Бабушкина сказка

- Собирай нитки аккуратно...помни, что ты лучшая,-
 Бабушка смотрит на меня с прищуром, и улыбается с гордостью. Она всегда смотрит на меня   так, если только не хлопочет на кухне у плиты.
- Моя мама, - рассказывает она,- служила шеф - поваром у польских панов, и ещё в Румынии,
 у князя в семье. Они одевали своего сына как девочку, и меня брали в дом, чтобы я дружила с ним.

Бабушка из дворянской обедневшей семьи, родилась незаконорожденной. Отец её, сосланный из Петербурга на западную границу, из революционеров, познакомился с её матерью, которая жила, где сходились Румыния, Польша, и Малороссия; и погиб ещё до её, бабушкиного рождения.
 Это считалось позором, - быть ребёнком вне брака, и родные отвернулись от них с матерью.
Эмилией звали её.
Только одна из сестёр, незамужняя тётя Женя, жалела их. Это она подарила бабушке единственный подарок - копеечные серёжки.

Когда пришло Рождество, мать Эмилия не смогла устроить праздник для дочери, и дала последние  десять копеек. Бабушка купила леденцов, и украсила высохший в поле хвощ.
На макушку хвоща она привязала кусочек ёлки, найденной у соседских ворот. Когда Эмилия увидела эту "Ёлку", то залилась слезами...

- Она плачет - плачет...,- рассказывает бабушка, покачивая головой, вспоминая.

У моей бабушки золотые руки. Всё, к чему она прикасается, прекрасно. Это свойство
она передала мне. Она вышивает лучше всех, и готовит, и шьёт, и вяжет.
Но самое её любимое - учиться!
Бабушка закончила 4 класса. Раньше в Гимназии надо было платить "аж 25 рублей за 3 месяца", это пансион. Гимназия находилась за 20 вёрст от села, и она шла туда босиком,
берегла обувь. Была первая ученица в классе, а мимо на четвёрках лошадей везли троечниц...

Когда бабушке было 12 лет, её мать Эмилия вышла замуж, и родились ещё дети. За бабушкину учёбу отчим платить не стал, а посадил её дома, детей нянчить.

- Это мой братик серьгу дёрнул, порвал ухо,- смеётся она.

Когда дети подросли, бабушку отправили  нянькой к дальним роственникам.
Несладко жить в чужом доме. Было ей 17 лет...

Мимо проезжал полк, и один офицер загляделся на молодую светловолосую красавицу.
Было моему деду в ту пору около тридцати.
Тут и Гражданская Война.

- А знаешь, какое хорошее лекарство Йод? - спрашивает бабушка, - мы в войну только им и спасались.
 Она смотрит впереди себя, и перед её взглядом проходит что - то неведомое, чего никогда не постичь нам....
- Ну вот, приехали мы в Сибирь...

Истории бабушки бесконечные, нескончаемые. Я рассчёсываю её волосы; а она учит меня вязать крючком.

- Моя мама могла подать на стол жареных уток, как живые были, в оперении, и на проволочках, в " полёте". А мы учились на воробьях...
- А у приготовленного зайца, переврачивали квадратиками сало, и он казался белым.

Я смотрю, как бабушка потрошит курицу, кладёт печень и желудок под разные крылышки.
Когда приходит весна, бабушка открывает балкон, и сидит на солнце. Рядом с ней, в деревянном ящике, прорастают её любимые цветы ноготки. Как-то я их " прополола ", и бабушка долго причитала над ними...
 Тогда я не знала ещё, что так же буду причитать, когда самое большое горе придёт;
цветки, взошедшие в ящике, были для неё как любимые, других ведь нет...

У бабушки маленькая пенсия, 26 рублей. На неё она ухитряется жить, а деньги, что дают её дети, откладывает - подарки им купить на праздники.

- Бабушка, съешь тоже мяса,- говорю я, - иначе не буду
- Ну вот, я уже съела, - отвечает она, показывая куриное запястье

Она выходит во двор, и они с соседскими старушками, вспоминают прошлые времена. Иногда она сидит на скамейке одна.

Бабушка Елена, моя большая Вселенная... Больше, чем мать; больше чем кто-бы то ни было.

(1895 - 1971)


Рецензии
Очень хорошо написано, спасибо за полученное удовольствие. Только то ли я не понимаю, то ли у вас неправильно сформулировано - наверное, позором считалось родить ребёнка вне брака?

Елена Н Янковская   27.02.2009 14:35     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Елена!
Внебрачные дети тоже чувствовали пренебрежение со стороны общества.
Принимали, в том числе, рассматривая всю семью. Это был конец 19, начало
20 века.

Вера Шпакович   27.02.2009 17:26   Заявить о нарушении