Дежурное звено
Мой боевой самолет, МиГ-23 МЛ в ТЭЧ на плановом регламенте, я как и положено при самолете. Ангар и площадка ТЭЧ находятся почти напротив арочных укрытий дежурного звена, до них метров 300. Мимо ТЭЧ к дежурному звену идет магистральная РД, она не строго прямая, а плавно поворачивает вправо, проходит между укрытиями дежурного звена и далее к ВПП.
Поскольку наш 73-й Гвардейский ИАП находился на передовых рубежах социалистического лагеря поэтому он, как и многие другие авиаполки, нес Боевое дежурство в системе ПВО по защите воздушного пространства ГДР, что являлось с одной стороны, выполнением боевой задачи в мирное время, а с другой – потенциальным взысканием для каждого из состава дежурной смены. Не стану раскрывать секретов с техническими готовностями, скажу лишь, что в считанные минуты от сигнала тревоги, пилот должен занять место в кабине полностью готового к боевому вылету самолета (ракеты подвешены), доложить о готовности и ожидать дальнейших указаний с КП. Это означает, что технический состав у самолета должен оказаться еще раньше, чтобы: заранее включить самолет под ток, преобразователи, радиостанцию, посадить пилота и помочь ему с привязной системой, помочь состыковать ОРК (объединенный разъем коммуникаций), т.к. пилот в ГШ и в ВКК (высотно-компенсирующий костюм), вынуть чеки катапультного кресла. Кроме того, к этому времени сдернуть все чехлы (с ракет и фонаря), чехольчики (с ПВД) и заглушки с тем, чтобы пилот, получив команду, сразу смог запускать двигатель и выруливать.
Полк проверяет очередная я комиссия из дивизии. Первым делом, естественно проверяют несение Боевого дежурства - дежурное звено, а дежурит как раз наша эскадрилья. Мимо ТЭЧ проехал дивизионный УАЗ, а, через пару минут из домика дежурного звена побежали ребята к укрытию, в котором дежурный самолет. Слышим, запускают, а вот он и выруливает, а вот уже на полосе, форсаж включил, полосатый конус оранжево- голубого пламени из сопла вырвался, а за ним и грохот от движка.
Разбег! Правда, какой-то странный разбег, присел самолет, искры из под брюха, форсаж выключился, а потом и двигатель. Самолет лежит на полосе, на брюхе, а точнее на ракетах ближнего боя, похоже при взлете стойки шасси сразу на уборку пошли, фигурка пилота судоржно выскребается из кабины и отбегает подальше.
Тут и началось бесплатное кино. От дежурного звена возвращается дивизионный УАЗ, а навстречу ему на хороших газах едет наш, полковой, командирский, видимо кто-то хочет узнать, что произошло. На плавном повороте, машины сталкиваются бортами, (на магистральной РД разъехаться не смогли), у машин при этом отлетают дверки, из них выскакивают две «папахи» и начинают крыть друг друга отборнейшим матом. Это было незабываемое зрелище. Вся ТЭЧ вышла поглядеть на этот выплеск эмоций двух полковников. Водители тем временем собирают двери, каждый свои.
А дальше все просто – самолет в ТЭЧ, к вечеру из летающей лаборатории прилетел серьезный подполковник в очках и с большими полномочиями, давай полота опрашивать и бортовые цепи проверять на предмет паразитной. Пилот сообщил, что в момент включения форсажного режима, он почувствовал, что, что-то не то, однако разбег начал - некогда на этом этапе взлета вникать, что там тряхнуло или не так щелкнуло, однако, как он сам заявил, никаких неправильных действий не выполнял.
Тут и мой самолет пригодился, как аналог, поскольку оказался родным братом поврежденного и имел предыдущий заводской номер. Пол -дня экспериментировали и ничего, не убираются стойки при включении форсажа и все тут. Подполковник снова давай пилоту руки крутить, потом и говорит :»Товарищ капитан, вы взлетали в перчатках, оденьте ка их». Одевает, а перчатки на пару размеров больше. И как раз складочка над костяшками. Вот теперь все понятно.
Направляющая рейка РУДа (рычаг управления двигателем) находится под «краном» уборки- выпуска стоек, последний не имеет нейтрального положения, но имеет большую красную , вертикально стоящую шайбу на конце рукоятки и стопор. Стойки на выпуск –«кран» в нижнем положении. Да и не кран это вовсе, а 2-х позиционный электрический переключатель, а сам электро - гидрокран вне кабины. Сунул пилот РУД до упора, на форсажную площадку, да может рукоятку РУДа обхватил плохо, а тут еще на перчатке сверху складка и задел этот «кран , цилиндры стоек с гидрозамков снялись и пошли, когда самолет взлетать начал.
В итоге пилоту «неполное служебное» - нечего было «кран» снова на выпуск ставить и божиться, что ничего такого не делал. Наказали и тыл, чтобы людям вещевое довольствие по размеру выдавали.
Подмосковье, 2008г.
Свидетельство о публикации №209022400387
И, как всегда в жизни, грустное со смешным соседствует:))
Дмитрий, спасибо за историю!
С теплом,
Нила Кинд 10.05.2021 17:10 Заявить о нарушении
Успехов Вам и удачи.
С уважением, Дмитрий.
Дмитрий Ансеров 10.05.2021 20:20 Заявить о нарушении