышишь воздухом.  Так и я не восторгаюсь этой красотой, так как ты.
- Ну, с тобой всё ясно! Расскажи-ка мне о памятнике всё-всё!
- Всё-всё я тебе не смогу рассказать. Во-первых, у нас нет для этого времени.
Во-вторых о нём я всё-всё не знаю, но кое-что расскажу. -И тётя Катя начала рассказывать; "Установлен памятник восемьдесят втором году восемнадцатого века. Скульптор Фальконе - француз, голову Петра лепила ученица Фальконе Мария Колло. Пётр первый здесь изображён благотворителем России. Он поднял
Россию на дыбы, как вот этого коня. Вот этот камень-монолит изображает взметнувшую волну и весит тысяча шестьсот тонн..."
- А змея, что означает?
- Змея всегда означало зло, а здесь Пётр-всадник попирает зло ногою своего коня, так Россия победило Шведов, это аллегорическое изображение...
- Змею тоже Фальконе лепил, или Мария Кло?
- Мария Колло, - поправила тётя Катя, - нет, змею лепил скульптор Гордеев. Троих мы знаем, но многих-многих мы не знаем, тех кто работал над памятником.
   Алёнка смотрела-смотрела на памятник, потом вокруг и спросила; "Это и есть Петровская площадь?"
- Нет, - улыбнулась тётя Катя, - Эта площадь называется "Декабристская".
- Почему?
- В память востания декабристов, которая была двадцать пятого года  девятнадцатого века в декабре...
- Да, да, да... я помню из истории, но не помню из-за чего они востали.
- Они не хотели присягать новому царю Николаю.
- А, - вспомнила Алёнка, - а как площадь до этого называлась?
- Раньше эта площадь называлась "Сенатская", переименовали её в столетия события-востания. Вон там здание Сената и Синода...
- Ой! Можно я туда сбегаю и поближе рассмотрю скульптуру... И тут же побежала, тётя Катя не успела ничего даже сказать. Алёнка бежала через дорогу, пропустив автомобиль.
- Куда ты!?- вскричала тётя Катя, - вон перекрёсток!
 Но Алёнка уже была на другой стороне улицы и взбежала по ступенькам здания. Она побегала по ступенькам, встала и долго рассматривала скульптуру на здание и оттуда крикнула; "Что означают вон те женщины!?"
- Перейди дорогу, вон там, по светофору и иди сюда, я тебе объясню!
   Алёнка перешла дорогу по светофору и улыбаясь подбегала к тёте Кате, но она
перестала улыбаться, когда тётя Катя серьёзно сделала  ей выговор, чтоб она больше не переходила дорогу где попало для этого существуют светофоры. Она строго говорила; "Светофоры для людей, чтобы они соблюдали порядок. А, если все так будут переходить, где им вздумается, какой же порядок тогда будет?
Ты же вчера сама возмущалась, осуждая молодёжь, что они превратили город в помойку, а сама ты...лучше ли той молодёжи?!"
 Алёнка понуро опустила голову и виновато сказала: "Прости! прости..."
- Что я? Не переходи дорогу где попало, это же для тебя нужно! Ну, что ты хотела спросить? - мягче сказала тётя Катя.
- Да я, - тихо, ещё виновато сказала Алёнка, - хотела спросить,  вон о тех женщинах.
- Вон та "Вера", а та "Закон". Аллегории;правосудия, веры, мудрости, благочестия. А арка очень умело переброшена над "Галерной" улицей...
- Ах, там улица? А я то думала просто так, для красоты, и не заметила, - говорила снова с хорошим настроением Алёнка.
- Теперь пойдём снова туда и уже перейдём по светофору. Мы ещё можем немного погулять и полюбоваться там, мосты разведут лишь через  час.
 Алёнка  снова побежала вперёд и оглядывалась на "Медный всадник". Потом  она снова любовалась Зданием Сината и Синода, а у перекрёстка, пока ждала тётю Катю, опять с восторгом рассматривала "ту сторону", то есть Университетскую набережную Васильевского острова. Когда они перешли дорогу по-светофору, она снова убежала вперёд и рассматривала скульптуру на Здание Сената и Синода, потом она обернулась и долго-долго смеялась, показывая вперёд. На тёти Катино "Что тебя так развеселило?" - она не могла выговорить не слово, а только смеялась и всё так же показывала  вперёд. Наконец тётя Катя догадалась, что она показывает на "Диоскуров" у Манежа.
- Ой, не могу!- смеялась Алёнка, - голые парни на виду у всех! Ха-ха-ха...
- Эта же скульптура, - ,тоже смеясь, сказала , смотря на неё, тётя Катя. - "Диоскуры"
- А что они тут голые стоят? - смеялась Алёнка: "Даже кони смеются над ними!"
- Ах, ты, мордовочка, неразумная и смешливая, - продолжая смеяться, сказал тётя Катя, - они вовсе не над этими братьями-близнецами смеются. Это, - объяснила она "Диоскуры" - греческие мифологические братья-близнецы, которые укрощают коней. Здесь раньше был
Манеж для лошадей, и нечего тебе так смеяться- строго добавила она.


Рецензии