Танцы Под Током

БРЕЙК-ДАНС, ХИП-ХОП, САМ СЕБЕ КОЛЕНКОЙ В ЛОБ

Фэны "Терминатора" и "Матрицы" могут расслабиться. Машины никогда не будут нас порабощать и юзать вместо батареек - сдалось им? Мы сами навставляем себе микрочипов, подключим мозги к Интернету и заведём Aibo вместо хомяков и тараканов. А двигаться как роботы человечество и так умеет уже тридцать лет.

Брейкданс. Танец человека в тисках электрического мира. Космические видеоигры и фильмы с Брюсом Ли, стробоскопы и брейкбит, напряжение растёт. "Я твой слуга, я твой работник" - железный голос техно-идолов KRAFTWERK. Чтобы развлекаться на роботизированном танцполе, надо самому стать роботом.
На самом деле, всё было не совсем так. Ребята просто танцевали и ловили свой кайф. А весь этот технотронный бред придумали гораздо позже.

Я СПРОСИЛ У ДЯДИ МИШИ - КТО ПРИДУМАЛ ТАНЕЦ СЕЙ?

У истоков брейк-культуры стояли три культовых ди-джея. DJ Грэндмастер Флэш, первым употребивший слово "рэп". DJ Грэнд Визард Теодор, придумавший скрэтч винилом. И DJ Кул Херк, злодейски зарезанный в конце семидесятых, изобретатель брейкбита.
Задача ди-джея - заставить народ танцевать напропалую. Кул Херк первым начал выдирать из фанк и соул композиций барабанные сбивки и инструментальные брейки и заводить их по десять раз подряд. Всякие там тексты и вокалы, по его мнению, только отвлекали от главного занятия. Во время звучания миксов на танцпол выбирались наиболее оголтелые танцоры и начинали по-всякому давать дрозда. Их-то и прозвали b-боями. Брейк-бой - чувак, танцующий во время звучания брейка, а брейкданс - танец во время брейка, а уж никак не "ломаный танец". Того, кто скажет такое, можешь смело назвать гонщиком.
Движения би-боев сначала повторяли танец goodfoot, названный в честь одноимённой песенки Джеймса Брауна. Из кунгфуистских фильмов в пляски просачивались движения из карате, капоэйры, камары. Это были дичайшие выкрутасы ногами, часть которых потом перекочевала в нижний брейк. Верхний брейк был скорее акробатическим, чем силовым, но и его ещё никому не удавалось освоить с полпинка. Акробатика, сила и динамика - всё это брейкданс.

ДЯДЯ МИША МНЕ ОТВЕТИЛ: "БРЕЙК ЗРОБИЛЫ У США"

Место и время действия: семидесятые, Бронкс, N.Y.C., игровая площадка "Happy Warrior" на углу Девяносто Восьмой и Amsterdam St. Культовое место, на котором проходили первые би-бойские батлы и джемы. Брейк-тема круто повлияла на молодёжный бандитизм - стало возможным выяснить отношения танцами, а не лупить соседний квартал. Кто круче зажёг, тот и король.
В это же время брейкданс, рэп и граффити переплелись в одну хип-хоп культуру, вылезшую на свет из мрачных кварталов Бруклина, Бронкса и Кони-Айленда. Поскольку жизнь в чёрном районе - занятие не для слабонервных, культура, наоборот, была яркой, угарной и музыкальной. Плацдармами брейкеров стали школьные спортплощадки, батлиться на которые собирались толпы в белых кроссовках и с большим серебристым мафоном. По известному принципу "стенка на стенку" танцоры из разных кварталов объединялись в команды, из которых уже тогда выделялась талантливая Rock Steady Crew. Также особый статус имела площадка у 181 Public School в Бруклине, где лично жёг изобретатель рэпа Грэндмастер Флэш.
По мере роста движухи на брейкеров обратила внимание полиция. В 1980 году танцоры High Times Crew были впервые арестованы за танцы в вашингтонском метро - нельзя, оказывается! Скандал попадает на телевизор, "Нью-Йорк Пост" печатает первые фото брейкдансеров. Масса народа с интересом узнаёт, что есть какие-то брейкеры, которые делают руками и ногами та-акое…

БРЕЙК-СЛОВАРЬ

Волна - прыжок на пол с прогибом и вращение на спине.
Гвоздь - вертикальная прокрутка на голове, ноги вместе.
Глайд - различные варианты лунных дорожек ("moonwalk").
Даласал - кручение ног вокруг себя.
Дать гвоздя - закрутить на голове без рук.
Дорожки - это когда ноги бегают вокруг тебя. Начальное движение, имеет множество вариантов, например, часики.
Кингтат - движения руками.
Крэк - кручение на руке с подпрыгиванием.
Локкинг - танец на ногах c резкими фиксациями рук.
Пауэр мувз - крученые элементы и связки между ними, в основном, силовые фишки.
Свеча - прыжок сверху на прямую руку и вращение на ней.
Степ - движения на ногах.
Татл - бег на руках вокруг себя и кручение на руке.
Топ или ап-рок - перемещение с ноги на ногу перед заходом на нижний элемент.
Фляк - кручение на голове назад через руки.
Фриз - фиксация положения тела при выполнении элемента.
Футворк - движения ногами, например, переплетение и расплетение.
Электрик-буги - пластичные движения руками, ногами и телом, петли, волны и другие движения в стиле "робот".

МОЁ КУНГ-ФУ ЛУЧШЕ ТВОЕГО

Мода, как водится, чуть было не угробила хорошую идею, но это было потом. Пока что брейкданс попал в мультимедиа и вызвал тотальную истерию. Rock Steady Crew выступили со своим шоу в театре Линкольна и на канале ABC. Уже почти перекрашенный Майкл Джексон делает "moonwalk" в прямом эфире и девочкам сдвигает крышу. Оформляются центровые танцевальные стили брейка - электрик-буги, робот, кингтат, футворк, поппинг, локкинг.
Выходят главные фильмы про брейкданс - документальный "Wildstyle" и игровой "Flashdance", воспринятый многими трушными брейкерами как помойка. Тем не менее, "Flashdance" вселил в начинающих танцоров надежду въехать на брейке в Голливуд, и тема успешно продолжала развиваться. Апофегеем мэйнстримовой популярности брейка стало выступление более чем ста танцоров на закрытии летней Олимпиады в Лос-Анджелесе.
Начиная с середины 80-х би-боинг уступает рэпу первое по значимости место в хип-хоп культуре. Почему - понятно: любая мода ведёт к пресыщению. Незамысловатый и ненапряжный рэп оказался гораздо ближе среднему человеку с улицы, чем танец, требующий офигенной физподготовки. Несмотря на появление национальных школ, брейкданс фактически сдулся на десять лет.

РУССКИЕ ПРИШЛИ

Запоздалый расцвет брейка в СССР был завезён из Прибалтики, традиционно бывшей рассадником хиппизма и безобразия. Самые крупные брейк-фесты восьмидесятых в СССР "Breiks" и "Modern Tants" проходили в Риге и Таллине. В Москву брейкданс забросил Геру Лайтис, один из самых ярких дансеров того времени. Через короткое время число русских звезд пополнили Игорь Захаров и Артур Игнатов из команды "Меркурий".
Первыми брейкерами-любителями, естественно, стали мажоры, у которых водилось достаточно времени и денег, чтобы зависать в танцевальных кафе и оттачивать стиль. Папы возили из-за бугра видаки и кассеты, среди которых был и "Flashdance", и "История хип-хопа". Поскольку чёрных кварталов в Союзе не наблюдалось, брейк-crew тусовались не на улицах, а в различных ДК, клубах типа "Молоко" в Олимпийской деревне и подвалах под видом секций. Исключением был Старый Арбат, на котором одного пенсионера хватил припадок при виде того, как брейкеры корчат из себя роботов и ходят, натыкаясь друг на друга.

ПЯТЬ ВЕСЁЛЫХ ТЕМ ПРО БРЕЙК-ДАНС

1. Японский брейкер Aichi поставил мировой рекорд по кручению на голове - 93 оборота. О глубине дырки в полу ничего не сказано, наверное, тоже рекордная.
2. "Moonwalk" - не изобретение Майкла Джексона, это движение придумали мимы ещё до брейкдансеров. Как говорят профи, Джексон танцует попсовый вариант верхнего брейка.
3. Среди брейк-постановок существует американская версия "Ромео И Джульетты". Все исполнители говорят рэпом и передвигаются брейком.
4. 21 февраля в Лас-Вегасе официально объявлено Днём Rock Steady Crew.
5. Папа Римский Иоанн-Павел II благословил брейкданс, назвав его "несомненным божьим даром" и записал альбом проповедей под техно.

АССА НА КУРЬЕРЕ

Колоритных челов с узкими очёчками и ломаной пластикой скоро заметили киношные деятели. В отличие от забугорно-развлекательного кино с брейкдансом, наши опусы носили перестроечно-чернушный характер. Кого-то там разоблачали, чему-то поучали, искали невнятные идеалы. Имхо, большинство картин потерпели успех исключительно по поводу приглашённых брейкдансеров, чем по какой-то другой причине. Самыми известными в серии стали ленты "Курьер" и "Танцы на крыше", остальные были забыты историей после упадка моды. Снимать дансеров в качестве культурного фона намеревался Соловьёв в "Ассе", однако маэстро убедили, что "русский рок" с его истошной социальщиной подойдёт гораздо больше.
К этому времени на обломках СССР произошло ожидаемое сращение брейка и хип-хопа. Известная команда "Da Boogie Crew" продвигала уже не техноидные, а хип-хоповые ценности. При этом из брейка в рэп успешно мигрировали такие будущие рэп-идолы как Дельфин, Мутабор, Влад Валов и Михей - последние двое танцевали в команде, которая так и называлась "Bad Balance".

DA BATTLE RAGES ON

Во второй волне интереса к би-боингу, поднявшейся лет десять назад, виноват Интернет. Тусить не выходя из дома с коллегами за бугром стало легко и непринужденно. Не говоря уже - объединять усилия.
Самым крупным европейским событием 1997 года стал фест "Fresh 97", на котором состоялся мощный камбэк брейка, ди-джеинга и граффити в массы. В России на телевидении ротируются клипы Da Boogie Crew - уникальная тема, если учесть, что клипы снимались не на песню, а на танец. С 2001 года начали проводиться состязания брейкдансеров "Battle Of The Year Russia", OPEN, "Top 30". Российские команды взялись за постановку собственных шоу, таких, как спектакль питерской TOP 9 Crew "Акценты". А в Москве уже давно функционирует учебная брейкданс-студия "Волнорез", в которой олдовые брейкеры занимаются подготовкой молодых кадров.
Так что мировая роботизация идёт по ранее намеченному плану. Киборги-убийцы могут спать спокойно.

Журнал "Хулиган", март 2006.


Рецензии