Funk you

Йо респект, браза! Ты хотел бы узнать, каково это - быть ди-джеем? Совершать таинственные и зловещие манипуляции с вертушками? Стать героем гигантского рэйва на жутких руинах недостроенного цеха, вынуждающим тысячную толпу клубиться до потери сексуальной ориентации во времени и пространстве, или типа того? Могу тебя обнадёжить. Занятие это нелёгкое, отнимающее массу сил и энергии, и гипер-напряжное для тех, кто любит спокойно спать ночью. Впору молоко за вредность выдавать. Из спецканистры...

15:00. ДО-ПАТИ

Среднестатистический ди-джей обычно совершает открытие века между двумя и тремя часами дня. Скажем, в 14:30, чтобы никого не обидеть. Ещё минут через полчаса совершается открытие другого века. Если всё прошло нормально, начинается обычный повседневный лайф. Поглощение потраченных намедни калорий, колдунство над домашней аппаратурой и постепенное приведение самого себя в боевую готовность перед следующим полуночным зажигаловом. В качестве стимуляторов юзаются бытовые драгс по-типу кофе, крепкого зелёного чая или анальгина. Возможны варианты - вплоть до энергичнiх напоiв и воскурений богу Джа.

Некоторые ди-джеи заранее репетируют дома свой сет - играют несколько раз, записывают, слушают, прикидывают реакцию клубного народа. Если остаётся время, перед выездом в клуб можно вздремнуть ещё часика два, особенно когда впереди бурная ночь и играть предстоит на нескольких дискотеках подряд.

DJ Женя:

- Я специально заранее себя подготавливаю, вообще я не пью, и с утра стараюсь не курить, чтобы придти на выступление со стопроцентно трезвыми мозгами. И в клубе стараюсь не пить ничего - так, минералочки. И никакого алкоголя!

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Во времена своей попсовой молодости, когда понятие "диск-жокей" только начало триумфальное шествие по глубинкам и ширинкам совьет-кантри, Валерий Леонтьев спел: "Я танцую с вами вместе и рассказываю вам о солистах интересных и ансамблях разных стран". Песенка сделала своё чёрное дело. Глухо неврубающиеся в клубные дела перцы сочли, что ди-джей - это такой чел, который вместо автореверса. То бишь когда одна сторона пластинки кончается, он её на другую перевернёт, вот и вся любовь.

Ясен пень, что такие ди-джеи тоже имеют место быть. Их на Западе и называют DJ - это чел, ведущий дискотеку, меняющий записи и как-то их комментирующий, сам или с помощью приглашённого MC. Клубные ди-джеи, играющие свою собственную музыку и делающие миксы в реалтайме для клубящегося танцпола по западной классификации называются скрэтч-DJ, или турнтэйблисты. Отличительный признак того, что за пультом турнтэйблист - две виниловые вертушки, стоящие перед ди-джеем. Есть ещё радио-DJ, но к клубной культуре они имеют мало отношения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ПЕРЕД КЛУБОМ…

- Держи фэйс под контролем и почисть ботинки - шуз-контроль не пройдешь!

- Лицо попроще, дружок. Сегодня вход 1000 рублей…

23:00. ПАТИ

Ди-джеи XXI века рубятся не только в танцевальных клубах, но и на рок-концертах. Ничего не поделаешь, культуры срастаются напролом. Собственными DJ's обзавелись все уважающие себя ню-метал-фанк-рэп-корные звёзды типа LIMP BIZKIT, PAPA ROACH или INCUBUS. Из российских команд при поддержке человека с пластинками работают, например, ПСИХЕЯ, WK?, ориентированные на живое звучание хип-хоперы ДАБАЦ и много ещё кто.

Теоретически одиночный DJ-сет может продолжаться всю ночь, но такие напряги выходят за пределы человеческих возможностей, и, стало быть, не обходятся без стимуляторов. Выступление одного DJ длится не больше двух часов. Факт, что ди-джея обычно неслабо колбасит играемая им музыка, он начинает двигаться вместе с танцполом, иногда вступает в угар и кричит в микрофон разные подбодрительные слова и выражения. А вообще у каждого ди-джея свои методы поддержания контактов с публикой. Некоторые при помощи клубной саунд-системы могут даже вызвать сердечную аритмию у всех присутствующих одновременно. Опасные люди, однако!

DJ Tactics:

- Кричишь иногда: "Сейчас будет хит!!!" Потом - "Через пару треков он точно будет!" Блин, я его не взял… Да и чего там - всё равно конец вечеринки уже.

В музыкальном экстазе ди-джей может устроить настоящее шоу, например, раздеться но самое не балуйся, как это делал классик немецкого техно-транса Свен Ват. Развлекаются такими вещами не только DJ-мужчины, но и набирающий обороты девчачий диджеинг, например, питерская DJ Бензина. Кроме этого, креативно мыслящий ди-джей способен сильно разнообразить свой микс при помощи подручных средств вроде перкуссии, клавишных, сэмплера и прочего подобного добра. Рассказывают, что один DJ - фанатик своего дела явился играть сет с коклюшем и забыл отключить микрофон. Пришлось всю ночь кашлять прямо в бит, типа эффект такой.

ПЛАСТИНКИ И ПРИМОЧКИ

Как ты уже догадался, на ди-джейском виниле и CD записано много всяких интересных вещей. Есть обычные альбомы - то же самое, что все мы запиливаем дома на своих тачках. Есть синглы - это пластинка с записью одной песни и различных её ремиксов, инструменталов, вокальных версий. Ещё один вид пластинок, с которыми работают DJ's - сборники сэмплов, на которых собраны различные заготовки звуков, барабанные и басовые петли, из которых ди-джей кроит свой микс. Цвет и форма ди-джейского винила дико разнообразны - есть пластинки квадратные, шестиугольные, в форме диска для циркулярной пилы, в форме зверей и птиц, двухслойные пластинки, в которые впечатана фотография или компьютерный рисунок. Есть даже такие, которые надо проигрывать против часовой стрелки, от наклейки к краю - ди-джейские вертушки умеют и такое.

Кстати, о вертушках. Так уж получилось, что турнтэйблы, то-есть проигрыватели виниловых дисков не удалось вытеснить с дискотек никакими CD-, DVD- и mp3-плеерами. Причина проста - удобство в обращении и полная наглядность при микшировании. Поэтому производители дискотечного аппарата пошли на сделку с совестью и начали выпускать такую экзотику, как CD-винил-вертушки - аппарат, в который заряжается компакт, а сверху смонтирована имитация вертушки. Можно работать с компакт-диском как с обычной виниловой пластинкой!

КЛУБНАЯ МОДА 2005: ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

DJ Женя:

- Наверное, RnB сейчас самая популярная музыка. И в перспективе RnB будет развиваться ещё больше, он сейчас очень популярен во всём мире. Я недавно приехал с рэйва, где было 10 тысяч человек - в Питере, это был RnB рэйв. Много дискотек в Москве, собирающих по 2-3 тысячи людей по субботам. RnB ди-джеи стали очень плотненько ездить по стране и сильно вытеснили хаус и всякую такую ерунду. Это сейчас модно, популярно, девочкам нравится, а, значит, и мальчики тоже придут.

DJ Tactics:

- Если охота поколбаситься под музыку, я бы посоветовал пойти на DJ Zorkin, послушать и потанцевать под приятную музыку на DJ Bazil и Скотч, если в Петербурге, а если в Москве, то на DJ Chagin'а. А хорошо отдохнуть в хорошем окружении - на DJ's Vinilkin, Chagin, Pirumov, Tactics, Nik One, Nikon, Flacky. Можно также и послушать необычное, новое - скретч, к примеру, турнтэйблизмы, - тогда советую идти на Tactics, N-Tone, Nik One, Nikon, Dzhem.

H20 - ДЕВИЗ НЕ НАШ

Вопрос о потребляемых жидкостях в жизни ди-джея стоит острее, чем ты думаешь. В клубе, набитом под завязку, особенно летом, к трём часам утра с потолка капает прямо на крутящиеся диски и всячески отсутствует кондишен. Так что если ди-джей, конечно, не верблюд с двумя горбами, рано или поздно недостаток влаги даст о себе знать, особенно когда каждый второй патир бегает вокруг со стаканом.

Как показывает практика, в стакане, отобранном у каждого второго патира, чаще всего содержится whiskey & cola. Почему - понятно: лёд охлаждает, кофеин бодрит, а виски делает окружающий мир веселее ровно настолько, чтобы из рук не падали пласты. Далее со значительным отрывом следуют различные энергетики типа "Red Devil", чтобы не склеить раньше времени, минеральная вода и пиво, просто чтобы попить. Последние две позиции нелюбимы ди-джеями по причине побочных эффектов, вызванных количеством выпитого. А от пластинок всё равно не отойдёшь, потому как сводить надо.

DJ Женя:

- Да, терпеть приходится. Но это забывается просто по ходу, если даже не успел перед сетом сходить кой-куда. Функция эта выключается у меня как-то, а потом обратно включается, когда отыграл уже. Полезная такая опция организма.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В КЛУБЕ…

- А что ты обычно делаешь в свободное время?
- У меня мало свободного времени.
- А почему ты так часто ходишь в клубы?
- А больше делать нечего.

- Ты как ходишь на дискотеки?
- В каком смысле "как"?
- Ну, под чем?

- Привет! Как тебе здесь нравится?
- Клуб, конечно, пафосный, но теперь здесь куча левого народа. Раньше было меньше.
- А я тебя здесь раньше и не встречал.

- Ну и ди-джей! Чувствуешь заколбас?
- У меня очередной переколбас мировоззрения.
- Меня колбаса берет применительно к субъекту заколбаса, а ты о чем?
- Отстань, меня и так плющит.
- Ну, это уже явный перетус...

05:00. АФТЕР-ПАТИ

Именно в этот момент и начинается общение между ди-джеями, игравшими всю ночь. Здесь рождаются общедиджейские мифы и легенды о том, кто где играл, чего видел, над чем прикололся. Любимые сюжеты - выход аппаратуры из строя, угашенные клубные завсегдатаи или ацтойные граждане, заказывавшие "Руки Вверх" на драм'н'бас-вечеринке.

Ну, вот, например. Заходит рассказчик в какой-то клуб, а там у местного ди-джея контакт на пульте отошёл и в зале музыка заглохла. А он в наушниках, колбасится, по фигу ему, эквалайзер крутит, эффекты, там, и всё такое - в ушах-то всё у него есть! Народ смотрит на это дело в тишине лысыми глазами, а ему приятно. Вроде как во какой я ди-джей чумовой, как всех заплющило. В конце концов босс к нему подошёл и спрашивает, почему музыка не играет. Самое смешное во всей истории - выражение лица того ди-джея после снятия им наушников…

Остальное общение идёт в основном о погоде, девках, моде и прочем нейтрале - на профессиональные темы DJ's говорят не очень охотно.

DJ Женя:

- В среде профессиональных ди-джеев - те, которые скрэтч-диджеи, - никто не хочет показывать никому свои трюки, все их шифруют. Поэтому очень трудно с ними говорить по этому поводу, труднее, чем с кем бы то ни было. Стараются даже меньше общаться. В мире, конечно, это не актуально, потому что там информации намного больше, и каждый к ней имеет доступ. А у нас инфу прячут друг от дружки, поскольку до всего сами, своим умом доходят.

DJ Tactics:

- Как разные ди-джеи относятся друг к другу? Общаются, опускают тех, кто делает это только ради денег, без капли любви к своему делу. Потому что те, кто играет ради денег, без любви, играют плохо, а в жизни всегда есть то, что ты любишь и то, что ненавидишь.

07:00. СПАТИ И ЕЩЁ РАЗ СПАТИ!

Серднестатистический ди-джей, пришедший в сознание вчера в 15:00, заваливает нах хаус, когда все нормальные люди собираются идти на работу. Тонус организма и желание слушать что бы то ни было выражаются отрицательными величинами. Отношение к происходящему неоднозначно до такой степени, что хочется наплевать на все эти клубы и пластинки и пойти на работу вместе с нормальными людьми. Ди-джей не догадывается, что это невозможно по одной простой причине. Сегодня он опять проснётся от того, что соседи пришли с работы домой и врубили вечерние новости.

DJ Женя:

- Я тут недавно смотрел одно видео ди-джейское, и там DJ один сказал, с таким очень грустным видом: "Scratch - sometimes I love it, sometimes I hate it. Now I'm in hate". Он имел в виду вообще весь диджеинг, он скрэтчер... Вот так и я - иногда мне всё это нравится, иногда - терпеть не могу! Я бы под этим подписался, честное слово.

Журнал "Хулиган", май 2005.


Рецензии