40-41? соседские отношения

41 соседские отношения

*
*
Magyar Retro Slagerek EGYVELEG

100% ( 2-oras Mix By M.Zozy 2011. )

 EGYVELEG


*

*
Н.Левашов: об Иисусе Христе и религиозном мракобесии

https://www.youtube.com/watch?v=sUbWC2W53Rs

*

Кичливость из-за богатства и вообще кичливость для венгров была достаточно сильно характерна. Во времена социализма они постоянно и с удовольствием повторяли, что они – самый весёлый барак в социалистическом лагере, и это мне настолько приелось, что я подумала – а может, это их специально приучают к такому подходу к самим себе? И тогда не исключено, что с не слишком полезными этому народу целями.
Кстати, сегодня нет больше бывшей соцстраны, у которой были бы такие трудности, как здесь. Её просто «сожрали» собственные руководители. Не знаю, что будет дальше, не знаю, увы. Тут не осталось никакого производства - даже цыплят и тех привозят из-за границы – это в Венгрию-то! В страну цыплят и свиней! Венгрия была сельскохозяйственной страной и преуспевала в этом. Когда стали разметать промышленность, сельское хозяйство ещё приносило много прибылей, один из моих знакомых занимался оптовой торговлей именно что курами и т. д. , он говорил – вы даже понятия не имеете, сколько на этом можно заработать! Да и на вкус эти новые цыплята стали лучше – видать, что не стало бывших «колхозов» - сельскохозяйственных кооперативов – и перестали примешивать к белковым кормам коровью падаль! А ведь было такое. Но может, и заводы таких кормов тоже позакрывали? Не знаю, не ведаю, всё настолько постоянно меняется, что я уже устала за такими делами следить.
Но хвастанье это одно, а вот настоящее доброе и гордое отношение к своим это классно, и скажу прямо – мне нравится, например, как здесь относятся и относились раньше к своим провинциям! Когда я поступила на первое место работы, там были коллеги-лингвисты, они мне привели множество примеров различных диалектов, и всегда с восхищением! Мол, какая прелесть вот этот вот сегедский диалект! И рассказывают анекдот, как можно спутать слова «туман» и «задница», выговаривая их по-сегедски. И т.п.
Кстати сказать, я и сама человек провинциальный, люблю тихие городки, а в этой стране они просто чудные! Я много ездила по провинциальным городишкам, мне нравились и спокойные, неторопливые, миролюбивые, дружелюбные люди, и прелестные постройки стиля барокко, и чистые улички, и отличнейшие ресторанчики-кочма или корчма, и то, и другое правильно! Нравилось особенно, как можно было отовариваться в тамошних продуктовых магазинах – хотя нередко подороже, нежели в Будапеште, но всё было! А вот другие магазины могли быть и намного дешевле! И что мне ещё очень нравилось в этой стране – я могла да и сегодня могу в одиночку гулять по всему городу – что в столице, что в провинциях – хоть всю ночь – и только наслаждаться видом и темнотой и красотой... одним словом, безопасно.

В своё время, ещё пока мы с мужем не развелись, мы нередко ездили на Балатон – и там мне тоже очень нравились большие универсамы, нарядные, чистые, битком набитые отличнейшими товарами и не только продуктами! Например, там всегда можно было купить мячи или другие надувные или ненадувные игрушки, пляжные тапочки, писчебумажные товары, посуду и т.д. Это всё воспоминания времён социализма. Нарядный был социализм, наверное, наряднее всех остальных стран – ну разве только за исключением ГДР. Те жили ещё в десять раз лучше, хотя венгры с этим ни за что не согласятся – ну так и пусть, а я не венгерка, и могу сравнивать без лишнего «локального патриотизма».
Сам Балатон, кстати, как озеро не особенно интересен – вода хоть и впрямь шелковистая, но мелкая, слишком тёплая – свежести мало - но я всё равно люблю – особенно как место для отдыха, с услугами и товарами, нарядными кондитерскими и т.п. А тем более сегодня – столько понастроено великолепных, прекрасных новых усадеб, что огого!

И неинтересность его тут же прекращалась, если начиналась буря! Потому что бури здесь бывали серьёзные. Но я знала о них только понаслышке, и не видела никогда. В плохую погоду делать здесь становилось удручающе нечего, ни тебе кинотеатра, ни чего-либо ещё – сиди в комнате или иди пьянствовать!

А вот в Шиофоке, что приблизительно посередине южного берега Балатона, есть сердечный санаторий. Он знаменит тем, что в нём некогда лечился Рабиндранат Тагор. Когда моя Настя была маленькая, первые три года я была на т.н. «дьеш» - пособии на воспитание детей – и все три года нам на месяц давали дачу для отдыха – давал дядя Томаша, зубной врач, – это было в городке Балатонбоглар. Или просто Боглар. Там у нас уже были свои добрые знакомые, девочки подружились с соседскими детьми, а я восхищалась тем, что тамошние люди всюду ездили на велосипедах – как в своё время в Германии! Мы все дни с утра до вечера проводили на пляже, загорали и купались, а ели мы с Габикой чаще всего рыбу – кстати, хек, даром что морская рыба, его здесь очень любят – малютке Насте же я покупала детские консервы и разогревала их на солнышке! То же самое я делала и на даче – ставила банку с консервами на солнце и не надо было ни печки топить, ни костра, ни газовой плиты зажигать. А консервы были-таки вкусные.
На своей даче я много экспериментировала с приготовлением яств на костре. Например, запекала в фольге овощи с тёртым сыром и ломтиками ветчины или бэкона, варила «гуляш», то есть, по-венгерски «гуяш» - суп с кусочками варёной говядины, кореньями, картошкой и большим количеством паприки. Можно добавлять и галушечки, но никак не вермишель и тем более не макароны! Такой гуляш я варила много раз даже и зимой, под снегом – тут иногда бывали и нормальные зимы, и мы ездили срезать веточки для прививок культурных пород слив и абрикосов. Кое-что даже и получилось! На той даче до сих пор растёт и плодоносит крупными плодами слива ренклод, которую привила я на растущие там дички другой породы слив.

Так вот – назад к гуяшу -  я разводила костёр, а Томаш находил ему прикрытие, чтобы снегу не наваливалось в котелок – и вкус этого супа был необыкновенно хорош!

Томаш был смешной – он настолько не разбирался в природе и деревьях, что ему можно было навешать на уши столько лапши, что просто ужас! Например, однажды он стал показывать гостям, что растёт у нас в саду, и я пошла за ними. Вот это дерево – абрикосовое, а вот это – я подсказываю – огуречное – и он повторяет! – затем – а вот тут растёт – манка! Тоже повторяет! Настолько не разбираться – тут меня уже совсем прорвало и я расхохоталась!

Но вот он-то как раз, как позже выяснилось – меня презирал за мои знания в садовых делах – мол, чего вы хотите, она у меня крестьянка!
Ага. И у мамы, и у папы (сельского происхождения, да!) все дети и племянники окончили высшие учебные заведения – а ведь в тогдашнем Союзе знания давались и глубокие, и основательные, и сдать экзамен без настоящих знаний было невозможно. И тем не менее – крестьяне рода Мартьяновых и Писаренко стали и врачами, и учителями, и научными сотрудниками, и полковниками, и инженерами – а вот Сергей Мартьянов, например, папин племянник – был юристом в Министерстве права, не помню, как это тогда называлось – Советского Союза.
Томаш же хоть и окончил мехмат МГУ, но даже производной брать не научился, и непонятно, как он смог написать и защитить кандидатскую – наверно, просто за недостаточное знание языка им мало занимались – такое, конечно же, случалось в МГУ с иностранцами, и нередко.

А теперь снова насчёт отношения Венгрии к соседним странам. Мы в Союзе тогда соцстраны любили и уважали, как друзей и как нечто особенное, откуда можно многому поучиться. И действительно можно было, и учились мы с удовольствием. Помню, как я читала о том (кажется, в Пионерской Правде), что в Болгарии вдоль дорог насажены фруктовые деревья, специально, чтобы путнику можно было освежиться  и покушать бесплатных фруктов. Кстати сказать, когда мы ездили на машине по Болгарии, мы наткнулись на множество таких дорог, но покушать там фруктов нам не позволили – тут же прибежали откуда-то люди и велели нам прекратить рвать их сливы или абрикосы – уже не помню точно!
Хмм. Но в Москве и по сей день зреют насаженные в школьных садах, на аллеях вокруг МГУ и в других местах бесплатные яблоки и груши. Они росли там уже когда я была студенткой МГУ, да и раньше – во дворе нашего математического интерната №72 Академии педнаук тоже росло множество яблонек, посаженных ребятами на год старше нас в год открытия этой школы. Мы только любовались цветущими деревцами, а вот детишки- сироты младшеклассники очень и очень радовались этим яблочкам, и мне они написали об этом год или полтора назад, когда на сайте Одноклакссники.ру я списалась с теми бывшими «младшеклассниками». которые меня вспомнили – я любила ходить в младшие классы и заниматься  с малышами. Вот такая история с этими яблоньками, очень характерная для тех наших времён и нашего отношения к жизни. Мы были очень хорошее, доброе поколение, ну и естественно, такими же и остались!
Жаль только, что не все из наших живы. А ведь можно было бы ещё жить да жить...
Прекрасная история с бесплатными яблочками – и интересное развитие, да? Сами болгары не сохранили своей великодушной традиции, но зато её сохранили русские!

Поэтому имеет смысл учиться у других народов – один народ забудет что-то хорошее, что он изобрёл – так вместо него его доброе дело продолжит другой.


Рецензии