Раздел 2. Параграф 14

2.14. Сервис высшего уровня

 “Общество сферы услуг” - так называется экономическая теория, которая рассматривает постиндустриальное развитие государств. Согласно ней, материальная база достигает такого уровня, что ее вполне достаточно для удовлетворения потребностей людей в промышленных и продовольственных товарах, и все большая часть трудовых ресурсов занято в отраслях социальной инфраструктуры. В частности, это сферы услуг и торговли. Несомненно и то, что в развитых странах этот сектор экономики формирует от 30% до 1/ 2 части валового внутреннего продукта.

Что касается Республики Узбекистан, то объем платных услуг в 1999 году составил 189,4 млрд. сумов. В сопоставимых ценах это на 12,6% больше, а в фактических – в 1,6 раз, чем было в 1998 году. Рост физического объема платных услуг наблюдался во всех областях. Наиболее высокие темпы сложились в Сурхандарьинской (129,6% или 1,8 раз, соответственно) и Андижанской (128,2% и 1,8 раз) областях. Более скромные показатели у Навоийской (103% и 1,4 раз) и Сырдарьинской (108,5%) областей. В 1999 году сфера платных услуг Узбекистана произвела 9,24% ВВП

Особенность этого сектора экономики в том, что услуги оказывают как официальные структуры, так и незарегистрированные. Между тем, 69,7% (или 132 млрд. сумов) от общего объема формировались официально зарегистрированными предприятиями. Необходимо добавить, что доля услуг, оказанных населению негосударственным сектором, возросла с 53,7% в 1998 году до 54,7% в 1999, причем удельный вес индивидуальных предпринимателей, занятых здесь, возрос с 28,7% до 30,3%. Наиболее значительна роль индивидуального предпринимательства в оказании платных услуг населению в Андижанской, Сурхандарьинской, Бухарской и Джизакской областях. Для уточнения - в этих регионах физическими лицами оказано более 50% всех платных услуг.

Что касается сегментов рынка услуг, то здесь уже сформировалась устойчивая тенденция: так, 65% объема формируется за счет услуг, обязательных к оплате. Это услуги пассажирского транспорта – около 35%, жилищно-коммунального хозяйства – более 22%, связи – 8%. Бытовые услуги занимают 15,4%, санаторно-курортные, правового характера и банковского обслуживания, системы образования -–от 2% до 3%.

Стираются различия в предоставлении услуг между городом и селом. Доля платных услуг, оказанных на селе, составила 24% от общего объема, что на 2,5% больше, чем в 1998 году. Более того, населению в сельской местности предоставлено более 35% общего объема бытовых услуг. Незначительная разница и в структуре оказанных услуг между городскими и сельскими жителями. Эксперты уточняют, что ремонт обуви, ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий для сельчан имеет большее значение, чем для горожан.

На 11% возрос объем услуг на душу населения: по расчетам, этот показатель составил 7762 сума. В то же время эксперты заметили рост неформального сектора, который в прошлом году оказал более 70% всех бытовых услуг. В структуре бытовых услуг преобладающую долю составляют услуги по ремонту транспортных средств и перевозке грузов населению (10-16%).
Услуги по ремонту и строительству жилья занимают 8%, индивидуальный пошив швейных, меховых и других изделий, ремонт обуви и услуги парикмахерских – 5-7%.

Таблица № 17. Показатели развития сектора платных услуг Узбекистана
Показатели\ 1999 год\
Млрд. сумов\ К 1998 году, раз\ В % к итогу\
Реализация платных услуг населению\ 189,4\ 1,6\ 100\
В том числе формы собственности:\
- государственная\ 85,9\ 1,5\ 45,3\
- негосударственная\ 103,5\ 1,6\ 54,7\
Из нее:\
- частная собственность \ 65,2\ 1,7\ 34,4\
- собственность хозяйственных объединений\ 23,4\ 1,5\ 12,4\
- собственность совместных предприятий, иностранных граждан и организаций\ 7,7\ 2,1\ 4,1\
- другие виды\ 7,2\ 1,2\ 3,8\


Рецензии