Почти детективная история

Эта статья написана для республиканской русскоязычной газеты "Азия-плюс".



Для сведения Правительства Республики Таджикистан.




Как-то довелось мне купить на  рынке «Султони кабир (Царские дары)» три китайские электрические лампы – по 100 W, каждая. Только на третий день, при включении, колба одной лампочки внезапно отделилась от цоколя, отскочила и попала мне на голову. Я простодушно вкрутил вторую. Снова включил, и тут лампочка взорвалась, как ГРД, - брызнули мелкие осколки стекла (слава богу, обошлось без ранений). Вкрутил последнюю лампочку.  Колба осталась на месте и не взорвалась. Но и лампочка не зажглась, сколько бы раз я не нажимал на выключатель, хоть и работал холодильник. Здесь можно говорить о неисправности или лампочки, или выключателя, или электрического патрона, или провода. Потолок долбить я не стал. Проверил патрон и выключатель – исправны! Когда через день я вкрутил новую лампочку, четвёртую, «российскую», как сказали продавцы, то она загорелась!
Конечно, идти ругаться с продавцами рынка – бесполезное дело. В большей степени они не виноваты в том, что торгуют, порой, некачественным товаром. Их «подставляют под удар» поставщики товара, который закупают и привозят машинами и вагонами. Но и поставщики виноваты отчасти. Они лишь виноваты в том, что хотят вернуть свои затраты и получить определённую прибыль за реализованный товар, качество которого их мало интересует.
Скорей всего, кто-то должен проверять качество товара при его ввозе в страну. Да и в самой стране должно быть государственное учреждение, которое бы ведало этими задачами и несло бы ответственность за качество ввезённых в страну бытовых электрических товаров, за здоровье и безопасность своих сограждан.
Это и побудило меня заняться неофициальным журналистским расследованием. Как говорится, « пока гром не грянет, мужик не перекрестится». 


03.04. 2007 года правительство Республики Таджикистан приняло «Постановление о государственной службе по надзору в области энергетики», (№ 180).  Ныне учреждённая служба входит в схему управления Министерства энергетики и промышленности (МЭП) Таджикистана. Новый государственный орган управления осуществляет различные функции, в сфере своей компетентности. Вот некоторые из них. Во-первых, на территории страны он осуществляет государственный энергетический контроль. Во-вторых, официально ведает правом сертификации энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования, топливно-энергетических ресурсов. В-третьих, контролирует проведение мероприятий по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, снижению технологического расхода (потерь) на стадиях добычи (производства), переработки (преобразования), хранения, транспортировки (передачи, распределения), реализации (сбыта) и использования (потребления). И, помимо прочего, «проводит обязательную сертификацию энергопотребляющей продукции и топливно-энергетических ресурсов, в том числе переработки нефти».  И вот незадача. «Энергопотребляющая продукция» (промышленная и бытовая техника, использующая энергию электрического тока) стала камнем преткновения между Государственной службой по надзору в области энергетики (ГСНОЭ) и Агентством по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции (Таджикгосстандартом). Впору браться за перо и писать в духе Николая Гоголя продолжение повести о том, «Как поссорились…»
В наших суждениях станем исходить из того, что в природе законодательства страны существует несколько интересных законов, в которых мы попытались самостоятельно разобраться, Право,  их стоит назвать - это законы Республики Таджикистан «Об энергоснабжении», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О защите прав потребителей». Сегодня вниманию читателя предоставляется результат нашей вдумчивой и кропотливой работы. 
Закон Республики Таджикистан «Об энергоснабжении» (№ 29, от 10. 05. 2002 г.).  Кстати, статья 7-ая «Государственное регулирование и управление в области энергоснабжения» гласит, что практика управления осуществляется уполномоченными госорганами (иначе говоря, ГСНОЭ), определяемыми Правительством РТ, и включает в себя «сертификацию по показателям экономики энергетических ресурсов, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств». Словом, полномочия большие. Но так ли это?
Статья 15-ая этого же закона посвящена «Сертификации». В ней говорится, что «энергопотребляющая продукция, а также энергоресурсы, подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством РТ и в порядке, установленном правительством страны». И в заключении: «соответствие производимого оборудования подтверждается путём обязательного маркирования указанного оборудования». 
28.12. 2006 года Правительство страны приняло Постановление «Положение о Министерстве энергетики и промышленности» (№ 605), где чёрным по белому говорится: «Министерство энергетики и промышленности РТ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере топливно-энергетического, промышленного, оборонно-промышленного, технического и технологического регулирования, строительной индустрии, пищевой и перерабатывающей промышленности». Среди прочего МЭП принимает нормативные правовые акты. Осуществляет организацию и проведение работ по сертификации продукции. Сюда относится обязательная сертификация энергопотребляющей продукции (тены, термексы, электроплиты, энергетические установки, телевизоры, компьютеры, утюги, электрочайники, лампы накаливания и многое другое).
Но не тут то было. «Бдительный глаз» Таджикгосстандарта всё видит и в правительственном положении усматривает нарушение государственной законности, и  Агентство заявляет, что ГСНОЭ не имеет никакого права на «сертификацию энергопотребляющей продукции», поскольку всё находится в ведомстве первого.  «Ой-ля-ля!», как сказали бы французы. Но бог с ними, с французами. Нам бы разобраться в своём Отечестве. И ещё лучше – в сложившейся ситуации. А засим, продолжим наше  «расследование».
Как вы помните, читатель, ГСНОЭ была учреждена 03.04. 2007 г. Постановлением Правительства Республики Таджикистан (№ 180), и в нём официально подтверждалось положение новой организации. Она, исходя из принятого государственного документа, имеет полное юридическое право самостоятельно осуществлять обязательную сертификацию энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции. Поэтому Служба энергетического надзора письменно  обратилась с просьбой в Таджикгосстандарт (№ 6/01-171, от 24.05. 2007 года). Руководство ГСНОЭ просило проверить работу испытательной (экспертной) лаборатории, выдать аккредитацию на её деятельность и саму Службу назначить органом сертификации. Но так случилось, что «упреждая удар», Таджикгосстандарт уже обратился с письмом в правительство страны. В письме от 15.05. 2007 года, было сказано,  что «право сертификации энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции, закреплённое правительственным постановлением (№ 180) за Государственной службой по надзору в области энергетики, противоречит духу законодательства республики». Видимо, в штате агентства по стандартизации и прочее работают оракулы, способные предвидеть намерения и шаги противных сторон? Или «засланный казачок» завёлся в Службе энергетического надзора?
Правительство страны, отвечая просьбе Таджикгосстандарта, учредило Проверочную комиссию для объективной оценки «приведённых фактов». Министерству экономического развития и торговли было поручено созвать экспертов и специалистов министерств юстиции, финансов, энергетики и промышленности, чтобы всесторонне изучить замечания руководства Государственного агентства по стандартизации, метрологии и сертификации. Эксперты и специалисты не нашли никаких нарушений и «противоречий  с законами». Более того, комиссия внушила руководству Таджикгосстандарта, что положения  рассматриваемого правительственного  документа необходимо выполнять. И свою волю закрепила документом (№ 16/1-439, от 18.07. 2007 года).
Спустя неделю, Правительство делает письменное поручение (№ 1072 (14-3), от  25.07. 2007 года) руководству Таджикгосстандарта, требуя аккредитовать испытательную лабораторию при ГСНОЭ, «во исполнение Постановления (№ 180)».
 Прошло полтора месяца, и 12.09. 2007 года руководство ГСНОЭ было вынуждено снова обратиться в Правительство, ссылаясь на то, что «аккредитация испытательной лаборатории до сих пор не осуществлена».
Прошло ещё три месяца, и 15. 12. 2007 года 1-ый заместитель Председателя правительства страны С. Гуломов поручает Таджикгосстандарту «аккредитовать испытательную лабораторию Государственной службы по надзору в области энергетики». Но и это поручение оставалось без внимания до марта 2008 года. Это значит, было потеряно ещё три месяца. В ту пору, наконец-то, руководство Таджикгосстандарта собрало уже свою экспертную комиссию. Эксперты  «провели аккредитацию испытательной лаборатории».
Руководство ГСНОЭ перечислило на расчетный счёт Таджикгосстандарта 7 тысяч самони за аккредитацию лаборатории, Но  и спустя один год и три месяца письменное распоряжение правительственной Проверочной комиссии  «об аккредитации Службы энергетического контроля как органа по сертификации», так и осталось «письменным распоряжением».  И 16.10. 2008 года Служба надзора снова обращается в Таджикгосстандарт, рассмотреть и принять к сведению решение Правительства РТ.
Тут  руководство Таджикгосстандарта  пишет ответную депешу в Службу энергетического надзора. В письме говорится, что Агентство  рассмотрело заявку ГСНОЭ (от 16. 10.2008 г.) на аккредитацию Государственной службы по надзору в области энергетики в качестве органа сертификации энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции. И в очередной раз, буквально русским языком, отмечает, что «пункт 5 часть 2-ая, пункт 6 (абзац 11), пункт 7 (абзац 13) Постановления «О государственной службе по надзору в области энергетики» (№ 180, от 03.04. 2007 года) противоречат действующему законодательству Республики Таджикистан». А именно, законам страны – «О сертификации», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «Об энергосбережении». Письмо было помечено «31. 10. 2008 года». Ио самое примечательное, что текст очередного «послания» по смыслу и по содержанию повторил текст первичного документа, от 15.05. 2007 года, который был написан на государственном языке и адресован Правительству. Что ж, читатель, круг замкнулся, и никто не видит выхода из этой ситуации? А выход есть. Выход можно найти в действующем законодательстве страны, на которое так любит ссылаться «юридически подкованное» руководство Таджикгосстандарта.
Кстати, Закон страны «О сертификации продукции и услуг», (№ 313, от 13.12. 1996 г.). В частности, в статье 5-ой «Полномочия государственного (национального) органа по сертификации» говорится о том, что подобные функции возлагаются на государственный центр стандартизации и метрологии при Правительстве РТ (Таджикгосстандарт), который, в соответствии с законом:
« - производит информацию о действующих в РТ системах сертификации и знаках соответствия;
  - проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)».
А далее интрига разворачивается следующим образом. Статья 6-ая определяет, что «обязательная сертификация в случаях, предусмотренных законодательством РТ в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие госорганы управления». Тут на память приходит крепкое плечо и грамотная голова специалистов ГСНОЭ, которые в этом деле не одну собаку съели и хвостом не подавились.
Затем статья  7-ая подтверждает эту мысль, поясняя, что участниками сертификации является как «строптивый», на наш взгляд, Таджикгосстандарт, так и на другие госорганы управления РТ, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, на испытательные лаборатории (центры).  Эта мысль продолжается в статьях 8-ая и 14-ая.  Но, как говорится, «написали на бумаге, да забыли про овраги». В нашем случае, это не овраг, и не балка, последняя стадия оврага, и даже не ущелье, а целый каньон бюрократии, с которым поспорят разве что только каньоны Луны или Марса. Находятся какие-то изобретательные крючкотворы. Они,  образно говоря,  бьют «буквой закона» не только «зарвавшихся соперников» (на их взгляд), но и само законодательство, нанося непомерный ущерб и экономической, и политической, и социальной основе страны, здоровью и безопасности населения.
Здесь стоит сказать, что силами руководства ГОНОЭ была создана, уникальная для страны лаборатория, которую оснастили всеми необходимыми технико-измерительными средствами, самостоятельно приобретёнными за счёт внутренних резервов. Словом, это явилось созидательным вкладом со стороны МЭП в государственный бюджет, который ныне, окунувшись в воды мирового экономического  кризиса, испытывает определённые трудности.
Итак, лаборатория уже существует. Но некие неведомые нам силы (не будем показывать пальцем), в силу собственной предвзятости и субъективности, преступно сдерживает работу экспертной лаборатории.  Самочинный запрет не даёт возможности штатным специалистам лаборатории при ГСНОЭ в полном объёме проявить свои знания, опыт и мастерство. Раньше говорили, что знающие, умеющие и работающие кадры решают всё. Ныне главенствуют другие приоритеты, и говорят другие речи. Поэтому один специалист высокого класса  уволился – не выдержал «безденежья». Уже пять специалистов и заведующий лабораторией готовят свои заявления.  Если это случится, то пострадают экономическое положение страны и, в равной степени, быт, уют и комфорт, и мы сами, буквально и переносно.
Чтобы не быть голословным, приведём несколько примеров и покажем, каким образом специалисты Таджикгосстандарта проводят обследование поступающей в страну энергопотребляющей продукции – импортной бытовой электрической техники. Рассмотрим, на выбор, несколько выдержек из протоколов так называемого органолептического осмотра для выдачи «Сертификата соответствия» специалистами Таджикгосстандарта. Например, протокол от 09.08. 2007 года, утверждённый начальником управления СП господином Р. Мирзоевым. «Вентиляторы бытового назначения, электрические… Имеет свободный ход при развороте… Корпус защищён от воздействия электрического тока.  При осмотре не обнаружены дефекты, влияющие на эксплуатационные качества продукции. Представленный товар соответствует требованием ГОСТ». 
Или другой протокол, утверждённый начальником управления С. Валимадовым. «При осмотре утюгов было выявлено, что по применяемым материалам, по качеству защитно-декоративного покрытия, по габаритным размерам, маркировке и упаковке отвечает требованиям НД (нормативных документов). При осмотре люстр было выявлено, что изделия по внешнему виду, по классу защиты, по номинальному напряжению, по виду соединительного шнура (с дополнительной изоляцией), по комплектности, маркировке и упаковке отвечает требованием НД. При осмотре холодильников было выявлено, что изделия по внешнему виду, по функционированию, по потребляемой мощности, по наличию размеров соединительного шнура, по применяемым материалам, по габаритным размерам, по номинально потребляемой мощности, комплектности, маркировки упаковке отвечают требованиям НД».
Точно также составлены «протоколы органолептического обследования» на пылесосы, кондиционеры, телефонные аппараты, электрические чайники, электробытовые плиты, электродуховки, стиральные машины, электрогенераторы,  кабели, изоляционные ленты и другое. И каждый протокол сопровождает шаблонное заключение: «При органолептическом осмотре не обнаружены дефекты, влияющие на эксплуатационные качества продукции». Это выражение, как заклинание «Сим-сим, откройся», открывает двери того или иного рынка, а после – и кошельки доверчивых покупателей.
Но помимо наружного осмотра – пункт 1. - существуют и другие виды испытания (проверки). Например, рассмотрим  документ - «Испытание силовых трансформаторов общего назначения и КТП согласно ГОСТам 11677-85 и 3484-77»:
2. «Измерение сопротивления изоляции обмоток осуществляется мегомметром на напряжение 2500 В.». 
3. «Испытание изоляции обмоток на прочность повышенным напряжением частоты 50 Гц. (продолжительность приложенного испытательного напряжения 1 минута)».
4. «Проверка коэффициента трансформации обмоток – ГОСТ 3484-77 (п. 2)».
 5. «Проверка группы соединения обмоток – ГОСТ 3484-77 (п. 3)».
6. «Испытание трансформаторного масла (пробивное напряжение должно быть не мене 25 кВ)».
7. «Проверка потерь холостого хода (опыт холостого хода) – ГОСТ 3484 -77 (п. 6)». 
8. «Проверка потерь и напряжения короткого замыкания (опыт короткого замыкания) – ГОСТ 3484-77 (п. 5)».
9. «Измерение сопротивления обмоток постоянного тока – ГОСТ 3484-77 (п. 4)». 
10. «Испытание на нагрев – ГОСТ 3484-77 (п. 4)».
Думается, случись экспертам Таджикгосстандарта проводить проверку подобного оборудования, то они прописали бы «органолептическое освидетельствование» трансформатору общего назначения и выдали бы сертификат на его качество и «профпригодность».  Мы хотим заметить, если в вашем районе,  дорогой читатель, от перепадов напряжения и прочее «полетел» трансформатор, то в этом прежде вините специалистов Таджикгосстандарта, которые выдали своё «органолептическое добро».  Как вы понимаете, здесь могут быть и преобразователи электрической энергии, различного рода электрогенераторы и многое другое, без чего немыслима «электрическая жизнь» населения и государства. А если это оборудование поставляется на ТЭЦ и ГЭС, как быть? Как быть сегодня со стройкой века для нашей страны, иначе и не скажешь, -  с электромагистралью «Юг-Север»? А ведь эта стройка ежедневно нуждается в доброкачественном и надёжном электрооборудовании, изоляторах, магистральных проводах, металлических вышках и др. От этого зависит будущее нового независимого Таджикистана. И, в том числе, электроэнергетическая независимость.
Как вам уже известно, кроме внешнего осмотра, сличения защитно-декоративного покрытия и упаковки, надобно знать, соответствует ли материал и его качество в изделии той или иной продукции, по ГОСТ. Далее, какое количество продукции из опытного числа окажется «работоспособной» через день-неделю-месяц. И, наконец,  не угрожает ли эксплуатация этой продукции вашей жизни и вашему здоровью.  Например, вы включите телевизор, и это будет последнее, что вы успеете сделать в этой жизни. Или вы купили красивый светильник, а его декоративное покрытие основано на производных меланниума. И токопроводящий провод рассчитан только на одну лампу накаливания – скажем, на 60 W. А вам предлагаются три рожка с патронами для ламп, на основе этого провода, и вы смело вкручиваете три лампы – по 150 W, каждая!
Что такое «органолептический осмотр»? Видимо, такой осмотр, который основывается на «органолептических признаках». К последним, судя по всему, относятся признаки,  что выявляются или оцениваются с помощью органов чувств (вкус, цвет, внешний вид, запах). Вот и всё. Но простите, это больше относится к пищевой продукции, чем к энергообразующей и энергопотребляющей промышленной и бытовой технике. Можно ли определить на вкус пограничное напряжение бытового пылесоса? Можно ли определить на запах электропроводимость медного провода? Можно ли определить на цвет мощность силового трансформатора?
Здесь сам собой напрашивается законный вопрос: не имея экспертной лаборатории и профессиональных специалистов,  имеет ли право Таджикгосстандарт проводить экспертные исследования по проверке качества энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции? Как нам стало известно, подобных лабораторий нет ни в областях и регионах страны, где находятся подразделения Таджикгосстандарта. Судя по всему, эксперты Государственного агентства по стандартизации, метрологии и сертификации, составляя протоколы «органолептического исследования», легко и свободно выдавая сертификат соответствия каждому желающему, получают определённую мзду от многочисленных клиентов за «проведение испытательных работ». Тем самым, они превратили свои действия в коммерцию,  а это, действительно, противоречит требованиям закона «О сертификации».  Более того, Таджикгосстандарт получает ежегодные государственные дотации для «успешного проведения своей работы». Здесь налицо – коррупция.  Как говорится, «откат», он и в Африке - «откат»! 
Соответствующим органам следует действенно и реально выявлять и пресекать коррупционные вызовы. Преступно наживаться на «волне глобального финансового вызова» и, в равной степени, в «сертификационно-органолептической неразберихе», учинённой «мудрецами» Таджикгосстандарта.  Можно сказать, в том, что в государственный бюджет за прошедший год не пришло 135 млн. самони, отчасти виноваты и наши «мудрецы».      
К этой мысли подвигает существующий юридический документ –  «Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации (СТ РТ 5.2-06)». Это официальное издание – «детище» Агентства по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции. В частности, в нём говорится: «органы по сертификации создаются на базе организации любых форм собственности, обладающих статусом юридического лица и являющихся третьей стороной (пункт 3.1)». Далее изучая этот документ, мы находим, что «орган по сертификации должен быть административно, экономически и юридически независимым от изготовителей (поставщиков) продукции и  от её заказчиков (потребителей) и иметь статус юридического лица» (пункт 3.6)». «Аккредитация органа по сертификации является официальным признанием его правомочности,  проводить сертификацию однородной продукции (в нашем случае, энергопроизводящей и энергопотребляющей) на соответствие требованиям стандартов и других нормативных документов (пункт 7.1)». «Срок проведения экспертизы документов не должен превышать 30 дней, с момента представления документов (пункт 7.3)». «Аттестат аккредитации выдаётся на срок не менее 1 года и не более 3 лет (пункт 7.5.4.)». «Продление срока действия аттестата аккредитации и договора зависит от результатов Инспекционного контроля (пункт 7.7.3)».
 Государственная служба надзора в области энергетики обладает статусом юридического лица, ни административно, ни экономически, ни юридически не зависит от изготовителей (поставщиков). Более того, имеет расчётный счёт и другие необходимые юридически атрибуты.
Получается, что сам Таджикгосстандарт противоречит собственно учреждённому документу. Образно говоря, все палки, вставляемые в колёса добротной и крепкой телеги ГСНОЭ, лишь подтверждают страхи первого потерять единоличную монополию в сфере сертификации и желание скрыть издержки собственного делопроизводства и некомпетентности своих экспертов.
Хочется предложить вашему вниманию статью 11-ую закона Республики Таджикистан «О стандартизации» (№ 333, от 14.12. 1996 г.). В ней частности, говорится, что «государственный контроль и надзор в области стандартизации и качества продукции в целях сертификации производства, продукции и услуг, а также повышения их качества, осуществляется Таджикгосстандартом и иными уполномоченными госорганами, в пределах их компетенции».
И мы плавно переходим к последнему нашему закону страны « О защите прав потребителя» (№ 72, от 09.12. 2004 г.). Здесь мы уделим внимание трём статьям. Статьи 31-ая, 39-ая и 40-ая. Первая повествует о том,  что «на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твёрдая или приблизительная смета либо калькуляция» Улавливаете, дорогой читатель, «иронию судьбы» в духе сертификации по защите ваших законных прав потребителя?
В другой же статье говорится следующее, что «в целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) орган по стандартизации, качеству и торговой инспекции (наш широко известный Таджикгосстандарт – А.С.) и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции, осуществляют различные функции».
 Этот закон обязывает Таджикгосстандарт аккредитовывать органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), испытательные лаборатории  и центры для проверки соответствующих испытаний. Второе, Агентство должно вести государственный реестр сертификационных товаров (работ, услуг) аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий.
Наконец, последняя статья. Возможно, она проливает свет на тайны стандартизации, метрологии и сертификации, которые столь яростно и упорно отстаивает Таджикгосстандарт. В статье говорится (приводится дословно), что «орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции, вправе налагать штраф в случаях:
- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) до ста минимальных размеров заработной платы».
Такая же сумма изымается в случае ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявленным к безопасности товаров (работ, услуг). В размере стоимости проданных товаров изымается сумма при продаже товаров (СНГ и импортных), без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия и обязательным требованиям стандартов реализуемых товаров (работ, услуг).      При нарушении правил обязательного подтверждения соответствия товаров органами сертификации, а также предоставление испытательными лабораториями недостоверных результатов испытаний товаров при обязательном подтверждении их соответствия – в размере двухкратной стоимости выполненных работ по подтверждению соответствия.
Все изъятые деньги, взыскиваемые в соответствии с настоящим законом, направляются в государственный бюджет. Направляются ли?
Продолжая «денежную тему», нам бы хотелось заметить, что в статье 19-ой закона страны «Об энергоснабжении» есть интересная мысль, что  «импортируемые энергоэффективные машины, оборудование, приборы, технические средства, используемые при реализации государственных программ энергоснабжения, могут в установленном порядке освобождаться от таможенных пошлин». Можно сказать, полагаясь только на методы «органолептического освидетельствования» и доверяясь заключениям, вынесенными специалистами Таджикгосстандарта, страна, тем самым, открывает широкую дорогу импортным качественным и не качественным товарам (продукции). Правда, последних товаров больше, в массе своей, чем качественных. Не качественные товары и несколько дешевле и не требуют особых условий по перевозке, хранению и прочее. Кратко говоря, если будет так продолжаться и дальше, явно или косвенно, то наша гостеприимная республика скоро превратится в международную свалку просроченных товаров, продукции и разного рода ширпотреба, неопределённой гарантии и сомнительного качества.
А ведь совсем недавно Президент страны Эмомали Рахмон на январском совещании, 15-16 января нынешнего года, лично поручил руководству Таджикгосстандарта сосредоточить своё внимание на качестве импортной продукции, поступающей в страну, чтобы не засорять всяческим хламом развивающийся рынок республики. Не надо из себя делать нищих и убогих, чтобы нам ни соседи, ни дальние торговые игроки не говорили: «Возьми, убоже, что нам негоже!»
Выступая в Давосе, Владимир Путин сказал, обращаясь к мировому сообществу: «Хватит дурить (пудрить) мозги! Сегодня нет никакого инклюзива, но есть только равное партнёрство, без всяких изъятий и исключений». Эти слова относятся не столько к мировому сообществу, сколько ко всем составляющим его компонентам. А именно, к государствам, ныне действительным на мировой арене, и, в том числе, к Республике Таджикистан. Что касается нашей страны, то государственные органы управления имеют равные права пред лицом Конституции и лицом демократии, по азбуке которой сегодня мы учимся жить.
Здесь стоит сказать, нельзя быть монополистом в отрасли. Ведь уже, если не врут газеты, оштрафовали «Газпром» на 157, 7 млн. рублей за монополизм. Кто, в таком случае, оштрафует Таджикгосстандарт? Видимо, никто. Поэтому,  чтобы не рубить с плеча «гордиев узел»,  необходимо создать многополярный вектор действий и исполнений, основанный на здоровой рыночной конкуренции, не преступавшей законодательное право страны.  Именно конкуренция даст потребителю широкий выбор, куда лучше ему обращаться. Например, чтобы объективно подтвердить качество своей электрической бытовой техники. Если он засомневается в выводах одной экспертной комиссии и в стоимости услуг, то смело может обратиться к другим специалистам. Они детально изучат его проблему – подтвердят или опровергнут возникшие сомнения. 
Словом, в каждом деле, и в нашем рассматриваемом вопросе должна быть альтернатива – не во вред, а на благо всем и каждому.  Ответственные лица правительства Республики Таджикистан должны более широко, активно и грамотно вникать в суть происходящего. Более строго, как тому обязывает законодательство республики, контролировать, как исполняются принятые правительственные постановления, чтобы никто не смел чинить  надуманные препятствия для их выполнения. От предвзятости и субъективности чиновников, пекущихся только о собственной выгоде, страдают экономическая и социальная сферы государства. Страдают живые конкретные люди, таджикистанцы. Или чиновники не считают себя таковыми, проживая и работая на таджикской земле? В этом случае они – вредители. А как же иначе, любезный друг-читатель, - надо называть вещи своими именами.


журналист Андрей Сметанкин.


Рецензии