Александр Кадников По жизни, как по роялю

В восьмидесятые годы имена cимферопольских фотографов Кадникова и Булычева были так же на слуху, как имена некоторых политиков или актеров. Их всесоюзной известности способствовала устроенная в окнах почтамта фотовыставка: про нее даже написала московская «Комсомолка».  Если судить по тем фото с высоты сегодняшнего дня, то вроде и ничего особенного: вырубленная роща — пеньки вместо деревьев; безногий ветеран, застывший внизу лестничного пролета; девочка, пускающая мыльные пузыри у гроба своего дедушки. Сегодня это, к сожалению, почти не шокирует. А тогда зрители, привыкшие к снимками радостных советских людей, были ошарашены неожиданной фотоправдой. Вскоре сотни фотографов и фотожурналистов принялись усиленно тиражировать  изнанку жизни. Настало время чернухи — как на фото, так и в кино. А Кадников с Булычевым неожиданно для всех «ушли в прекрасное». Стали снимать … крымские пейзажи. Как оказалось, сделать нестандартное фото местности, которую до тебя снимали тысячи раз, было не просто. Крымские виды Кадникова и Булычева сегодня можно увидеть на почтовых открытках, календарях, на страницах газет (в том числе и «КВ»), более чем в восьмидесяти фотоальбомах и в офисах серьезных фирм. Про Виктора Булычева и его очередную выставку, проведенную в стенах центрального музея Тавриды, мы писали в прошлом году. А совсем недавно судьба свела меня с другим участником творческого дуэта «КаБул» —Александром Кадниковым. За чашкой кофе мы поговорили «за жисть». Александр рассказал, что несколько лет назад судьба забросила его в Киев. — В Киеве предложили работу по специальности, я думал заработать немного, купить хороший цифровик и вернуться в Крым, — признался Александр. — Однако задержался и, видимо, надолго… Еще в Киеве Кадников посещает платные лекции, так называемые мастер-классы знаменитых зарубежных фотографов. — А учиться никому не поздно. Знаете, я не из тех, кто корчит из себя мэтра, бронзовея при жизни, — поясняет он. Сегодня Кадников работает в редакции одного из крупнейших киевских журналов. В свободное время издает фотоальбомы. Среди последних «Тhе best of Крым» («Лучшее в Крыму») (издательство «Дива», 2006). О чем альбом — понятно. Но как сняты, казалось бы, затертые виды полуострова! Причем компьютерного вмешательства в свои снимки Александр не допускает. Но если упомянутый крымский альбом доступен и понятен всем, то фотоальбом «Ошейник» — вещь, так сказать, концептуальная. Рассказать про фотографию сложно, рассказать про концептуальную фотографию практически невозможно. Это что-то среднее между сном и явью. Ржавые ячейки автоматической камеры хранения забиты осенними листьями. Человек, босиком стоящий на слитках золота (125 кило потребовалось для кадра). Группа завсегдатаев на фоне закусочной «Белочка» (гигантская белка с пивной кружкой). Квадрат с надписью «Круг». Обнаженные на маковом поле. Слоны на симферопольской улице… У каждой фотографии своя история. Так, на одном из снимков пять обнаженных женщин с закрытыми бумагой глазами и с яблоками во рту. — Этот постановочный снимок сделал в Симферополе, — вспоминает мэтр. — Оказалось, что одна из натурщиц была женой известного бандита, а вторая — возлюбленная не менее известного милиционера. Мужья узнали своих жен и звонили мне с обещанием убить… Сейчас об этом смешно вспоминать… На прощание спросил, почему изданные в сердце Украины альбомы — на русском языке. — А кто сказал, что киевляне забыли русский? — удивился Александр. — Это политики хотят, чтобы все звучало по-ихнему. К счастью, в моих альбомах вообще текста мало. Ведь фотографии говорят сами за себя… И все же некоторые пояснения или, точнее, дополнения в альбомах фотохудожника встретить можно. Даже стихи, сочиненные Кадниковым. В одном из них автор словно формулирует свое жизненное кредо: Иду по жизни, как по роялю, Играю, падаю, играю…


"Крымское время" 2007.02.21


Рецензии