Владимир Кравченко о трубе, хрущевках и искуплении

Симферополь XIX века (центральная часть) поражал приезжих неброской, но изысканной красотой: удачной архитектурой, продуманным расположением улиц, удивительной, свойственной только «губернскому городу С.», атмосферой. «В то время даже Москва была наполовину застроена деревянными домами… Симферополь был весь каменный, что придавало городу более опрятный и культурный вид», — вспоминал князь Владимир Оболенский.  Поговаривают, что и сегодня Симферополь числится в ряду рекордсменов: в крымской столице больше всего банков на душу населения в Европе… Сегодня центр крымской столицы «прирастает» как торгово-развлекательными комплексами, так и малыми архитектурными формами. К сожалению, удачных решений, с точки зрения рядового симферопольца, не так-то много, если не сказать жестче. Новорожденные сооружения смотрятся порой странно и чужеродно. А различного рода «украшения» являют пример безвкусицы. Взять, к примеру, уродцев-пупсов, поддерживающих фонтанные чаши в центре крымской столицы (у также не шедеврального комплекса «Берг»). По всему видать, их создатель явно стажировался не в Версале… Каким видится сегодняшний Симферополь профессионалам и что может ожидать его в будущем? Об этом на страницах «КВ» рассказывает профессор Международной академии архитектуры Владимир КРАВЧЕНКО    О пупсах, трубе и других «шедеврах» По этическим причинам вдаваться в подробности архитектурных просчетов моих коллег не стану. Сегодня каждая политическая сила делает свои заявки, представляет свое понимание будущего нашего города. Как бы там ни говорили, от архитектора городского, областного, республиканского мало что зависит. Другое дело, что с заказчиком нужно терпеливо работать и, если нужно, терпеливо доказывать свою правоту. В конце концов, если вам заказан объект, значит, вам доверяют… Что касается упомянутого вами развлекательного комплекса «Берг» и его фонтанов, то фонтаны и прочие так называемые элементы благоустройства, к счастью, не формируют облик города, а лишь говорят о вкусе того, кто их создал… На месте же развлекательного комплекса раньше был двухэтажный цех швейной фабрики им. Крупской, который из-за ветхости подлежал сносу. Практически в периметре того, старого, здания и построили «Берг»… Я, по долгу службы, стоял у истоков возведения этого объекта, как, впрочем, и любого другого, который строился в Симферополе или в Крыму… Ну а то, что были внесены некоторые изменения в проект… Это, конечно, неправильно. Часто бывает, что мы рассматриваем один вариант, потом заказчик изменяет его до неузнаваемости и считает, что так и должно быть. Так, построенное по моему проекту здание «Приватбанка» должно было быть «одето» в красный гранит на уровне первого этажа и иметь мраморные колонны. Но на этом заказчик решил сэкономить. Вышло ли лучше, судить симферопольцам. А что вы думаете о здании Украинского театра? Достижение это или ошибка архитектуры? Наверняка многие к нему привыкли и не представляют без него город. А ведь по архитектурным понятиям этот «шедевр» позднего конструктивизма — не объект для такого города и для такой площади. Но тогда было такое время. А новое время рождает новых людей, у которых появляются и новые представления об архитектуре. Не будем далеко отходить от площади. Сразу за ней начинается улица Сергеева-Ценского. Справа — Дом профсоюзов, а слева — пошлая хрущевка с книжным магазином. Где решение угла? Где правило оси, которая как раз выходит на эту площадь? Еще одно городское «украшение»: труба у первой городской бани. Это мое давнее горе — ведь за столько лет работы в городе, в министерстве я так и не смог ее снести. Но снести ее надо, ведь гигантская кирпичная труба — это доминанта, которая связывает весь город. А для нужд бани можно построить локальную мини-котельную: она вполне обеспечит потребность в горячей воде. Но любой снос подразумевает строительство, а строительство новой банной котельной не является первоочередной задачей, поэтому только ради эстетики сносить трубу я не стал.   Нам не жалко тепла? Кстати, о тепле и котельных. Хочется недобрым словом помянуть наши «воздушные» теплотрассы. Вынужден признать, что теплотехнические расчеты по наружному проведению «труб с теплом» оказались ошибочными: в результате мы фактически обогреваем улицы. К тому же теплотехники, прокладывая магистрали не под, а над землей, отнюдь не украшают город. Вспомните трубы на площади перед Петропавловским собором, в районе улиц Дмитрия Ульянова, Херсонской... Это же полный абзац! Нельзя этого делать. Мало того что отапливаем улицу, нарушается эстетика города — он превращается в какой-то производственный цех! Еще одна «мысль по поводу»: раньше ликвидировали «излишние» котельные, гордились единым теплоисточником. Сегодня гордимся тем, что начинаем оборудовать мини-котельные — в каждой квартире, в каждом доме...   Пережившие Хрущева Что делать с заметно постаревшими так называемыми хрущевками? Этот во-прос задают все чаще. В России, да и на Украине, в частности в Киеве, эти однотипные панельные дома, построенные в начале шестидесятых, хотят сносить, в лучшем случае — утеплять. Но я считаю, что каждый такой дом надо тщательно обследовать и сносить только те здания, которые попадают под категорию особо опасных — с трещинами, расхождением швов и т. п. Если же дома находятся в сносном состоянии, то их нужно отремонтировать, отреставрировать и использовать впоследствии, скажем, под общежития семейного типа: отдать их молодоженам под нулевой кредит. Согласитесь, любой предпочтет иметь свою, хотя и небольшую жилплощадь, чем снимать квартиру. Есть много современных вариантов утепления стен, а также устройства шатровых крыш, но начать в нашей сейсмоопасной зоне следует, конечно, с укрепления фундамента. На проведение подобных работ уйдет немало денег, но все равно это обойдется дешевле, чем отстроить дом заново.   Старый город не должен стареть Зачастую же строить заново можно и нужно. Да, Симферополь был одним из наиболее уютных городов Европы. Но сегодня крымская столица попала в заложники своей былой красоты. Хотя и сейчас находятся сторонники сохранения иллюзорного очарования так называемого старого города. У нас в гостях как-то побывал архитектор из Германии. Он пожелал взглянуть и на старый город. Начали осматривать дворы: гостю было очень интересно. Тогда я говорю: — Мартин, ты смог бы оставить свой домик под Хайдельбергом и переехать жить сюда? Увы, паковать чемоданы для переезда немецкий гость не заторопился. Одно дело разок погулять по старым, хаотично застроенным кварталам, другое дело там жить. Ведь дом не должен быть музеем старины под открытым небом. Как говорил знаменитый архитектор Шарль ле Корбюзье, дом — это машина для жилья. А каждый хочет иметь современную машину. Надо постепенно перестраивать и центр. Ведь многие люди живут там в ужасных условиях. До каких пор мы будем любоваться старыми симферопольскими двориками? Я не понимаю, когда люди говорят о том, что надо оставить развалины, которые в любой момент могут упасть на голову! Город не может жить как заповедник, как музей на открытом воздухе — сейчас другое время, другие требования, другая культура, другие отношения…   Развязать транспортный узел Транспортная проблема — вообще главная в Симферополе. Город размещен в долине: когда-то лошади неспешно возили экипажи по нешироким улицам центра Таврической губернии, и все было нормально. Сегодня, если на город посмотреть с высоты Петровских скал, центра из-за смога практически не видно. Улицы узкие, машин много… В некоторых городах изначально заложен продуманный генеральный план с широкими улицами, на которых можно сделать две-три проезжие полосы. У нас такой возможности нет. Но если ничего не предпринять, жди катастрофы: мы просто задохнемся в транспортном потоке. Для решения этой проблемы мы подключали Киев, и уже есть отработанные транспортные схемы, представлено несколько вариантов решения этой задачи. Были предложения не пускать в центр транспорт, который можно направить по периферийным направлениям. Можно расширить проезжую часть — например, за счет стихийных стоянок у обочины. Где возможно, стоянки убрать под землю, сделать двухъярусные «этажерки» для машин. Можно в один день разрешать выезд частных автомобилей только с четными номерами, а в другой — только с нечетными. И модернизировать общественный транспорт: провести подземный скоростной трамвай, устроить подвесную монорельсовая дорогу. Проектов масса. Но все, как всегда, упирается в бюджет…   Кесарю — кесарево, Богу — богово О своих работах говорить не буду, пусть скажут другие. Если вкратце — упомянутый «Приватбанк», вторая очередь Национального банка, здания в районе парка Гагарина. Что же касается церквей… Да, мне посчастливилось быть автором проектов нескольких крымских храмов. В Симферополе это часовня архангела Михаила у здания Главного управления МВД, храм св. Луки в больнице им. Семашко и часовенка св. Луки на Караимской, храм святого Акопа на армянском кладбище и другие. Однако нельзя сказать, что храмы — моя специализация. Тут иное… Я родился в Плесецке. Моя мать была активной большевичкой, рассказывала, что во время учебы в пединституте входила в комсомольскую бригаду — одну из многих, которые в печально известный период атеистического угара сжигали деревянные храмы, иконы, сбивали колокола… Я и сам-то поздно осо-знал, что к чему. Крестился в пятьдесят лет. Тогда я понял, как замолить грехи матери. Начал проектировать часовенки, храмы… Для меня это большая честь. Будучи министром, оставался после работы, разрабатывал проекты церквей. За свою работу (эскиз, ведение проекта) ничего не брал — с министерской зарплатой я мог это себе позволить…   Главный храм Крыма Занимаюсь проектированием и строительством храма Александра Невского с самого начала. Мы долго доказывали, что храм там может и должен быть. А сколько было разговоров вокруг переноса танка… У человека есть психологическое состояние, зависящее прежде всего от возраста: пожилые люди, как правило, не хотят видеть перемен, особенно в среде, в которой прожили столько лет… Когда завершится работа над храмом? Мы можем развить такой темп, что и в этом году завершим все строительно-монтажные работы. Но это зависит от финансирования: нынче оно капельное — капельная и реализация… Далее мы планируем «постелить» полы из гранита, сделаем панели из мрамора. К слову, из нашего крымского мрамора. Вначале мы искали его за пределами полуострова, но ведь крымский мрамор во-все не плохой, из него сделаны три станции метро в Москве! Хозяин одного из крымских мраморных карьеров бесплатно даст нам блоки: согласитесь, это солидный вклад в общее дело.    
  КРАВЧЕНКО Владимир Григорьевич, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Украины, заслуженный архитектор Крыма, с 1988 по 1997 гг. — главный архитектор Симферополя, экс-министр архитектуры и строительной политики Крыма. Автор проектов общественных и частных зданий, православных храмов и других культовых сооружений. За время работы не снес ни одного дома.

"Крымское время" 2007.05.11


Рецензии