Жажда знания жажда власти?

По Ушакову власть – это 1) право и возможность подчинять кого-то или что-то своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь; 2) права и полномочия правительства, правительственного лица; 3) образ правления, государственный строй; 4) могущественное влияние, принудительная сила; 5) лица, облеченные властью, начальство. Знание – это 1) деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание; 2) результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности; 3) обладание сведениями о чем-нибудь, состояние знающего что-нибудь человека; 4) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

Исходя из определения данных понятий, я могу заключить, что жажда знания не всегда равна жажде власти, потому как чаще всего человеку свойственно одно яростное стремление (если оно есть), а уже исходя из этого страстного желания, человек определяет для себя возможные пути осуществления этого желания. Так, например, если человек жаждет власти над кем-либо (над определенным человеком, над общностью или группой), то вполне возможно, что ему понадобится определенное знание об этом ком-либо, но назвать это жаждой знания нельзя, потому что знание в данном случае только средство.
 
С другой стороны, человек может возжаждать знания о каком-либо занимаемом его объекте. Но для того, чтобы изучать этот объект вплотную, ему необходимо владеть кем-то или чем-то. Опять же в данном случае жажде власти нет места, поскольку власть здесь лишь средство достижения знания.

Если смотреть в глобальном отношении, знание – это всегда сила. А сила – это часто власть. Часто, но не всегда. И приравнивать эти понятия вряд ли возможно. В каком-то конкретном случае – да, это имеет место быть. Например, человек стремится к определенному знанию, постигает его в такой мере, что с ним мало кто может сравниться, следовательно, существует масса людей, которые меньше знают о том, что знает этот человек, а, следовательно, они – в его власти, потому как ему одному известны все нюансы, хитрости, проблемы и возможные пути решения в этой области. И только этот человек может разрешить все проблемы, помочь людям. То есть он обладает неким авторитетом, он обладает некоей могущественной силой, влиянием, правом подчинять и другими полномочиями.

Но ведь не всегда человек пользуется этой силой, этой властью. Это уже не жажда власти, а просто обладание ею. И даже если человек не достиг определенных высот в каком-либо знании, он опять-таки вполне может и не жаждать обладать большим знанием в надежде на обладание какой-либо властью. Потому как на определенном этапе он уже знает больше, чем многие, и в зависимости от уровня его притязаний, вполне может отказаться от дальнейшего получения знаний, потому как ему открылся определенный уровень властвования над кем-либо.

И бывает так, что человек, обладающий определенным набором знаний, во много раз превышающим набор знания многих, делится своим опытом, учит других тому, что уже знает. Это власть уже другого рода, но она не столь амбициозна, потому как предполагает заранее, что кто-то из тех, кто узнает это знание от него, в дальнейшем откроет большее, пройдет на шаг дальше, чем его предшественник.

Так что я не поставила бы знак равенства между жаждой знания и жаждой власти. Это во многом похожие категории, но отнюдь не тождественные.


Рецензии