Гитарные Боги По Обе Стороны Океана

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в двадцатом веке для гитарной музыки наступили сказочные времена, а слово "музыкант" для огромного количества людей стало синонимом "человека с гитарой"?
На то была уйма причин - мы назовём главные.
Во-первых, взрыв интереса к кантри, блюзу, рок-н-роллу, хард-року - музыкальным стилям, прочно стоящим на гитарном фундаменте, - удачно совпал с пиком глобального кризиса классической музыки. Что бы там не говорили высокоучёные критики, пишущие толстые книги с названиями вроде "Кто убил симфонический оркестр?", посмотрим правде в глаза. Новых Моцартов нет и не предвидится, а все попытки написать что-нибудь "в классическом стиле" заканчиваются в лучшем случае недвусмысленным копированием - пациент скорее мёртв, чем жив.
Ещё во-первых. Так уж получилось, что по сравнению с любым другим музыкальным инструментом гитара выглядит гораздо более универсальной. Гитара оказалась способной звучать и как скрипка, и как виолончель, и как сошедший с ума контрабас, и даже как домра или балалайка. Великие джазмены имитировали на первых моделях электрогитар звучание и манеру игры саксофонов и труб. С диапазоном и выразительными возможностями гитары может сравниться разве что фортепиано, впрочем, безнадёжно проигрывающее по части мобильности. Вы когда-нибудь пробовали носить рояль? Я - носил. Не скажу, чтобы это было лёгкой и приятной работой.
Наконец, во-вторых, но не в последнюю очередь, гитара оказалась крайне демократичным инструментом. Те, кто сочинял поп-песенки трёхминутного покроя и использовал гитарный аккомпанемент в качестве сопровождения и те, кто раздвигал гитарное пространство вглубь и вширь, максимально используя технические и мелодические возможности инструмента, в принципе, играли на одних и тех же гитарах. Тем не менее, для того, чтобы залезть в поп-роковые дебри по самые уши, достаточно просто включить ближайший телеящик, тогда как имена наиболее выдающихся новаторов и виртуозов зачастую остаются неизвестными массовому слушателю. Совершенно, между прочим, напрасно…

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТА СТОРОНА

Триумфальное шествие гитары по современной музыке не является делом последних лет или даже десятилетий. Сохранились гитары работы Антонио Страдивари. Говорят, что выдающийся скрипач Николо Паганини, получивший за свою игру репутацию человека, продавшего душу дьяволу, был не менее выдающимся гитаристом. В девятнадцатом веке основы современной классической гитары заложили музыканты-виртуозы Франциско де Таррега и Фердинандо Сор. В следующем столетии их дело продолжили гениальные Андрес Сеговия и Пако де Люсия, доведшие технику игры на классической гитаре до пределов совершенства, непостижимой выразительности и точности.
Почти до самой середины прошлого века гитару в качестве "серьёзного" и самостоятельного сольного инструмента не воспринимал почти никто. Например, в учебном плане Лондонского королевского музыкального колледжа она появилась только в 1960 году, а произведения и переложения для классической гитары писали только немногие композиторы-энтузиасты, зачастую сами бывшие исполнителями - такие, как Таррега и Сеговия. К счастью, развитие инструментальной гитарной музыки шло одновременно по нескольким направлениям, наиболее перспективными из которых оказались только начавшие появляться на свет профессиональные джаз, блюз и кантри.
Первым некоронованным королём джаз-гитары был Чарли Кристиан, чернокожий музыкант родом из Далласа. Вооружённый одной из первых электрифицированных моделей "Gibson" ES-150, Чарли за несколько лет практически в одиночку перевёл джазовую гитару в разряд солирующих инструментов благодаря блестящей технике игры, богатой сложными гармониями и скоростными пассажами. Несмотря на трагическую смерть музыканта от пневмонии в двадцатипятилетнем возрасте, звук и манера игры Чарли Кристиана приобрели в джазовом, а позднее - и в джаз-роковом сообществе колоссальный авторитет, надолго определивший звучание множества последующих джаз-гитаристов.
Примерно в то же самое время движение к музыкальному совершенству началось в бесхитростном на первый взгляд стиле "кантри". Символом кантри-гитары пятидесятых стал Чет Аткинс, "мистер Гитара" штата Теннеси, пионер знаменитого ныне "нэшвилльского звучания". Незатейливые песенки о простых радостях сельских работяг в его обработке становились могучими хитами, в основном, благодаря особой манере исполнения - головокружительной технике правой руки и стремительной синкопированной игре на заглушенных басовых струнах. Чет Аткинс оставил после себя десятки прекрасных работ, как сольных, так и в содружестве с ведущими кантри-исполнителями, такими, как Уэйлон Дженнингс и Джим Ривс, а также место в "Зале Славы мировой кантри-музыки" и именную модель гитары "Chet Atkins" фирмы "Gretch".
Выдающимся блюз-роковым гитаристом и импровизатором был человек, чей подход к музыке вообще и гитаре в частности свернул набекрень мозги поколениям гитаротерзателей - Джимми Хендрикс. Хотя к середине шестидесятых годов виртуозной исполнительской техникой, в принципе, уже мало кого можно было удивить, Хендриксу удалось переплюнуть в этом благородном деле абсолютное большинство тогдашних гитарастов. Впрочем, дело было не только в технике. Гитаристы пятидесятых и шестидесятых играли крайне осторожно, на "чистом" звуке, используя маломощную усилительную технику со сравнительно низким уровнем выходного сигнала и избегая любых искажений. Хендрикс в ходе своих выступлений и записей использовал наиболее мощную для того времени аппаратуру, создававшую шквал предельно громкого звука, не стеснялся использовать в качестве обработок фуз- и вау-эффекты (так называемый "квак"), звучание перегруженного лампового усилителя (овердрайв) и даже периодически возникающую нежелательную обратную связь ("фон"). Дополняла картину агрессивная подача материала в сочетании с милыми шалостями вроде ритуального сожжения гитары или разбивания её же о сцену. В 1967 году на поп-фестивале в Монтеррее гигантская толпа разношёрстных тусовщиков слушала Хендрикса стоя и затаив дыхание. Ждать оставалось недолго - уже в 1968 году Ричи Блэкмор сотоварищи выпустят первый альбом "Deep Purple", после чего гитара выйдет на следующий, ещё более фантастический уровень - хард-роковый.
Говорить о гитарных семидесятых крайне тяжело, особенно если пытаться не сползать на хвалебные эпитеты. С началом десятилетия гитарные монстры полезли на свет из самых мрачных рок-подвалов. Уже упомянутый Ричи Блэкмор, Тони Айомми из "Black Sabbath", Джимми Пейдж из "Led Zeppelin", Стив Хантер и Дик Вагнер из "Velvet Underground", Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Роберт Фрипп - для каждого из них семидесятые стали временем безумной популярности. Одновременно акценты в гитарном роке стали расставляться с учётом возросшего исполнительского уровня музыкантов. Если раньше непременными атрибутами рок-композиции были наличие вокала и куплетно-припевная структура, то с течением времени из прогрессивного рока начала исчезать песенная составляющая. Состав группы формировался не вокруг харизматического вокалиста с приятной внешностью и лирическим голосом, а вокруг не менее харизматического лидер-гитариста, а партия соло-гитары становилась единственным центром сосредоточения фанатского внимания. Соответственно увеличилось количество времени и места, отводимого под гитарную акробатику. Элвин Ли, гитарист "Ten Years After" успешно продемонстрировал одиннадцатиминутное соло в песне "Comin" Home", играя за спиной, за головой, зубами, барабанной палочкой… Движение было, что называется, налицо, открытым оставался только вопрос "куда".
"Щас мы вам всем покажем, куда" - вот, пожалуй, основная мысль, звучавшая в композициях инструменталистов восьмидесятых и начала девяностых годов. И действительно, показывали. Так, что только уши закладывало.
Стиви Рэй Воэн. Маэстро современного электроблюза, совместно со своей командой сопровождения "Double Trouble" собравший полную коллекцию всевозможных музыкальных наград и регалий. Например, номинации "Лучшая блюзовая запись" и "Лучшее инструментальное рок-выступление" на "Грэмми", "Лучший молодой музыкант", "Лучший блюзовый альбом" и "Лучший гитарист в стиле электроблюз" журнала "Guitar Player" - обставив при этом самого Эрика Клэптона. "Исполнитель года" и "Блюз-исполнитель года" по версии вашингтонской премии "W.C. Handy National Blues Awards" и первый белый музыкант, получивший эту награду.
Блюз - это когда хорошему человеку плохо. К несчастью, жизнь Стиви закончилась трагически - его вертолёт разбился по пути на концерт…
Эл Ди Меола. На его счету - самое большое количество престижных наград среди всех гитаристов мира. Обладатель премий "Грэмми", "Record World Magazine", премии Томаса Эдисона. Самый молодой гитарист, вошедший в "галерею великих" журнала "Guitar Player". Четырнадцать раз признавался лучшим гитаристом и лучшим джазовым гитаристом мира. Альбомы Эл Ди Меолы семь раз становились гитарными альбомами года, двадцать альбомов получили "золотой" статус по итогам продаж. Трижды Эл получал премии за лучший альбом в составе гитарного супертрио совместно с Пако де Люсия и Джоном Маклафлином - такими же блестящими виртуозами гитары.
Ингви Мальмстин - безоговорочный король неоклассического направления тяжёлого рока, сочетающий высочайшую скорость с блестящей техникой исполнения и классические мелодии с современными коммерческими обработками. Несмотря на то, что в творческом портфолио Ингви имеются прекрасные записи совместно с группами "Rising Force" и "Alcatrazz", последние двадцать лет маэстро предпочитает работать сольно, имея в своём активе блестящие альбомы "Trilogy", "Odyssey", "Ice & Fire", "The Seven Sign", а также неоклассический "Concerto Suite for Electric Guitar and Orchestra in Eb minor, Op. 1" собственного сочинения, записанный с Чешским филармоническим оркестром.
Эдди Ван Хален. Один из немногих музыкантов в мире, который может похвастаться наличием "бриллиантового" альбома - первый альбом группы "Van Halen I" на сегодняшний день разошёлся тиражом в одиннадцать миллионов экземпляров. В отличие от множества других вполне уважаемых и серьёзных гитарных виртуозов, Эдди не было чуждо специфическое чувство юмора. Так, один из ван-халеновских альбомов имеет название "For Unlawful Carnal Knowledge", или сокращённо "F.U.C.K.". Помимо всего прочего, Ван Хален успел отметиться поп-роковыми подвигами, записав головокружительное тэппинговое соло в композиции Майкла Джексона "Beat It", после чего освоение техничной игры тэппингом - пальцами обеих рук на грифе, - стала голубой мечтой каждого второго пионера.
Джо Сатриани. Выдающийся теоретик гитарного дела, талантливый мелодист, оказавший гигантское влияние на мировую хард-рок сцену в прямом смысле этого слова. В учениках у Сатриани ходили нынешние гитарные боги Стив Вай и Кирк Хэммет из "Metallica". Джо принимал участие в мировых турне вокалиста "The Rolling Stones" Мика Джаггера, был приглашён в "Deep Purple" на замену Ричи Блэкмору, оставившему группу в ходе мирового тура 1993 года, и более чем достойно справился с поставленными задачами. Главным альбомом в творчестве Сатриани является пластинка 1987 года "Surfing With The Alien" - супербестселлер жанра.
Стив Вай, будучи подростком, начал брать уроки гитары у предыдущего персонажа, который, к слову сказать, сам был всего лишь на пару лет старше, но быстро догнал и перегнал учителя. После этого серьёзно работал с джаз-роковым гуру Фрэнком Заппой, подменил Ингви Мальмстина в "Alcatrazz", играл с Дэвидом Ли Ротом и "Whitesnake", после чего, наконец, сподобился выпустить в 1990 году альбом "Passion And Warfare", считающийся многими наиболее выдающимся гитарным альбомом всех времён и народов. Находясь в постоянном процессе поиска новых музыкальных форм, Стив Вай внёс свои усовершенствования не только в исполнительскую технику, но и в современное гитаростроение, одним из первых использовав семиструнную гитару фирмы "Ibanez".
Крис Импеллиттери (с ударением на последнее "е") со своей группой имени себя самого "Impellitteri" выполняет титаническую работу по продвижению в массы мелодичного хард"н"хэви со сверхскоростными соло. "Сверхскоростными" в данном случае не является досужим эпитетом. Крис официально признавался Книгой рекордов Гиннеса наиболее скоростным гитаристом планеты Земля.
Джейсон Бейкер - напарник ещё одного супергитариста, Марти Фридмана, по проекту "Cacophony", практиковавшему в своих композициях смесь безумной гитарной нарезки (как говорят знатоки, "шреда"), мальмстиновской неоклассики и экзотических восточных тональностей. В начале 90-х Марти Фридман ушёл на работу в "Megadeth", что не помешало ему попутно записывать прекрасные инструментальные альбомы, такие, как "Scenes" и "Introduction", а Джейсон продолжил одиночное плавание, принимая участие в записях альбомов других виртуозов - Грега Хоу, Ричи Котцена, Дэвида Ли Рота - до тех пор, пока музыканта в самом расцвете творческих сил не подкараулила тяжёлая нервная болезнь, оказавшаяся неизлечимой… Последняя работа Бейкера, "A Lil" Ain"t Enough", записывалась музыкантом из последних сил, когда болезнь уже разрушала его тело, хотя на альбоме жуткое состояние здоровья Джейсона не было выдано ни единой фальшивой нотой.
Джон Петруччи. Пожалуй, самый молодой из когорты заокеанских шреддеров, но никак не менее титулованный. Преподаватель бостонского музыкального колледжа Беркли, также, как и все его коллеги по группе "Dream Theater", Петруччи отметился в записи более чем двадцати альбомов, среди которых не только номерные работы "Dream Theater", но и сайд-проекты, например, чисто инструментальная прогрессив-металлическая группа "Liquid Tension Experiment". Подобно Стиву Ваю, Джон является любителем экспериментов с инструментами, исполняя свои композиции как на уже ставших традиционными для прогрессив-рока семиструнных гитарах, так и на экспериментальных моделях, например, представляющих собой гибрид соло- и бас-гитары.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЭТА СТОРОНА

Из всего сказанного можно сделать по меньшей мере один бесспорный вывод. По ту сторону океанов с недосягаемыми в области техники игры гитарными маньяками дела обстоят вполне удовлетворительно. Что же происходит - и происходит ли что-нибудь вообще, - по части инструментальной гитары в России, надо всей территорией которой безраздельно господствуют муси-пуси?
Разумеется, кое-что происходит. Более того, русские виртуозы записывают альбомы, дают концерты и мастер-классы, придумывают новые головоломные способы игры на гитаре, выезжают в забугорные страны с целью сотрудничества с забугорными группами - одним словом, делают всё то же самое, что и их заокеанское коллеги.
По вполне определённым причинам, не имевшим никакого отношения к музыке, до середины восьмидесятых годов прошлого века включительно занятия рок-н-роллом в СССР более чем не поощрялись. Это не мешало некоторым особо продвинутым и упёртым индивидуумам успешно ломиться в, казалось бы, надёжно закрытые двери и при этом добиваться своего. В далеко не тепличных условиях своего добились, в частности, Иван Смирнов и Виктор Смольский, ныне являющийся лидер-гитаристом немецкой пауэр-металлической легенды "Rage". Иван Смирнов, выдающийся русский фолк- и джаз-роковый гитарист, начал свою музыкальную карьеру в 1975 году в группе "Второе Дыхание", впоследствии работал с электронщиками-экспериментаторами "Бумеранг" и традиционно-джазовым "Арсеналом" Алексея Козлова, а в начале девяностых перешёл на акустическую гитару и занялся сольными проектами. Первый же соло-альбом Ивана "Карусельный Дед" получил блестящие оценки от гитаристов-виртуозов Эла Ди Меолы и Аллана Холдсворта и заставил критиков говорить о появлении в России гитарной звезды международного класса.
Виктор Смольский, белорус по национальности, в 14 лет вовсю занимался в рок-студии, организованной белорусской супергруппой "Песняры" и уже сам являлся гитаристом дублирующего состава "Песняров". Молодое дарование объездило с концертами всю страну, награждалось призами и дипломами различных джаз- и рок-фестивалей, как за игру на гитаре, так и за создание и аранжировку музыки, после чего оказалось, что талант Виктора более чем востребован и за рубежом. С 1995 года Виктор Смольский постоянно проживает в Германии, работая с группами "Mind Odyssey" и "Rage", а также выпуская прекрасные сольные пластинки, такие, как "Судьба" или "The Heretic", последняя из которых представляет собой грандиозное эпическое полотно для соло-гитары, симфонического оркестра и хора.
С наступлением девяностых годов ситуация с рок-музыкой в России капитально изменилась к лучшему. Впрочем, оказалось, что, несмотря на все перемены, избытка одарённых и креативных гитаристов так и не наступило, зато уже существующих гитарных богов начали просто рвать на части. Вряд ли найдётся хотя бы одна приличная русская поп-пластинка первой половины девяностых годов, в создании которой не принимал бы участия гитарист Дмитрий Четвергов, работавший с Ларисой Долиной, Филлипом Киркоровым, Кристиной Орбакайте, Андреем Губиным, Олегом Газмановым, Алексеем Глызиным, Валерием Леонтьевым, Ириной Аллегровой, группами "Машина Времени" и "Николай" - список можно продолжать ещё очень и очень долго. Известность Дмитрию принесла не только его блестящая пауэр-поп-техника и фантастическая востребованность, но и сольное творчество, (альбом 1997 года "Свободный Полёт"), а также сотрудничество с гитарным брэндом "Ibanez" - Дмитрий является официальным российским представителем фирмы, подобно легендарному Стиву Ваю.
Наиболее известным представителем неоклассического направления инструментальной гитарной музыки в России является Виктор Зинчук - достойный продолжатель дела крэйзи-шреддеров в духе Мальмстина и Импеллиттери, что не мешает продолжателю периодически всухую убирать родоначальников. Ему принадлежат по меньшей мере два впечатляющих рекорда: исполнение композиции "Полёт шмеля" за 24 секунды со скоростью около 20 нот в секунду! При этом Виктор умеет играть не только очень быстро, но и очень красиво - серия из двух альбомов Зинчука "Неоклассика" и "Неолирика" содержит множество переложений лучших образцов европейской классики, в числе которых двадцать четвёртый до-минорный каприс Николо Паганини и "Времена года" Антонио Вивальди.
Тем не менее, не стоит воображать, что достижения российских виртуозов кончаются одновременно с достижением заоблачных скоростей. Среди русских музыкантов есть и такие, которые не только придумывают и всячески совершенствуют новые способы завязывания пальцев узлом, но и активно продвигают передовую гитарную технику в массы, создавая собственные школы. Ведущими теоретиками гитарного дела в России на сегодняшний день являются прогрессив-роковый гуру Мэй Лиан, Дмитрий Малолетов - разработчик уникальной "фортепианной" техники игры обеими руками на грифе гитары (двуручный тэппинг), джазмен-новатор Игорь Бойко, автор нескольких учебных пособий по теории и практике импровизационной игры.
Ну, и, коль скоро речь зашла о преподавателях, напоследок хотелось бы услышать что-нибудь и о студентах, не правда ли? Впрочем, "студентами" этих ребят назвать можно лишь отталкиваясь от их возраста - никому из них ещё не стукнуло и четверти века. Во всём остальном молодые русские гитарреро уже практически ни в чём не уступают признанным мастерам, готовясь в скором времени занять рядом с ними места на нашей рок-сцене. Многих из них объединяет участие в фестивале "Instrumental Rock Guitar Music", который ежегодно проводится московским независимым лейблом "South Cross". Победитель "May Lian Guitar Contest" и призёр международного конкурса гитаристов "Роза Ветров" Антон Цыганков, гитарист группы Михаила Звездинского Павел "Pash" Забуруев, Slavic Selin - лауреат конкурса, проводимого музыкальной компанией AMT и её официальный российский эндорсер, стремительно-танцевальный Сергей Юдин, изощрённо-технологичный Аркадий Стародуб, пользующийся во время выступлений целым арсеналом нетривиальных технических средств, таких, как электромагнитный смычок - далеко не полный список молодых и перспективных представителей российской инструментальной музыки, от которых в недавно начавшемся XXI веке мы вправе ожидать космических скоростей, нереального звучания и гиперзвуковой беглости пальцев.
А ещё - немного хорошей музыки, не в ущерб традиции.

Журнал "Бумеранг", март, апрель 2005.


Рецензии
Статья замечательная!

Особого внимания достоин инструмент, который всё больше пользуется популярностью в последнее время - русская семиструнная гитара, но это уже тема для другого разговора.

Андрей Шабельников   23.07.2009 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо!
Про русскую семиструнную гитару и строй open G - это, конечно, отдельная тема. Правда, вряд ли в ближайшее время удастся о ней что-то связное написать в связи со сменой рода деятельности ))

Николай Коршунов   24.07.2009 03:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.