Их Сиятельства посетили Крым

Недавно  мы рассказали о том, как в Крыму впервые состоялось выездное заседание президиума Международного совета российских соотечественников (МСРС). Кто такой соотечественник в юридическом понимании этого слова? В российском праве на сегодняшний день понятие «соотечественник» не имеет однозначного толкования. Просто и лаконично о своем видении этого понятия высказался присутствовавший на заседании председатель совета Русскоязычной общины в Объединенном Королевстве в Лондоне, первый заместитель председателя президиума Международного совета российских соотечественников в Москве князь Никита ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ. «Кто такой наш соотечественник? Да тот, кто говорит на русском языке и относит себя к русской культуре!» — подчеркнул он.

Завершила высокое собрание другая сиятельная персона — председатель президиума МСРС граф Петр ШЕРЕМЕТЕВ.

Скажем откровенно: несмотря на то, что железный занавес открылся, князей по крови, а не «по понятиям» мы видим в Крыму не часто. В последний раз массовое явление лиц голубых кровей наблюдалось разве что в 1921 году, во время известного исхода из Крыма. Примечательно, что оказавшись на чужбине, практически все они сумели найти себя, а многие практически с нуля, своим умом и руками заработали неплохое состояние. Поэтому россказни о том, что князья-бароны на Руси предавались безделью, а на них пахали бесправные крестьяне, в большинстве случаев остаются демагогией и сказками. Да и идеал украинской «элиты» — «кабы я був бы паном, то на сали бы спав, та й салом укрывался» — также не подходит для этих старых русских, во всяком случае, для этих пожилых, но по-юношески стройных, подтянутых мужчин.

Я слегка опоздал на встречу, застав участников заседания президиума МСРС «на перекуре». Но кто среди десятков мужчин в галстуках князь? (С графом Шереметевым я был знаком раньше.) Коллега-фотокор улыбнулся: подойди, мол, ближе, узнаешь сам!

На князе Никите Лобанове-Ростовском не было ни ленты через плечо, ни звезды, ни камергерского ключа. И все же я узнал его сразу… Кстати, князь вовсе не кичится своим происхождением и старается не упоминать своих княжеских титулов:

— На моих визитных карточках просто обозначено: «Н.Д. Лобанов»… Я не вхожу в дворянское собрание, это не мой круг людей… Дело в том, что мои интересы — это искусство, дела. Я встречаюсь в контексте своих интересов с лидерами политическими. Чтобы создать что-то, вы неизбежно попадаете в круг людей или политически влиятельных, или финансово одаренных. Без них в России ничего нельзя сделать. А в колею русской аристократии здесь я, к сожалению, не вхожу…

Тем не менее род Лобановых-Ростовских является одним из пятидесяти, ведущих свою родословную от легендарного Рюрика и давших России целую плеяду государственных и военных деятелей, выдающихся дипломатов, историков и писателей. Никита Дмитриевич, несмотря на скромность, достойный продолжатель традиций одного из древнейших русских родов.

К восстановлению монархии князь относится сдержанно, хотя и признает, что она была бы очень полезна, потому что Россия — многогранное и многонациональное государство, нужно иметь какой-то символ, который бы ее воплощал…

Однако Никита Дмитриевич миру политики предпочитает мир искусства. Так, за вклад в сохранение русского искусства за рубежом ему присвоено звание «Почетный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств».

И все же самые сильные жизненные впечатления мой собеседник получил, так сказать, за плоскостью живописи — в тюремной камере, где князь оказался двенадцатилетним ребенком:

— В сорок шестом году моих родителей и меня вместе с ними забрали в военную тюрьму за попытку побега из Болгарии, где мы тогда жили, в Грецию. К счастью, все тогда обошлось много лучше, чем можно было ожидать.

В 1958 году Никита Дмитриевич успешно окончил Оксфордский университет и переехал для продолжения образования в США. В сентябре того же года поступил на геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке со специализацией «экономическая геология (геология разработки рудных месторождений)», в 1960 г. — получил степень магистра. Поступив на службу в частный банк «Лоуб Роудс», занимался разведкой нефти в Патагонии (Аргентина) и изучением испанского языка. Позже — поисками ртути в Тунисе и на Аляске, никеля в Венесуэле, железа в Либерии, работал на алмазных разработках в пустыне Калахари…

Гражданин США, князь живет в Лондоне. Женат на француженке. Вместе с супругой собирает картины — в коллекции Лобановых-Ростовских имеются Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов. По отзывам специалистов, домашний музей Лобановых-Ростовских не имеет себе равных и как собрание работ великолепных мастеров, и как систематически подобранное научно документированное художественное целое.

Семь лет назад в Москве на территории парка культуры и отдыха «Фили» открылся Дом-музей князей Лобановых-Ростовских. Задача музея — показать историю Российского государства через жизнь и деятельность знаменитого рода. В Петербурге есть знаменитый «Дом со львами» архитектора Монферрана, который принадлежал Лобановым-Ростовским. Однако на дом своих предков князь не претендует:

— Во-первых, Россия не подписала закон о реституции; во-вторых, несмотря на то, что я мог бы попросту его купить, уход за зданием обошелся бы в миллион долларов в год. А это для меня все же немного дороговато…

Граф Петр Шереметев — потомок другого, не менее прославленного рода России, связанного родственными отношениями с Романовыми, Рюриковичами, Ярославом Мудрым, Александром Невским, Пет-

ром I, Суворовым, Кутузовым… Но и Петр Петрович, несмотря на то, что является соучредителем Федерации русских партий Европы и международной ассоциации «Европейский русский альянс», как и Никита Дмитриевич, также предпочитает держаться поближе к искусству. Шереметев — член Академии художеств, кавалер ордена Искусств Франции и «Большого рубинового креста» российского ордена «Меценатов века», президент Русской парижской консерватории им. Рахманинова…

Как музыкант, архитектор и большой почитатель искусств Шереметев задумал создать в Париже интернациональную академию:

— Все существующие здесь академии — французские, а мы создаем международную. Новая академия — это место, где самые образованные, самые известные люди нашей планеты смогут обсуждать вопросы, касающиеся любого жителя Земли: популяризация науки и искусства, экология, геополитика и геоэкономика.

И князь Лобанов-Ростовский, и граф Шереметев восхищены Крымом, хотя Шереметева удивила неоправданно высокая цена гостиничного номера:

— Сто долларов! В Париже дешевле…

Завершилось заседание президиума МСРС, а затем для его участников провели экскурсию по дворцу. Я наблюдал за выражением лиц их сиятельств во время рассказа о пребывании во дворце семьи последнего императора. В их глазах были восторг и грусть…

Петр Петрович подвел черту:

— Наверное, только в выдающихся людях, каким был Николай II, сочетается благородство души, величие и необыкновенная скромность. Кстати, на днях хозяина этого дома реабилитировали! Светлая ему память… И наш поклон Ливадии и Крыму.

"Крымское время" 2008.10.17


Рецензии