Главный герой романа Анна Каренина

Главный герой романа «Анна Каренина»

Основные действующие лица, как было замечено многими критиками и исследователями творчества Толстого, - не только Анна, Каренин и Вронский, но так же - Левин и Кити.  Какая из сюжетных линий была важнее для автора – Анны или Левина? Кажется, что они равноценны, но Левин явно ближе Толстому, это частично идеализированный автопортрет. И мысли Левина о жизни и смерти, о вере и неверии, о сельском хозяйстве в романе занимают огромное место, едва ли не центральное.
Почему Толстой не назвал роман «Константин Левин», мне не понятно. Анна в качестве главной героини кажется интересной и значимой только в начале – дальнейший распад ее личности хотя и затрагивает сюжетные линии других персонажей и весьма назидателен с христианской точки зрения (не думаю, что Толстой изобразил бы образ счастливой разведенной жены) кажется не смысловым стержнем романа, а одной из ветвей.  Частным случаем «из жизни», сюжетом бульварного романа или историей, прочитанной в газете.  При том что описаны ее душевные метания мастерски и местами – гениально.  Сама драма Анны банальна. Хотя и ее можно трактовать двояко – то ли это история непризнанной обществом несчастной влюбленной, то ли женщины, разрушившей свою на самом деле счастливую жизнь, которую она не ценила, ради увлечения молодым красавцем. Понятно, что женщины более циничные (или благоразумные) могли бы сохранить свое приключение в тайне и отнестись к нему иначе. И Толстой сочувствует Анне именно потому, что она не поступилась принципами, оказалась слишком цельной натурой и не смогла жить во лжи. Но это не всегда хорошо, в этой ситуации ложь была бы во спасение  - абсолютно для всех людей. Неврастения Анны не позволила ей сохранить душевное равновесие и разрушила все. Особенности психики – это то, что с трудом поддается контролю, и не вина Анны в том, какой она, как оказалась, втайне была, до поры до времени не подозревая о том, на что способна в стрессовой ситуации. (Будь она юной наивной девушкой – совершенно другой разговор. Но не опытной светской дамой, женой и матерью, которой уже под тридцать.)
Не могу сказать, что мне симпатичен Левин, к которому явно пристрастен Толстой, как вообще к своим любимым героям. Но его переживания для автора крайне важны. Максимализм в оценках людей и невольное смягчение при виде страданий людей, ему антипатичных. Идеализированные представления о любви и семейной жизни. В тридцать два года он, стыдясь, признается невесте в том, что не так чист, как она. Вопрос об автобиографичности страданий героя затрагивать необязательно, но Толстой был далеко не так идеален в отношении женщин, как его персонаж – факт общеизвестный. И Левин на тот момент романа не являлся верующим, к Богу он пришел только в конце. Так что же им двигало? Романтизм? Отвращение к «падшим» женщинам, «тварям», с которыми любил проводить время его лучший друг Стива Облонский? Банальная ревность как черта характера – когда одна мысль об измене приводит в ярость? Возможно, все вместе.
Персонаж кажется несколько утрированным в своем морализаторстве. И не особенно трогает. Но роман «держится» именно на его сюжетной образно-смысловой линии. Он и завершается не самоубийством Анны. Финал – Левин, поверивший в бога. И навсегда отказавшийся от идеи покончить с собой.
Константин Левин – персонаж, который по всем признакам является главным в романе, нравится он читателям или нет. Чувство формы должно было бы подсказать автору другое название. Но, разумеется, на мой взгляд.


Рецензии
Типичным подходом при анализе героев художественных произведений является то, что чаще всего обсуждают их характеры, как обсуждаются под их покровом характеры знакомых, вместо того чтобы анализировать персонажей. Отсюда растут ноги у скоропалительных и озадачивающих суждений. Типа, почему Лев Толстой сделал главной героиней своего романа Анну Каренина, а не Левина (типа героем).

Но Левин никак не тянет на центрального персонажа. Он просто неинтересен, ибо у него нет ни своего характера, ни линии жизни. Он всё время в поиске, а чего он ищет, то ли конституции, то ли севрюжины с хреном, он и сам не знает, а ещё меньше это понятно читателю. В этом Левин похож на всех нас. Но мы-то слава богу живые люди, а не литературные герои. Хотя вокруг Левина копошится куча других литературных персонажей и проблем, и потому-то страницы с его участием интересны. Скажем, его стычки с крестьянами я с удовольствием перечитываю время от времени.

Анну иногда обвиняют в банальности и её, и просходящей с ней драмы. Что ж, какая-то сермяжная правда в этом утверждении есть. Но Анна интересна не столько сама по себе, как скажем, Дон-Кихот или Гамлет, а массой связанных с ней проблем, которые были интересны и во времена написания романа и, если не упираться рогом в исторические детали, то актуальны и теперь. При всей женской эмансипации и свободе браков-разводов.

Владимир Дмитриевич Соколов   02.12.2024 16:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.