продолжение повести

   Когда они подошли совсем близко к Александровской колонне она спросила у тёти,
-А почему она Александровская, в честь царя, что ли?
- Да, в честь Александра Первого. Вон видишь наверху Ангел крест держит, - объясняла ей тётя Катя, - черты лица у того Ангела, как у Александра. Колонна эта - памятник победы над Наполеоном. Воздвигнута здесь в тридцать четвёртом году девятнадцатого века, архитектором Монферраном, тем самым, который построил вон тот Исаакиевский собор.
   Алёнка посмотрела влево, куда указывала тётя Катя,  и  ахнула, хлопнув себя по лбу, сказала громко: «Ах, я мордовка неотёсаная,  не заметить такой красоты!..  Мордовка невнимательная, -ругала она себя  и тут же спросила: «Это тот самый Исакий?»
   - Какой ты имеешь в виду?
- Да, тот всемирноизвестный! ..Ух ты, громада!.. А купол-то, купол!.. Нет, на картинках он совсем малюсенький, заключила она и потянула тётю в его сторону
 - Пойдём скорее туда! - тянула она тётю Катю за пиджак.
 Но та, смеясь, сказала, - не сейчас,.. постой, …не тяни так … завтра пойдём…ты слышишь музыку? Сейчас концерт начнётся.  И они пошли туда, откуда раздавалась музыка. Там была сцена, где сначала пели какието группы, потом танцевали, но как-то уж очень безобразно.
 - До этого ещё в Мордовии у нас не дошли,- сказала Алёнка громко на ухо тёте. - пойдём отсюда! -стараясь перекричать музыку,  сказала она громко. Они отошли и она сказала уже тише,  - девки и парни полуголые и кривляются, тошно, такая красота кругом, а они не видят. .. впрочем, я такое, почти, каждый день смотрю невольно по телику… Светка любит торчать  у теливизора…, а я читаю и ей говорю:  «читай!», но она только огрызается, а я...
   Тут она заметила Атлантов и запела: «Атланты держат небо на каменных руках...»
 Подбежала к ним и оттуда кричала, - их десять!.. сколько они метров высоты?!
- Пять!
Погладила пальцы ноги у одного, сказала, - гладенький….И оттуда, сверху кричала,
- А из чего они…из мрамора, что ли?!
-Нет. Из серого гранита.
 Дошли  до Зимней канавки и когда внезапно открылась красивая панорама Невы, Алёнка ахнула и побежала туда.
- Куда ты, постой не беги, подожди, там много народу, потеряешься! - крикнула  вдогонку ей тётя Катя.
- Ой, пойдём быстрей! Там так красиво!  Пропустим самое интересное!
- Не пропустим, - смеясь, сказала тётя Катя, - у нас до «Алых парусов» , ещё целый час…
 И, догнав племянницу, сказала уже потише, - я уже не такая молоденькая, как ты и не могу так быстро бегать!  -  Она взяла Алёнку под руку и сказала твёрдо, - не торопись всё увидим, всё посмотрим и не надо бежать и суетиться.
Алёнка на это сказала, - я ведь, всего лишь на две недели приехала и  хочу всё увидеть…у нас, ведь, в Саранске нет такой красоты! - и потом  добавила, глядя на Невскую панораму, -это,наверноё самое красивейшее место города?!
- Да, это одно из красивейших мест.
 - А вон там, Петропавловка, правда?
- Правда, - сказала тётя Катя и, улыбаясь,  глядя на племянницу спросила, - кто построил Петропавловскую крепость?
- Ну, - замялась Алёнка, - что-то связанное с основанием города, кажется, Пётр Первый.
- Да. Вначале архитектором был сам Пётр, и  та крепость, что строили «с великим
поспешанием, на глазах у неприятеля,  была из земли и дерева. Она простояла десять лет. А потом архитектором был Трезини….вон та башенка, указала тётя Катя рукой, - называется Нарышкинская, каждый день ровно в двенадцать  с неё бьёт пушка, возвещая, полдень…
- Там что, Мойка 12?
- Нет, Мойка 12 -  вон там, - указала рукой в другую сторону тётя Катя, и там последняя квартира Пушкина...
- Мне там надо обязательно побывать! - И она покраснела...Тётя Катя ,глядя на неё, улыбнулась и сказала; "Не делайте кумиров не на земле, не под землёй..."
- Он не кумир, он - Пушкин. Да, может я люблю его неправильно, но ведь его все любят...И ему всегда будет тридцать семь, - и она добавила, - а если бы ему было сорок семь, как ещё бы много написал...
- Если бы, да кабы бы, но, увы... Лучше посмотри на этот дворец.
- Ой!!! Какой он красивый!  Что за дворец!?- воскликнула она.
-  "Дворец молдавского господаря Кантемира" - первое строение Растрелли в Петербурге.
-"Регистр судов", - прочитала Алёнка и спросила:- Что это за "Регистр судов"?
- Регистрируют же дома и суда также регистрируют.
- Ах да.- сказала она, рассматривая, дворец.
 Потом медленно они пошли дальше. И снова Алёнка, остановившись, спросила тётю Катю, когда они дошли до Мраморного дворца и она долго рассматривала там скульптуру через решётку, и потом спросила, - что там за скульптура?
- Это памятник Александру 111…. Раньше он стоял у Знаменской церкви, перед Московским вокзалом...
- Но там нет никакой церкви! Я точно помню! – сказала Алёнка.
- Сейчас нет, - ответила тётя Катя, - её взорвали в советское время, теперь на том месте стоит обелиск.
- А что это за дворец и почему памятник сюда спрятали?
- Дворец "Мраморный", архитектор Ринальди использовал много разных видов для его построения, а памятник, видимо, спрятали от глаз за решётку, впрочем, не знаю, - ответила тётя Катя, но Алёнка уже отошла от решётки и её, видимо, уже не интересовала судьба памятника, она вдруг воскликнула остановившись:
- Ой. какая красота! - это открылась перед ней панорама Марсова поля. - Пойдём,
пойдём туда скорее! - потянула она тётю Катю за руку.
 Вопросы так и ссыпались, и тётя Катя едва успевала на них отвечать: "Марс-бог войны -  здесь  Суворов а образе Марса. Казармы Павловского полка, ныне Ленэнерго...Купола церкви"Спас на крови"...Народовольцы здесь убили Александра 11..Летний сад...Михайловский замок...Там за гранитной стеной вечный огонь..."
 Алёнка подбежала к гранитной стене и громко читала: "Не жертвы - герои лежат под этой могилой, не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков..." - Кто это написал? - спросила она обернувшись.
 - Луначарский.
 Но она уже отошла от стенки и смотрела в сторону Летнего сада. Вдруг крикнула,- А там что?
- Там Летний сад и  Лебяжья канавка.
 Алёнка стояла и молча смотрела туда,.. Потом вдруг громко прочитала
Белая ночь. И это не сон!
Марсово поле и  вечный огонь
Зелёный массив, то деревья стоят,
Лебяжья канавка за ней Летний сад
- Ах ты, моя поэтесса, -  подойдя и  обняв её сказала, тётя Катя, - пойдём-ка посидим вон на той скамейке.
- Иди ты одна, я не хочу. Я хочу  всё-всё осмотреть как следует.
 Тётя Катя сидела на скамейке и  наблюдала за племянницей, как та читала надписи, переходя от одной гранитной стенки до другой, как она смотрела вокруг с восхищеньем, как стояла у Вечного огня . Времени прошло минут десять и она, посмотрев на часы, встала и направившись к ней, сказала:" Пойдём, скоро мосты разведут." И они пошли обратно к Троицкому мосту, и Алёнка долго опять восхищённо смотрела на Невскую панораму, смотрела задумчиво на волну и наконец, выпрямившись, улыбнулась и зачитала:
Белая ночь. Петербургская ночь
Сбросила сумерки, прогнала их прочь.
Девой нарядной от тысячи глаз
Прикрылась стыдливо Нева лишь на час
И дремлет как будто бы Невская даль
Окутавшись в серую дымку-вуаль
И ночью, как днём, можно всё созерцать
Всем восхищаться, за всем наблюдать…
 И будто бы продолжение новых стихов произнесла,глядя на Дворцовый мост, - там уже движение прекратилось, и огонёк синий мерцает, наверное, сейчас раскроется...
-Да! - посмотрев на часы, ответила тётя Катя. - Пойдём вон туда, - она нежно обняла племянницу и сказала, - там тебе будет лучше видно. - Они пошли к Дворцовому мосту, и не доходя до Эрмитажного мостика, остановились у гранитной набережной. Алёнка глядела то на мост Дворцовый, то на Троицкий мост. Она нетерпеливо ждала, когда их разведут, и  боялась пропустить начало развода. И всё же она пропустила. Тётя Катя сказала ей, - смотри, уже поднимается, - и указала рукой на дворцовый, поднимающийся медленно, мост.
-Ой! - вскрикнула Алёнка,  и закричала со всеми, -Ура! Поднимается! Поднимается!!! – Она радостно смеялась громко.  - Ух ты! Как здорово!!! – восклицала она, сжав руку тёти Кати.
 Тётя Катя смотрела на племянницу и думала, "Какая она эмоциональная, молоденькая, здоровая, чистая, неискушённая, мы уже так не можем радоваться, и ничто нас уже так не всколыхнет. Радость естественная!" Вслух сказала негромко, - вт и первая баржа!
- Где? А! Вон, вон!!!  Ой, там, смотри, под мостом! Ух ты!!! Какой большой корабль! Ой! – крикнула она громко,- а как же под тем мостом она  пройдёт?! Ведь он не раскрылся!?
- Раскрылся, - спокойно сказала тётя Катя, - но он раскрывается не так, как Дворцовый, а только его правый пролёт
- Точно-точно!, - посмотрев направо воскликнула Алёнка. - Кра-со-та!!!-  крикнула она, - красотища!!! -добавила она громко. – Ой, как чудесно! Всем расскажу, какое чудо я видела!
   И тут же, через минуту, глядя на тот берег Невы, она серьёзно и обеспокоенно спросила, - как же они оттуда перейдут. Что, они там до утра будут, вон те люди?
- Не беспокойся за тех людей, они и не собираются переходить, они пришли смотреть на разведение мостов, просто гуляют в белые ночи, и  потом …они почти все с Васильевского острова и прекрасно знают, что мосты разводят на всю ночь…
   Но Алёнка уже восхищалась проплывавшей баржей.
- Ой! Какой красивый корабль!
- Это не корабль, а баржа, корабли позже проплывут...
- "Волго-Дон" и опять "Волго-Дон" –читала Алёнка надписи на бортах, проплывающих мимо барж.
 Потом они шли по набережной иАлёнка всё с восторгом говорила и говорила об увиденном.
 Лишь не доходя до Дворцового моста , они увидели первый корабль, Алёнка долго любовалась на него, восхищаясь, восклицая...


Рецензии