Первый рейс

          Дороги в нашей жизни. У каждого человека они свои, у кого-то их много, у других - не очень, и у всех они разные. Кто-то вспомнит крутые и выматывающие душу извилистые серпантины горных перевалов. Для кого-то более памятным окажется уходящий за горизонт хай-вей Американских прерий. У всех есть что-то такое, что осталось в памяти на долгие годы, и я - не исключение. Дорог у меня было много, а сколько еще будет никому неведомо, но на всю жизнь оставил в памяти зарубку мой первый дальний рейс. Дальним сейчас назвал бы я его с большой натяжкой, а тогда, для восемнадцати летнего парнишки триста вёрст на грузовике казалось очень дальней дорогой.
 
          Как обычно накануне припозднился, загуляв с чаровнИцей из соседней станицы, и домой вернулся зАполночь. Не выспался, естественно, но работа есть работа, и в восемь утра получив путевой лист - вырулил на ГАЗ-53 из ворот гаража станицы Раздольной. 

          Путь мой лежал на Черноморское побережье в рыболовецкий колхоз. Там загрузившись мелкой рыбёшкой, должен буду доставить её в станицу на утятник. Утки должны будут лопать эту рыбёху, и набирая вес - радовать председателя нашего колхоза "Победа".
 
          Лето. Жара. Веселый ветер, врываясь в открытое окно приятно освежает, и растрепав волосы спутал мою шикарную шевелюру. Длинные волосы и брюки клёш в то время были в моде. Подумалось, что скоро забреют меня в рекруты, и придётся расставаться с причесонном - а ля Битлз...  Но, будет это осенью, а пока, дорога летит навстречу серой лентой. Мелькают пирамидальные тополя вдоль трассы. Величественно возвышаются курганы в степи. Хутора и станицы проскакивают за окном не отличаясь разнообразием. Весёлое настроение и жизнерадостные мотивы из радиоприёмника. Проскочил станицу Динскую, с танком на постаменте. Нога давит педаль газа, стрелка спидометра поднимается всё выше и выше. И вдруг, бац! Резкий свисток и полосатый жезл впереди. Мотоцикл с коляской в тенёчке лесополосы и затянутый в портупею усатый старшина.  Первая в жизни встреча с сотрудником ГАИ. Инспектор просмотрев документы покачал головой:
          - Нарушаем? А стаж вождения у тебя совсем ничего, пару месяцев як права получив и уже гонишь як слепа лошадь. Мабудь жить надоело? - спросил он с характерным южным говором, пытливо поглядывая на меня.
          - Учту, больше не повторится. Увлёкся, виноват, исправлюсь, - затянул я обычную в таких случаях песню.
          Еще немного помурыжив меня и прочитав лекцию о соблюдении скоростного режима, старшина выписал квитанцию и вернул документы.
          Уф, пронесло. Отделался штрафом, а ведь запросто мог схлопотать и просечку в талоне предупреждений. Раньше этого наказания боялись очень. Три просечки и... аля-улю. Лишение прав, пересдача и всё что с этим связано. Всё, печальный урок. Дальше я стал более осмотрительным.

          Вот и славная столица Кубанского казачества, Краснодар.  Который был основан казаками в 1793 году для защиты южных рубежей России, и названный в честь царицы матушки Екатеринодаром. Вспомнилась песенка, которую частенько напевал сосед - дедОк со смешной фамилией Малышка:
          -Течёт вода Кубань реки,
          Куда велят большевики...

          Ага, именно так! Ну, что течение реки большевики изменили, сомневаюсь я однако, но вот перегородили её плотиной весьма основательно. И сейчас, проезжая мимо, я снизил скорость, поглядывая на огромное водохранилище, которое раскинулось слева. Действительно, правы Краснодарцы называя его Кубанским морем. Такое огромное, что даже противоположного берега не видно. Вдоль дороги, на импровизированных прилавках, бабульки торгуют кавунами, фруктами и рыбой. Копченый толстолобик, сазан, карп... Какой только рыбы нет на прилавке. Золотистая чешуя весело сверкает на солнце. И размеры весьма внушительные. Не доводилось мне ловить такие экземпляры. Эх, и знатная наверно здесь рыбалка. Не то что у нас, в небольшой речушке Кирпили, которая протекает через хутор Верхний.

           За Краснодаром начиналась Адыгея. Промелькнул указатель населенного пункта, Тлюстенхабль. Хм, какое странное название. Что-то немецкое слышно в этом звучании, совсем не Адыгейское. Хотя, знаток местного этноса из меня аховый.
           Миновал город Горячий Ключ, пошли предгорья. В попутном направлении, обгоняя меня катит много легковушек. Некоторые с прицепами. Отпускники, рулят к морю, семьями. Белые буквы на черных номерах отображают географию страны.
           Поросшие густым лесом горы становятся всё выше. Красота неописуемая! Спуски, подъемы, серпантин, перевалы. В тенистых ущельях извиваются по камням бегущие к морю реки.               

           Не знал не ведал я, что много лет спустя, буду испытывать тревогу и легкий мандраж проезжая по этой трассе с семьёй, после очередной командировки в Чечню.
           Едва въехав в первый распадок меж гор, густо поросший лесом - почувствовал как спина стала мокрой... и тревога, первобытным страхом поднимается из глубин души. Везде мерещатся вражеские снайперы.
           Паранойя, нет тут никого! Зайцы да ёжики прячутся в этих кустах. Я понимал, что это всего лишь инстинкт оставшийся после командировки но... ничего не мог с собой поделать. Остановился у обочины, вышел покурить, успокоиться, и услышал взволнованный голос супруги:
           - Почему ты все время вертишь головой, что случилось?
           - Разве? Нет ничего, просто... красотой любуюсь...
           Ну вот, неосознанно башкой кручу. Раньше не страдал агорафобией*, так и до психушки недалеко. Не стану же объяснять жене, что на новом месте глаза автоматически, несознательно считывают рельеф местности и мозг запоминает его не допуская себя застать врасплох. В горах, в случае первого выстрела тело само, не дожидаясь команды, сиганет за ближайший бугор, камень, а если это начать умышленно обдумывать, то обязательно примешь решение с опозданием. Это как раз тот случай, когда неосознанный инстинкт действует лучше чем мудрое сознание.
           Хотя, сейчас это выглядит довольно глупо. Вокруг мирные горы, чистый воздух, птички поют...

           Но всё это будет потом, двадцать лет спустя, а сейчас: мягко стелется дорога, шуршит асфальт под колёсами, и я - молодой, беззаботный, с удовольствием кручу баранку.
           Вот промелькнул указатель - станица Молдавановка, и впереди вижу скопление машин. Поперёк трассы перекрыв  движение, стоит мигая маячками ГАИшная "Волга". Что-то случилось. Подхожу к столпившимся у обрыва людям. Из пропасти, тяжелый "УРАЛ" натужно ревя, вытягивает искорёженный "ПАЗик". Автобус являет собой жуткое зрелище. Натянутый трос звенит как струна. Пострадавших не видно, но вполне возможно, что их уже увезла скорая помощь.
           Инспектор оттесняя толпу, покрикивает:
           - Отойдите подальше! Не да Бог опять трос лопнет...
           Рядом, на обочине, действительно валяются обрывки стального троса. Пример довольно внушительный и народ пятится назад, на безопасное расстояние.
   
           И вот, движение восстановлено, поток машин продолжил свой путь по трассе М-4, к морю. От грустных мыслей о увиденном ДТП, отвлекает стационарный пост ДПС, после которого дорога упирается в Т-образный перекрёсток. Указатель, направо - Геленджик, налево - Сочи. Мне в сторону Сочи. Повернул и въехал в небольшой приморский городок Джубга. Попетляв по узким улочкам, выскочил на открытое пространство и ... Вот оно, МОРЕ!

           Слева от дороги отвесно уходящая в верх - скала. Съехав на обочину, остановился на краю обрыва.  Вышел из машины и, впервые увидев такую красоту, задохнулся от восторга. Синева от края и до края. Бескрайний горизонт. Солёный ветер. Крики чаек. Простор. Стоял зажмурившись от яркого солнца, улыбался и не мог надышаться.

           Со стороны наверно выглядел смешно, с щенячьим восторгом на лице. Сидящая под тентом торговка, глядя на меня, тоже заулыбалась:
           - Шо нравится? Сразу видно в первый раз здесь.
           - Да первый... видел конечно море, в кино и на картинках, - не отрываясь от созерцания ответил я, - но не ожидал, что вот такое оно - огромное. Аж дух захватывает...

           Справившись с волнением, забрался в пыльную кабину и не спеша покатил по дороге вдоль побережья. На первом же удобном месте остановился и накупался вдоволь, на-нырялся. Перекусил в придорожной столовке, отдохнул.

           Эх, с сожалением вспоминаю эти годы. Сейчас таких свободных мест у моря уже не найти. Весь берег Черноморского побережья поделён и огорожен. И негде простому работяге, водителю, вот так запросто, как раньше, остановиться и отдохнуть бесплатно, освежиться.

           Вот и конечный пункт моего пути. Нашел рыб колхоз. Весовая, пирс, траулер. Стаи чаек с истошными криками кружили над головой. С ржавой посудины рыбу грузили в самосвал как щебёнку - ковшом. Грузовик жалобно закряхтел от навалившейся в кузов тяжести. Рыба еще живая, блестя чешуёй перекатываясь от борта к борту заполнила кузов. Постоял немного, ожидая когда стечет вода, взвесил груз, оформил документы и по пылил домой, оставляя на асфальте потёки от струек воды из кузова.

           Обратный путь оказался гораздо труднее. Груженный самосвал, натужно ревя преодолевал горные перевалы. Кавказские красоты уже не радовали, а на серпантинном спуске, приходилось останавливаться, ожидая когда немного охолОнут тормозные колодки.
   
           Притомился я изрядно. Наконец то миновав Краснодар выбрался на равнину и понемногу увеличил скорость, рассчитывая вернуться домой до ночи.
    Однообразная прямая трасса и убаюкивающий шум мотора. Опустил стекло подставляя лицо под встречный ветер. Как мог боролся с дрёмой, закрывающую глаза. Мотал головой отгоняя навалившуюся усталость...  И всё же сморило. Едва не перевернулся, натурально заснув за рулем. Повезло. В районе Платнировской, машина подпрыгнув перескочила обочину между тополей, съехала с дороги и заглохла, увязнув в пахоте, на поле. Груз из кузова разметало вокруг "ГАЗона". Обалдевший выскочил из кабины. Бешено колотится сердце. Вот блин... угораздило же меня!
           Ошалевшая от такого счастья стая ворон, с восторженным карканьем накинулась на нежданное угощение на поле, хватая и давясь заглатывала рыбёшку...  Да-а-а, перепугался тогда я не на шутку.
           Рыба на пашне... Серебро на чёрном. Красиво и грустно. Отгоняя нахальных птиц, что смог собрал ведром обратно в кузов. С превеликим трудом выбрался опять на дорогу и дальнейший путь уже проделал без приключений.

           Много лет минуло с тех пор но, всё так ясно стоит перед глазами, что неуюто  становится на душе от воспоминаний. Этот печальный урок, запомнился на всю жизнь. Сейчас, следуя по трассе, чувствуя, что устал и закрываются глаза, вспоминаю самосвал и рыбу на поле. Не желая повторения ситуации, всегда ищу возможность остановиться и поспать часок. Чего и вам советую мои дорогие читатели. Не искушайте судьбу. Лучше опоздать к месту назначения и остаться живым и здоровым, чем поспешить и не успеть, никогда и никуда...

           Кубань. Лето. 1979 год.

* Агорафобия – боязнь открытого пространства.
 


Рецензии
Заснуть не проблема, главное проснуться не в ящике. Спать нужно вставать, это самое надежное лекарство.

Олег Борисенко   01.12.2011 13:54     Заявить о нарушении
Да Олег, опыт приходит со временем. А заснуть за рулем... наверное это самое страшное что может случиться с водителем.
Спасибо.

Юрий Воякин   01.12.2011 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.