Крещенские покатушки

В яркий, солнечный, морозный weekend 17-18 января 2009 года, когда крещенские морозы должны были загнать всех в теплые квартиры – все вышло наоборот. Новый внедорожный клуб «Экстрим Плюс» и Сергей Красюков, организовали соревнования «Крещенские покатушки», недалеко от Алма-Аты, в окрестностях города Каскелена.

Сергей Карасюков, среди любителей бездорожья больше известный, как Карась, всегда славился тем, что умел организовывать насыщенные, интересные, яркие и запоминающиеся соревнования. Прошедшие были интересны тем, что это был 1 этап клубного чемпионата по ДЖИПЕРИНГУ. Всего организаторами планируется провести 5 этапов.

Что же такое джипперинг? Это абсолютно новая дисциплина, включающая в себя элементы триала, трофи, спринта, кросса и ралли, а также дополнительные спортивные дисциплины, в том числе и многоборье. В общем – солянка сборная. Стартовый взнос составлял всего 10 тысяч тенге.
 
Первый день, в субботу, на старт вышли машины самых серьезных классов – это ТР 3 и ТР 2. В эти же самые дни, клуб Оффроуд Казахстан организовал пробег на джипах вокруг озера Балхаш, поэтому участников было не так много, как бы хотелось организаторам.  Даже пришлось объединить эти два класса, потому что в ТР 2 заявилась всего 1 машина.
Но что вытворял на трассе этот желтый Прадик, просто выше всяких похвал.

В 11 утра вся трасса была забита зрителями не смотря на мороз. Все ждали старта, который затянулся до 12 часов дня, поэтому было время внимательно осмотреть трассу.
А смотреть было на что. На первом этапе была проложена двухкилометровая замкнутая кольцевая трасса, включающая в себя элементы кросса, трофи, триала и дрифта на большом ледовом поле. Организаторы постарались нарыв ям, канав, построив два ряда ледово-снежных гор, огромный котлован для триала и еще много чего. И все вокруг было огорожено ленточками, сначала даже было не очень понятно – зачем столько ленточек? Но, приглядевшись ближе, мы поняли – это все разные коридоры, особенно много их было на дне котлована – своеобразная фигурка по рытвинам и валунам.
 
Зрители толпились вокруг одного места – естественного широкого ручья, через который тяжелым машинам нужно было перепрыгнуть. Все осложнялось тем, что места для приземления и торможения было мало, и машина могла улететь в овраг.
Но, для тех пилотов, которые решили не прыгать, был альтернативный путь, проложенный по мостику. Прыгать – рисковать, но экономить время. Объезжать по мостику – получать штрафные очки. Все предсказывали, что это место будет самым интересным, хотя гонщики на старте говорили, что подумают – стоит ли так рисковать.

Всего стартовало 7 машин, из них четыре «хищных» прототипа и три боевых Прадика. Сергей Красюков сам принимал участие в заездах. Старт был одновременный, каждая машина ехала по своему коридору. Судья дал отмашку флага, стоя на вершине холма  и через секунду очень быстро убежал в безопасную зону.

Гонщикам предстояло преодолеть подряд 2 ряда высоких насыпанных вала, между которыми было метров 50-60. Дан старт, и под дикие восторженные крики зрителей,  машины бросаются штурмовать первую преграду. Рукотворные холмы с острыми вершинами, на которые не так и легко заехать. Джипы на них буквально запрыгивают. И… многие повисают, беспомощно крутя в воздухе колесами. Дружно садятся все прототипы, от которых наоборот ожидали диких результатов по проходимости, особенно от стального монстрика  Алексея Никижева и Александра Мороза.

Лучше всех удаются прыжки чемпиону в классе ТР3 Дмитрию Шилову. Так же зрелищно Дмитрий прыгал и на Кубке Маслова. И вот – повторение шоу. Машина встает почти в вертикальной свечке,  замирая на секунду на задних колесах…. И переваливается через «хребет», оставляя на нем конкурентов.

Зрители бегут по трассе параллельно машинам, потому что только так можно увидеть все. Ну, или очень постараться, чтобы все увидеть, потому что, как оказалось на самом деле – интересно было везде. Каждый участок трассы был неповторим, и на многих велась насыщенная, но порой не очень честная борьба.

Машины раз за разом, съезжая вниз с холма, пробуют преодолеть первую преграду. Это удается далеко не всем.  А кататься по трассе еще 2, 5 часа. Вторым преодолевает преграду Прадик Сергея Федюкова и Николая Папина. Шилов уверенно взлетает на вторую гряду, и садится на мосты. Из прототипов первым вырывается на свободу желтый прототип под номером 304.

Стас, штурман Дмитрия Шилова, безуспешно пытается вбить якорь в намертво промерзшую землю, чтобы за него зацепить крюк лебедки и сдернуть машину вниз.

Экипаж Папина останавливается и начинает сдергивать стропой назад качественно сидящего Шилова, у которого просто нет других вариантов. В это время желтый прототип, в легкую преодолев этот холм, отправляется дальше по извилистому и узкому коридору. Через пару минут прототип останавливается без движения, так и не доехав до триальной ямы.

Через секунду на вершине садится Папин, Коля кричит Шилову, чтобы тот просто с разгона ударил его в задний бампер и столкнул с вершины. Но Дмитрий уже легко преодолевает холм по своему коридору, подъезжает с Прадику Папина и цепляет его стропой, стягивая вниз.

И вот, уже практически все машины преодолевают первые препятствия, среди которых узкий коридор с ямами, нарытыми в шахматном порядке.  Здесь джипы демонстрируют потрясающие хода подвески.

Показался отстающий от всех синий прототип Карася, почти 40 минут провисевший на первом гребне. Машина, уже заканчивает преодоление второго холма и внезапно переворачивается на бок. Протик за считанные минуты ставят на колеса и Карась уже снова в бою.

Спортсменов ждет спуск в горизонтальную триальную яму. В нее нужно спуститься на огромных деревянных качелях. Из ямы ведет крутой подъем, затем джипы «посещают» еще две большие ямы, наполненные разными препятствиями. На вершине холма машина останавливаются, спортсмен, сидящий справа получает ружье, и стреляет в манекен. Затем машина опять спускается в яму. Шилов с Федюковым идут хвост в хвост.

После триальных засад машины разгоняются и перед пилотами встает тот самый выбор – прыгать или медленно проезжать по мостику. Под недовольные улюлюканья зрителей на первых кругах все машины просто проезжают по мостику, попадают в заросший камышами крутой овраг, который можно преодолеть либо ходом, либо залебедившись за очень удачно росшее на противоположной стороне дерево.
После оврага – большое дрифтовое поле, на котором тоже очень важно удержать машину на ледовых виражах и не сбить фишки.
В это же самое время, на качелях ошибается Валерий Бурцев, и его Прадо кувыркается вниз через крышу, и затем падает на бок. Эвакуацией машины занят экипаж Шилова.
На легком проезде по деревянному мостику, в самом его конце, застревают Федюков и Папин. Из-под днища машины раздаются пугающие металлические удары, кажется, что отказал редуктор переднего моста, джип становится почти недвижимостью. Зрители предсказывают сход, но экипаж это не устраивает и борьба продолжается до последнего.
Кажется, что сейчас начнется самое интересное – мостик занят, все машины будут прыгать через ручей. Но ничего не происходит, так как часть трассы закрыта из-за  того, что долго эвакуируют Прадо Бурцева. Вообще, Валерий «славится» тем, что на гонках, устраиваемых Карасем, он переворачивает машины. Счастье, что всегда спасет ремень и каркас безопасности.
Тем временем, на прыжковой яме происходит чудо. Ярко-желтый, почти «стандартный» Прадик категории ТР2, разогнавшись, первым прыгает через ледяную речку. Пилот ошибается, нажав в полете на тормоз, машина падает на заблокированные передние колеса, и просто зависает на пару секунд в вертикальной свече на переднем бампере. Не знаю, что помогло этой машине не перевернуться через крышу.
Под облегченные вздохи зрителей Прадо тяжело плюхается на все четыре колеса, и продолжает гонку.
К беспомощно засевшему Прадо Федюкову на помощь спешит серый прототип Никижева и Мороза, который сдергивает его назад стропой, чтобы через секунду Прадик засел в том же месте.  Опять сдернули и наконец машина поехала вперед на ледовое поле, которое, к частью, не превратилось в ледовое побоище. И вот в триальных ямах порой случалось это самое побоище, когда в одной маленькой ямке угораздило оказаться сразу четырем джипам.  Два из которых просто сцепились. «Скованным одной цепью» Прадику и протопиту Карася удалось  разъехаться далеко не сразу. Была и жесткая контактная борьба и не вполне честные обгоны Дмитря Шилова, и второй переворот с качель.  Начались прыжки через воду, потому что спортсмены начали понимать, что ширина протоки не такая уж и большая и если сильно не разгоняться, что хватало динамики и для перелета и для грамотного торможения. Но сам организатор гонки не прыгал, хотя зрители его всячески подбадривали и просили прыгать.

И так, круг за кругом – скорость, адреналин, застрявшее машины, стропы, лебедки, оторванные передние номера. Зрители напрочь забыли про усталость и мороз, все так же без устали бегая с места на место за машинами.  Кто сколько кругом проехал, без помощи судей посчитать было невозможно. Все чаще и чаще машины «спотыкались» на качелях, проваливались колесами между бревен, пока опять, при съезде вниз не перевернулся Прадо Федюкова.  Опять остановлена гонка – начинается спасение.
Победителем первого дня соревнований, как и ожидалось, стал экипаж Шилова Дмитрия и Алейникова Станислава.
На следующий день так же стартовало 7 участников -  Тойта Прадо, длинный Патруль , короткий Патруль, Патруль в старом кузове , и 3 Уазика, один из которых и стал победителем гонки. Эти машины вели на трассе почти такую же захватывающую борьбу, как и «монстры» в первый день.
Можно, да и нужно сказать, что новая задумка Господина Карася удалась на славу. Такие насыщенные экшином соревнования - именно то, чего не хватает нашему автоспорту в период межсезонья.


Рецензии