Труба

Труба.
Сценка для школьного театра.
Действующие лица:
М а ш а- девушка,18 лет, представитель субкультуры.
А н д р е й А н д р е е в и ч- отец Маши, 51 год, неисправимый романтик.
В и к е н т и й И н н о к е н т ь е в и ч- учитель черчения, мужчина с грустными глазами, 40 лет.
Н а д е ж д а А н д р е е в н а- классный воспитатель, всегда кутается в платок или шаль.


 На сцене ученические парты, доска, изрисованная мелом, на переднем плане лежит отрезок водосточной трубы. Свет притушен, на столешнице одной из парт  черная тень- мужчина неопределенного возраста с большим циркулем в руках.  Это Викентий Иннокентьевич.

В и к е н т и й И н н о к е н т ь е в и ч  Я познакомился с Машей два года назад, так получилось, что она не изучала черчения, но собиралась поступать на архитектурный факультет, и ее классная дама- Надежда Андреевна, попросила меня позаниматься с девочкой индивидуально…


Свет загорается, мужчина резво встает, на сцене появляется Надежда Андреевна, она слегка горбится и встречным движением рук натягивает шаль.

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Викентий Иннокентьевич, я к вам с просьбой. Представьте себе, в моем классе есть девочка, которая совершенно чрезмерно увлекается черчением. Она может сидеть и чертить фигуры целый урок, причем фигуры сложные, переходящие друг в друга, такие,  что засмотреться можно.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Я рад за нее.
Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Я бы тоже была рада, но уроки для этого занятия она выбирает самые неподходящие, знаете, историю, литературу, географию.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Понимаю, это не хорошо, но чем я могу помочь?

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Она будет поступать в университет, и наверняка поступит. Но первый курс, вы знаете сами, он всегда выматывает бесконечными заданиями, начертательной геометрией и всем таким. Если бы вы согласились позаниматься с ней, это было бы великолепно.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Я не даю частных уроков и не занимаюсь репетиторством.

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Я не веду речь о репетиторстве, у Маши очень сложная жизненная ситуация, родители на грани развода, отец работает мастером на химзаводе и не может платить сразу нескольким репетиторам…

На сцене появляется Маша, Викентий Иннокентьевич глядит на нее несколько удивленно, Надежда Андреевна поправляет шаль, все замирают как восковые фигуры, Викентий Иннокентьевич поворачивает лицо к залу.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Она вошла в класс, с какой- то полуулыбкой на губах, я сначала не понял, что это и есть девочка, с которой нужно заниматься. Не знаю, почему мне показалось, что этот маленький монстр в черных кожаных брюках с огромной челкой выкрашенной в ядовито черный цвет  и тремя сережками в левой брови, ужасно несчастен. Я согласился заниматься с ней, по четвергам, после уроков.



Надежда Андреевна выходит, звучит школьная музыка, Маша садится за парту, достает тетрадку и начинает что- то писать. Викентий Иннокентьевич подходит к доске, кладет циркуль, садится напротив Маши и подпирает голову рукой.

М а ш а: Мне нравилось заниматься с Иноком. Он был очень спокойным и терпеливым, никогда не кричал, и если я что- то не понимала, он объяснял все заново, а если я все равно не понимала, он расстраивался, но скрывал это и начинал задавать мне вопросы на посторонние темы. Потом снова начинал объяснять. Иногда я пропускала занятия и он говорил на следующий день «Маша, вы меня огорчаете, я не думаю, что мы сможем продолжать занятия!»- потом он смотрел мне в глаза и как- то по- домашнему спрашивал: «Ну что опять случилось?» И я рассказывала, все, что приходило в голову.

Свет гаснет, Маша покидает сцену, музыка утихает совсем. В луче прожектора остается учитель. Он делает шаг вперед, к трубе

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Однажды в кабинет вошел странный человек- на вид ему было лет пятьдесят, он все время опускал глаза и мне казалось, что начиная говорить, он смотрит не на меня , а сквозь пол, будто пытается отстраниться от своих же слов. Это был отец Маши- Андрей Андреевич.

А н д р е й А н д р е е в и ч (Входит осторожно, останавливается глядя в пол, иногда бросая быстрые взгляды на учителя, словно продолжая давно начатый монолог) …Все это непросто, но мне кажется, что Маша делает успехи и конечно ваша работа дает о себе знать…Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли… У нас сложный момент в жизни, Маша живет с мамой, но иногда уходит ко мне…  При этом не всегда, говорит маме, что она у меня и подчас случаются жуткие сцены…

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Андрей Андреевич говорил много и не всегда связно, я понимал, что он должен был сказать всё это кому- то и, наверное, искал сочувствия. Но одна деталь была особенно непонятной. Время от времени он пронзительно стрелял глазами мне в лицо, словно сдерживаясь от резких слов, и тут же угасал, являя собой глубоко виновный вид.

(Делает еще шаг и смотрит на трубу, не поднимая  взгляда.)

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Много позже, время стерло из памяти детали наших бесед, но этот пронзительный взгляд, часто снился мне тяжелыми, черно- белыми обрывками. В цехе, где работал Андрей Андреевич, произошла авария – упала большая труба, которую уже давно следовало заменить. Человеческих жертв по счастью не случилось, но уголовное дело все- таки было возбуждено. Кроме того, новые хозяева, выжимавшие из предприятия последние соки, потребовали персональной материальной ответственности, и крайним оказался именно Андрей Андреевич... Он покончил с собой прямо на рабочем месте, оставив предсмертную записку.

Звучит грустная мелодия, учитель удаляется внутрь сцены, садится за парту и подпирает голову рукой, мелодия меняется на веселую, школьную, учитель поднимает голову и оглядывается вокруг, становится слышен бодрый гул детских голосов.

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Развязка наступила в феврале следующего года.  В тот день по традиции проводился вечер встречи выпускников. Вдоволь наговорившись, я уже собрался идти домой и вышел за дверь, но у крыльца увидел Машу. Она стояла в одиночестве и курила, отрешенно глядя на метель. Не заговорить я просто не мог.


Из- за кулис появляется Маша, Викентий Иннокентьевич делает несколько шагов вперед, они останавливаются у лежащей трубы.

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Девчонка была чуть пьяна и даже не сделала попытки бросить сигарету.

М а ш а: Я не была рада встрече, но настроение было такое, что хотелось говорить. Постепенно речь зашла об отце. Я посмотрела под ноги и слезы сами полились из глаз. (обращаясь к Викентию Иннокентьевичу) Вы знаете, что было в предсмертной записке отца? Лишь одно слово- Т Р У Б А

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Сначала я опешил и попытался осмыслить услышанное. Но слезы. Я постарался помочь и начал рассказывать о том, как мы с ним встречались и говорили, как он радовался успехам и как странно иногда он смотрел на меня… И тут она сказала… Она призналась… Она оглушила меня (звучит грозная мелодия, не героическая, но очень напряженная)

Она сказала: «Я знаю, почему отец так на Вас смотрел. Он был человеком старой закалки, а я говорила, что вы берете деньги за наши занятия- 200 рублей в час… Я тратила их на сигареты». (Музыка прерывается звуком взрыва, гаснет свет)

Голос в темноте. За что, Маша!?, Зачем!?
Т Р У Б А!!!
Занавес.


Рецензии
простите, ничего не поняла.труба, взрыв, самоубийство...

Карина Василь   15.06.2010 12:14     Заявить о нарушении
Все просто: мир отторг очередного последнего самурая, а детская неосознанная подлость сыграла злую шутку с учителем. Это "Сделано в России". Простите, если написал не понятно. С уважением Д. Скурихин

Дмитрий Скурихин   16.06.2010 10:55   Заявить о нарушении
после ваших пояснений вообще ничего не поняла

Карина Василь   16.06.2010 12:47   Заявить о нарушении
Понимаете, Карина, это история маленьких людей, над которыми сыграло злую шутку большое зло. Зло это рождено системой. Система довлеет над всеми слоями современной жизни. Поэтому старомодный учитель, дававший бесплатные уроки был опорочен девочкой в глазах ее отца, такого же старомодного служаки- инженера. При этом судьба не дала возможности для объяснений: инженер был убит системой, а учитель был опорочен и лишен чести. Самое страшное, что девочку за это винить нельзя- она тоже жертва системы. Получается закольцовка, если хотите- адская бесконечность. Прочитайте текст целиком, это не долго, вы все поймете.
С уважением Д. Скурихин

Дмитрий Скурихин   17.06.2010 14:27   Заявить о нарушении
видите ли, жизнь делают люди. систему делают те же люди. винить надо человека за его поступки. плохие или хорошие. да-ад, за хорошие тоже надо в некоторых случаях винить. это к слову. а вы говорите - один опорочен, другой убит. выбор есть всегда .почему учитель не нашел учительницу и они не выяснили отношения и не посторили (или не построили- другой вопрос) свою жизнь? почему учитель не нешел папа или папа еннашел учителя и не выяснили отношений? почему все трое не поговорили с девочкой, раз она такая "молодец"? видите, если задаться целью всю жизнь быть несчастным и жаловаься зна жизнь - то так и будет. все тебя жалеют от того, что у тебя лень пересилила. моя проблема ак раз в том ,что я предпочитаю не оставлять недоговоренностей. но страдаю от этого я.

Карина Василь   17.06.2010 14:42   Заявить о нарушении
Уважаемая Карина, никто не жалуется на жизнь, но то что вы предлагаете мне кажется чрезвычайно забавным. "почему учитель не нашел учительницу и они не выяснили отношения" В таком случае, почему Ромэо принял яд , а не подождал пробуждения Джульетты? Как бы ловко она не притворялась, определить признаки жизни всегда можно. Только тогда исчезнет драматургия, а останутся отчеты о том, что в городе В. два клана нарушали закон, но потом понесли заслуженное наказание. понятно, что автором такого отчета будет сержант Козлов из Битцевского РОВД.
Не сердитесь, но в литературе никогда не будет все ясно и понятно. Аллюзии, двойные смыслы и гипертрофикации важны тем, что затрагивают души людей, но даже они не стоят слезы ребенка, по меткому замечанию Ф.М. Достоевского. Поэтому катарсис девочки- это вариант светлого разрешения ситуации. Прочитайте мою "Протоплазму" и я с удовольствием включусь в обсуждение вашего видения проблемы.
С уважением Д. Скурихин

Дмитрий Скурихин   19.06.2010 12:00   Заявить о нарушении
конечно. можно все глупости мира списать на драматургию. никогда не любила Шекспировские трагедии - все надуманно и глупо. что до Ромео и Джульетты - это вообще ерунда. романтическая чушь экзальтированных людей. да, и Ромео мог и Джульетта мола. коенчно, творение Шекспира красиво и гениально - кто спорит? но из людской глупости делать шедевр литературы? это тоже не есть умно. поэтом, как бы вам ни хотелось бы увидеть катарсис девочки, мое мнение осталось неизменным. иногда полезно мнение сержанта РОВД, чем смертоубийство из-за глупости

Карина Василь   19.06.2010 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.