Лигалайз. Легализируй Это!

"ТРЕБУЮ ЗАПРЕТИТЬ ОТБОЙНЫЕ МОЛОТКИ!!"

Слушай, брат!
Это человек такого рода,
Для русского рэпа сделал больше чем толпа народа.
Сначала - "Slingshot".
Потом - D.O.B.,
Потом на родном заговорили пацаны,
Рифмы перед микрофоном всё круче и круче,
Группу "Легальный Бизне$$" знали даже чукчи,
Прошло немного времени, и вот Bad.B.Alliance
Поднял кое-кому кислотно-щелочной баланс
Тайные отъезды, крутые перемены,
Читаются телеги, решаются проблемы,
Мастеру стиля не нужен аусвайс
Listen ev"rybody. Говорит Лигалайз!

"Лигалайз, я был рожден с микрофоном в моей руке.
Он мне был вместо игрушки, я рифмовал в коляске,
На прогулке и при завтраке, даже сидя на горшке!"

Х: Мы тут слышали, что у тебя был недавно день рождения, с чем тебя и поздравляем…

Л: Пасиба!

Х: Судя по клипам, бездник рэпера - это брутальное отжигалово с неодетыми тиотками и заламыванием мебели. Как все прошло на этот раз?

Л: Совсем наоборот. С возрастом меньше значения придаешь таким вещам - праздник становится грустным. По-семейному прошло, дома, вообще почти не празднуя.

Х: Как случилось, что ты пришел в рэп-музыку? Многие твои ровесники западали на металл или панк, была в то время такая глобальная мода…

Л: Душа как-то так легла, само получилось. Привлекла ее ритмика, увидел перспективу этого направления, и, как показало время, не зря. А вообще разницы большой нету в музыкальных стилях. По большому счету, все это одно и то же - музыка, возможность себя проявить творчески.

Х: В детстве ты занимался брутальными вещами типа каратэ. Ты мог бы сейчас применить свои навыки каратиста? Например, отмахать того, кто на твою новую пластинку наедет?

Л: Да легко мог бы, но не стану. Я предпочитаю просто делать свое дело. Если кому-то не нравится, то это его выбор. Ничего не имею против чужого мнения.

Х: Первый созданный тобой альянс назывался "Департамент Хулиганов", твой лейбл называется "Интеллигентный Хулиган". Ты реально как-то хулиганишь в свободное время, или все это только для того, чтобы в названиии было модное слово "busta"?

Л: Сейчас мы хулиганим в своем творчестве, в музыке. Раньше бывало, что и в жизни тоже. Была достаточно бурная юность - с употреблением и пробованием всего. Огромное количество спиртного, соответственно, выходки были какие-то, ситуации, гулянки, тусовки, драки, развлекалово. Все как у нормальных молодых хулиганов.

Х: Тебя, наверно, уже достали вопросами типа: "Тебя зовут Лигалайз, потому что ты за легализацию конопли?" А мы спросим наоборот: есть такая штука, которую бы ты дико запретил, если бы это от тебя зависело?

Л: Ну, это долго придется думать. Я человек достаточно терпимый, и не вправе запрещать кому-либо. Я за свободу.

За окном каким-то добрым людям резко приспичило поработать отбойным молотком.

Блин, как этот отбойный молоток по ушам ездит… О! Надо запретить отбойные молотки. Чтобы нормально общаться не мешали.

Х: Так и запишем.

"Так сложилось хитрО - я не присяду в метро
Лишь потому, что не привык уступать никому и ни в чем"

Х: "Легальный Бизне$$" как-то поюзал в песне "Пачка сигарет" оригинальный припев с голосом Цоя. "Кино" - это же культ в России, ты не боялся мести со стороны оголтелых киноманов?

Л: Мы с большим уважением старались сделать эту вещь, мы часто со сцены посвящаем ее памяти Виктора. Цоя я до сих пор считаю голосом поколения восьмидесятых, и я негативных отзывов не слышал ни разу. Только от кого-то, хотя неоднозначная реакция фэнов действительно имела место. Даже с группой "Кино" мы писались на одной студии, и не было никакой неприязни.

Х: В жизни у тебя был такой эпизод - ты, прямо как Че Гевара, в разгар своей славы по-тихому скрылся в неизвестном направлении. Оставил только записку, в которой отрекся от всего сделанного и отказался от права голоса в русском хип-хопе. Это был хитрый пиар, попытка привлечь еще больше внимания, или причины были совсем из другой оперы?

Л: Был стресс большой, связанный со свалившейся популярностью. Я был тогда не готов просто. Замотался с концертами, в гастролях, в плане бизнеса не очень удачную занял позицию, в том смысле что работал много, а зарабатывал не очень. Все это стало бесить, раздражать, потому что ни о каком творчестве речи не шло, надо было тупо лепить хиты. Такая вот была ситуация, которую я резко изменил.

Х: И помогло?

Л: Да, помогло. Я пожил для себя два года этих. Сейчас думаю - конечно, жалко, что я потерял два года этих, сейчас сложно обратно возвращаться в шоу-биз на тот же уровень. Но я себя чувствую гораздо комфортнее.

Х: То есть сейчас ты к популярности вполне готов. А она к тебе?

Л: Думаю, это взаимно. Я четко понимаю теперь, что делаю и зачем.

"Лига, Лига, Лига - рифмомашина,
Тех, кто кидает фразы криво, выставлю немужчиной"

Х: Тебя часто называют лучшим российским MC. Что ты сам по этому поводу скажешь? Есть у нас люди, которые лучше тебя пишут и читают?

Л: У меня сейчас нет задачи быть лучше кого-то. Нужно соревноваться с собой в первую очередь. Нет такой цели - кого-то сместить, кого-то обогнать, я об этом меньше думаю сейчас, чем раньше. Хотя дух соревновательности в хип-хопе очень силен. Раньше я старался действительно доказать, что я лучший в этом деле, это помогало добиться результатов, но сейчас я думаю больше о творчестве.

Х: Раз зашел разговор о битвах - с кем из хип-хоперов ты хотел бы вступить в батл? Кого ты считаешь соперником, достойным себя?

Л: Ни с кем не хочу соревноваться. Никого убирать не собираюсь, хочу быть собой.

Х: Но вот у тебя были дизреспекты с Владом Валовым a.k.a. ШеFF. В песне "Доктор Блеff" ты круто на него наехал, назвал его "gangsta с приставкой "гей"", он в ответ про тебя тоже начитал много нелестного. В русском рэп-коммьюнити грядут огнестрельные разборки, по-типу как на Западе?

Л: Ну, огнестрела пока у нас не было, все ограничивалось только рэп-битвой. Думаю, это в каком-то смысле такая проверка на прочность, в традициях хип-хопа. Здесь еще были примешаны и личные мотивы - недостойное поведение, как я считаю, этого человека. Проехали, что называется.

Х: Сейчас ситуация разрулилась как-то?

Л: Просто не думаю об этом. Но всегда в состоянии готовности нахожусь, чтобы продолжить отстаивать свою точку зрения.

Х: Я так понял, что "приставка "гей"" для настоящего рэпера - это не тема. Что лучше всего делать с геями - ставить в угол, лечить или оставить как есть, все равно они не размножаются?

Л: Это их выбор. Пусть живут, все равно я с ними не общаюсь.

"Мне наплевать на мир, а ему на меня
Только моя шкура волнует душу и семья"

Х: С ненастоящими мужчинами все ясно. В композиции "Настоящий хип-хоп" ты читаешь такие слова: "Только настоящие мужчины слушают рэп". Что еще должно отличать настоящего мужчину кроме заслушивания рэпа?

Л: Мужчину отличает ответственность за других людей, за семью. А рэп слушать для этого необязательно.

Х: Кстати, что ты слушаешь сам? Какая музыка тебя вставляет больше всего?

Л: Разная интересная музыка, не только хип-хоп. Из последнего вот слушал Джона Фрусчианте, вчера слушал Сюзану Вега, Высоцкого. Различные темы.

Х: Небезызвестный тебе ДеЦл как-то сказал, что одно время зарабатывал на жизнь, торгуя ганджой. Тебе самому не приходится прибегать к экстремальным источникам доходов?

Л: Все доходы у меня связаны так или иначе с музыкой, мне незачем чем-то другим заниматься. Я артист востребованный и недешевый, в смысле гонорара. Занимаюсь лейблом, несколько релизов уже продаются по стране, концерты там…

"Кто сказал: "Рэп это кал", интеллектуал?
Пойди-ка сдай анализ рэпа, это твой финал"

Х: Тебе не кажется, что рэп в своем нынешнем виде отдает нафталином? Широкие штаны, клУбники, бейсболки, брюлики всякие - это же прошлый век. Не пора начинать мутить что-то радикально новое?

Л: Давно пора. Не надо быть ни на кого похожим. Надо делать хорошую музыку, а какие-то внешние атрибуты - это не главное совсем.

Х: Многие наезды на рэп со стороны антирэп-тусовок начинаются с того, что черные рэперы не любят белых, читают тексты типа "Родился белым, убей свою мать", а также торгуют наркотой. Что ты можешь ответить людям, которые так считают?

Л: Жестко… Первый раз слышу такое. Во-первых, я не вижу разницы "черное - белое". Эта музыка там родилась, как и многие другие музыкальные направления. Рэп давно перестал быть черным, он получает распространение просто как новый этап эволюции музыкальной культуры. Деление на черных и белых скоро будет в прошлом. Рэп, рок - это все только названия, которые придумывает поколение, выбравшее эту музыку. Люди и в русском роке, и в русском рэпе говорят об одном и том же, о своих проблемах, о том, что волнует. Мы все одинаковые внутри, с давних доисторических времен. Цвет здесь не причем.

"Мой фристайл - да, всегда скандал, бой без правил"

Х: В песне "Надежда на завтра" ты читаешь: "Средний палец вытянут, над головой рука - вот вам моя политика, наша политика". Кому адресован твой средний палец больше всего?

Л: Это против манипуляций массами людей, которые дорвались до власти. Они больше думают о своей наживе. Жизнь обычного человека для них не представляет никакой ценности, хотя именно о ней они должны думать прежде всего. Протест был против такого отношения.

Х: Но ведь средний палец - это как бы не позитив. Выход-то из всего этого ацтоя есть, как ты считаешь?

Л: Надо быть сознательным, хорошо учиться, получать профессию хорошую. Не идти на поводу у людей и обстоятельств. Строить свою жизнь так, как ты считаешь нужным. И все будет ОК.

Х: Что привлекает тебя в рэп-культуре настолько, что заставляет тебя оставаться на плаву столько лет подряд?

Л: Развитие. Со временм открываются все новые возможности. И концертная деятельность, и продюсирование других групп, и кино, все что угодно.

Х: Будет такое время, когда ты отойдешь от дел, или ты собираешься заниматься всем этим до упора?

Л: Нельзя стоять на месте, нужно много работать, совершенствоваться. Надеюсь, что я от дел не отойду, и даже не собираюсь. Не дождетесь!

Журнал "Хулиган", август 2005.


Рецензии