Опять Стамбул

В Сиднее я на заработанные у Хетса  деньги приоделся: купил костюм, несколько приличных рубашек, ботинки. Мысль не покидала поехать в Аддис-Абебу к Оле, но потом все взвесил и пришел к выводу:
-А что я там буду делать? Приеду, увижу свою незнакомую “абиссинку”, а дальше что? Она узнает, что я приехал ради того, чтобы познакомиться и посмотреть на нее, посчитает меня дурачком и не станет разговаривать.
-Нет, в Аддис-Абебу ехать нельзя. Заеду, а оттуда не выберусь. Денег не будет и там не заработаешь. Поеду-ка лучше в милый мне Стамбул. Там много русских и приятель, с которым в прошлый раз познакомился, может поможет устроиться на работу. Да там и до Абиссинии не далеко. При удобном случае махну туда. Так и сделал. Я узнал, что до Стамбула можно добраться любым кораблем. Взял билет на Норвежское судно и через несколько дней оказался в Стамбуле. Как-то с первого пребывания у меня появилась привязанность к этому городу. Особенно нравится тут траурная вечерняя задумчивость кипарисов, восточные шумные базары, море огней в порту и множество пароходов. Как-то все это напоминает близость Родины. Выхожу вечером к морю и представляю, что совсем недалеко где-то она – земля, на которой родился и так защемит сердце, такая одолеет тоска, кажется сейчас бы улетел домой. И вдруг возникает вопрос:
-А дома что? Опять с отцом ходить на заработки? Да жив ли он? Там война, сразу заберут в армию. Нет, надо устраиваться здесь на работу, но как? Хорошо, если знакомый, бывший русский путешественник поможет, а так едва ли устроишься.
Знакомого, который рассказал в прошлый раз про талантливых русских людей за границей, в том числе и про Олю, я нашел с трудом. Он занимался частной медицинской практикой, содержал не большую частную клинику около дома. Устроить на работу он меня не мог, поэтому я помогал ему в клинике. Через некоторое время научился определять диагноз, выписывать рецепты, делать не сложные перевязки и даже уколы. Иногда, в его отсутствие, самостоятельно принимал больных. Денег он мне не платил, а работал я у него за то, что вместе жил и питался. Мысль поехать в Абиссинию или домой не покидала меня. На эту тему мы с ним часто говорили:
-Ты знаешь Георгий, твоя Родина отошла от России, кажется к Польше, - однажды, придя домой, сказал он.
-Что ты говоришь? - возмутился я. Где ты такое слышал?
-Здесь полно русских, которые все знают. В России произошла революция, бедняки и рабочие захватили власть. Они всех графов и князей выгнали за границу. Потом на Россию напала Польша и забрала западные области Белоруссии и Украины.
У меня сразу возникла мысль, а как же там отец и мать. Неужели они теперь живут в Польше. Оставаться в такое время в Стамбуле нельзя и я стал собираться домой.
-Постой, кто же тебя сейчас в такое время домой пустит? - сказал мой друг. Кроме того ты не знаешь, где теперь твои родные, в России или в Польше. Поезжай лучше в Париж. Там много образованных русских эмигрантов, от них узнаешь все и определишь, куда тебе ехать.
-А жить там я на что буду? - удивленно спросил я.
-Я тебе дам на дорогу и на первое время из своих сбережений, а там устроишься где-нибудь частным медиком. Опыт у тебя теперь кое-какой есть.
Пришлось принять не глупый совет друга. И вот я качаюсь на корабле в море. Приплыли к Португалии, потом берега Испании и Марсель. В этом городе я задерживаться не стал, поехал скорей в Париж.


Рецензии