Я вам пишу, чего же боле...

Эта статья написана для столичной газеты "Паёми Душанбе (Новости Душанбе)", где есть русскоязычная страница.


28.12. 2006 года Правительство страны приняло Постановление «Положение о Министерстве энергетики и промышленности (МЭП)» (№ 605), где чёрным по белому говорится: «Министерство энергетики и промышленности РТ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере топливно-энергетического, промышленного, оборонно-промышленного, технического и технологического регулирования, строительной индустрии, пищевой и перерабатывающей промышленности». Среди прочего МЭП принимает нормативные правовые акты. Осуществляет организацию и проведение работ по сертификации продукции. Сюда относится обязательная сертификация энергопотребляющей продукции (тены, термексы, электроплиты, энергетические установки, телевизоры, компьютеры, утюги, электрочайники, лампы накаливания и многое другое).
Затем, на следующий год, 03.04. 2007 г. Правительство Республики Таджикистан  принимает «Постановление о государственной службе по надзору в области энергетики» (№ 180). Новая учреждённая служба вошла в схему управления МЭП. На Государственную службу по надзору в области энергетики (ГСНОЭ) были возложены широкие полномочия. Мы остановимся на одном, а именно, что среди прочего ГСНОЭ «проводит обязательную сертификацию энергопотребляющей продукции и топливно-энергетических ресурсов, в том числе переработки нефти». Но так случилось, что «энергопотребляющая продукция» - скажем, бытовая и промышленная электротехника – стала камнем преткновения между Агентством по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции (Таджикгосстандарт) и ГСНОЭ. Заранее, хочу сказать, читатель, этой статьёй не берусь сталкивать лбами два крупных и сильных «треста», но берусь самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации. Если я буду неправым, выскажу ошибочное мнение, то пусть представители обеих сторон выступят публично, растолкуют что к чему, вместо того, чтобы насылать на голову автора «большие неприятности».
Итак, вышло постановление № 180, и «бдительный глаз» Таджикгосстандарта  в правительственном документе усмотрел нарушение государственной законности. Агентство заявило, что ГСНОЭ не имеет никакого права на «сертификацию энергопотребляющей продукции», поскольку всё находится в ведомстве первого.
Служба энергетического надзора  «имеет полное юридическое право самостоятельно осуществлять обязательную сертификацию энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции», как гласит Постановление № 180.  Поэтому Служба письменно  обратилась с просьбой в Таджикгосстандарт (№ 6/01-171, от 24.05. 2007 г.). Руководство ГСНОЭ просило проверить работу испытательной (экспертной) лаборатории, выдать аккредитацию на её деятельность, а саму Службу назначить органом сертификации.
Правда, 15.05. 2007 года Таджикгосстандарт письменно обращается в Правительство страны, где утверждает, что «право сертификации энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции, закреплённое правительственным Постановлением (№ 180) за Государственной службой по надзору в области энергетики, противоречит духу законодательства республики». Вскоре создаётся Проверочная комиссия. Эксперты и специалисты министерств юстиции, финансов, энергетики и промышленности под эгидой Министерства экономического развития и торговли не нашли ничего незаконного в деятельности ГСНОЭ.      
Наконец, в марте 2008 года специалисты Таджикгосстандарта аккредитовали экспертную лабораторию при Службе энергетического надзора. А 16 октября того же  года Служба надзора снова обращается в Таджикгосстандарт, с просьбой рассмотреть и принять к сведению решение Правительства РТ «об аккредитации государственной службы энергетического контроля как органа по сертификации». «Я вам пишу, чего же боле…» - отвечает Таджикгосстандарт в ответной депеше и «договаривается» до того, что «пункт 5 часть 2-ая, пункт 6 (абзац 11), пункт 7 (абзац 13) Постановления «О государственной службе по надзору в области энергетики» (№ 180, от 03.04. 2007 года) противоречат действующему законодательству Республики Таджикистан». А именно, законам страны – «О сертификации», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «Об энергосбережении».
Теперь самостоятельно рассмотрим Закон страны «О сертификации продукции и услуг», (№ 313, от 13.12. 1996 г.). В частности, статья 6-ая определяет, что «обязательная сертификация в случаях, предусмотренных законодательством РТ в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие госорганы управления». Тут на память приходит крепкое плечо и грамотная голова специалистов ГСНОЭ. К подобным действиям взывают статьи 7-ая, 8-ая и 14-ая.
Здесь стоит сказать, что силами руководства ГОНОЭ была создана, уникальная для страны лаборатория, которую оснастили всеми необходимыми технико-измерительными средствами, самостоятельно приобретёнными за счёт внутренних резервов. Словом, это явилось созидательным вкладом со стороны МЭП в государственный бюджет, который ныне, окунувшись в воды мирового экономического  кризиса, испытывает определённые трудности.
Итак, лаборатория уже существует, но простаивает по злой воле (не будем показывать пальцем). Поэтому один специалист высокого класса  уволился – не выдержал «безденежья». Уже пять специалистов и заведующий лабораторией готовы подать свои заявления.  Если это случится, то пострадают экономическое положение страны и, в равной степени, быт, уют и комфорт, и мы сами, буквально и переносно. Кратко говоря, будет нанесён невосполнимый ущерб экономической, политической и социальной основе страны.
Например, вы включаете только что приобретённый телевизор, и это будет последнее, что вы успеете сделать в своей жизни. Или вы купили красивый светильник, а его декоративное покрытие основано на особо опасных производных. И токопроводящий провод рассчитан только на одну лампу накаливания – скажем, на 60 W. А вам предлагаются три рожка с патронами для ламп, на основе этого провода, и вы смело вкручиваете три лампы – по 150 W, каждая! Отсюда, короткое замыкание и пожар. Или при включении, колбы ламп могут взорваться, как гранаты, и поранить вам лицо…
Но вся эта продукция прошла освидетельствование специалистами Таджикгосстандарта, и те выдали «паспорт органолептического осмотра». Что такое «органолептический осмотр»? Видимо, такой осмотр, который основывается на «органолептических признаках». К ним, судя по всему, относятся признаки,  что выявляются или оцениваются с помощью органов чувств (вкус, цвет, внешний вид, запах). Вот и всё. Но простите, это больше относится к пищевой продукции, чем к энергообразующей и энергопотребляющей промышленной и бытовой технике. Можно ли определить на вкус пограничное напряжение бытового пылесоса? Можно ли определить на запах электропроводимость медного провода? Можно ли определить на цвет мощность силового трансформатора?
Соответствующим органам следует действенно и реально выявлять и пресекать коррупционные вызовы. Преступно наживаться на волне глобального финансового вызова и, в равной степени, в «сертификационно-органолептической неразберихе», учинённой «мудрецами» Таджикгосстандарта.      
 «Органы по сертификации создаются на базе организации любых форм собственности, обладающих статусом юридического лица и являющихся третьей стороной (пункт 3.1)».  Эта цитата приведена из  «Требований к органу по сертификации и порядок его аккредитации (СТ РТ 5.2-06)».А сам документ официально является «детищем» Агентства по стандартизации и прочее.
Государственная служба надзора в области энергетики обладает статусом юридического лица, ни административно, ни экономически, ни юридически не зависит от изготовителей (поставщиков). Более того, имеет расчётный счёт и другие необходимые юридически атрибуты. Как говорится, без комментариев.
Статья 19-ая закона страны «Об энергоснабжении» говорит, что  «импортируемые энергоэффективные машины, оборудование, приборы, технические средства, используемые при реализации государственных программ энергоснабжения, могут в установленном порядке освобождаться от таможенных пошлин». Словом, полагаясь на мнение некомпетентных специалистов, наша гостеприимная республика скоро превратится в международную свалку просроченных электропотребляющих товаров, продукции и разного рода ширпотреба, неопределённой гарантии и сомнительного качества. На январском совещании, 15-16 января нынешнего года , Президент страны Эмомали Рахмон лично поручил руководству Таджикгосстандарта сосредоточить своё внимание на качестве импортной продукции, поступающей в страну, чтобы не засорять всяческим хламом развивающийся рынок республики. Не надо из себя делать нищих и убогих, чтобы нам ни соседи, ни дальние торговые игроки не говорили: «Возьми, убоже, что нам негоже!»
Здесь стоит сказать, нельзя быть монополистом в энергетической отрасли страны. Ведь уже, если не врут газеты, оштрафовали «Газпром» на 157, 7 млн. рублей за монополизм. Поэтому,  чтобы не рубить с плеча «гордиев узел»,  необходимо создать многополярный вектор действий и исполнений, основанный на здоровой рыночной конкуренции, не преступавшей законодательное право страны.  Именно конкуренция даст потребителю широкий выбор, куда лучше ему обращаться. Например, чтобы объективно подтвердить качество своей электрической бытовой техники. Если он засомневается в выводах одной экспертной комиссии и в стоимости услуг, то смело может обратиться к другим специалистам. Они детально изучат его проблему – подтвердят или опровергнут возникшие сомнения.
Ответственные лица правительства Республики Таджикистан должны более широко, активно и грамотно вникать в суть происходящего. Более строго, как тому обязывает законодательство республики, контролировать, как исполняются принятые правительственные постановления. От предвзятости и субъективности чиновников страдают экономическая и социальная сферы государства. Страдают живые конкретные люди, таджикистанцы. Или чиновники не считают себя таковыми, проживая и работая на таджикской земле?


журналист Андрей Сметанкин.


Рецензии