Люба-Любушка-Любашка. Часть 2

                Люба – Любушка – Любашка.
                Повесть. Часть 2 (всего частей 21).

                Командировка.

   А на завтра он улетел в срочную командировку. И надолго, на целый месяц. Дело в том, что уже целую неделю бушевал буран. Для Казахстана это обычное дело. И бед разгулявшаяся стихия приносит с собой не мало. Так и в этот раз. Как известно, в степях Казахстана пасутся несметные табуны лошадей – это великая ценность для страны. Пасут эти табуны пастухи. Но лошади в них не совсем домашние – они полудикие. То есть, гуляют сами по себе по степи там, где им вздумается, а пастухи только присматривают за ними, иногда направляя их в местности, где корма больше, да оказывая другую посильную помощь. В результате лошади и крупнее, и здоровее, и пользы от них больше. Ну а стихия – она и есть стихия, страшной силой обладает, несмотря на то, что лошади очень сильные стадные животные, всё же умудряется их разделить на более мелкие табуны. Часто так случается, что многодневная сильнейшая пурга разметает их по бескрайней казахской степи, чем и не забывают воспользоваться волки. Волки обычно стаями держатся неподалёку от табуна, нападая только на обессиленных, больных, да отбившихся от табуна животных. На сам табун не нападают – боятся сильных копыт. Если  табун «разозлить» своей дерзостью, то верная гибель тому, кто рискнул это сделать – страшно смотреть даже со стороны на силу и мощь несущегося табуна, а оказаться под его копытами – верная погибель. Табун, несущийся на всём скаку – смерть для волка. Потому то волки и держатся от табуна в сторонке – они не только сильные, но и весьма умные хищники. А вот когда непогода разметает табуны по степи на более мелкие группки - они тут как тут! И начинается резня! Волки стремительны в своём нападении! Да и кони весьма быстры – могут и друг другу ноги в суматохе поломать. И пастухи в такой ситуации мало чего могут сделать – большие скорости, большие расстояния – поди, успей. Вот тут-то авиация и приходит им на помощь! С воздуха пилоты засекают скопления лошадей и высаживают неподалёку табунщиков. А так как казахские степи бескрайние, то это работа не одного дня. Поэтому свидание на следующий день и не состоялось.
   День за днём собирали пастухи лошадей в табуны. А волки продолжали своё кровавое дело. Пришлось республиканскому животноводческому начальству тактику несколько поменять. Решили предпринять и силовою акцию против хищников, чтобы приостановить неоправданный падеж скота. Надо отдать должное и местному населению – они «под шумок» помогали уменьшать поголовье лошадей, в надежде, что всё спишут на буран и волков. Короче, отправились командированные «всей толпой» в районный центр, оформили соответствующие бумаги на отстрел волков, приняли на борт стрелков, соответствующее снаряжение и «айда войной на волков». Надо сказать, занятное это дело – охотиться на волков с самолёта, интересное и … опасное! Весьма! Волк – умное животное. Его надо «брать» с первого захода. Если с первого захода не подстрелили, то со второго он кидается под фюзеляж, причем – на правую сторону, а там двери нет, поражающий выстрел не возможен. Обычно на волка заходишь на небольшой высоте, оставляешь зверя слева по борту и держишь машину на высоте двух-трёх метров, нагоняя его. Стрелок располагается сидя на полу у открытой двери, пристёгнутый ремнями в целях безопасности, и при появлении волка в секторе обстрела успевает произвести только один выстрел. Как-то подранили одного, но он продолжает быстро двигаться параллельно с табуном. Пришлось пойти на второй заход. Уже немного изучив волчьи повадки, решил тоже схитрить и пилот. Зная, что при повторном заходе волк попытается уйти под фюзеляж, и предварительно, недолетая метров триста до него, даёт ногу вправо. Машина плавно скользит вслед за педалью. Нагоняют волка. При подлёте к зверю он кидается вправо и … оказывается в секторе поражения. Да не тут-то было! Почуяв неотвратимость попадания под выстрел, зверь оборачивается и прыгает прямо на винт самолёта. Владимир успевает среагировать, резко взяв штурвал на себя. Волк ударяется головой о левую лыжу. Трос, поддерживающий лыжу, чиркает волку по шее. Зверь бездыханно падает на землю. Самолёт садится и подруливает к поверженному зверю. Ба, да это не тот волчок, которого обычно можно увидеть по телевизору или в зоопарке. Это огромное животное. Его передние лапы толще ноги человека, а шерсть длиной сантиметров пятнадцать – сверху серая, внутри седая, пасть, а особенно оскал – зрелище не для слабонервных. На такого глянешь и без обиняков поверишь, что он сможет утащить быка на своей спине! А некоторых, подрулив, и не найти вовсе – дело в том, что обладая большим весом и скоростью, подстреленный волк при падении уходит глубоко в снег. Следы есть, а самого волка нужно искать под снегом. Подстрелив, таким образом, нескольких волков, экипаж забирает их на борт и доставляет на базу. При транспортировке охотники предупреждают экипаж быть весьма осторожными. И не зря – во время полёта один из них ожил, зашевелился, открыл глаза, злобно оскалился и зарычал. Но, сделав попытку подняться на ноги, тут же был «успокоен» одним из охотников ударом деревянной кувалды по голове. Благо зимой она всегда находится в салоне самолёта – ею обычно отколачивают примерзшие к грунту лыжи, что нередко случается после посадки машины и последующей длительной стоянке.
   «Навоевавшись» вдоволь самолёт направляется на базу. А на следующий день снова работа: у разбросанных на больших пространствах пастухов, заканчивается пища. А зимой без пищи в степи – не это не какая-нибудь досадная неприятность, и не просто беда, это – верная погибель. Того и гляди, может нагрянуть новый буран, да ещё и не на сутки-двое, а на неделю – бывает и две, с небольшими передышками по несколько часов, в которые обычно резко усиливается мороз. Ну а одна-две недели без пищи, да ещё в мороз, сами знаете, к чему может привести. Поэтому, на следующий день самолёт загружают «под завязку» продуктами и прочим провиантом: мылом, спичками, сигаретами, тёплыми вещами, и айда «путешествовать» от одной пастушьей стоянки до другой, третьей, четвёртой и так далее. Как утром взлетели – и до самого вечера! А руководил этой операцией один пожилой, заслуженный человек - аксакал, старожил с большим стажем. Окружающую местность он знал, как и положено аксакалу - на отменно. После взлёта и занятия безопасной высоты, самолет направился по утверждённому заранее маршруту - от точки до точки, в каждой из которых располагались небольшие зимовки с пастухами. Труд их незатейлив, но не из лёгких – они «присматривают» не только летом, но и зимой за дикими лошадьми, которые большими табунами всю зиму пасутся в бескрайних степях, именно пасутся, добывая себе пропитание копытами из под снега - траву, благо, её под зиму остаётся довольно много. Ну так вот - летит груженый самолёт от зимовки к зимовке, оставляя на каждой из них немного своего груза. Аксакал показывает дорогу - от сопки к сопке, от горушки к горушке (Казахский мелкосопочник - помните, наверное, ещё из школьного курса?). Летали так почти весь день. На каждой стоянке пастухи пытались прилетевших гостей накормить, да времени было маловато - к вечеру надо было успеть всё доставить адресатам. Наконец, всю провизию развезли по точкам. Успели, облетев за день по большой дуге довольно протяженный маршрут. И получилось так, что из аэропорта вылета самолёт улетал в сторону востока, а назад будет возвращаться курсом на север. Удаление от аэродрома до последней точки маршрута было равно примерно девяносто километров. Владимир забрался повыше, чтобы получить возможность настроиться на приводную радиостанцию аэродрома вылета и без каких либо проблем и сильно не напрягаясь - кратчайшим путём прилететь в точку отправления, применив один из способов самолётовождения - полёт на радиостанцию. Ну и только он выполнил вышесказанное, как в кабину заходит тот самый аксакал и говорит, что самолёт не туда, куда надо летит. "Я - говорит - местность эту хорошо знаю, надо лететь туда!". И показывает рукой под девяносто градусов от курса следования (на восток), то есть туда, откуда экипаж только что прилетел. Командир самолёта ему возразил: "Нет, кратчайший маршрут на аэродром базирования из этой точки прямо на север!". Аксакал категорически не согласился. "Ты - говорит - молодой, местности ещё не знаешь, лети куда я показываю!". Вот такой спор у них с аксакалом вышел. Владимир продолжает следовать на север (выполнять полёт на радиостанцию), а аксакал всё не унимается: "Давай спорить, говорит, что ты не туда летишь, наш дом не там – я же ещё не сошел с ума, хотя и старый!". Однако, Владимир, наученный когда-то ещё в летном училище, неудачным спором, взял себе впоследствии за правило никогда не спорить, даже если полностью уверен в своей правоте. Поэтому он и отказался спорить с аксакалом. "Ага - обрадовался аксакал – значит, ты не уверен в своей правоте!?! Что слабо, а?" – продолжал «поджучивать» он. "Нет - парировал пилот - я уверен, что прав, но дело в том, что ...!" И он рассказал ему историю о том давнем своём споре. Дело было ещё в лётном училище. Как-то в казарме я услышал по радио мелодию песни "Жизнь, как ты прекрасна". "Какая красивая мелодия" - высказал я своё мнение окружающим. И название как нельзя, кстати, подходящее - "Жизнь, как ты прекрасна". На что один из курсантов возразил: "А она вовсе не так называется! Она называется - "Удивительная жизнь". И мы прилюдно с ним поспорили на большую и дорогущую в то время плитку шоколада. Я был полностью уверен в своей правоте, так как у меня дома имелась пластинка с этой песней и название она имела именно такое, какое говорил я. Ударили мы по рукам, окружающие разбили и ... через несколько минут мой соперник по спору принёс песенник, в котором было черным по белому написано название песни не в моей редакции, а в его. Вот это да! Ничего не поделаешь - я поплёлся в магазин за шоколадкой. А через несколько месяцев меня отпустили в отпуск на родину. Возвращаясь, я прихватил с собой и ту самую пластинку. По прибытии я показал её всем. Теперь за шоколадкой пришлось бежать уже моему спорщику. Вот поэтому я и взял себе в дальнейшем за правило - никогда не спорить, даже если и полностью уверен в своей правоте. Вот такую историю рассказал аксакалу Владимир, но на него этот довод сколько-нибудь не подействовал. "Да ты просто боишься спорить! - не унимался он - А ещё начальник, командир самолёта!". Задело это Владимира, сильно задело! "Ну, хорошо! - сказал он - давай поспорим, но когда проспоришь, то пенять будешь на себя! А на что спорить будем?" "На бутылку пятизвёздочного коньяка" - предложил аксакал. Хорошо! Ударили по рукам. Летят. Подлетают к аэродрому вылета, но не с восточной, а с южной стороны. Владимир позвал в кабину аксакала: "Гляди внимательно, уважаемый, - это что за населённый пункт?". Аксакал от удивления широко открыл и глаза и рот одновременно: "Мать твою ... вон мой дом!" – и указал пальцем на неприметное строение. "Ну, тогда я тебя и твой экипаж приглашаю сегодня вечером в ресторан!" - признал своё поражение аксакал. Вечером в ресторане аксакал преподнёс в качестве подарка не одну проспоренную бутылку коньяка, а сразу три. И объяснил это так: "Ты - великий человек, коли смог обмануть старого аксакала. Теперь я тоже не буду ни с кем спорить - буду впредь умнее - ты меня научил! Но всё же - расскажи, в чем твой секрет?!". И Владимир рассказал аксакалу, что на самолёте имеется радиокомпас, а на аэродроме - приводная радиостанция. И, так же, показал ему пройденный за день маршрут полёта, выполненный по большой дуге. Аксакал, конечно же, тоже знал дорогу назад, но тем путём, которым они летели – от одной пастушьей стоянки до другой. А назад же они возвращались в пункт вылета по прямой. Вот и весь секрет! "Век живи - век учись!" - сказал на последок аксакал.
   Так незаметно, в трудах, прошел месяц. Командировка подходила к своему логическому завершению. Да и запасы горючего на аэродроме базирования подходили к концу. «Поскребя» по «сусекам», аэродромщики всё же набрали необходимое количество топлива, чтобы его хватило экипажу вернуться на основную базу. Машину заправили и Владимир, наконец-то вылетел домой. Самолёт, словно утюг, «гладил» спокойное небо, а мысли Владимира были только об одном – о встрече с Любашей.

                Рубцов В.П. UN7BV. Казахстан, Астана.

                Продолжение следует.


Рецензии