Горец, спешащий за Солнцем

Cимферополец Ашот Акопян — первый на Украине «сделал» Европу на мотоцикле Эту историю можно начать так: был вечер, было пиво. И теплая компания на веранде одного из симферопольских баров. Говорили о женщинах, лете и дальних дорогах. «А слабо на байке (это не полушерстяная ткань, а сленговое название мотоцикла. — А.В.) махнуть, к примеру… к океану!» — заметил кто-то. Мечты… Мечты… И чего только не намечтаешь за бокалом холодного пива в летний крымский вечер. «Надо съездить когда-нибудь», — кивнули в ответ. «Вот завтра и поеду!» Все повернулись к сказавшему это. «Ашот, да ладно заливать! Ты дальше Украины никогда не уезжал! Да ты по-английски три слова только знаешь!» Но герой нашего повествования Ашот Акопян не думал шутить. И уже на следующий день на мотоцикле Ашот пересек Перекоп. До заветной цели оставалось одолеть еще семь государственных границ: украинскую, венгерскую, австрийскую, немецкую, французскую, испанскую и португальскую.        Можно начать этот рассказ и по другому: было детство, были горы. Остроконечные пики заснеженных вершин Армении. И еще лошади — свободные, вольные, скачущие быстрее ветра. И блаженство — лететь на спине скакуна. «Да он ездить научился раньше, чем ходить!» — охали жители горной деревеньки. Прошли годы. Семья переехала в Крым. «С гор спустился», — улыбались вслед Ашоту. «Горец!» — восхищались девушки, глядя на стройного брюнета с задумчивыми глазами. Эта (не случайная) кличка прочно закрепилась за Акопяном, когда он оседлал железного коня. Научившись уверенно держаться в мотоседле, Ашот основал и возглавил вольный союз покорителей дорог — байкеров. Свое сообщество симферопольские байкеры решили не называть устрашающе: ни «ночными волками», ни «снежными барсами», а взяли философски-нейтральное название — «Островитяне». Но со временем «остров Крым» стал тесен для Горца. Не было ни одной не изъезженной им дороги. Вскоре под колеса его байка легли и «шляхи» Украины. Поэтому решение, принятое за пивом жарким июльским вечером, было не совсем импульсивным: давно оно вызревало и превращалось в мечту. А Горец оказался из той породы людей, кто реализует задуманное. А задумал он ни много ни мало: покорить мир! *** — Кругосветку можно осуществить тремя путями: первый — объехать землю «по экватору», исключая океаны. Второй путь — поочередно объезжать все страны. Я выбрал третий — покорять пространство поэтапно. Например, объехать Европу по горизонтали и вертикали, соединив своебразным крестом дальние точки западной части Евразии. А потом очередь дойдет до Африки и далее, — поделился планами Ашот. Как и задумал, начал Горец покорение мира со старушки Европы. Некоторые читатели, побывавшие в дальнем зарубежье, наверняка признают, что Европа, по сравнению с нашими сумбурными краями, — тишь да гладь. «Покорять Европу? — усмехнется читатель. — Эка невидаль!» Так-то оно так, если смотреть на мир из окна экскурсионного автобуса, зная маршрут, время остановок и часы приема пищи, когда все рассчитано, и говорливый экскурсовод-переводчик расскажет, что к чему. …А когда один и по-английски, действительно, знаешь три слова: «Хелп ми плиз!» — это своего рода экстрим. В дорогу Горец взял сменную одежду, нижнее белье, туалетные принадлежности, дождевик, фотоаппарат, карту и разговорник, которым почти не пользовался. Прихватил плейер с кассетами Высоцкого и Розенбаума. А также сшитый за одну ночь друзьями флаг Крыма. Нехитрый скарб загрузил в багажные отсеки байка. На красавца Yamaha Royal Star (этот тяжелый туристический круизер с 18-литровым бензобаком может развивать скорость до 193 км/час!) он зарабатывал около десяти лет. Прихватил и пару банок консервов. На всякий случай. Мало ли… Как там у Высоцкого: «В этом … Будапеште — уж такие времена — может, скажут «пейте-ешьте», ну а может — ни хрена!» К слову, именно Будапешт был первым крупным городом, первой зарубежной столицей на пути к Цели. — В город въехал поздно, — закуривая, говорит Ашот. — Немного поплутал. Первый встречный байкер на просьбу «хелп ми плиз!» с готовностью откликнулся, провез меня через весь город (у нас, байкеров, свои неписанные законы гостеприимства). Незнакомец помог заправиться (их 95-й бензин значительно отличается от нашего и ценой, и качеством) и купил карточку для проезда по автобану (магистральной шоссейной дороге) — во многих странах Европы автобаны платные. *** — Надо отдать должное: европейские дороги стоят потраченных на проезд денег… Хотя после наших — все дороги хороши: там идеальное покрытие, обилие указателей, не затертая дорожная разметка и много других чудес, увидев которые в первый раз наш водитель не удержится от комментариев… И конечно, культура вождения, особенно в Германии. — А вот ночевать под открытым небом, на обочине, — продолжает Ашот, — разжигать костер в поле или в лесу там не получится: каждый метр придорожной земли — чья-то собственность, огорожено, вход воспрещен! Ночевал Ашот в придорожных гостиницах, в которых самый дешевый номер стоил 60 евро за ночь! Потом понял: на автобане лучше не останавливаться, проще и дешевле — съехать на второстепенную дорогу, там стоимость гостиничных  номеров в два раза меньше. — К счастью, во всех гостиничках, на всех за-правках были душевые, — улыбается рассказчик, — в них за два евро можно смыть дорожную пыль. Я готов был терпеть все невзгоды, кроме грязи… — Когда едешь на запад, ты словно догоняешь солнце; день становится длиннее, а ночь внезапнее. Замешкаешься и… Несколько раз приходилось ночевать под открытым небом, прямо на мотоцикле. В северной Испании, в городке Сан-Себастьян, я увидел, как возле стоянки машин расположилась на ночевку группа людей с тюками. Подумал: цыгане. Припарковался рядом и уснул. А потом узнал, что это были какие-то беженцы, что в этом краю басков вспыхивают разные конфликты и проходят местные партизанские войны. Немало интересного видел Горец по пути. Все с Крымом сравнивал. Некоторые места в Испании очень похожи… Был Ашот и на корриде. Узнал, что иногда быков отпускают бежать по улице: находятся смельчаки, составляющие им компанию. Думаю, наш путешественник решился бы и на эту пробежку. И шансы у него были бы немалые: в 1986 году он был чемпионом Армении (среди юношей) по легкой атлетике. По возвращении домой жена просматривала фотографии мужа-непоседы: испанские замки, церкви, а вот и Франция. Париж. Ашот с крымским флагом под Эйфелевой башней. — А Триумфальную арку видел? — спросила супруга. — Нет… Все не увидишь. — Да вот же твой мотоцикл под ней! — А… Ну да. Может, все и увидишь, да все не запомнишь… Ашот признался, что по мере возможности он старался осматривать досто-примечательности, но ведь у него было не экскурсионно-познавательное турне. Прежде всего он испытывал себя. И главная цель была  — увидеть океан. *** Последняя граница — португальская. Вечерело. Горец прибавил газ — торопился снять отель. И, впервые за все путешествие, нарушил правила дорожного движения: при обгоне пересек двойную сплошную линию. Как всегда бывает в подобных случаях, нарвался на «гаишников». Стражи дороги начали требовать документы. Ашот показал. Те не унимались и требовали что-то еще. Ашот знал, что европейские «гаишники» денег не берут, но что им тогда нужно? Он отдал все документы, страховку, ксерокопии — все, что было. Они все равно не могли в чем-то разобраться. — Итальяно? — наконец спросил один из них — Нет. — Испаньеол? — Нет. — ??? — Рашн! Объяснение того, что Ашот — украинский армянин, только бы запутало дело, к тому же любой, покинувший нашу страну, становится «русским». О существовании Украины знали только по имени Кличко! — Рашн? — удивился полицейский. Тогда Ашот достал карту и показал свой маршрут. «Гаишник» покрутил пальцем у виска: — Крейзи! И вернул документы. *** Свободен! Цель близка! Но где остановиться? Байкер решил не тратить деньги на столичные гостиницы в Лиссабоне, высмотрел на карте маленький городок Каскалис, также у самого океана, решил, что цены на ночлег там будут меньше, и… жестоко ошибся! Цены там были раз в десять выше, чем в Ялте! За номер с видом на океан просили… 500 евро! Тогда крымский пилигрим попытался объяснить в гостинице, что едет издалека и экономит на всем. Опять показывал карту со своим маршрутом. Наконец для него нашли номер — 270 евро на двое суток. Выбирать дешевле времени не было. Ашот согласился. Ему дали какую-то карточку, и он с ней отправился к себе в номер. Но портье, у которого можно было бы обменять карточку на ключ, на этаже не оказалось. Акопян в раздумье остановился у дверей своего номера. И с удивлением не нашел в них отверстия для ключа. Только небольшая щель. Разве что карточку всунуть… Ашот так и сделал — дверь открылась. Он зашел, щелкнул выключателем. Света не было. «Вот буржуи! — подумал крымчанин. — Сэкономили на электричестве, потому-то и номер «дешевый»! Потом Ашот разглядел щель для карточки у выключателя… Свет зажегся. Приняв душ, Ашот отправился в ресторан. После многодневного поглощения гамбургеров и чизбургеров (за время поездки он похудел на семь кг) — решил устроить себе небольшой праздник желудка. В пыльной и рваной, пропахшей потом байкерской одежде он ввалился в чопорный ресторан, где за столиками восседали строгие мужчины едва ли не в смокингах и соответствующего вида дамы. — Вил! — заказал, за-глянув в разговорник, Ашот надменному официанту. — Вил — говядина! Официант не понимал. Ашот мычал, изображая быка, приставлял к голове рожки. — Вил! Вил! Наконец официант расцвел в улыбке: — Стейк? — Пусть будет стейк! — добавил пару ласковых Ашот  На следующий день наш герой решил искупаться в океане. — Океан не море, чувствуется бескрайность стихии… Я окунулся, а когда вышел, показалось, что все повернулись в мою сторону. Ощупал ниже пояса — плавки на месте. В чем же дело? Еще несколько раз заходил Ашот в океан. И всякий раз пляж с любопытством глазел на купальщика. Часа через два он понял, что является единственным на этом многотысячном пляже мужчиной, который был в плавках, а не (по американской чопорной моде) в купальных шортах. *** С чувством выполненного долга Горец отправлялся домой. — Есть такое байкерское понятие: «железная задница». Это если проехать без остановок полторы тысячи километров. Я не слезал с байка 2 750 километров — Лиссабон, Мадрид, Барселона, Марсель, ночевал аж в Баден-Бадене… Времени и сил на поиски гостиницы не было. Обессиленный, рухнул на автостоянке между машин: на голом асфальте, в шлеме, укрывшись накидкой для мотоцикла…Утром проснулся от разговоров. Вокруг стояли немцы. «Все о’кей?» — «Да, все зер гут!» А тут еще зарядили дожди. Началось нашумевшее «подтопление Европы» — об этом сообщали во всех новостных программах. Но Ашота под дождевиком согревало предвкушение встречи с домом. Внезапно на дороге увидел две фуры с донецкими номерами… — Я обгоняю их, ору: «Привет, братухи!» А они в ответ: «Классный у тебя мотоцикл!» «Да к черту мотоцикл! — отвечаю. — Поговорите хоть немного со мной по-русски, а то уже четырнадцать дней, как немой, на пальцах изъясняюсь…» *** Возвращаясь домой, он ехал навстречу солнцу. И уже тогда, в пути, решил завершить горизонтальное пересечение Евразии двухмесячной поездкой на Камчатку, где и встает над нашей великой Родиной небесное светило. Мечты…Мечты… Ну, для кого мечты, а Горец отправляется навстречу солнцу уже третьего июля.

"Крымское время" 2007.04.12


Рецензии