Дежурное звено

               Начало 1982г, ГСВГ, 73-й  Гвардейский  ИАП.
Мой боевой самолет, МиГ-23 МЛ  в ТЭЧ на плановом регламенте,  я  как и положено при самолете. Ангар и площадка ТЭЧ находятся почти напротив  арочных укрытий дежурного звена, до них метров 300. Мимо ТЭЧ к дежурному звену идет магистральная РД, она не строго прямая, а плавно поворачивает вправо, проходит между укрытиями дежурного звена и далее к ВПП.
               Поскольку наш 73-й Гвардейский ИАП находился на передовых рубежах социалистического  лагеря  поэтому он, как и многие другие авиаполки, нес Боевое дежурство в системе ПВО по защите воздушного пространства ГДР, что являлось с одной стороны, выполнением боевой задачи в мирное время, а с другой – потенциальным взысканием для каждого из состава дежурной смены. Не стану раскрывать секретов  с техническими готовностями, скажу лишь, что в считанные минуты  от сигнала тревоги, пилот  должен занять место в  кабине полностью готового к боевому вылету самолета (ракеты подвешены),  доложить о готовности и ожидать дальнейших указаний с КП. Это означает,  что технический состав у самолета должен оказаться еще раньше, чтобы: заранее включить самолет под ток, преобразователи, радиостанцию, посадить пилота и помочь ему  с привязной системой, помочь состыковать ОРК  (объединенный разъем коммуникаций),  т.к. пилот  в ГШ   и в ВКК (высотно-компенсирующий костюм), вынуть чеки катапультного кресла.     Кроме того,   к этому времени сдернуть все чехлы (с ракет и фонаря), чехольчики (с ПВД) и заглушки с тем, чтобы пилот, получив команду, сразу смог запускать двигатель и выруливать.
               Полк проверяет очередная я комиссия из дивизии. Первым делом, естественно проверяют несение Боевого дежурства - дежурное звено, а дежурит как раз наша эскадрилья. Мимо ТЭЧ проехал дивизионный УАЗ, а, через пару минут из домика дежурного звена побежали ребята к укрытию, в котором дежурный самолет. Слышим, запускают, а вот он и выруливает, а вот уже на полосе, форсаж включил, полосатый конус оранжево- голубого пламени из сопла  вырвался, а за ним и грохот от движка.
     Разбег!  Правда,  какой-то странный разбег,  присел самолет,  искры из под брюха, форсаж  выключился, а  потом  и двигатель. Самолет лежит на полосе, на брюхе,  а точнее на  ракетах ближнего боя, похоже при взлете стойки шасси сразу на уборку пошли, фигурка пилота судоржно выскребается из кабины и отбегает подальше.
                Тут и началось бесплатное кино.  От дежурного звена возвращается дивизионный УАЗ,  а навстречу ему на хороших газах едет наш, полковой, командирский, видимо кто-то хочет узнать, что произошло.  На плавном повороте,  машины сталкиваются бортами, (на магистральной РД разъехаться не смогли), у машин при этом отлетают  дверки, из них выскакивают две «папахи» и начинают крыть друг друга отборнейшим матом.  Это было незабываемое зрелище. Вся ТЭЧ  вышла поглядеть на этот выплеск эмоций двух  полковников. Водители тем временем собирают двери, каждый свои.
                А  дальше все просто – самолет в ТЭЧ, к вечеру из летающей лаборатории прилетел серьезный подполковник в очках  и с большими полномочиями, давай полота опрашивать и бортовые цепи проверять на предмет паразитной.  Пилот сообщил, что в момент включения форсажного режима,  он почувствовал, что, что-то не то, однако разбег начал - некогда  на этом этапе взлета вникать, что там тряхнуло или не так щелкнуло, однако, как он сам заявил, никаких неправильных действий не выполнял.
                Тут и мой самолет пригодился, как аналог, поскольку оказался родным братом поврежденного и имел предыдущий заводской номер.  Пол -дня экспериментировали и ничего, не  убираются стойки при включении форсажа и все тут.  Подполковник снова давай пилоту руки крутить, потом и говорит :»Товарищ капитан, вы взлетали в перчатках,  оденьте ка их». Одевает, а перчатки на пару размеров больше. И как раз  складочка  над костяшками. Вот теперь все понятно.
              Направляющая рейка РУДа (рычаг управления двигателем)  находится под «краном» уборки- выпуска стоек, последний не имеет нейтрального положения, но имеет большую красную , вертикально стоящую шайбу на конце рукоятки и стопор. Стойки на выпуск –«кран» в нижнем положении. Да  и не кран это вовсе, а  2-х позиционный  электрический переключатель,  а сам электро - гидрокран вне кабины. Сунул пилот РУД до упора, на форсажную площадку, да  может рукоятку РУДа  обхватил плохо, а тут еще на перчатке сверху складка и задел этот «кран ,  цилиндры стоек с гидрозамков снялись и пошли, когда самолет взлетать начал.
                В итоге пилоту «неполное  служебное» - нечего было «кран» снова на выпуск  ставить и божиться, что ничего такого не делал. Наказали и тыл, чтобы людям вещевое довольствие по размеру выдавали.


Подмосковье, 2008г.


Рецензии
!! Ну надо же, мелочь, казалось бы - перчатка не по размеру - а сколько последствий и для техники, и для людей!
И, как всегда в жизни, грустное со смешным соседствует:))

Дмитрий, спасибо за историю!

С теплом,

Нила Кинд   10.05.2021 17:10     Заявить о нарушении
Нила, спасиб за рецензии, рад, что читаете с пониманием, Это очень важно для человека, когда его ремесло кому_ то не просто нужно по службе, а ещё и интересно...
Успехов Вам и удачи.
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   10.05.2021 20:20   Заявить о нарушении