Крещение Руси, рассказ от Гордея

Евангелие от Антона, фрагмент
---------------------------------------------------------
Действие повести "Евангелие от Антона" происходит в деревеньке под Рязанью в XII веке, куда попали герои повести – атеист Артём и священник Антон. Попали неким странным и непонятным для них образом. Их беседы о религии, о влиянии её на сознание человека и на общество – это основная тема книги. Эти разговоры обоим им многое дали.
---------------------------------------------------------

– Гордей, а ты очень не прост. Я ведь слышал, когда вы проезжали мимо меня по лесу с пустой повозкой, как ты сказал Фоке, что правда – это только для князей да богатых, а бедняку лишь обман да лихо. Я тогда уже тебя выделил, хотел с тобой поближе сойтись. Так вот всё и сошлось.

– Ты говоришь – не прост. А, пожалуй, так простоват лишку, беру вот и перед тобой весь выкладываюсь. Но я уж такой бунтарь по натуре – не люблю несправедливость, ложь и лицемерие. Человек – он ведь как та глина. Чем более в нём всего намешано, тем скорее он это покажет, когда на него давить будут. Думаешь, у меня не обливалось кровью сердце, когда я вдове печку перекладывал? Ведь не подлецы ли они, эти наши князья? Позаводили себе дружины, каждый старается поболее чтобы у него дружинников было, друг перед другом кто больше гонора покажет. Откуда дружинники? Знамо дело откуда – сыновей крестьянских от земли и от родимого дома отрывают. А потом беспросыпно бражничают, друг перед другом куражатся. Да ещё вражда – брат на брата, князь на князя. Сплошные распри, вражда и предательство. Дружину-то кормить, одевать надо. Откуда что брать? Опять же – всё с нас и берётся. Князя рязанского со всеми его нахлебниками кормим, он с нас три шкуры дерёт, ведь ему же ещё дань князю киевскому платить надо. Теперь это у них "повоз" называется – сами данники должны доставлять поборы в специально учреждённые места. А тут ещё с богами канитель задумали. Мы-то, крестьяне, своих богов знаем – Домового, Овинника, а ещё кого из нечисти – водяного ли, благинь. Нам этого по жизни-то вполне хватает. Есть, конечно, боги и повыше – Перун, Хорс, Мокошь, Семаргл, Велес, Даждьбог, Стрибог, Святовит, Сварог, но эти более у князей в почёте. Так вот, для главной-то княжеской власти, оказывается, плохо, когда много богов, когда у каждого чуть ли не свой. Надо, чтобы один на всех был, чтобы всякая верховная власть как бы от него и шла. Тогда всех прочих князей и людишек всех можно подчинять не столько силой, дружиной своей, сколько помощью божьей. Так-то даже и понадёжнее будет. А тут посланники всякие – из неметчины, из Византии, магометане. Всяк своего бога предлагает. Чуть ли было магометанского бога не приняли. Володимир-то, князь киевский, как магометанин какой, сразу со многими жёнами жил, чуть не три десятка детей с ними нажил. Но отвергли – запрет на бражничество у них прописан. Из прочих остановились на византийском. Бают, что более чем за сотню лет до Володимира, князь Аскольд византийскую веру для себя и для Руси уже принимал. Да, видимо, духу не хватило к новой вере Русь принудить. При Володимире это жёстко было. В Новгороде крепко восставали, там его родной дядя Добрыня мечом веру устанавливал. И в других местах не всё спокойно было. А с богами-то, которым и сами молились, и все их предки, как поступили? Перун был главный из них. Привязали деревянного идола к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, приволокли на берег и "вринуша в Днепр". В один миг веру поменяли и старых идолов в реку сбросили. Вот оно каково, княжье-то крещение...


Рецензии
С точки зрения христианина, домовой/овинник/банник - та же нечисть, что леший/полевик/водяник/болотник. Для язычника это тоже сущности одного порядка, но отнюдь не "нечисть". (Вот "нелюдь" - это да :).) Они ближе к римским пенатам или кельтским ши - малому народцу. Духи-покровители. Богами они не были и их так не звали.
(Ох, язык мой - враг мой :))).)

Сумрачник   02.05.2009 22:53     Заявить о нарушении
"Мы-то, крестьяне, своих богов знаем – Домового, Овинника, а ещё кого из нечисти – водяного ли, благинь".
Гордей и не называет Домового нечистью, это он о водяном и о русалках так говорит.

Виктор Шмаков   03.05.2009 05:59   Заявить о нарушении
Давайте так: я скажу, что знаю, а Вы можете и не согласиться :).
Назвать овинника "богом" - это всё равно, что обратиться "Ваша светлость" к купцу третьей гильдии :). Разные сословия. Если бы Гордей был христианином де-факто, для него и Перун с Велесом, и домовой, леший, русалка - все скопом были бы "нечисть" - пришла новая религия, монотеистическая, и всё "старьё" перевела в разряд демонов, это нормально - обычная практика. Термин "нечисть" пришёл вместе с христанством и его делением на силы "чистые" и "_не_ чистые". Для язычника такого понятия не существовало. Русалка - "заложный" покойник, "неправильный", но "нечистью" она в дохристианскую эпоху не была.
Короче, не мог Гордей - самое большее четвёртое поколение, живущее при христианстве, и язычник по сути, - назвать ни домового богом, ни водяного нечистью. Сути Вашего текста это никак не меняет, просто глаз режет ("божественный" банник и "нечистый" водяник :))) ).

Юс Малая   03.05.2009 23:01   Заявить о нарушении
Вы к художественному произведению подходите как к научной статье, а к рассказу одного из героев, как к докладу на каком-нибудь симпозиуме.
Домового, Овинника Гордей намеренно называет богами по аналогии с христианским религиозным богом, принятию которого он внутренне сопротивляется, потому что видит, с какой целью этот бог князьям, правящей верхушке нужен.
Это внести в общество основную идею христианства, всех авраамических религий – власть от Бога и смирение.
Он же говорит в начале своего рассказа, что по натуре он бунтарь, не любит ложь и несправедливость.
Глава, из которой взят этот рассказ так и называется – "Местный диссидент".
За разговор спасибо!
С важением,

Виктор Шмаков   04.05.2009 05:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.