На Родину

Дальнейшее мое пребывание в Париже становилось не возможным. Не имея постоянной работы и влача полунищенское существование, я не мог жениться на Оле, хотя она мне очень нравилась. Решил вернуться домой. Обратился в русское консульство, там сказали, что Ошмянский совет отошел к Польше. Пошел в польское консульство. Там визу выдали быстро. Поехал искать родных. Отец и мать жили в родной деревне. Старший брат нелегально ушел в СССР. Сестры, младше меня, повыходили замуж. Отец был плох и мне пришлось работать на его убогом хозяйстве. Часто вечерами вспоминал Олю, но всегда приходил к выводу, что не судьба нам быть вместе. Вскоре отец и мать умерли. Не стал я возиться с хозяйством. Все продал и подался в Вильно. Там жил брат отца – Стась.
-Может поможет найти работу – думал я.
В Вильно я не бывал. Город выглядел не таким, каким я его представлял. Он больше был похож на крепость, чем на город. На улицах движения мало, трамваев нет. Кое-где видны мчавшиеся автомашины. Поразила чистота улиц, много цветов. Я пошел по левой стороне улицы, сразу же подошел полициант и потребовал штраф. Оказывается в городе ходить можно только по правой стороне. Объяснив ему, что я из деревни и городских правил не знаю, он отпустил меня. Потом я узнал, что останавливаться на улице более трех человек тоже нельзя. Брат отца жил в колонии Виленской. Я остановил извозчика и попросил отвезти меня туда. Доехали быстро. Немного не доезжая до колонии, я попросил извозчика остановиться:
-Здесь я сойду, мне тут недалеко. Дойду пешком,- сказал я.
Извозчик был удивлен, что я не разрешил довести меня до дома. Домик Стася я нашел быстро. При встрече он почему-то очень внимательно осматривал меня. Вместе с ним жила жена его сына Петра. Звали ее Анной. Это очень боевая и общительная женщина. Петр сидел в тюрьме на Лукишках. Детей у них не было. Мое появление несколько развеяло тоску Анны по мужу.  Она по вечерам с интересом слушала мои рассказы о похождениях за границей и о жизни в деревне. Я объяснил ей зачем приехал. Это услышал Стась. Он сказал:
-Едва ли устроишься, у нас такая безработица, что наверно нигде такой на свете нет.
-А я все-таки попробую помочь, хотя полной уверенности нет, - сказала Анна.
На следующий день она пригласила меня поехать в город.
-Я покажу его тебе, - заявила она.
Мы приехали на вокзал и пошли вправо к Остробрамским воротам. Это место мне показалось довольно оригинальным – ворота между двух монастырей и висячая между ними надстройка. Все это выкрашено белой краской. Около ворот вперед и назад ходят два полицианта. Проезд на повозках через ворота запрещен. Приезжие, подходя к воротам, снимают шапки и молятся. Посмотрев на надстройку с обратной стороны, я увидел икону “Матки Боской”. Около ее ходят ксендзы и их прислужники. Далее шли узкая улица с нишами в зданиях, заполненными богомольцами. В этом месте никто не осмеливался одеть головной убор. Улица выложена булыжником, а тротуары заасфальтированы вероятно еще в царское время. Они так узки, что по ним можно пройти только двоим. Если встретиться третий, то он должен сойти на мостовую. Пройдя по этой улице, я нашел в ней что-то средневековое, своеобразное. Таких длинных и узких улиц в других городах я не встречал. Потом я убедился, что широких улиц, кроме улицы Мицкевича, в Вильно нет, поэтому нет трамваев и мало автотранспорта.
-Вильно не промышленный, а торговый город, - пояснила Анна. Пойдем, посмотришь, что есть у нас в магазинах. Мы заходили в несколько из них. В основном это фруктовые магазины. В них разложены разные сорта яблок, груш, винограда. Характерно, что они продавались не килограммами, а граммами. Я спросил Анну, выйдя из одного из них:
-Почему это так?
-У нас так заведено, - ответила она. Если кто попросит продать килограмм фруктов или целую пачку папирос, то у продавца глаза сразу лезут на лоб и он бежит звонить в полицию о подозрительности этого человека, а те сразу берут его в проверку и всегда оказывалось, что он пришел с той стороны.
Я обратил внимание, что витрины магазинов художественно разрисованы. Хотя на товарах есть расценки, необходимо торговаться и можно сбить цену на половину. В Вильно много магазинов и с трикотажными изделиями, мотоциклами, велосипедами. Все немецкого производства. В каждом магазине висит икона “Матки Боской”. Народу очень мало. Когда заходишь в магазин, к тебе бросаются два, три человека и начинают расхваливать товар. Если это не помогает, видимо по условному знаку за прилавком появляется симпатичная пани, перед красотой едва ли кто устоит,  не купив у нее что-нибудь. Купленный товар тщательно упаковывается. В Вильно очень много закусочных, но газированной воды или квасу в них нет. Сельтерскую воду можно найти только на окраине города. По улицам летом прогуливается много народу. Большинство молодые мужчины, одетые в серые костюмы, на ногах гетры до колен и черные лакированные туфли. Осенью и зимой в моде пальто английского фасона. Походив по городу, мы вышли к рынку “Гали” и там насмотрелись на крестьян. Женщины одеты в основном в кофты с талией и юбки со сборками. На головах белые платки, повязанные спереди на лбу. У многих волосы обрезаны чуть ниже плеч. На ногах  шелковые чулки и лакированные туфли типа “лодочки”. Тут же встречались шляхтичи в крестьянских свитках или в клетчатых костюмах с желтой полоской. На головах кепи под цвет костюмов. С рынка мы пошли к реке. Чуть направо увидели башню Гедемина и Замковую гору. Внизу, не большая красивая площадь. Справа – гора “Три креста”, а прямо на горе башня Гедемина. Между ними – не большая речка – приток Вилии. Внизу – Кафедральный собор. Правее парк. Летом тут очень красиво, везде кусты расцветшей сирени, а воздух чисты, чистый.
Анна пояснила:
-В Вильно очень мало заводов: два кожевенных, один стекольный, но зато много кустарных мастерских. Не смотря на это выступления рабочих дают о себе знать. Они заставили воеводу перевести город на военное положение. В “Закрете” стоит воинская часть. Военные через Вилию построили мост и пропускают на ту сторону реки по пропускам. Там же находятся и склады с порохом. Кроме этого там еще есть юнкерское училище. Вот пожалуй и все достопримечательности. Мне надо бы навестить мужа на Лукишках, но сегодня я пожалуй не пойду. Если ты не возражаешь, сходит к нему завтра.
-За что его посадили? - вырвалось у меня.
-Поговорим дома. Это долго рассказывать.


Рецензии