Раздел 2. Параграф 4

2.4. Формирование и исполнение государственного бюджета

В 1999 году государство сумело сформировать свой бюджет до 30,4% к ВВП, то есть бюджет был исполнен на 621,8 млрд. сумов. При этом нужно отметить, что от прямых налогов поступило 182,9 млрд. сумов, что составило 29,4% от общей суммы доходов (кстати, это 8,9% к ВВП). От косвенных налогов казна получила значительно больше – 286,6 млрд. сумов или 46,1% от общей суммы доходов (практически 14% к ВВП). Ресурсные платежи и налог на имущество обеспечили доходную часть бюджета на 68 млрд. сумов или 10,9% (3,3% к ВВП).

Любое государство не может уйти от такого явления, как бюджетный дефицит. Другое дело, какими мерами оно стремиться удержать его на минимальном уровне. Лишь динамично развивающаяся экономика способна свести его к небольшой доле. В 1999 году дефицит госбюджета Узбекистана составил 36,9 млрд. сумов или 1,8% к ВВП (см. таблицу № 8).

Таблица № 8. Структура доходной части госбюджета
Показатели\ Исполнение\
Млрд. сумов\ В % к итогу\ В % к ВВП\
Доходы без целевых фондов – всего\ 621,8\ 100\ 30,4\
В том числе Прямые налоги:\
- налог на доходы (прибыль) юридических лиц \ 94,6\ 15,2\ 4,6\
- налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности\ 9,5\ 1,5\ 0,5\
- подоходный налог с населения \ 78,9\ 12,7\ 3,9\
Косвенные налоги:\
- налог на добавленную стоимость \ 154,9\ 24,9\ 7,6\
- акцизный налог \ 123,4\ 19,8\ 6,0\
- таможенная пошлина \ 4,9\ 0,8\ 0,2\
- сборы с физических лиц за ввоз товаров \ 3,5\ 0,6\ 0,2\
Ресурсные платежи и налог на имущество:\
- налог на имущество с юридических и физических лиц\ 19,4\ 3,1\ 0,9\
- земельный налог\ 25,8\ 4,1\ 1,3\
- налог за пользование недрами \ 7,0\ 1,1\ 0,3\
- налог за пользование водными ресурсами \ 2,5\ 0,4\ 0,1\
- налог на экологию 13,3\ 2,1\ 0,7\
Налог на развитие социальной инфраструктуры\ 6,3\ 1,0\ 0,3\
Прочие налоги и доходы\ 78,0\ 12,5\ 3,8\

В свою очередь, расходы госбюджета составили 658,7 млрд. сумов или 32,2% к ВВП (таблица № 9). Нужно заметить, что правительство стремилось поддерживать курс на реформирование национальной экономики, поэтому значительная часть средств было направлено на развитие социальной сферы, народное хозяйство и централизованные инвестиции (457,9 млрд. или 69,5% от общего числа расходов).

Таблица № 9. Структура расходной части госбюджета
Показатели\ Исполнение\
Млрд. сумов\ В % к итогу\ В % к ВВП\
Расходы – всего\ 658,7\ 100\ 32,2\
Из них на:\
- социальную сферу \ 242,5\ 36,8\ 11,8\
- социальную защиту\ 61,0\ 9,3\ 3,0\
- экономику \ 75,6\ 11,5\ 3,7\
- централизованные инвестиции \ 139,9\ 21,2\ 6,8\
- содержание госуправления \ 16,6\ 2,5\ 0,8\
- прочие расходы \ 123,2\ 18,7\ 6,0\

Говоря о тенденциях формирования государственного бюджета на 2000 год, то правительство прогнозирует его в размере 650 млрд. сумов (или 29,2% к ВВП против 31% в 1999 году). Объем расходов, соответственно, 712,4 млрд. сумов (или 32% к ВВП против 34% в 1999 году). Таким образом, дефицит госбюджета предусматривается на уровне 2,8% к ВВП.


Рецензии