Щит happens. Billboard Liberation Front

Реклама - двигатель торговли. А также всех её косяков и извращений. С её помощью нам впаривали ненужные вещи китайского качества. Нас подсаживали на фаст-фуд и вовлекали в оголтелое потреблятство, но мы позорно молчали. Мы терпели - до тех пор, пока всё это делалось весело и вкусно.

Стоило рекламщикам убедиться в том, что зависимость успешно сформирована, как они тут же расслабились и забили на качество. Выдаваемый ими на-гора продукт резко деградировал из радостного промывания мозгов в нечто тупое, нудное и скучное до икоты. Последняя соломинка сломала спину верблюду потребительского терпения. "Пора!" - дружно подумали чумовые перцы из американского Фронта Освобождения Рекламных Щитов и пошли откапывать томагавки.

"В начале была Реклама. И Реклама была дана Потребителю Рекламодателем. Желание, самоуверенность, самооценка, честолюбие, надежда: всё берёт своё начало из Рекламы. Рекламировать - значит Существовать."

ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НА СВЕТЕ КРАСИВОЙ ТАКОЙ

Свистопляска с рекламными площадями началась в Сан-Франциско аж в 1977 году в виде акции местного "Клуба Самоубийц". Клуб представлял собой организацию раздолбаев - молодых и не очень, - учинявших хэппенинги для собственного развлечения. Холодной осенней ночью собравшемуся на очередную тусовку народу завязали глаза и вывезли в неизвестном направлении. Когда повязки были сняты, всеобщему обозрению открылась крыша какой-то промзоны с рекламным щитом: "Внимание: в городе иметь красивое лицо небезопасно! Сопротивляйся с помощью "Самозащиты", нового увлажнителя (moisturizer) от компании "Макс Фактор" (Max Factor)!"

В краткой телеге, которую организаторы прогнали по прибытии, была отмечена дубовая тупизна месседжа и необходимость немедленно поправить ситуацию при помощи клея, краски и бумажки. Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи! Гоп-компания дружно попёрла на крышу. Через час работы двусторонний биллборд блистал искромётным народным юмором. На одной стороне значилось: "Борись с дерьмом с помощью "Самоуважения"!", на другой - "Сопротивляйся с помощью "Саморазрушения" - нового насмерть-замочителя (mutilator) от компании "Хренакс Фактор" (Ax Factor)!"
 
Было бы странно, если бы настолько остроумная идея не получила дальнейшего развития. Этого и не случилось. Охваченные пламенным энтузазизмом при мысли о гигантских возможностях использования рекламных площадей для самовыражения, члены "Суицид-клуба" Джек Нейпьер и Ирвинг Гликк вступили между собой в тайный сговор. Короче говоря, это уже и был Billboard Liberation Front.

BILLBOARD JUNGLE

Первым делом утвердили правила игры. Приняли большинством голосов, что жёстко вандалить рекламу не стоит. Все улучшения биллбордов должны быть обратимы, значит, ничего намертво не клеить и аэрографом не мазать. Остальное - на усмотрение злостной и социально озабоченной фантазии освободителей. После выбора подходящей цели начинался пре-продакшн: подбирались нужные цвета краски, размеры и начертания шрифтов, графические символы и аппликации. Налёты на доски производили в тёмное время года, предварительно переодевшись в спецовки с надписями на спине с целью закоса под реальных поклейщиков.

Классическим хитом сан-францисских сталкеров стало улучшение девяти щитов с рекламой сигарет "Fact" на центральных улицах. Чел предпенсионного возраста на постере продвигал слоган: "Я - реалист (I'm realistic). Я просто курю "Facts"". После нехитрых манипуляций дедуля на плакате уже не иллюстрировал ничего, кроме своих болячек: "Мне реально хреново (I'm real sick). Я просто курю. Факты". Жирная стрелка от слова "Факты" протянулась к и без того имевшему место на плакате предупреждению Минздрава США о том, что курящие люди кончают раком. Из всех видевших этот пранк, пожалуй, только производители палочек здоровья не согласились бы с тем, что реклама улучшилась, по меньшей мере, в девять раз.

"Ты можешь вырубить / разбить / пристрелить / хакнуть свой девайс - или любым другим способом избежать рекламы по ТВ, радио и компьютеру. Тебя нельзя заставить покупать журналы и подписываться на газетки. Ты можешь натравить ротвейлера на коммивояжера. Но все эти виды рекламы кажутся безобидными по сравнению с Рекламой, которой не в силах избежать никто, не будучи при этом прикованным к постели доходягой или человеконенавистником. Конечно же, мы имеем в виду Рекламный Щит."

ЩИТ И МЕЧ

Дурной пример заразителен, поэтому в ряды фронта скоро потянулись косяками все окрестные хулиганствующие радикалы с творческим складом ума. Прежде чем быть допущенными до собственно креатива, салаги получали прописку, состоявшую в патрулировании улиц и объектов, прилегавших к месту акции. В то время, как старшие товарищи, не покладая рук, доводили до ума очередной скучный щит, новички наблюдали за ситуацией, изображая из себя ночных праздношатателей, хулиганов, алканавтов и бомжей.

В случае появления поблизости полицаев креативщикам сигнализировали по рации, что пора делать ноги. В то же время специально обученные кадры тщательно фиксировали эволюции объекта на фотоаппарат. Снимки предназначались для пресс-релизов, которые рассылались по утренним газетам, если, не дай бог, никто ещё ничего не заметил.

Удивительно, но за всё время существования Фронта его членам удавалось избегать фул-контактов с законом, хотя адреналин иногда капал из ушей. Как вспоминает Джек Нейпьер, однажды он и его коллега, граффитист и по совместительству пресс-агент BLF Саймон Вагстафф, наклеивали розовый лифчик на волосатую грудь чувака из рекламы "Camel". Внезапно прямо под ними припарковался патруль. В угаре Саймон не нашёл ничего лучше, как избавиться от улики - ведра с резиновым клеем. Ведро, звеня и подпрыгивая, приземлилось в паре метров от полицейского багажника.

К счастью, копа больше интересовало кофе и какие-то там отчёты, которые он неторопливо читал следующие полтора часа…

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Песец подкрался незаметно, тихонько шевеля ушами. Молодые герильерос рано или поздно вставали перед необходимостью делать цивильную карьеру. Некоторые преуспели в этом настолько, что во второй половине восьмидесятых численность Фронта упала до несерьёзных величин.

В это же время BLF-самодеятельность наконец-то открыла глаза отдельным компаниям на (отстойное) качество их пропаганды. Сбылись самые худшие опасения лидеров Фронта. Убедившись в том, что с мэйнстримовыми методами агитации вылет в трубу неизбежен, рекламщики обратились к альтернативным источникам вдохновения, первым из которых оказался… сам Фронт Освобождения. Кампании брэндов вроде "Plymouth Neon" и "Captain Morgan" были построены на спионеренной внаглую тактике BLF - содержание рекламы было пранковым и нелепым, а сам щит выглядел так, как будто его только что "улучшили".

В ответ на наглый происк мировой буржуазии классовая борьба шагнула с рекламных щитов на витрины супермаркетов. В арсенал Фронта добавились манипуляции с неоновыми вывесками. В результате каждый посетитель мегамолла в ХилЛСДейле, подъезжая к злачному месту, обозревал громадные светящиеся буквы "LSD". И, под ними, чуть поменьше: "Чудеса начинаются".

"Реклама определяет наш мир. Она создаёт и наше внимание к рекламному образу, и саму культуру потребления, которая всецело впечатляет и вдохновляет всех желающих общаться с согражданами этим глубокомысленным способом. Ясно, что Тот, Кто контролирует Рекламу, говорит от имени нашего времени."

С.С.С.Р. (Щ.)

С этого момента количество клиентов Фронта, усовершенствованных при помощи ножниц, опять пошло в гору. Изгалению успешно подверглись такие мегабрэнды, как "Apple", "Levi"s" и Арнольд Шварценеггер, точнее, его предвыборная агитация. И хотя планировать новые акции с годами становится всё сложнее - со времени "хренакс-фактора" пиарщики тоже малость подросли в районе головы, - постаревший, но не отрекшийся от своих допубертатных иллюзий Джек Нейпьер до сих пор надеется, что когда-нибудь у каждого из нас будет Свой Собственный Свободный Рекламный (щит). А лишние биллборды завалят набок и запустят на них стэндап-комиков и брейк-дансеров.

СДЕЛАЙ САМ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ОСВОБОДИТЕЛЯМ

Родина наших предков - единственное место, где Billboard Liberator'ы пока ещё не развернули бурную деятельность. Во-первых, холодно. Во-вторых, большинство рекламы, висящей на наших биллбордах, типа "Сосу за копейки" или "Ибица даёт", испохабить практически нереально - она уже и так. Тем не менее, если ты знаешь способы улучшить содержание близлежащих рекламных щитов, полезно помнить, что:

1. Самые смешные улучшения - самые простые. Есть масса слоганов, смысл которых станет противоположным после изменения двух-трёх букв. Было "HOTEL ESSEX" - стало "HOT SEX".

2. Иногда достаточно налепить в нужное место нужный символ - знак радиации, череп, смайлик или вибратор.

3. Хорошая идея - комиксовый текстовый пузырь со словами, произносимыми от имени рекламного персонажа.

4. Размер букв и изображений на щите можно замерить по фотографии, если знать действительный размер щита.
 
5. Определить цвет графики и начертание шрифтов помогут редакторы и дизайнерские программы типа "Фотошопа" и "Кварк-Экспресса".

6. Клеить улучшения на щит надо так, чтобы городские поклейщики могли легко отодрать их без ущерба для рекламы, иначе могут обвинить в умышленной порче муниципального имущества.

7. Планирование акции - залог успеха. На подходах к месту проведения выставляются наблюдатели, держащие связь с креативщиками при помощи раций или мобильных телефонов.

8. Одиночные действия на высоте без страховки исключены. Идеально, если монтаж выполняется человеком, имеющим навыки промышленного альпинизма.
 
9. Улучшенный биллборд фотографируется. Фото вместе с пресс-релизом оперативно передаются в газеты через новостные агентства или знакомых журналистов.

10. Улучшать щит при помощи матов и туалетного юмора не рекомендуется. Расценят как наказуемое законом хулиганство или вообще не обратят внимания, этого добра хватает и без вас.

ПЯТЬ ЛУЧШИХ РАБОТ BILLBOARD LIBERATION FRONT

1. САМ ТЫ НАТАША

http://billboardliberation.com/images/turk/turk.jpg

Выдающаяся по замыслу и гениальная по своей простоте работа. В слогане "Единственный в своём роде" ("One Of A Kind") не улучшена ни одна буква, просто горячий турецкий парень почему-то носит женское бельё, отсутствовавшее в оригинале. Теперь понятно, почему у девушки сзади такое выражение лица: среди её знакомых он, наверное, действительно один такой, противный...

2. НА ХУТОРЕ МЫ БЫЛИ



Щит интересуется: "Куда бы ты хотел пойти завтра?" В виду имеются концерт-проповедь "Билли Грэм и Друзья" и рай в перспективе, поскольку палец показывает в небо. Шутка в том, что изначально это был совсем другой палец. Соответственно, после доработки изменилось и направление посыла, а все прочитавшие пойдут куда угодно, только не в рай и не к Билли Грэму.

3. НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

http://billboardliberation.com/images/ronald/ronald1_lrg.jpg

Сложный креатив, включающий в себя масштабные графические и пластические изображения. В работе над усовершенствованием биллборда BLF помогал известный художник Рон Оф Зе Ист, оформлявший книгу о вреде питания в Макдаке. Его кисти принадлежат жирные фигуры клоуна и инопланетянина по бокам от логотипа на щите. На переднем плане кукла Рональда Макдональда запихивает бутер в рот стоящему перед ним на коленях пацану, отсуперсайзженному в бигмачной до шестидесятого размера. Такое вот творческое переосмысление реальной рекламной кампании "Служить человеку", посвящённой пятидесятилетию со дня рождения McDonalds.

4. ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ



"И как я ещё не сдох?" Похоже, что у BLF какие-то личные счёты с несчастным верблюдом-наркоманом. Биллборд капитально доработан. Если присмотреться, сквозь парнокопытную морду проступает специально установленный неоновый череп. Вторая половина "слогана" ("dead yet?") - тоже домашняя заготовка, подключенная при монтаже.

5. СЛУЧАИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

http://billboardliberation.com/images/shit/shit_happens.jpg

Фронт Освобождения Биллбордов борется за грин-пис и экологию. В данном случае - протестует против использования компанией "Exxon" нефтехимикатов при производстве асфальта. Оригинальная надпись: "Случился хит - новый X100 от "Exxon"!" Что случилось с "Exxon" в результате лёгкой доработки, не хочется даже переводить, чтобы не портить себе аппетит.

При подготовке материала использованы отрывки из "Манифеста BLF" Джека Нейпьера и Джона Томаса.

Журнал "Хулиган", март 2006.


Рецензии