Сергей Жуков. Руки вверх - штаны наверх!

ЗЛЫЕ ФАНАТЫ СЕРЁЖУ НЕРЕДКО ВМЕСТО МАФОНА ВРУБАЮТ В РОЗЕТКУ

Моя первая деффка из пионерлагеря слушала их круглые сутки. Пришлось её за это бросить и намазать ночью гуталином. Так в России появился блэк-метал. И виноваты в этом, конечно же, монстры русского поп-китч-хардкора - группа "Руки Вверх!" и лично Сергей Жуков, который любезно согласился поделиться с нами шокирующими и циничными секретами шоу-бизнеса...

Х: Вопрос номер раз: почему ваша группа называется "Руки Вверх!"? Мы тут всей редакцией пытались угадать...

С: И до чего догадались?

Х: Ну, вот раньше песенка такая детская была: "Руки вверх, штаны наверх, жопа в потолок". Случайно не поэтому?

С: У нас есть две истории. Одна официальная, правдивая, но она неинтересная. А остальные мы выдумываем специально. Типа, "руки вверх" - это "хэнде хох", такое вот военное название. Мы берём в плен своей музыкой, говорим людям "Руки вверх!" и они сдаются и становятся фанатами. На самом деле мы с Лёшей диджеили - я работал на радио "Рокс", на "Европе Плюс" до этого, потом работали в клубах диджеями. Выпускали свои танцевальные сборники и подписывали их, как всегда бывает: "Лет'c гоу, камон, руки вверх", и всё такое. И когда мы включили однажды "Радио Максимум", а там объявляют: "Группа "Руки Вверх!" с "Утренней зарядкой"", мы подумали - теперь точно быть нам "Руки Вверх!" Нас рекламируют все артисты до единого, на каждом концерте. Кричат "Руки вверх!", а все врубаются, что сейчас мы выйдем.

Х: Итак, в начале карьеры ты и Лёша Потехин были электронщиками, назывались "Uncle Ray & Company", да ещё и пели по-английски. То есть были людьми продвинутыми и модными. Как же так получилось, что вы плавно мигрировали в попс?
 
С: Можно найти три или четыре коллектива, которые играют танцевальную клубную музыку. Таких групп две-три, и всё на этом. Ну не развита клубная культура у нас в стране, не развит андеграунд! А то, что есть, похоже на наложение на танцевальную музыку каких-то сэмплов из фильмов. Станции крутить это не хотят, клубы к отечественному производителю относятся холодно. Поэтому мы предпочли пойти на понятную всем коммерческую стезю, тем более, что можно всю жизнь сидеть в подполье, в андеграунде и говорить: "Мы самые крутые электронщики". При этом быть грязными, неопрятными и ничего не зарабатывать.

Х: То есть тебе самому по кайфу делать попсу на русском языке? Или это только средство чтобы денег заработать?

С: Мы как повара, от которых зависит, какое будет блюдо. Должен быть микс 50 на 50 - вкусности и зрелищности. Что мы, собственно, и попытались сделать. Добавляем в песни простоту безумную, за которую нас всю жизнь ругают, которая в результате превратилась в такой, типа, колхозный китч от "Руки Вверх!" Но при этом у нас всегда были супер-аранжировки, мы всегда брали хорошие звуки, новые биты, всегда над этим работали. Мы никогда не брали дешёвые расчёски не и набивали что-то там, лишь бы выпустить песню скорее.

Х: Ты жалуешься, что "Руки Вверх!" критикуют за примитивные тексты и музыку. Вы специально всё упрощаете, или это всё-таки от недостатка техники и времени?

С: Да нет, и с техникой, и со всем остальным разобраться можно. Мы большие эпатажники. Наша задача - каждый раз выдумать что-то такое, к чему придерутся. Поэтому мы садимся и говорим: давай споём "ты звОнишь ей домой". - Дык это ж неправильно! - Вот поэтому именно так и споём. И я знаю, что первый вопрос на пресс-конференции будет: а что у вас за проблемы с русским языком? Я говорю - ребята, дело в том, что я закончил университет культуры, у меня всё прекрасно с русским языком, я занимался этим очень долго и специально. Но раз вы спросили, то мне приятно, что вы это заметили, спасибо вам большое. Или там "целуй меня везде, восемнадцать мне уже" - никакой рифмы даже нет, напрашиваются матные рифмы какие-то. Или "мне с тобою хорошо - мне с тобою заебись". Или вот "чужие губы тебя ласкают". Мало кто знает, что в "Чужих губах" был ещё более безумный текст. Я думаю, что если б мы его опубликовали, он бы ещё популярнее стал тогда, но тогда песню вообще бы никуда не пропустили.

Х: А что за текст, если не секрет?

С: "Чужие губы тебя ласкают, чужие руки несут в постель, в чужих обьятьях лежишь нагая, чужая стала сама себе".

Х: Да, вот это реально жёстко щас было!

С: А сейчас мы пишем альбом, в котором будет песня про фанатов группы "Ария". Это не надо расценивать как вызов кому-то. Мы же не пишем, что они там эдакие, плохие-сякие, просто рассказываем историю, как люди со всей страны съезжаются на концерт группы "Ария". Чтобы в очередной раз все сказали - господи, ну какие ж дебилы эти "Руки Вверх!" всё-таки, а? Всё продумано. Это только с виду кажется, что мы дурачки.

Х: Но сами-то вы хоть слушаете то, что вы играете? Или вообше фанатите чем-нибудь из другой оперы? Вот говорят, что Лёша западает на METALLICA и AC/DC...

С: Да и до сих пор он всё это слушает! И фанат полный! "Руки Вверх!" мы, естественно, не слушаем, это было бы глупо. И ничего типа "Руки Вверх!" тоже. Мы слушаем всё подряд, хотя бы по одному разу, чтобы быть в курсе, что вообще происходит, какие альбомы у кого выходят, кто что сделал, у кого кто чего стырил. У меня есть iPod, я в него залил всё, что у меня было, восемь дней музыки, и мне хватает.

Х: В Рунете ходит рассказ про металлиста, который приходит домой с угарной тусовки и тайным образом слушает "Руки Вверх!", потому что это прямо как про него и его тиотку. У тебя есть какие-то рецепты написания таких хитов, чтобы даже металхедов плющило, или тут всё от вдохновения зависит?

С: Мы для себя чётко выяснили самое главное. Первое - если ты хочешь, чтобы твоя песня была хитовой, она должна быть народной. Ведь что такое народная песня? Это то, с чем человек сталкивается каждый день. Мы никогда не поём песни типа "Космос, космос", "Айсберг, айсберг", или там "Цветок жасмина цветёт в саду". У нас есть конкретные лица - мальчики, девочки, у нас есть слёзы, разочарования, радость, кураж. Второе - если ты будешь писать песню ради хита, то ничего не выйдет. У нас нет такого: "Так, про что бы нам ещё написать? Давай напишем: мужик шёл, упал, сломал ногу, его нашла девушка, вылечила. Врач мой, врач, вылечи меня скорей, врач мой, врач, дай мне шприц, я тебя люблю!" Просто приходит девчонка и говорит: ах он сволочь, как он мог, представляешь, я вчера пришла домой, а он поменял замки, а я ломилась, вызвала милицию, они сказали давай мы его заберём, а я - нет, не надо, я его люблю, а он меня потом избил... И у нас голова кругом - господи, ужас-то какой, как же вы живёте-то? И пишем песню. О том, что бросай его на фиг быстрее, давай уже думай, ты красивая, молодая, всё впереди, так нельзя - если бы он любил, то по-другому бы поступал.

Х: Ходят слухи, что мелодию и эффекты песни "Танцуй" вы позаимстововали с диска DJ Цветкова "Полетели". Ты используешь чужую музыку в своих композициях?

С: Если речь идёт об эффекте, взятом у DJ Цветкова из его песни, то этих эффектов у нас восемь с половиной тысяч. Если дело касается каких-то там звуков, битов, переходов, то это может быть практически у всех, никто не запрещает этим пользоваться. Другой вопрос - тырить у кого-то... У нас двести восемьдесят песен, зачем нам чьи-то ещё?

Х: Твой институтский диплом назывался "Роль рекламы в формировании имиджа шоумэйкера" - правильно?

С: Практически. Там ещё дополнение было...

Х: Ну вот и скажи, как специалист - сейчас вообще от таланта что-нибудь зависит? Или всем рулит реклама и вложенные в неё бабкусы?

Х: Не хочу тебя разочаровывать, но... (смеётся). Если вложить миллион долларов и показывать каждый день по первому каналу попугайчика, который одно слово поёт, допустим "Привет, привет!", наложенное на музыку, то попугайчик через два месяца поедет на гастроли. И будет собирать залы. Вот есть талант у попугайчика или нет? Наверное, есть, если он слово "привет" выучил, но все мы понимаем, что это всё условно. Включи телевизор и сразу поймёшь, где деньги, а где талант. Где у нас все наши оперные певцы? Работают в парижской опере, потому что там это ценится, там за это платят. Но и абсолютную бездарность раскрутить невозможно, как бы ты не старался, народ это обязательно поймёт.

Х: А ещё он может понять, что "Руки Вверх!" работают под фонограмму. Насколько это честно по отношению к твоим фанатам?

С: Если бы я был группой "Smash!", которые возят с собой двадцать пять человек музыкантов...

Х: А "Smash!" что? Неужели вживую работают?

С: Хм, ну, вот... короче, неважно. Тут вопрос в другом - тогда ко мне могли бы придираться люди и говорить: как же ты так, Сергей? У тебя ведь музыканты, ты их возишь, а сам поёшь под фанерку. А мы вдвоём с Лёшкой на сцене, ну и ребята танцуют, "Street Jazz". И музыка идёт под фонограмму, музыкальное сопровождение. Остальное всё идёт полностью живьём, я могу подписаться под этими словами. Я пою на любых концертах всегда живьём, всю программу от начала до конца. Все фонограммные дела с вокалом бывают обычно на сборных концертах, съёмках... Я говорю, что хочу живьём спеть. А мне отвечают: ты выходишь после группы "Звери", они там накрутили себе гитары. А потом нужно под тебя перестроить микрофон, подключить клавиши, загрузить их, включить компьютеры, быстро это сделать невозможно! Возить с собой всё наше оборудование на концерты - у нас одни клавиши "Курцвейл" стоят четыре тысячи долларов, и по нашим дорогам и самолётам я их раздолбаю через месяц, и всё.

Х: Сейчас многие поп- и рок-звёзды делают совместные проекты. Ты не хотел бы записать дуэт с кем-нибудь из русских рокеров типа "Короля И Шута"?

С: Ха, нам-то, может быть, и хотелось бы, но им точно нет! Это проверено, были предложения с нашей стороны. К сожалению, у нас чувство юмора чуть более доброе, чем у них, поэтому наши предложения они расценивают как своего рода вызов. Мне гораздо легче сейчас написать Раммштайну и с ними всё сделать, чем писаться с любой из русских групп, потому что понтов будет намного больше, а нервов ещё больше, чем понтов.

Х: Если бы ты мог начать всё сначала, какую музыку ты стал бы играть? Или вообще не стал играть ничего?

С: Стал бы играть то же самое, но пошёл бы по другому пути. Я бы начал делать десять лет назад то, что сейчас только развивается. В кино бы пошёл, например... Есть масса интересных тем, а я сейчас, конечно, уже для них стар.
 
Х: Вот ты такой старый, солидный мужчина в полном расцвете сил, а поёшь для четырнадцатилетних девочек. Это тебя не напрягает?

С: Не четырнадцатилетних, а ещё меньше. К нам и двенадцатилетние ходят. А что в этом такого? Давайте тогда будем все петь для стариков, военные песни выучим, с галстуками будем ходить строем. Я не хочу записывать романсы, чтобы на концерты ходили женщины, сидели, слушали, плакали, потому что дети - это самая благодарная публика. У них есть период в жизни, когда если ребёнок любит "Руки Вверх!", то всё - он любит искренне и безусловно. Он знает для себя: я люблю "Звери" и "Руки Вверх!" И он не сравнивает - рок это или не рок, ему просто это нравится. И я знаю, что он придёт и полностью на концерте отдастся. Что касается "Руки Вверх!", то мы стопроцентно не будем в сорок лет прыгать на сцене и петь "Ну где же вы, девчонки?" Мы готовы это делать до тех пор, пока мы сами себя нормально ощущаем, но я не знаю, сколько ещё это продлится.

Х: Кстати о девочках. У тебя есть много откровенных текстов типа "Чужие губы тебя ласкают", "Пойдём ко мне, родители на даче", "Целуй меня везде" - это уже вообще жесть. Не боишься, что маленькие фанатки научатся чему-то нехорошему? Начнут ещё раньше времени ласкать везде губами, или типа того?

С: Есть анекдот на эту тему. Мать говорит отцу: "Вчера поговорила с дочкой на тему секса. Узнала столько нового!" Кого и как и куда уже развращать в нашей стране? Включи любой телеканал - о чём мы говорим вообще? Чем мы со словами "Я тебя люблю" или "Целуй меня" можем навредить, когда в эфире в шесть вечера сериал "Клон", например, где каждую секунду обсуждают многожёнство? У меня знакомый недавно пришёл с вытаращенными глазами. У него жена сыну говорит - иди есть. Он такой: не буду. Она - а ну иди быстро, я кому говорю! Сын в ответ: вот раскричалась, да сократит аллах твои годы! Это пятилетний ребёнок. "Целуй меня" гораздо правильнее говорить девушкам, чем "Хочешь, я убью соседей" или там "Иглой по вене, герой на героине". Вот это всё, лошадки везущие - вот это давайте искоренять. Я же не говорю - иди, убеги из дома, это так круто! Вот восемнадцать будет - и вперёд! Целуй везде. А до восемнадцати - извините. То есть мы не призываем к разврату, наоборот. Правда, все с четырнадцати этим занимаются, но мы здесь уже не при чём. Это жизнь.

Х: Значит, вы - последовательные гетеросексуалы, что не может не радовать. А как ты относишься к противному меньшинству? Наверное, голубые тоже что-то для себя в ваших песнях находят?

С: Ну да, они находят... Есть у меня и знакомые, и друзья... Шоу-бизнес-то весь как на ладони, никуда от этого не денешься. Пугает другое - что голубизна становится модной. Дети приходят домой, с пацанами, запираются. Спрашиваешь про девчонок - отвечают: а ну их на фиг, у нас тут своя компашка, игры компьютерные... Вообще я считаю, что ещё очень большая проблема в женщинах, если и дальше продолжать весь этот матриархат и феминизм. Женщины все стали сильные, все сели за руль, все на хороших должностях, все прекрасно выглядят - куда простым мужикам податься-то? Из Ростова, из Воронежа - в кого влюбляться? А тут вдруг весёлая тусовка, все любят друг друга. Уже никто не сидит с гитарой по подъездам, никто не сидит у костров. Романтика пропала.

Х: Раз уж заговорили о романтике - хобби у тебя какое-нибудь есть?

С: Я водку коллекционирую. Началось всё с того, что на концертах нам дарили коньяк. Вроде как уважуха. И мы привезли с собой бутылок пять как-то, поставили на полку - пить неудобно, подарок. А потом стали в городах говорить - ребята, если уж дарите, так дарите с названием города. "Самарская", "Нижне-Тагильская", "Челябинская", чтобы было понятно, откуда подарок. А потом я ещё увлёкся собиранием нестандартных всяких бутылок, со змеями, со скорпионами, с мячиками для гольфа, из бамбука, ну и так далее. Порядка четырёхсот бутылок уже есть, часть стоит у Лёшки, часть у меня, часть в офисе. Я всё жду, когда обоснуюсь у себя в доме хорошо, и в подвале, в студии, всю стену отведу под это, поставлю под стекло. Тогда уже можно будет всё это лицезреть и пробовать. Хотя пить это невозможно, честно - там такой керосин!

Х: Ваши фэны всячески переделывают песни "Руки Вверх!" Типа "я хорошая бабушка, сижу телевизор смотрю". А ещё пишут про вас садистские стишки: "Жуков Серёжа вошёл в трансформатор. Вышел оттуда второй Терминатор". Что ты по этому поводу думаешь?

С: Всё, что появляется - это эффект популярности, и нам это только приятно. Почему нет? Даже "Красная Плесень", которая пела "64 песни "Руки Вверх!"" пела песни "Руки Вверх!", вот в чём смысл-то! Мы счастливы, когда такое происходит, сами ржём с удовольствием. Когда пародия - это классно, значит, песня популярна. Если в КВНе есть про тебя шутки, значит, ты мегаизвестен.

Х: Но ведь кроме фэнов у тебя ещё есть антифэны, которые делают антисайты "Руки Вверх!" и всячески над вами издеваются. Я однажды видел такой сайт, на котором было письмо от вас, что если ты свой сайт не закроешь, у тебя будут проблемы со здоровьем. Ты реально готов физически расправиться с человеком, если он не любит "Руки Вверх!"?

С: На том сайте были рисунки - выворочены кишки у Жукова и отрезана голова с кровью у Потехина и написано: "Их надо убивать!" Из-за этого и было написано письмо с предложением закрыть сайтик быстренько, потому что уж если вы выкладываете, то давайте это делать цивилизованно. Психи ведь разные смотрят - кислотой могут брызнуть или ещё что-нибудь сотворить. А так в общем-то мне всё равно, где мне голову отрезали, на какой картинке.

Х: В стольном городе Прокопьевск одна девочка недавно дико замочила другую из-за плаката "Руки Вверх!". В форумах девушки жалуются, что могут кончить только под песню "Чужие губы". Быть вашим фэном не опасно для здоровья?

С: Вообще жить опасно, от этого умирают. Я никогда не призывал людей к экстремизму, всегда говорил: относитесь ко всему спокойнее, не надо бешеных фанаток, рвущих волосы. Хотя случаи бывают - вызывают милицию, говорят, что на нашем концерте кого-то задавило. Ну так давайте строить более удобные залы, давайте не пускать туда шесть тысяч народа вместо двух.

Х: "Иногда я себе гаворю пусть группа Руки Вверх подождет меня а когда я вырасту я наних поженюсь". Как вам такая перспектива?

С: Я ничего не исключаю. Мы же вообще через всё прошли. Письма были: "На меня набросились Жуков с Потехиным и изнасиловали меня, и я на память забрала себе их трусы с инициалами, которые они сами вышивают".

Х: Действительно вышиваете?

С: Ну дык, каждый день сидим! Трусов-то много должно быть, вот мы и вышиваем, учимся. Вряд ли у нас будут когда-нибудь звёздные браки, чтобы, допустим, мне обязательно нужно было жениться на Кате Лель...

Х: Какая досада!

С: Потому что и так люди друг друга не видят месяцами, все на гастролях - что это за семейная жизнь?

Х: Какой вопрос тебе никогда не задавали, а ответить на него хочется?

С: "Почему ты не снимаешься в кино?" Потому что не зовут. Была, правда, пара сумасшедших режиссёров, предлагали сценарии, смешные, панковские. Про то, как мы приехали в Москву, отбирали у девочек на улице деньги, чтобы фонограмму первую сделать. А в конце мы как бы раскаялись, нашли этих девочек, купили им машины, квартиры. Вот такой гнилой шоу-бизнес.

Журнал "Хулиган", июнь 2005.


Рецензии