Раздел 3. Параграф 3

3.3. Развитие национального туризма

Узбекистан был лакомым кусочком туристических маршрутов еще в период СССР. По разным оценкам, по линии молодежных и профсоюзных организаций, союзного Госкоминтура в середине 80-х годов в республику приезжало свыше 1 млн. человек, чтобы насладится прелестями древних городов, отдохнуть на курортах или попутешествовать по горам Чимгана. Было бы справедливым заметить, что советская система фактически эксплуатировала национальные богатства Узбекистана, не позволяя республике самостоятельно выходить на международную арену, и при этом все доходы поступали в Центр. Узбекистан с его огромным историческим, культурно-духовным и природным потенциалом финансировался по остаточному принципу. В итоге рушились памятники зодчества и монументальной архитектуры, сокращались объемы исследований, не готовились кадры для отрасли гостеприимства, приходила в упадок туристская инфраструктуры, и на все это у республики не было средств на их поддержание.

Ситуация в туризме изменилась с момента приобретения республикой своей независимости. Началом формирования новой экономической модели туризма стал Указ Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 27 июля 1992 года о создании Национальной компании “Узбектуризм” на базе разрозненных разноведомственных структур. Уже тогда перед национальной компанией ставились серьезные задачи по проведению и укреплению экономических реформ в сфере туристических услуг, а именно:
- формирование сети малых и средних гостиниц, мотелей и кемпингов на уровне мировых стандартов;
- содействие в создании современной индустрии развлечения, культурных и спортивно-оздоровительных центров;
- организация широкой пропаганды и сохранения уникального туристического потенциала и историко-культурного наследия;
- проведение научно-технической и инвестиционной политики;
- укрепление международных связей;
- подготовка и переподготовка кадров для индустрии туризма.

В результате за короткий промежуток времени в Узбекистане сформировалась национальная модель туризма, которая характеризовалась европейскими стандартами обслуживания и восточным колоритом гостеприимства. К сегодняшнему дню на туристическом рынке республики действует около 400 предприятий различных форм собственности, причем более 90% из них являются негосударственными. Именно этими организациями обеспечен основной поток и обслуживание иностранных туристов. Стоит вспомнить, что в 1992 году Узбекистан посетило лишь 60 тыс. туристов из дальнего зарубежья, но к началу 2001 года туристическими предприятиями Узбекистана обслужено 320 тыс. посетителей. Несомненно? большую роль в укреплении материально-технической и экономической базы частных и акционерных предприятий сыграли принятые правительством решения по совершенствованию инфраструктуры международного туризма и развитию программы ВТО “Великий Шелковый путь”. В частности, были введены налоговые и таможенные льготы для вновь создающихся туристических фирм, предусматривается их льготное кредитование со стороны коммерческих банков, введена система страхования в туризме. С другой стороны, государство всячески способствовало инвестиционной политике для туристической инфраструктуры.

Одной из специфических особенностей туризма является его сезонность, то есть достижение наибольшего спроса на туристские услуги в определенный период времени. Эта тенденция имеет глобальный, а не только локальный характер, и поэтому усилия по смягчению сезонных колебаний должно приниматься как на уровне туристических фирм и транспортных организаций, так и правительств, принимающих специальные законодательные и нормативные основы. Игнорирование или недооценка серьезности этого фактора может иметь негативные последствия для всей туристской отрасли.

Нужно заметить, что сезонные колебания оказывают неравномерную загрузку мощностей туристской инфраструктуры: в один период они недоиспользуются в полной мере, а в другой – испытывают чрезмерный спрос со стороны посетителей. Естественно, это сказывается на деятельности гостиниц, отелей, транспорта, которые непосредственно связаны с предоставлением сервиса иностранным туристам, так и смежных отраслей, в частности, торговли, предприятий бытовых услуг, жилищно-коммунальных хозяйств, органов государственного управления (полиция, таможенная служба, посольства и др.).

Сезонность определяется экспертами по разному: так, одни считают это различными типами туристских достопримечательностей (например, горнолыжный спорт в зимний период, пляжный туризм – в летний, сельскохозяйственный, или деревенский – в осенний), другие – характеристиками рынков туризма (одни страны могут принимать туристов из-за климатических условий только зимой, другие – весной или осенью, а третьи – только летом). Между тем, нельзя исключать и наличие обеих причин. В связи с этим специалистами, которые регулируют развитие на общенациональном уровне, должно учитываться меры по смягчению сезонности, хотя, конечно, полностью устранить этот фактор невозможно.

Несомненно, мировая практика уже разработала специфические механизмы по смягчению сезонности. Скажем, можно подбирать или развивать такие типы туристских достопримечательностей, которые будут привлекать посетителей в различные периоды года, и особенно, в традиционный несезон. Если рассматривать историко-культурный или архитектурный вид туризма, то в этом направлении Узбекистан, к примеру, выгодно отличается от России, в которой в зимний период многие объекты истории монументальной архитектуры консервируются в зимний период, тогда как наша республика может принимать посетителей в любое время года. Другое дело, что необходимо активно продвигать туристический продукт на западные рынки, где потребители могут заинтересоваться им. Здесь необходим более активный маркетинг и реклама.

Другой путь основан на привлечении туристов на специально организованные мероприятия. Было бы желательным развивать такие несезонные виды деятельности как, скажем, фестивали и маскарады, конференции и спортивные соревнования, а также особые разновидности рекреационных объектов и видов деятельности. Кстати, международные эксперты уже предлагали Узбекистану развивать на пляжный курортах конгрессный туризм в традиционный несезон, или в летний сезон горнолыжный курорт превратить в место для пеших походов по горам, прогулок на лошадях.

Для привлечения туристов в несезон международные эксперты ВТО предлагают также применять маркетинговые и ценовые приемы. В несезон можно предлагать льготные расценки на транспорт и размещение, которые при умелом маркетинге привлекают туристов. Кстати, несезон часто вызван традиционными периодами отпусков, которые приходятся в направляющихся странах на определенные периоды года. В этой ситуации можно нацеливать маркетинг на пожилых туристов, которые находятся на пенсионном обеспечении и способны путешествовать в любое время. Более того, эти туристы зачастую предпочитают менее загруженные туристские центры, что характерно для несезона. Несезон, кроме того, может стимулировать использование международных курортов и городских туристских объектов внутренними туристами.

Таблица № 40. Мнения экспертов по эффективности привлечения иностранных туристов в несезон в зависимости от предоставления предложений в турпродукт, в %
Предложения\ Да\ Нет\ Без ответа\
Снижать цены на гостиничные и транспортные услуги \ 78\ 11\ 11\
Делать гибким цены на культурные, музейные, зрелищные услуги\ 64\ 23\ 13\
Организовывать новые формы и виды досуга для туристов\ 76\ 23\ 1\
Создавать новые туристские зоны, не имеющих аналогов в других регионах\ 59\ 30\ 11\

Как видно из таблицы № 40, не все эксперты согласны с мнением, что необходимо создавать новые туристские зоны, поскольку, с одной стороны, это требует значительных капитальных вложений, чем отечественная туристская индустрия особенно похвастаться не может, а с другой, не так-то и легко зазвать сюда туристов, которые уже пользуются услугами уже известных в этом смысле зон. Скажем, правительство Туркменистана одно время планировала превратить город Ашгабат в “Центрально-азиатский Лас-Вегас”, государством были вложены серьезные инвестиции в этот сектор развлечения, построены соответствующие объекты, однако, по оценкам экспертов, все они загружены на 12-20% от имеющихся мощностей (основной спрос на них проявляют исключительно туристы из Турции, Ирана, Пакистана). В глобальном смысле зарубежные туристы предпочитают посещать Монако, Гонконг, США, страны, в которых индустрия развлечения уже апробирована многими десятилетиями.
1/5 респондентов были уверены, что необходимо более глубоко и эффективно развивать уже имеющиеся турмаршруты и формы досуга туристов, чем создавать новые, которые не всегда могут окупиться.

Снижение стоимости турпродукта за счет гостиничных и транспортных услуг тоже не всегда возможно, так как, скажем, в зимнее время (то есть традиционный несезон) растут тарифы на отопление, электроэнергию, коммунальные услуги, специальную обработку транспорта (самолета от обледенения, железнодорожного или автобусного транспорта – на отопление салонов). Поэтому некоторые эксперты не видели в этом большого смысла. Другое дело – изменять стоимость билетов на зрелищные мероприятия (фестивали, карнавалы, народные праздники) в зависимости от спроса иностранных туристов (то есть заблаговременно бронировать места), делать скидки в театры, бары, мюзиклы (особенно, если они оплачиваются в СКВ).

Что касается ориентации турпродукта в несезон от возрастных и иных категорий туристов, то здесь имеются следующие мнения экспертов:
- 56% опрошенных согласились, что в несезон эффективнее приглашать пожилых туристов в Узбекистан, тогда как 34% отметили, что в сезон спроса из всех посетителей более половины составляют люди, старше 50 лет, и поэтому особого результата от ориентации на возраст нет;
- 78% респондентов были уверены, что молодежь приедет в несезонный период, если он связан с проведением молодежных праздников (рок-концертов, студенческих фестивалей, спортивных состязаний и др.);
- лучше ориентироваться на пилигримов и религиозных паломников указали 66% экспертов, по их мнению, для этой категории путешествующих не существует в традиционном для туризма понимании сезонность;
- 61% добавили, что туризм получит развитие в несезон, если будет организованы научные мероприятия для ученых и экспертов по узким отраслям; этого же следует добиваться и для бизнес-туров;
- 35% заметили, что любители национальных театров, изобразительного искусства, фольклора посетят Узбекистан, если здесь будет организованы специальные мероприятия (театральный фестиваль, картинная выставка, музыкальные конкурсы, например, народных инструментов);
-31% респондентов заявили, что на мировом рынке туризма имеется целый пласт путешественников, которые в зимний период захотят “погреться” в более теплых странах, и поэтому с этой целью захотят посетить нашу республику (правда, скептиков среди экспертов оказалось больше – 42%).

Любой турпродукт совместим с имиджем, который формирует принимающая страна со своим туристским потенциалом. Именно исходя из имиджа государства потребитель определяет, стоит ли приобретать данный продукт или нет. В итоге, объем экологических, культурных, инфраструктурных впечатлений, который формируется в пакете предлагаемой поездки, и определяет окончательное решение туриста его приобрести. Но если впечатления окажутся обманчивыми или не теми, что рекламировалось турфирмой, то в последующем турист не будет ориентироваться на другие турпродукты, которые предлагаются данной страной. Имидж региона как туристского центра будет подорван.

Что же влияет на имидж турпродукта? Факторов много: это может и быть и сложная экологическая обстановка, и политическая нестабильность, и недружелюбность населения, и серая и неинтересная архитектура, низкий уровень обслуживания, и многое другое (таблица № 41). Между тем, эксперты считают, что эти факторы можно разделить на пять категорий: физические, экономические, социокультурные, политические и инфраструктурные.

Таблица № 41. Мнения узбекских экспертов по учету факторов имиджа турпродукта среди иностранных туристов, посещающих Узбекистан, в %
Факторы\ Да\ Нет\ Без ответа\
Физические:\
Общая чистота и отсутствие загрязнения соответствующего туристского центра 52\ 21\ 27\
Отсутствие чрезмерной загруженности туристского центра, включая достопримечательности\ 76\ 6\ 16\
Привлекательность природного или городского ландшафта, включая качество и характер архитектуры \ 69\ 4\ 27\
Поддержание равновесия экологических систем, а также флоры и фауны природных достопримечательностей\ 45\ 39\ 16\
Экономические:\
Стоимость проведения отпуска и “соотношение качества с ценою”\ 88\ 12\ 0\
Социокультурные:\
Самобытный характер местного общества и культуры\ 44\ 46\ 10\
Качество местных искусств, ремесел, культурных представлений и кухни\ 92\ 3\ 5\
Сохранность археологических, исторических и культурных памятников\ 69\ 21\ 10\
Дружелюбие местного населения \ 77\ 20\ 3\
Политические:\
Нестабильность в обществе (забастовки, революции, локальные конфликты)\ 98\ 1\ 1\
Криминальная обстановка\ 71\ 12\ 17\
Чрезмерный контроль со стороны государственных органов (полиция, таможня)\ 42\ 33\ 25\
Инфраструктурные:\
Приемлемые стандарты транспортных объектов и услуг\ 67\ 14\ 19\
Приемлемые стандарты коммунальных услуг\ 77\ 13\ 10\
Приемлемые стандарты прочих объектов и услуг\ 55\ 22\ 23\

Данные факторы в той или и ной степени играют роль в определении имиджа турпродукта. Если, например, в рекламном буклете туристу обещают комфортабельный автобус для путешествия с одного туристского объекта к другому, а этот автобус оказывается на деле без кондиционера, холодильника, видео- и аудиосистемы, биотуалета, и вообще с высокой степенью изношенности, то, естественно, это неприемлемый стандарт для него. Отсутствие теплой или холодной воды, плохая работа санузла, вентиляции также скажется на осмыслении путешественником стандарта коммунальных услуг, и в соответствии с этим покупательского выбора. 

Политический фактор порой играет также особую роль в приобретении “пэкиджа”. Например, политическая нестабильность в Центральной Азии, в частности, Афганистане и Таджикистане в течение многих лет отпугивало большой объем потенциальных покупателей узбекского турпродукта. Как заявляли узбекские туроператоры, порой зарубежные туристы переориентировались на иные рынки по Великому шелковому пути (Китай, Индия, Монголия).
Развитие туристского центра связано, прежде всего, с его пропускным потенциалом. Его определение основано на концепции поддержания предельного порога экономического, экологического и социокультурного состояния общества, превышение которого приведет к серьезным проблемам в регионе, а туристы не получат в оптимальном объеме удовлетворение от потребления турпродукта. Поэтому при планировании международного или национального туризма необходимо учитывать пропускной потенциал как конкретного туристического объекта, так и самого региона.

Игнорирование этого индикатора зачастую приводит к конфликту между населением, с одной стороны, туристами – с другой, и туристическими фирмами – с третьей. По мнению экспертов, превышение пропускного потенциала туристического центра на 10% приводит к уменьшению туристического потока на 25-40%. Естественно, это сразу сказывается на загрузке туристских мощностей, занятости населения, получении дохода государством. 

Эксперты утверждают, что пропускной потенциал следует рассчитывать как для неразвитых туристских зон, так и для районов, которые уже имеют спрос среди туристов, а возможно уже достигли или превысили уровни насыщения. Более того, этот индикатор лучше всего определять для конкретных регионов или зон развития на основе экологического и социоэкономического анализов. На национальном  и региональном уровнях их изучают в более общем плане. На этих уровнях пропускные потенциалы зачастую основаны на сумме потенциалов, рассчитанных для крупных достопримечательностей, таких как национальные парки и археологические монументы, а также для таких зон застройки как курорты.

Каждая туристская зона уникальна и обладает специфической особенностью, но при этом все туристские объекты можно подвергнуть анализу с точки зрения единых критериев. Конечно, некоторые измеряются количественно, в то время как другие следует рассматривать в качественном плане. Однако, при всем этом при определении пропускного потенциала учитываются два основных фактора: физическая и социоэкономическая среды. По мнению экспертов, эти понятия относятся к потенциалу развития и использования посетителями, которые можно достигнуть без ущерба для физической (природной и созданной человеком) среды и без появления социокультурных и экономических проблем для местного общества, при этом по-прежнему принося ему выгоды и поддерживая надлежащее равновесие между развитием и экологией. Нужно учесть, что превышение уровня приведет к нанесению непоправимого ущерба физической среде или к проявлению социоэкономических проблем, или к обоим этим последствиям.

Таблица № 42. Критерии для определения оптимальных потенциалов туризма для стран Центральной Азии, мнения экспертов
Узбекистан\ Туркменистан\ Казахстан\
Физические:\
Уровни эстетического воздействия и загруженности\ В\ В\ С\
Уровень поддержания равновесия экологических систем до нанесения ущерба\ Н\ Н\ С\
Сохранение флоры и фауны как земной, так и морской сред\ Н\ Н\ С\
Уровни воздушного, водного и шумового загрязнения\ С\ Н\ С\
Экономические:\
Объемы развития туризма, обеспечивающие в целом оптимальные экономические выгоды без экономических искажений или инфляции\ Н\ С\ Н\
Уровень занятости в туризме, подходящий для местного общества\ Н\ Н\ Н\
Социокультурные:\
Степень развития туризма, который не наносит ущерба образу жизни и вида деятельности местного населения\ С\ С С\
Уровень туризма, который способствует поддержанию в хорошем состоянии исторические и культурные памятники, искусства, ремесла, системы верований, обычаев и традиций, при этом не оказывая отрицательных воздействий\ С\ Н\ Н\
Инфраструктурные:\
Наличие транспортных объектов и услуг\ В\ С\ Н\
Наличие коммунальных объектов и услуг – водо- и электроснабжение, канализация, удаление твердых отходов, телекоммуникации\ С\ С\ С\
Наличие объектов и услуг, относящихся к здравоохранению и обеспечению безопасности, а также наличие жилья для работников сферы туризма\ С\ Н\ Н\
Примечание: В – высокая степень, С- средняя, Н – низкая степень

Фактор пропрускного потенциала необходимо учитывать и при оценке возможных посещений туристами исторических, культурных памятников и природных парков. Их ограниченность порой становиться серьезным тормозом в формировании турпродукта массового спроса. В связи с этим необходимо правильно рассчитывать пропускную способность страны в различные периоды года, то есть когда туристическая инфраструктура готова наиболее эффективнее и полнее предоставить услуги потребителю. Дело в том, что производственные предприятия не всегда работают с одинаковой мощностью, а в различные периоды года возрастает потребность самих туристских предприятий в услугах смежных отраслей (например, зимой гостиницы нуждаются в отоплении, большем расходе электроэнергии и топлива, что ведет к увеличению издержек).

С другой стороны, туристы также неравномерно прибывают в Узбекистан, что говорит о сезонных колебаниях в этой сфере экономики. По мнению экспертов группы “Пирамида+”, наиболее активным периодом для туристического сезона (расчет брался только для иностранных туристов дальнего зарубежья) является апрель-июнь, сентябрь-октябрь, то есть пять месяцев. В этот период наблюдается наибольшая частота посещений республики из-за рубежа, или 60% всех общих посещений в страну. Июль-август знаменуется снижением посещений от вышеуказанного периода на 15-20%. Это связано с тем, что многие иностранные турфирмы осведомлены о природно-климатической специфике Узбекистана (высокая температура) и наличии трудностей с некоторыми бытовыми услугами у туристских предприятий (отсутствие кондиционеров, порой качественной воды, продуктов питания).

Ноябрь-февраль – это период спада в туристическом потоке, когда в Узбекистан прибывают в основном туристы-индивидуалы, бизнесмены, редкие тургруппы (на праздники), а также гости по частным визам. Удельный вес туристов в этот период не превышает 20%.
Март – это начало освоения узбекского турпродукта на внешних рынках, когда иностранные турагенты начинают предлагать их потенциальным покупателям, начинается процесс формирования туристских групп и планирования загрузок рейсов, бронирования мест, разработки эксклюзивных маршрутов.
Исходя из вышесказанного необходимо рассчитывать пропускной потенциал тех или иных объектов по сезонам. Например, в весенне-летний период значительное число туристов следуют по маршруту Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива, что позволяет турфирмам во взаимодействии с местной администрацией заблаговременно определить времянахождения той или иной группы в зоне исторического памятника, не превышая его пропускной потенциал. Скажем, на изучение достопримечательностей (ИД) объектов Регистана туристической группе необходимо 2 часа. С учетом того, что в этой зоне работают мастера, продавцы сувениров, охрана, гиды, а также посещают местные туристы, наиболее оптимальным является наличие здесь шести туристских групп (ТГ) с числом в 20 человек (ЧЧ). По мнению экспертов, превышение уровня этого на 20-30% ведет к психологическому дискомфорту, раздражению, нервозности. Эффект наслаждения культурными достопримечательностями снижается пропорционально увеличению числа людей на площади Регистан. Световой день (СД) позволяет туристам находится там с 10 утра до 6 вечера.

Таким образом, оптимальный пропускной потенциал (ПП) для Регистана равен:
 , или
6 групп х 20 человек х 2 часа х 8 часов = 1920 человек в день
Между тем, поток желающих посетить многие основные туристские объекты уже в настоящее время превышают уровень насыщения, что ставит под угрозу сохранность памятников истории и культуры. Конечно, турфирмы могут варьировать маршруты в зависимости от загрузки пропускного потенциала объектов, но при этом учитывать, что в одних городах можно не посещать одни объекты, переключая внимание туристов на другие, может быть, ранее им не известные памятники культуры.

Несмотря на то, что все эксперты утверждают об эффективности деятельности туристической отрасли, между тем порой бывает трудно измерить ее вклад в развитие национальной экономики. Всемирная туристская организация разработала Стандартную международную классификацию видов деятельности в туризме, на основании которых вполне возможно произвести подобные расчеты, но при этом необходимо учитывать, что не всегда удается получить базовые показатели. Стандартными индикаторами  являются, прежде всего:
- Произведенный доход туризма (Profit of tourism - PT) и доля этого сектора (share of sector - SS) в валовом национальном продукте (Gross national product - GNP). Если рассматривать этот показатель в отношении Национальной компании “Узбектуризм”, то ее удельный вес не превышает 1% ВВП страны, однако предприятия, входящие в систему “Узбектуризма” являются всего лишь небольшой частью всей туристской инфраструктуры. Между тем, этот показатель указывает на относительное значение туризма в экономике целом, и демонстрирует внимание правительства к ее развитию. Например, на Кипре туризм создает до 25% ВНП, в Андорре туризм – основной источник доходов (в стране обслуживается свыше 12 млн. человек ежегодно). Не будем затрагивать масштабы туристской индустрии в развитых странах, а приведем данные по влиянию туризма на островные государства и территории :
- на островах Тёркс и Кайкос из 13 тыс. жителей 2 тыс. заняты в обслуживании туристов,

- на островах государства Фиджи туризм приносит 12% ВВП,
- на острове Сент-Люсия доходы туризма достигают 30% ВВП,
- на островах государства Сент-Винсент и Гренадины этот показатель равен 20% ВВП;
- туризм на Ангилья составляет 29% ВВП, расходы туристов ежегодно составляют более 70 млн. восточно-карибских долларов, а страну посещает около 70 тыс. человек ежегодно;
- экономика Антигуа и Барбуды ориентирована на туризм, который обеспечивает 60% ВВП, 70% занятости и почти 70% валютных поступлений;
- на Антильских (Нидерландских) островах в обслуживании туристов занято 28% самодеятельного населения, только в середине  80-х годов доходы от этой сферы экономики составили около 400 млн. долларов, а острова посетило более 1,5 млн. человек;

- остров Аомынь  известен своим казино, ночными клубами, ипподромом, игорными домами (которые дают 40% поступлений в городской бюджет), что привлекает ежегодно свыше 5 млн. туристов, а туристская отрасль приносит до 27% ВВП;
- туризм на Сейшельских островах приносил к началу 90-х годов свыше 100 млн. долларов дохода;
- на острове Аруба (владение Нидерландов) туризм приносит свыше 200 млн. долларов, а ежегодно сюда прибывает свыше 300 тыс. человек;
- на Багамских островах туризм обеспечивает работой 76% рабочей силы и дает 50% национального дохода;
- до воссоединения с континентальным Китаем туристическая отрасль Гонконга приносила свыше 40 млрд. гонконгских долларов, принимая свыше 6 млн. человек;
- на острове Монтсеррат туризм создает 25% ВВП, страну ежегодно посещает около 40 тыс. туристов, поступления достигают 12-15 млн. долларов;

- туризм на Виргинских островах (владении США) является средством для существования для трети населения, эту территорию посещает свыше 1,5 млн. туристов, принося доход в 510 млн. долларов;
- основа экономики Виргинских (Британских) островов – обслуживание иностранных туристов, которое обеспечивает работой 20% экономически активного населения, поступления от этой деятельности в середине 80-х годов достигали 125 млн. долларов, а число туристов – 245 тыс. человек;
- на островах Гваделупы в обслуживании 350 тыс. иностранных туристов занято 9% населения;
- на островном государстве Барбадос туризм создает 15% ВВП;
- на островном государстве Доминика в туризме занято 20% населения;
- основой экономики острова Гуам является туризм, расходы туристов составляют свыше 500 млн. долларов, численность посетителей достигает 600 тыс. человек (из них 85% - японцы);
- из 1262 млн. долларов ВВП Бермудских островов на туризм приходится 441 млн. долларов и около 60% валютных поступлений, в обслуживании туристов прямо или косвенно занято около 70% самодеятельного населения, а численность туристов составляет 600 тыс. человек (существует квота на въезд посетителей).

Как видно из вышесказанного, зачастую именно эта сфера создает материальные блага для населения и обеспечивает экономическое развитие государства.
Общий (упрощенный) показатель доли туризма в национальной экономике рассчитывается следующим образом:
 
К сожалению, по настоящее время услуги туризма не выделены особой строкой в статистике национальных счетов. Между тем, в известно, что совместно с услугами авиационного и железнодорожного транспорта туристская индустрия в 1999 году занимала в структуре экспорта 9,5%, а импорта – 8,7% от общего объема. Интересные данные получены Центром экспертных оценок “Транс-Азия” в отношении развития туризма в Центральной Азии. Так, на вопросы “Насколько эффективно используется туристский потенциал вашей страны национальными и иностранными туристами?” были получены следующие ответы экспертов по десятибальной системе: национальными туристами наиболее эффективно использовался в Узбекистане, а зарубежными – в Туркменистане (таблица № 43).

Таблица № 43. Мнения респондентов по использованию потенциальных возможностей туризма Центральной Азии (средние величины)
Государства\ Использование потенциальных возможностей страны туристами\
Национальными \ Иностранными\
Республика Казахстан\ 6\ 4\
Кыргызская Республика\ 3\ 3\
Республика Таджикистан\ 4\ 1\
Туркменистан\ 5\ 7\
Республика Узбекистан\ 7\ 5\

Кстати, в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) отмечается, что “доля туризма в национальной экономике и международной торговли превратила его в важный показатель мирового развития. Его постоянная роль в национальной экономической деятельности и в международном обмене и его влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из отраслей мировой экономической деятельности” .

Несомненно, в рамках одной страны туризм способствует более сбалансированному положению народного хозяйства благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов хозяйственной деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Таким образом, развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма. Ведь по некоторым расчетам, в Узбекистане на одного иностранного туриста приходится 8-12 внутренних туристов, которые пользуются теми же услугами и генерируют занятость населения, вносят вклад в доходную часть регионального бюджета.

- Приток иностранной валюты за счет туризма. По мнению экспертов ВТО, этот показатель включает в себя расчеты как валовых доходов в иностранной валюте (или общая сумма расходов иностранных туристов), так и чистые доходы (Net income - NI) в иностранной валюте (currency amount - CA), то есть сумма денег, которая остается в стране за вычетом коэффициента утечки валюты. Эта утечка (drain of currency - DC) представляет собой сумму иностранной валюты, расходуемую на импорт товаров и услуг, используемых в туризме, в частности, на продукты питания, гостиничное оборудование, транспортные средства и поставки материалов, а также экспатриации окладов иностранным работникам и прибылей объектов, находящихся в иностранном владении. Сюда же включаются и выплаты иностранным компаниям, управляющим гостиницами. Формула следующая:
NI = СА - DC

На региональном уровне можно рассчитывать валовые и чистые поступления, заработанные из источников вне соответствующего региона.
- Создание рабочих мест. Подсчет привлечения трудовых ресурсов за счет туристической деятельности необходимо по четырем категориям:
Прямая занятость – лица, работающие непосредственно на туристических предприятиях, как, например, гостиницы, рестораны, магазины для туристов, а также туристические агентства и бюро путешествий.
Косвенная занятость – рабочие места, созданные в поставляющих секторах, как, например, сельское хозяйство, рыболовство и промышленность.
Генерированная занятость – дополнительные рабочие места, поддерживаемые благодаря расходованию доходов, которые получают работники прямой и косвенной занятости.
Занятость в строительстве – рабочие места, создаваемые при строительстве туристской инфраструктуры (это – обычно временное явление, но может быть и долговременным в местах, где туризм развивается непрерывно).

Таблица № 44. Занятость населения в туристической сфере в государствах Центральной Азии, мнения национальных экспертов, в %
Узбекистан\ Казахстан\ Кыргызстан\ Туркменистан\
Всего\ 100\ 100\ 100\ 100\
Прямая занятость\ 10\ 30\ 25\ 40\
Косвенная занятость\ 50\ 30\ 40\ 20\
Генерированная занятость\ 30\ 30\ 25\ 25\
Занятость в строительстве\ 10\ 10\ 10\ 15\

По мнению узбекских экспертов (см. таблицу № 44), наиболее динамично развивается туризм в их стране. Так, на одного работника, занятого непосредственно в туристическом бизнесе (фирме, гостинице, транспорте), приходится пять человек, занятых в этой сфере косвенно (ремесленники, фермеры, жилищно-коммунальное хозяйство, таксисты), три человека – генерированной занятости (банки, страховые учреждения, полиция, пожарники, врачи) и один человек, работающий в сфере строительства (турбазы, кемпингов, автозаправок, объектов питания и пр.), или 1:5:3:1. В Казахстане это соотношение составило, соответственно, 1:1:1:0,3, Кыргызстане – 1:1,6:1:0,4, Туркменистане – 1:0,5:0,6:0,3. Как видно из этого, в Туркменистане в туризме занято большее число работников (в 1,6 раза больше, чем в Кыргызстане, в 1,3 – чем Казахстане, в 4 раза – чем Узбекистане), которые непосредственно обслуживают туристов, но в то же время в эту сферу среднем в два раза меньше привлекаются трудовые ресурсы, которые могли бы получать косвенные доходы от этой своего участия в туристской экономике.

- Эффект мультипликации – это, по утверждению зарубежных экспертов, относиться к стимулу, который оказывает на экономику внешний источник доходов. Он представляет собой число раундов, которые совершают в местной экономике первичные туристские расходы. На основе этого показателя измеряется, каким образом туристские расходы просачиваются через экономику и генерируют другие виды экономической деятельности.
- Вклад в государственные доходы. Это включает в себя:
- гостиничные и другие разновидности туристских сборов,
- аэропортовые сборы,
- таможенные пошлины на импортные товары, используемые в секторе туризма;
- подоходные налоги с туристских предприятий и их сотрудников;
- а также налоги на недвижимое имущество туристских объектов.

Между тем, эксперты указывают на еще одно преимущество туризма, которое иногда трудно измерить в количественном выражении: этот сектор помогает обосновывать создание и субсидирование транспортных объектов и предприятий сферы услуг, а также иные элементы инфраструктуры, которыми пользуются не только путешественники, но и все общество в целом. Поэтому туризм весьма выгоден тем, что может служить катализатором для развития других секторов экономики.

Одновременно  стоит уточнить, что если развитие туризма тщательно не контролировать, то могут возникнуть определенные экономические проблемы. Скажем, экономические выгоды могут значительно уменьшиться, если в этой сфере высока доля импортных товаров и услуг, или многими туристскими объектами владеют и управляют иностранные компании. При таком положении сокращаются чистые доходы и поступления в иностранной валюте от туризма, а это может привести к возникновению неприязни у населения соответствующего туристского района. Однако некоторые типы развития туризма практически обречены на владение и управление иностранными организациями, скажем, транснациональными корпорациями на узбекистанские гостиничные комплексы. По мнению экспертов, это может быть особенно верно на начальных этапах развития, когда местный капитал и управленческий потенциал ограничены.

В малых островных экономиках (скажем, Тринидад и Тобаго),  в которых производятся лишь небольшие объемы местных продуктов, бывает сложно резко сократить долю импорта в туризме. Однако, обеспечение занятости и произведение услуг обычно все равно оправдывают инвестиции в туризм.
Кроме того, экономические искажения могут принять географический характер, если туризм сосредотачивается только в одном или немногих регионах какой-либо страны или региона без соответствующего развития в других местах. К примеру, по расчетам частных исследователей, основные исторические зоны Узбекистана, которые в настоящее время используются для иностранного туризма, сосредоточены на 3-5% территории страны, в то время как остальная часть не вовлечена в туристический бизнес. Между тем, каждый отдельный регион республики (район, город) располагают достопримечательностью, которая может быть востребована иностранными посетителями (паломничество, приключенческий, деревенский, специализированный, спортивный туризм и пр.).

Искажения также могут возникнуть в плане занятости, если туризм привлекает слишком много работников из других секторов экономики в связи с более высокими заработками и лучшими условиями работы. Эксперты предупреждают, что в быстро развивающихся туристских зонах возможен процесс инфляции и роста цен на землю, удорожание определенных товаров и услуг. Это, естественно, ложиться финансовым бременем на местное население. Так, согласно опросу жителей Бухары, проведенных частным экспертом Олимом Гулямовым, 64% респондентов уверены, что доходы у занятых в обслуживании иностранных туристов значительно выше, чем у тех, кто работает в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Такой стереотип у них сложился в связи с имеющимся мнением, что турфирмы получают прямой доступ к валюте. Но при этом опрошенные проявили полное незнание того, что согласно действующему законодательству оплата за услуги иностранными туристами (как нерезидентов Узбекистана) производится в валюте, а также об обязанности туроператора продать государству 50% своей валютной выручки. В то же время некоторые частные предприниматели, сдающие свои квартиры и дома в наем, взвинчивают цены на услуги жилья для внутренних туристов, мотивируя сложившимися на местном рынке высокими ценами для иностранных посетителей.

Международные эксперты уже разработали ряд методов, которые прямо или косвенно способствуют усилению экономических выгод туризма. Это, с одной стороны, позволяет полнее использовать внутренние ресурсы рынка, а с другой, предотвращать или смягчать потенциальные проблемы.
Прежде всего, необходимо укреплять и развивать связи между туризмом и другими секторами экономики. Благодаря этому сокращается доля импорта, которая потребляется в туристской индустрии, в то же время возрастает местная занятость (косвенная и генерированная) и доходы от туризма. Скажем, за счет подключения к туризму предприятий, перерабатывающих сельхозпродукты, возможно обеспечение иностранных посетителей местными продуктами питания. Правда, здесь необходимо придерживаться высоких стандартов качества, предъявляемых к пищевым изделиям. Кроме того, туристскую индустрию следует стимулировать использовать больше местных товаров в ежедневном производственном процессе. В процессе строительства и эксплуатации гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры необходимо привлечение строительных и отделочных материалов, произведенных местной промышленностью.

По оценкам экспертов, региональная туриндустрия Центральной Азии в сфере международного бизнеса на 15% зависит от деятельности авиационного транспорта и его инфраструктуры (аэропортов), на 10% - автомобильного и железнодорожного (а также состояния дорог), 20% - коммунальных (в том числе удаление отходов) и энергетических служб, 10% - сельского хозяйства, 5% - служб правоохранительного и визового контроля, 8% - промышленного производства (в том числе кустарно-ремесленного хозяйства) и на 32% - прочих отраслей . Поэтому чем теснее коэффициент связей между отраслями, тем эффективнее хозяйственная деятельность туристической сферы.

Для того, чтобы удерживать больше прибылей от туризма, эксперты ВТО предлагают государствам стимулировать владение и использование туристских объектов местными юридическими и физическими лицами. Это возможно сделать следующими способами: предоставлять инвестиционные стимулы для национального бизнеса, организуя акционерные общества, при котором часть акций будет реализована населению, создавать совместные предприятия, а также малые и средние предприятия. При этом эксперты неоднозначно подходят к привлечению иностранного капитала в национальный туризм. Дело в том, что передача крупных гостиниц в управление транснациональным корпорациям (в частности, гостиничным цепям) ведет к потере странами части доходов. Кроме того, иностранные предприятия могут подавлять местные туристические объекты при обслуживании зарубежных (а порой и местных) посетителей. В то же время это позволяет обеспечить профессиональное управление, международный маркетинг и бронирование мест. Поэтому эксперты рекомендуют допускать иностранное владение туристским объектом в том случае, если местный капитал ограничен, но в последующем по мере появления средств следует выкупать предприятия из собственности иностранных компаний.

Кстати, решение о допуске транснационального менеджмента в Узбекистане принимается на правительственном уровне. Стоит вспомнить мартовское 2001 года постановление Кабинета Министров республики о передаче на менеджмент гостиниц “Афросияб” и “Новая Бухара” немецким туроператорам. Ранее подобные решения имелись в отношении гостиниц “Шодлик-Палас” и “Шератон-Ташкент”. Что касается гостиниц “Буми” (бывшее “Ле-Мередиан”) и “Интерконтиненталь”, то они с самого начала находились во владении международных корпораций. В то же время стоит привести мнение, сложившееся у автора данной статьи, что доля иностранного капитала в национальном туризме Узбекистана должна в настоящее время составлять не менее 35%. Только с таким объемом возможно обеспечить эффективное развитие рынка, создать конкурентную среду, что в итоге обеспечит равномерный турпоток в республику и загрузку туристских мощностей. Не стоит также забывать, что в мире уже сложились крупные и средние туристские центры, а “железный занавес”, который окружал Узбекистан в течение 70 лет, не позволял стране интегрироваться в мировой туризм в качестве равноправного и сильного участника. Поэтому в настоящее время со своими силами узбекским туроператорам весьма трудно пробиваться на рынки, и тем более переориентировать мировые потоки на новые маршруты. В этой связи иностранное участие (в том числе и в системе гостиничных цепей) может способствовать закреплению республики на региональных и мировых рынках, повысить международный статус государства.

Следует стимулировать местную занятость в сфере туризма путем надлежащей профессиональной подготовки кадров. В Узбекистане уже существует подобная учебная база, в частности, в Ташкентском государственном экономическом университете, Ташкентском узбекско-турецком лицее гостиничного хозяйства, курсах Регионального отделения Национальной компании “Узбектуризм”, а также смежных вузах и сузах (языковедческих, строительных факультетах, отделениях общественного питания, автомобильного хозяйства и прочих). Эксперты ВТО предлагают проводить профессиональную подготовку на уровнях среднего и старшего руководства, чтобы в конечном счете эти должности занимали местные жители.
Еще один путь получения экономических выгод – это увеличение туристских расходов, но не за счет увеличения стоимости турпродукта, а оказания дополнительных услуг. Кстати, по некоторым расчетам, допуслуги занимают до 30-40% всех общих затрат иностранных посетителей и 15-20% - внутренних. В Узбекистане, по мнению некоторых экспертов НК “Узбектуризм” этот показатель составляет 6-8%.

Кроме того, во многих местах можно создавать больше возможностей для покупок, особенно местных предметов искусства и изделий народного промыслов. Нужно отметить, что эта форма уже нашла применение в узбекской системе гостеприимства. Другое дело – необходимость расширения туристских видов деятельности, например, организация праздничных шествий, демонстрация народных обычаев (свадьбы), то есть тех познавательных развлечений и туров, благодаря которым туристам захочется продлить свое пребывание. Обогащение и диверсификация туристского продукта в настоящее время становятся важным аспектом расширения и повышения качества туризма во многих уже развитых туристских районах Узбекистана.

Таблица 45. Что необходимо сделать в первую очередь для развития туристской индустрии (экспертная оценка, возможен один ответ, в %)
Направление деятельности\ Национальные эксперты\
Узбекистана\ Казахстана\
Принять новые законы и разработать новые нормативные документы в области туризма\ 5\ 3\
Предоставить новые, более эффективные льготы в налогообложении и таможенном оформлении для предприятий, работающих в сфере туризма\ 8\ 4\
Предоставлять льготные банковские и иные кредиты для туристских предприятий\ 8\ 2\
Более активно привлекать иностранные инвестиции в сферу туризма\ 22\ 12\
Совершенствовать действующую туристскую инфраструктуру (гостиницы, рестораны, автотранспорт), поддерживать на уровне объекты, представляющие интерес для туристов (памятники, музеи, природный ландшафт и пр.)\ 25\ 22\
Совершенствовать работу предприятий, которые косвенно обслуживают туристскую инфраструктуру (МИД, МВД, коммунальное хозяйство, энергообеспечение, теплотрасса, сельское хозяйство и пр.) \ 7\ 23\
Расширение географии транспортных сообщений (авиационное, авто- и железнодорожное)\ 8\ 31\
Либерализация режима въезда в страну и упрощение формальностей\ 10\ 1\
Решение проблемы с конвертацией валют\ 4\ 0\
Создать Свободную экономическую зону по международному туризму\ 3\ 2\

Как видно из таблицы № 45, подходы к развитию туризма у узбекских и казахстанских экспертов несколько отличаются, хотя обе стороны заинтересованы в совместной “эксплуатации” марки Великого шелкового пути – турпродукта, который ныне реализуется на крупных мировых туристских рынках. Дело в том, что у республик несколько иная политика в сфере туризма и различная материально-техническая база, география туризма. Если казахские эксперты считают основным направлением в туризме – это расширение транспортного сообщения с ближним и дальним зарубежьем, то узбекские эксперты во главу угла ставят проблемы совершенствования туристской инфраструктуры и привлечение иностранных инвестиций. Существенная разница у экспертов в вопросах совершенствования работы предприятий, косвенно обслуживающих туризм, и либерализации режима въезда-выезда в страну.

Развивая туризм на постоянной основе, зачастую можно смягчить проблемы роста цен на услуги и товары, а также собственность благодаря тому, что у экономики появляется больше времени для адаптации к новым рыночным условиям. Более того, это способствует и приспособлению местного населения к новым реалиям, и получать выгоды каждому жителю от участия в туристской деятельности.


Рецензии