Виктор Зинчук. 12 Ответов Магистра

Виктор Зинчук: "Я - металлист, но уважаю "Фабрику Звёзд"!"

Из этого текста вы не узнаете о том, что гитарист Виктор Зинчук умеет играть "Полёт Шмеля" со скоростью двадцать нот в секунду, за что и попал в Книгу рекордов Гиннеса. Вам не расскажут, что он - почётный Магистр и профессор Академии наук Сан-Марино и заслуженный артист России. И информацию о том, что его руки однажды были застрахованы на сумму в полмиллиона долларов, искать здесь совершенно напрасно.
Поскольку всё это хорошо известно каждому уважающему себя меломану, будем считать, что с представлениями покончено. Имя "Виктор Зинчук" уже давно говорит само за себя всем, кто успел обзавестись парой музыкальных ушей. В связи с этим нам не оставалось ничего другого, как отправиться на презентацию новой пластинки Виктора "Двенадцать Гитар Магистра" и настырно выспросить у "мистера Неоклассика" всё, о чём вы давно хотели узнать, но боялись спросить!

"БУМ": Два Ваших предыдущих альбома назывались "Неоклассика" и "Неолирика". Ваша новая пластинка - это "Нео"-что?

Виктор Зинчук: "Неолирика-II", наверное. Сначала была "Неоклассика", потом "Неолирика", потом "Амадеус 146", это была как бы "Неоклассика-II", а сейчас - "Неолирика-II". Это очень качественно сыгранная популярная музыка. Популярная в мировом, а не в российском понимании. Ведь, скажем, "Романс" Бетховена - это популярнейшая музыка, которую знают и слушают все. И я надеюсь, что так будет и у нас.

"БУМ": Почему Вы не пишете песен, не поёте сами или не работаете с вокалистом? Ведь в русском роке тексты чуть ли не важнее музыки?

В.З.: Я раньше пел, мне писала тексты Маргарита Пушкина, известный наш рок-поэт. В концертах клубных я позволяю себе до сих пор спеть рокенрольчик или даже парочку. Но всё равно музыка начинается там, где слова заканчиваются. Она тогда более глубокая, мудрая. И поэтому я не боюсь времени, мои диски продаются и востребованы, их открывают для себе всё новые слушатели. Но для меня серьёзная музыка - это и "Поп-корн", и "Кукарача"!

"БУМ": Вы говорите со слушателями на языке классики. Вам не кажется, что классическая музыка - это мёртвый язык, ведь новых Бахов и Моцартов нет?

В.З.: Конечно, я представитель классической школы, в том смысле, что играю по нотам. Хотя я играю и джазовые, и роковые вещи, классика позволяет делать это качественно. А классика - это не мёртвый язык, что вы! Многое из того, что заявляется громко как новое открытие, лет через десять людьми забывается. Как начёсы, джинсы-бананы - сначала все хотят в этом ходить, а через десять лет это выглядит уродливо. Многие явления музыки, которые себя позиционируют так, что классика фигня, классика мертва, жизнь поставила на свои места. Это живёт в веках и нужно всем, иначе бы я здесь не сидел!

"БУМ": Виктор Иванович, есть мнение, что Вы - это русский Ингви Мальмстин…

В.З.: Ну и хорошо! У меня нет ни одного диска Мальмстина, я никогда его не слушал и не подбирал! Я снимал Джимми Хендрикса, Джо Сатриани - общался с ним, когда он приезжал сюда на мастер-класс. Я лишь сыграл "Каприс" Паганини так, как его написал Паганини. А прозвучало это актуально, вот и получился Мальмстин.

"БУМ": А Мальмстину бы понравилось, если бы его назвали шведским Виктором Зинчуком?

В.З.: Не знаю, я об этом не думаю. Я делаю своё дело, и всё. Не мечтаю на этот счёт, мне всё равно, абсолютно до лампочки! (Смеётся).

"БУМ": Исполнение пьесы "Полёт Шмеля" со скоростью двадцать нот в секунду - это достижение музыкальное или спортивное?

В.З.: Чисто спортивное, от музыки это далеко. Странно, что некоторые люди до сих пор приходят на концерты и хотят услышать "Полёт Шмеля" с бешеной скоростью. Хотя я это и играю, но главное в концерте - это музыка, а техника необходима просто для того, чтобы исполнять сложные произведения и на хорошем уровне.

ДВЕНАДЦАТЬ ФАКТОВ БИОГРАФИИ ВИКТОРА ЗИНЧУКА

- Виктор Зинчук - первый гитарист, получивший звание заслуженного артиста России за последние десять лет.
- На первых концертах Виктора многие не понимали, как можно играть и при этом не петь. Люди подходили к звукорежиссёру и говорили: "Нажми на кнопку, дай спеть ребятам!"
- Виктор - обладатель солидной коллекции гитар, в которой есть экзотические инструменты типа укулеле, бузуки и лютни. А чтобы привезти из Германии кельтскую арфу, Виктору пришлось покупать огромный чемодан.
- Среди проектов Виктора - работа с монстрами итальянского хэви FIL DI FERRO, популярных в Италии, как "Ария" в России!
- А ещё его звали к себе играть английские звёзды рок-н-ролла STATUS QUO - отказался. Дома и стены играть помогают.
- Футбольная команда звёзд эстрады "СтарКо", в которой Виктор играет нападающим, однажды уделала английских коллег со счётом 7:0!
- После этого у него украли билет и паспорт, и обратно на родину Виктор попал только благодаря российскому посольству.
- После очередной спортивной травмы Виктору пришлось убегать на свои гастроли из больницы на костылях, в гипсе и футбольной форме. Искусство требует жертв!
- Кстати, идея сыграть "Полёт Шмеля" быстрее всех в мире пришла в голову маэстро также во время вынужденного бездействия со сломанным ребром.
- Пластинки Виктора Зинчука поставили сомнительный "рекорд" среди инструментальных альбомов по количеству выпущенных пиратских копий…
- На съёмках нового видеоклипа Виктору пришлось провести четыре часа в настоящем космическом скафандре, изображая игру на гитаре в космических перчатках.
- Виктор Зинчук - первый человек, вышедший на сцену концертного зала имени Чайковского с банджо и электрогитарой.

"БУМ": Вы обещали, что рекорды игры на скорость будут продолжаться, но уже под водой и на Северном Полюсе. Это шутка такая была?

В.З.: Я бы с радостью, но увы, коленка разбитая беспокоит. Я три месяца ходил на костылях, посетил все моря, от Средиземного и Чёрного до Балтийского, но, видимо, придётся всё-таки делать операцию. Поэтому насчёт того, чтобы спуститься с аквалангом - это вряд ли. Хотя, может, что-нибудь придумаем, было бы здоровье.

"БУМ": Что Вы думаете о перспективах гитарной музыки в России? Вас не смущает, что молодых продолжателей Вашего дела нет в эфире?

В.З.: У меня много учеников - приходят ребята молодые, говорят: "Спасибо, Виктор, мы на Ваших дисках учимся, подбираем, потом пытаемся сыграть что-то своё". Во-вторых, непоявление в эфире того или иного гитариста не означает их отсутствие как таковых. Мы недавно играли с группой CROSSROADS, с Сергеем Вороновым. Этот человек тоже нечасто появляется на радио и ТВ, но он великолепно играет блюз, и чем взрослее он становится, тем лучше он его играет. Есть ещё интернет-сайты, порталы, куда посылают записи многие гитаристы - начиная с "Голубого Вагона" в стиле рок и заканчивая обработками классики. И я чувствую, что я тоже приложил к этому руку.

"БУМ": А если бы Вы пришли учиться к самому себе, чему бы Вы научились у себя в первую очередь?

В.З.: Я бы себя подучил. Процесс обучения - он обоюден. Не только ученик учится у маэстро, но и наоборот - наставник совершенствуется, объясняя что-то, открывая для другого. Поэтому я бы и сам у себя подучился, будучи и в одном, и в другом лице.

"БУМ": Быть музыкантом в нашей стране - дорогое удовольствие. Только честно: молодому рокеру стоит продолжать заниматься своим делом, или лучше продать гитару и пойти в менеджеры?

В.З.: Я хочу давать надежду, что это будет востребовано. Посмотрят на Зинчука, и кто-то увидит во мне массу недостатков, захочет сыграть лучше: "О, да я так тоже умею". А потом люди станут на этот путь и поймут, что гитара - это вечно живой инструмент. Начиная с эпохи Возрождения, когда была завезена лютня, потом в Испании появилась гитара. Потом, в двадцатом веке появились электрогитары, сейчас гитара может звучать как целый оркестр симфонический с помощью компьютера - всё это говорит о том, что гитара развивается. И уж поверьте мне - если бы это было ненужно и не востребовано, то не было бы такого разнообразия.

"БУМ": Поточные поп-производства типа "Фабрики Звёзд" - это хорошо или плохо?

- Я отношусь к ним уважением. В институтах тоже учатся люди, которые будут звёздами в своей профессии. И учатся такие, которые скажут: да на фиг мне быть инженером, пойду лучше на рынок торговать. Во всём есть перекосы, но в этом не виноваты девчонки, которые искренне на "Фабрику" приходят, думая, что артист получает столько денег, что летает на своём самолёте! За три месяца ничему научиться невозможно, но я видел, как работала Юля Савичева, и ещё раз проникся уважением к ней. Я видел Пьера Нарцисса, когда он только начинал, и как он поёт сейчас на концерте - он даёт фору уже многим ветеранам!

"БУМ": Я часто слышу от молодых фанатов: "Зинчук - металлист, Зинчук - рокер, Зинчук наш". Что на это может ответить заслуженный артист России, сидящий сейчас передо мной в дорогом белом пиджаке?

В.З.: А я играю везде - и в ночных клубах, и в рокерских! Гитара - это универсальный инструмент и может жить в разных ипостасях. Скажем, Джо Сатриани по-своему несчастен, потому что всю жизнь вынужден играть одну и ту же музыку. А я изменяюсь, мне интересно играть и в стиле диско, и кельтскую музыку, и классическую, но на акустической гитаре. Но я и "Скерцо" Баха, и Паганини играю в жёстком стиле, и рокерство моё остаётся!

Журнал "Бумеранг", апрель 2006.


Рецензии