Энергетический кризис, эмоции и жизнь

Эта статья написанадля столичной газеты "Паёми Душанбе (Новости Душанбе"), где есть русскоязычная страница.


Я долго и мучительно размышлял над тем, как озаглавить эту статью, и терялся в догадках, боясь, что под «горячим пером», как под «горячей рукой», пострадают невинные души. Вначале хотелось написать: «Таджикистан во мгле?» Если, почти без малого сто лет назад, известного писателя-фантаста с мировым именем Герберта Уэллса  допустили до «вождя мирового пролетариата» Владимира Ильича Ленина, то сегодня «бдительная охрана» вас остановит на пороге к Президентскому дворцу, и ещё неизвестно, что из этого получится. Так вот, творческим итогом двух мировых величин, вождя и писателя, стала книга последнего – «Россия во мгле».
Подтвердились или нет мрачные прогнозы и пророчества писателя относительно тогдашней России, показало время. Время также показало, что всё течёт и меняется – исторические события, политические формации и взаимоотношения людей, а капитализм остаётся. Остаётся ли? На этот вопрос снова ответит только время – через два-три года, по прошествии экономического кризиса, всё встанет на свои места.
Пока ещё нас не выселяют из собственных домов, и мы панически не бежим вон, оставляя всё нажитое. Ещё не приходят в наши дома «мусорные команды» и не освобождают помещения от ненужных вещей, предметов и мебели, сбрасывая всё это в кучу мусора. В отличие от американцев, у нас ещё есть возможность не падать духом и надеяться на лучшее. Правда, не сидеть, сложа руки, и не ждать лучших перемен, как хорошей погоды, а самим прилагать все усилия, чтобы ускорить благоприятные перемены, и оставаться разумными и великодушными людьми, не лишёнными гуманности и милосердия.
После эту статью я думал озаглавить следующим образом – «Сказ о том, как дожди спасли Таджикистан». Как многие соотечественники и жители столицы, я надеялся, что с ранним приходом сезона дождей «уровень воды Нурекского водохранилища достигнет оптимальной величины», и нас перестанут периодически отключать от электроэнергии. Но не тут-то было. Как отключали две недели назад, так и продолжают отключать до сих пор. И эти отключения происходят не только в жилых микрорайонах столицы, в жилых домах, но в и больницах, в  детских учреждениях – например, в Республиканском детском подростковом центре психического здоровья (РДПЦПЗ).
В этом Центре для детей, с задержкой умственного и психического развития, я работаю уже восемь лет, и такая удручающая картина впервые разворачивается на моих глазах. Под «удручающей картиной», я полагаю то обстоятельство, что все дети и сам персонал переболели гриппом. Попробуйте с больными детьми высидеть в обесточенном помещении (с 10-и утра до 16-и дня и с 10-и вечере до 5-и утра) отключают электроэнергию), когда на улице, порой, бывает теплее, чем в «игровой комнате». Одна беда, во дворе в это время идёт дождь…
Холод и нездоровая обстановка провоцируют и обостряют разрушительные процессы в детской психике, и все благие старания и намерения врачей, медицинских сестёр, педагогов, воспитателей и нянечек становятся напрасными. Десятилетний мальчишка, Махмадулло, по прозвищу «Мужик», с ДЦП, но не унывающий, активный и трудолюбивый юный человек, вторую неделю мужественно «сражается с гриппом». Тринадцатилетний паренёк Хасан, с эпилепсией, из-за нервозной ситуации дважды, трижды на дню испытывает приступы эпилепсии.  Вернувшись из столовой после ужина, он благодарно обнял меня и вдруг резко осел на своих «ватных» ногах. Я только успел подхватить его и нежно опустить на мягкий и тёплый палас. Паренёк без сознания лежал на полу, а я, склонившись над ним, плакал от бессилия и беспомощности. Я клял себя за то, что не смогу помочь Хасану в его беде, что не смогу вернуть электричество в холодные помещения, хоть и замурую себя в стене. Вскоре Хасан очнулся.
И семнадцатилетнюю девушку Мехрангез, одарённую танцовщицу, певунью и помощницу в подготовке очередной выставки оригами-дизайна, не миновала простуда. Обмотав голову платком, с марлевой повязкой на лице Мехрангез не оставляла своего поста помощницы. Своего поста также не оставлял врачебный и технический персонал Детского центра психического здоровья. Честь, хвала и слава каждому сотруднику – от главного врача до дворника.
Сам я живу в четырёхэтажном доме и уже тринадцать лет вёдрами приношу воду на третий этаж – делаю 3-5 ходок. Со времени распада Советского союза, как говорят старожилы, в доме нет газа. Нет ни отопления, ни горячей воды. Готовят и греют воду для купания и стирки на электричестве. Электричество обогревает помещения. За экономией воды и тепла купаюсь в детском корыте, которое устанавливаю на кухне, предварительно закрыв дверь. Спасибо, что есть унитаз и канализация. А то пришлось бы худо. Впрочем, прямо под окнами дома расселились «самозастройщики», и по их виду не скажешь, что они испытывают бытовые затруднения, лишённые элементарных благ цивилизации.
Как бы там ни было, стараюсь не падать духом и писать статьи, стихи, рассказы, выпускать книги, посвящённые той стране и тому народу, на земле которой и среди которого я живу. Может быть, это глупо, но я верю в счастливую звезду Таджикистана. Правда, Аллах не принесёт её нам на лазоревом блюде, поскольку зажечь эту звезду сможем только мы сами своим добросовестным трудом и дружеским, братским отношением друг к другу. Чтобы построить счастливый и дружный дом, нам не надо вокруг себя искать врагов, а радуясь малым и пользуясь собственными силами честно строить счастливое будущее.

журналист, поэт и писатель Андрей Сметанкин.


Рецензии