Раздел 2. Параграф 2

2.2. Формирование внешнеэкономической среды

Либерализация внешнеэкономической деятельности расширила возможности субъектов хозяйствования Узбекистана в выборе торговых партнеров. Обустроенность и стабильность, товарное наполнение и возможность удовлетворения потребности в высокотехнологической и наукоемкой продукции высокого качества, разнообразие форм сотрудничества, большой выбор партнеров, надежность валютно-финансовых и платежно-расчетных операций, возможность получения свободно-конвертируемой валюты обеспечивают привлекательность для узбекистанских предприятий внешнего рынка.

Внешнеторговый оборот республики в 1999 году, согласно официальным данным, с учетом неорганизованной торговли (челноки, шоп-туры и пр.) составил $6,34 млрд. (что по курсу банка РУ равнялось 787,2 млрд. сумам), в том числе экспорт – $3,23 млрд. (398,6 млрд. сумов), импорт – $3,11 млрд. (388,6 млрд.). Как видно из этого экспорт превышал импорт на 4%, тогда как в 1998 году этот показатель превышал 7%. Между тем, произошло снижение экспорта на 8,3% по сравнению с 1998 годом, а импорта – на 5,4%.

Несомненно, достижение положительного торгового сальдо было достигнуто и благодаря наличию соответствующих договоренностей между нашей республикой и иными государствами, Так, с начала 1992 года по настоящее время Узбекистан подписал с 36 странами мира соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования , среди них европейские - Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Нидерланды, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Португалия, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Латвия, Литва, Люксембург, Швейцария, Швеция, Эстония, азиатские - Вьетнам, Индия, Израиль, Пакистан, Иордания, Корея, Китай, Япония, Саудовская Аравия, Малайзия, Турция, американские – США.

Какие же изменения произошли во внешнеэкономической деятельности Узбекистана? Так, возросли и укрепились связи с промышленно-развитыми государствами. Если в 1999 году внешняя торговля осуществлялась более чем со 140 странами, то из них доля с экономическими развитыми государствами составила 41,2%, развивающимися – 30,3%, странами СНГ – 28,2%, другими – 0,3%. Такой подход объясняется тем, что высокоразвитые регионы представляют больший интерес для узбекской экономики, поскольку обеспечивают не только стабильное поступление твердой валюты, но и высокотехнологичной продукции, оборудования, что, в свою очередь, способствует реструктуризации отраслей Узбекистана.

Другим аспектом ВЭД служит то, что Узбекистан сформировал круг постоянных и надежных партнеров, которые за несколько лет уже подтвердили свои намерения развивать с нашей страной долгосрочные экономические планы. Основными внешнеторговыми партнерами Узбекистана остаются такие развитые государства, как Южная Корея – ее удельный вес составил 8,3% от общего внешнеторгового оборота, Великобритания – соответственно, 6,4%, Германия – 5,6%, Швейцария – 5,5%, США – 4,4%, Турция – 3,4%, Нидерланды – 2,2%, Бельгия – 2,0%, Италия – 1,9%, Франция – 1,8%. Что касается стран ближнего зарубежья, то здесь основными торговыми партнерами явились Россия – 13,6%, Казахстан – 4,3% и Украина – 4% (смю таблицу № 4). Усиление ориентации хозяйствующих субъектов Узбекистана на рынки дальнего зарубежья способствует привлечению зарубежных фирм к реализации крупных инвестиционных проектов модернизации государственных предприятий. Эти фирмы, становясь совладельцами предприятий, в ряде случаев формируют политику производства и поставок продукции.

География ВЭД Узбекистана характеризуется тем, что 64% от общего оборота приходится на Европу, тогда как на Азию – 30,1%, Африку – 0,1%, Америку – 5,5%, Австралию и Океанию – 0,3%. Незначительный удельный вес с последними странами эксперты объясняют кроме всего прочих и тем, что расстояния между государствами увеличивают транспортные издержки.

Какова же структура узбекской ВЭД в 1999 году? Так, из экспорта 27% приходилось на хлопок-волокно, 11,5% - энергоносители, 9,5% - услуги, 6,4% - продовольственные товары, 4,3% - цветные металлы, 3,2% - машины и оборудование, 3,1% - химическую продукцию и пластмассы. Что касается импорта, то подавляющая часть – это 44,8% пришлось на машины и оборудование, 13,1% - продовольственные товары, 11,7% - химическую продукцию и пластмассы, 8,7% - услуги, 7,9% - черные и цветные металлы, 2,1% - энергоносители. Как видно из этого, ВЭД республики продолжает оставаться гипертрофированным, то есть Узбекистан вывозит сырье и полуфабрикаты, цены на которые на мировых рынках подвержены резкому колебанию, а ввозит готовые продукты, которые сама пока не в состоянии производить. По мнению экспертов, в дальнейшем такой вектор торговли может привести к осложнениям в национальной экономики, сделать ее более зависимой от других стран. И поэтому политика правительства на формирование на территории Узбекистана импортозамещающего производства и усиления экспортного потенциала должно способствовать укреплению отечественного производства как внутри, так и на внешних рынках.

Таблица № 4. Оборот внешней торговли Узбекистана в 1998-1999 годах, в млн. долларов США
Показатели\ 1998\ 1999\ 1999 к 1998, в %\
Внешнеторговый оборот\ 6816,9\ 6346,5\ 93,1\
Экспорт\В т.ч. страны СНГ\Вне СНГ\ 3528,2\917,1\2611,1\ 3235,8\982,8\2253\ 91,7\107,2\86,3\
Импорт \В т.ч. страны СНГ\Вне СНГ\ 3288,7\915,5\2373,2\ 3110,7\809,9\2300,8\ 94,6\88,5\96,9\

В 1999 году несколько спал процесс снижения удельного веса стран СНГ во внешнеэкономической деятельности нашей республики. Так, если в 1998 году в общем товарообороте доля СНГ составила 26,9%, а зарубежных стран – 73,1%, то в 1999 году, соответственно, 28,2% и 71,8%. Показатели экспорта - 26,0% и 74,0%, 30,4% и 69,6%, импорта – 27,8% и 72,2%, 26,0% и 74,0% (см. таблицу № 5).
Таблица № 5. География ВЭД Узбекистана в 1999 году,  млн. долларов США
Регион\ Экспорт\ Импорт\ Сальдо\ 1999 к 1998, в %\
Всего \ 3235,8\ 3110,7\ 125,1\ 93,1\
Европа \ 2416,2\ 1643,9\ 772,3\ 89,8\
Азия \ 746,4\ 1161,3\ -414,9\ 100,1\
Африка \ 7,3\ 2,4\ 4,9\ 2,2 раза\
Америка \ 65,5\ 283,1\ -217,6\ 93,4\
Австралия и Океания\ 0,4\ 20\ -19,6\ 1,7 раза\

В экспорте товаров объем хлопка-волокна составил 27,3% от общего объема экспорта. Увеличился экспорт и других товаров: по продовольственным – в 1,8 раза, химической – в 2 раза. В то же время экспорт машин и оборудования уменьшился на 29,6%. Основной объем экспорта хлопка-волокна приходится на страны дальнего зарубежья – 89,4% от общего объема вывоза данной продукции, в страны ближнего зарубежья – 10,6%. Более 80% хлопкового экспорта отгружается в Швейцарию, Великобританию, Бельгию, Нидерланды, Южную Корею.

На страны СНГ приходится 87,3% экспорта продовольственных товаров, 98,7% - энергоносителей, 75,8% - машин и оборудования.
В структуре импорта основной объем занимают машины и оборудование – 44,8% от общего объема, химическая продукция и пластмассы – 11,7%, черные и цветные металлы – 7,9%. В импортных поступлениях доля машин и оборудования из дальнего зарубежья составила 83,8%, продовольственных товаров – 86,8%. 52,4% поступлений черных и цветных металлов приходилось на страны Содружества.

Необходимо отметить тот факт, что значительную долю в экспорте и импорте республики составляют услуги. Так, по экспорту они занимают 9,5%, по импорту – 8,7% от общего объема. Из них основной объем падает на услуги железнодорожного и воздушного транспорта и туризм.


Рецензии