Нелегально в СССР

Примерно через неделю вызвали меня в экспозитуру. Домбровский встретил любезно. Предложил сесть на диван, сам сел рядом.
-Вы наверно думали, что я о вас забыл? Нет, не забыл. Надо было навести кое-какие справки. Теперь я хочу предложить вам работу. Предлагаю пойти в СССР, чтобы там выполнить наше задание. Как, согласны?
Такой работы я не ожидал и растерялся.
-Что молчите? Испугались? Пугаться тут нечего. Задание будет не трудное – узнать кое-что на советской стороне и опустить в почтовые ящики в Минске листовки. Это любой ребенок может сделать. Ваш брат живет в Минске, остановитесь у него. Он, надеюсь, вас не выгонит?
- Как я перейду границу? - взволнованно спросил я.
-Это очень просто. Вы уже изучили приграничный район. Где переходить безопасно, мы вам покажем. Ну, как согласны?
-Это очень сложный вопрос, а вдруг брат меня не примет.
-Что тут сложного? Девчонки запросто переходят границу, а ты парень и боишься. Если брат не примет, сразу уходи и скрывайся где-нибудь в окрестностях города. Но я думаю, что на ночь, на две брат примет.
-Ну, ладно, - согласился я.
-Вот и хорошо. Готовься в дорогу.
Он велел секретарю выдать мне револьвер и пятьдесят рублей советских денег.
Утром повозкой меня отправили в Столбцы. Ночью показали место, где можно перейти границу. Все хорошо. Одели меня по-крестьянски. В рваных сапогах, с мешком из домотканой ткани. Благополучно добрался до Койданово. Там сел на поезд и к полудню был в Минске. Брат конечно не узнал меня. Он в последний раз видел меня маленьким ребенком. Его особенно удивила моя одежда. Пришлось рассказать ему всю правду. Он дал одежду и велел переодеться. Потом сказал:
-Иди в ГПУ. Все расскажи и проси, чтобы оставили тебя на жительство в СССР.
-Ты, что хочешь, чтобы меня арестовали и посадили в тюрьму? - с возмущением спросил я. Не бойся, я у тебя переночую только одну ночь и уйду.
-Куда?
-В Польшу, - раздраженно ответил я.
-ГПУ все равно узнает, что ты приходил и арестует всю мою семью. Если ты не пойдешь сам, я сообщу им о тебе.
-Тогда я ухожу немедленно. Быстро скинул его одежду, одел свою, схватил мешок с листовками и ушел не попрощавшись.
Брат удивленными глазами смотрел на меня. Ночевал я в стогу сена недалеко от реки. Утром проснулся и стал думать, как бросить в почтовые ящики листовки с угрозами командующему Белорусским военным округом Егорову, Сталину, Ворошилову. Все бросить в один ящик, эффекта не будет. Надо разбросать по всем почтовым ящикам хотя в нескольких домах поближе к военному округу. Вспомнил, что Домбровский говорил о мальчишках, которые легко могут сделать. Как раз они купались недалеко от меня. Подозвав троих, дал по свертку и попросил бросать в каждый ящик по две-три бумажки. За это дал каждому по рублю. Они, обрадовались, побежали выполнять мое задание. Мне немедленно надо было смываться. Пришел на вокзал, купил билет до Койданово и сел в вагон. Поезд тронулся. Вдруг вошли контролеры и какие-то лица в гражданской одежде. Они проверяли билеты, идя навстречу друг другу. Деваться некуда. Предъявил билет. Контролер посмотрел на меня и спросил:
-Куда едешь?
-В Койданово.
-Зачем?
-К тетке в гости.
-Где живешь?
-В Борисове.
-Документы? - потребовал гражданский.
-Нет их с собой.
-Пошли с нами, - приказал он.
Привели в милицию на вокзале. Точного адреса, где живу, я сказать не мог. Посадили в изолятор вместе с уголовниками. На следующий день забрали меня работники ГПУ. Брат, видимо, сообщил им обо мне. Пришлось признаться во всем. Во время одного из допросов в кабинет следователя вошел красивый, стройный работник ГПУ в хромовых сапогах с высокими голенищами, в гимнастерке, перепоясанной ремнем с портупеей. Я как раз рассказывал следователю как мы искали отряд Мухи-Михальского. Этот работник заинтересовался моим рассказом и долго слушал. Как я кончил, он спросил?
-Так вы значит искали Муху-Михальского?
-Да, но не нашли, хотели примкнуть к нему.
-Я командовал отрядом Мухи-Михальского, - вдруг заявил он. Да, да Муха-Михальский был у меня в отряде. Он погиб в перестрелке и мы свой отряд назвали его именем.
Я поднял глаза и внимательно посмотрел на него. Старался понять правду говорит он мне или разыгрывает.
-Что не веришь? - подошел он ко мне. Я чекист Орловский партизанил в Польше под фамилией Мухи-Михальского. Муха-Михальский в самом деле был. Это хорунжий польской кавалерии, взял в конюшне воинской части коня и скрывался в лесу, нападая на помещичьи усадьбы. Случайно он встретился с нами и влился в наш отряд. Это был смелый партизан, очень жаль, что он погиб.
-Так вот вы какой Муха-Михальский. Никогда не думал, что встречусь с вами, - вставая со стула сказал я.
-Садись, садись, - положив ладонь на мое плечо, сказал Орловский. Закончите разговор со следователем, потом поговорим.
Он резко повернулся и вышел. Утром следующего дня привели одного из мальчишек, которым я давал задание распространить листовки. Он опознал меня. Деваться некуда. Пришлось все рассказать, что было со мной в Польше.      Следствие закончилось быстро и дело передали в суд. Суд приговорил меня к двенадцати годам лишения свободы. Орловский навестил меня в тюрьме. Его интересовало, как мы искали его отряд в пинских болотах. Я все рассказал как было. Он ушел, ничего не сказав. Его безразличие не ускользнуло от моего внимания. Сижу в тюрьме около месяца. Меня окружают: контрабандисты, диверсанты, шпионы и уголовники разного рода. Делать нечего. Попросил приносить книги из библиотеки. Не отказали. Много читаю. Стал писать прошения о помиловании этих людей, вкладывая в их содержание свое понимание. Завоевал определенный авторитет в среде этого преступного мира. Однажды главарь рецидивистов подошел ко мне и сказал:
-Ты молодец. Где это ты так грамоте научился? Если бы я был таким, никогда бы не попал сюда.
-Не понимаешь ты ничего в политике, - подумал я, - и не знаешь, за что я сижу. Если бы хоть чуть-чуть кумекал в ней и разбирался в обстановке,- не говорил бы так.
Но его слова заставили меня задуматься. Они подействовали на меня больше чем приговор суда. К тому же мучил вопрос:
-Почему Орловский, если он командовал отрядом Мухи-Михальского, отнесся ко мне безразлично. Позднее я узнал, что Орловский, уезжая в комвуз, рекомендовал меня Хорунжику , который не спешил разбираться со мной. Прошло значительное время. Я уже смирился с обстановкой, проводил время за книгами. Неожиданно вызвали к Хорунжику. Он бессистемно интересовался различными вопросами. Потом вдруг спросил:
-А в Польшу не хотите пойти?
-Нет, - ответил я. Там меня арестуют.
-При вашем согласии мы сделаем все, чтобы не арестовали.
-Нет, я лучше буду сидеть в тюрьме здесь.
-А вы подумайте хорошенько. Если согласитесь, то мы выпустим и будете проходить подготовку.
Я молчал. Хорунжик вызвал конвой и меня увели. Эту ночь я не спал. Голову терзали всякие мысли, все обдумывал, взвешивал стоит или не стоит давать согласие. Утром срок истекал. Как забрезжил рассвет, передал надзирателю записку, в которой просил вызвать меня к Хорунжику. К вечеру меня освободили. Вернулся к брату. На расспросы не отвечал. Сказал только, что через несколько дней уйду в Польшу. Он, видимо, уже был предупрежден, поэтому не приставал с расспросами ко мне. Вечером я пошел погулять по берегу Свислочи. Иду по Торговой улице. На встречу идет знакомая женщина. Вгляделся – Берта. Окликнул. Она остановилась и стала смотреть на меня с удивлением.
-Вы не помните, где мы с вами встречались? - спросил я.
-Припоминаю, но как вы оказались здесь?
-Судьба забросила.
-Вот здорово! Меня тоже судьба забросила. Значит мы наверно запряжены в одну упряжку?
-Не знаю.
-Что вы здесь собираетесь делать?
-Пока не решил, - неопределенно ответил я.
Вопросов у нас друг к другу накопилось много и мы долго бродили по берегу. Берта рассказала про жизнь в Бобруйске. Особое внимание ее было в отношении матери и дочки.
-Я не знаю, что мне делать с  дочкой. Хотела оставить ее у матери, но мать серьезно больна. В Польше она мне тоже будет большой обузой, надо ехать в Варшаву, брать развод с мужем, а ее куда? Придется наверно все же оставить здесь.
Я не раскрыл Берте своих планов. Решил проверить связана ли она с ГПУ. Долго ждать не пришлось. Назавтра мы встретились с ней у Хорунжика.
-Ну и хорошо, что вы познакомились, - сказал он, подавая руку. Я познакомлю вас с Гуминским . У него найдется более целенаправленная для вас работа.
Было принято решение, что Берта оставит дочку здесь и поедет в Польшу оформлять развод с мужем, одновременно выполняя задание ГПУ. Я же пойду в Польше нелегально и буду там выполнять все указания экспозитуры, добывая нужные сведения для ГПУ. В Вильно мы будем конспиративно встречаться и помогать друг другу. В некоторых случаях Берта добытые ей сведения будет передавать мне, а я уже по мере их срочности буду лично доставлять в Минск или передавать в Столбцы Тарловскому .


Рецензии