Второй бак

 
                Говоря про высокий экономический и научно-технический потенциал государства, способного строить самолеты и ракеты, следует помнить, что  пол дела построить, надо еще эту сложную технику и до ума довести.
                Не секрет, что в основу концепции самолета с изменяемой геометрией крыла и, в частности,  МиГ-23 были положены и некоторые западные разработки. Первый полет нашего прототипа «23-11» состоялся в 1967году. С 1969года начался серийный выпуск машин Миг-23С, а с 1972 года на вооружение поступил Миг 23-М. Всем хороший самолетик, но сколько же всего повылазило.
                Когда я переучивался на МиГ-23 МЛ на заводе «Знамя Труда» нам рассказывали много интересных историй, и в частности, о том, как за ящик коньяка удалось уговорить иноземного бортача поделиться с разработчиками топливной системы переходником с заправочного пистолета на "жабку" для закрытой цнетрализованной заправки самолета топливом.
                Не менее интересная история была и о стальном баке №2, на котором, собственно весь самолет и держится, поскольку опоры для поворота консолей плоскостей – на нем, шасси – на нем, нос – на нем и хвост на нем. Прочнисты не подрасчитали толщину стенок, а скорее всего реальное нагружение оказалось отличным от расчетного и в полки пошли машины, у которых стали появляться по 2-му баку трещины, естественно, с непременной течью керосина.
                На Политбюро Министр обороны нажаловался Брежневу. ОКБ и заводчане получили по шапке, бак конечно, переделали, усилили, а из полков стали по графику отзывать все имевшиеся к тому времени самолеты для доработок 2-го бака. Однако, доработка доработке – рознь, а здесь полностью самолет разбирать надо.
                А вот теперь перехожу к вопросу о высоком научно-техническом потенциале нашей страны. Нашлась светлая голова, которая предложила доработки эти осуществлять в боевых полках, силами выездной бригады в составе одного сварщика!!!? Самолет при этом не разбирался, керосин из баков не сливался, а наоборот, баки заправлялись под пробку, и лишь после этого осуществлялась заварка трещин и соответствующее усиление конструкции бака. Таким образом, безопасность работ обеспечивалась невозможностью образования взрывоопасной или горючей концентрации смеси керосина с кислородом воздуха.
                Перелетев однажды на учениях в братский полк нашей дивизии в Альтес Лагерь, мне довелось увидеть МиГ-23, стоящий на вечном приколе по вине пилота, привезшего из полета запредельную перегрузку, а вместе с ней поведенный и гофрированный как стиральная доска 2-й бак.
                Я гладил гофры руками и вспоминал эту историю, рассказанную заводчанами и думал :"Найдется-ли очередной умелец, который это починит"?


Подмосковье, 2008г.


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий!
Да, только наши ребята могут на ходу коня подковать!
Бак! С керосином!Сваркой!
Так понимаю, что просто усилили конструкцию наложением сварных швов?
Но не латали же трещины-течь керосина сваркой?!
С уважением,


Катерина Туманова   05.09.2025 14:05     Заявить о нарушении
Доброе утро, Катерина.
Эту историю нам рассказали на заводе в Москве, где мы переучивались в 79г. на МиГ 23. Лекции нам читали конструкторы по системам и, в частности, топливники.
Сейчас даже газовые трубы варят под давлением...
Короче, за что купил...
Спасибо за проявленный интерес.
Видно, что авиационная тема Вам интересна.
Успехов Вам и удачи.
С уважением Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   05.09.2025 09:01   Заявить о нарушении
Ваши рассказы, Дмитрий, ещё интересны тем, что заставляют соображать, что к чему)
Пришлось вот почитать, что такое сварка под давлением. И про другие виды сварки. Много интересного узнала.
И спасибо, что не обратили моё внимание на мой утренний ляп.Я исправила.
Ценю Вашу тактичность.
Всего доброго!

Катерина Туманова   05.09.2025 15:59   Заявить о нарушении
Катерина, поскольку мы немного "разговорились", интересуюсь спросить, отчего сами не пишите или не выкладываете написанного? Судя по Вашему интересу к авторам "Прозы" и написанным рецензиям, у Вас наверняка есть, что почитать...
С уважением.

Дмитрий Ансеров   05.09.2025 19:08   Заявить о нарушении
Дмитрий, раз уж мы разговорились)
Почему не пишу своё, ответила Вам ещё ранее в личном сообщении. Но оно почему-то значится
"не прочитано". Как и сообщения-ответы другим авторам.
Предполагаю, что они просто не доставлены. В чём причина- пока не могу понять.

Катерина Туманова   06.09.2025 03:26   Заявить о нарушении
Доброго дня.
Да, уж. Пока ничего в личку не пришло. Буду ждать. Интересно. Не переживайте. Наберемся терпения.
Все будет хорошо.
С уважением.

Дмитрий Ансеров   06.09.2025 15:17   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Катерина, ситуацию понял.
Попробую поправить.
Если сбой на "Прозе", то сделаем так. Вы меня, если честно, заинтересовали выборочным чтением моих, иногда весьма специфических работ, включая про авиацию.
Похоже, у Вас есть соответствующая инженерная подготовка, и это чувствуется...
Не подумайте чего, я уже старый пень... Вы мне интересны, как интересный человек, и наверное единомышленник. Я таких собираю к себе, в частности избранные авторы и радуюсь им, и хочу чем-то порадовать их. Поэтому предлагаю Вам, Катерина написать, что хотели, мне на почту.
Dima.anserv@rambler.ru.
Коротко о себе. Живем в на даче, в лесу, второй год, с женой вдвоём (уволились со своих работ) , не перестрелялись и пока без топора обходимся в спорах.
В Академии я писал диплом про обитаемость специальных фортификационных сооружений, вот сейчас на практике проверяем один из аспектов - психологическую совместимость расчета / экипажа, при совместной слётанности. Правда на боевом дежурстве уже 48 лет. Единственный конфликтогенный фактор - "Не пей!. Не Пей!" А ведь если хочешь петь - пей!
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   06.09.2025 22:28   Заявить о нарушении