Баба Ванга смотрит. Рассказ -быль Карагачина

          Баба Ванга смотрит
              Быль
          Краткое предисловие автора.
Это перл,а кто не верит,пусть и не читает и не переубеждает меня - я тоже умею отличать золото от того,что просто блестит,
и всё равно не поверю,что хвалю сам себя.А кто не прочитает,тот пожалеет.

   Это было ещё при Советской власти.Летом.Были студентами на экскурсии в Болгарии...
  Многое видели,-страна небольшая,небогатая,но красивая.Видели и красивое южное море с
таким же прекрасным бездонным голубым небом,и знаменитую  гору Шипку,и город Великую Преславу,столицу Первого Болгарского царства... Интересно,почему бы и нет?.. Правильно,много фруктов!И мало давали хлеба.И было много мух - и потому что южная страна?.. Пусть небольшой народ гордится тем,что имеет,даже если Собор Парижской богоматери - лучше  благодарственного собора Александра Невского...
Но рассказ не об этом,а о том,чего,точнее,кого нам вообще не планировали показать. Познавали мы Болгарию с севера на юг, в заурядном туристическом маршруте, типичном для советского человека, и, откровенно говоря, ожидали увидеть больше,- заграница как-никак!-но, к нашей чести, никто не сказал вслух то, что думал: у нас даже немного лучше... Про бабу Вангу вообще не слышали ни до, ни - долго во время самой экскурсии,и только когда наша группа оказалась совсем на юге страны,в красивых горах, впервые услышали, точнее, и сам толком не знаю,но - быстро среди нас распространилось(сарафанное радио?): "Здесь живёт их знаменитая баба Ванга. Слепая, а всех видит насквозь". Это придавало таинственность,интриговало.
   Да ничего толком мы об этой женщине тогда не знали! Я,например, впервые узнал,что она - слепая, и для себя почему-то решил, что она - слепа от природы,и лишь позже узнал, что не всё так, а ослепла баба Ванга ребёнком.
   - Побывать в Болгарии и не увидеть бабу Вангу? - сказал один из нас,который был
поинициативнее меня,застенчивого.(Кстати,меня инициативе никто не учил,а зря.И неспособный к бизнесу человек может чему-то научиться - и для своей же выгоды,и для блага социалистического общества). - Подумайте уже сейчас,о чём будете спрашивать эту умную женщину,- настраивал нас этот инициативный парень-студент.И безо всякого напряжения,естественно это у него получалось,-на то и лидер.Я больше никогда в жизни этого человека не встречал,и не знаю,получилось ли из него что-нибудь или нет,но разве недостаточно в принципе того,что он уже тогда,в двадцать лет,чего-то добился в жизни? Тоже недаром жил на белом свете,даже если исчерпал себя раньше,чем сам ожидал,-бывает же такое с людьми,которые лучше проявляют себя в молодом возрасте,а не в зрелом.
  Так вот- поездка к бабе Ванге была чем-то вроде самоволки,-запретный плод сладок!
   Лазанье по южным горам было одним удовольствием даже не для альпинистов, ибо высоко мы не взбирались, а тропки были в общем проторённые, даже заблужиться было невозможно. Было довольно много пастухов ("овчар" по-ихнему, то есть пасущий овец). В крайнем случае могли спросить дорогу у какого-нибудь такого овчара, обетого в домотканое  тулуп,- летом высоко в горах прохладно,- но и подсказка такого местного пастуха не понадобилась. И так нашли, добрались.Мы были рады, что никто из посторонних не узнал цели нашего путешествия в это пиринское село,- болгары были по характеру почти советскими людьми, и вдруг кто-то "сообщит куда следует"?..
   Встретила нас баба Ванга в скромном доме. было много света, особенно на веранде - и это в жилище слепой женщины?.. А сама была одета не слишком богато, и в домашних тапочках,-но мы уже знали,что Болгария - не только сестра родная, но и
небогатая страна, и не удивлялись. Не только овчарапастуха, одетого как для этнографической выставки, но и  в сёлах мы видели своими глазами,что люди ещё ткут себе на древних ткацких станах не только изумительные ковры-килими, а и одежду, что у нас в стране везде было уже экзотикой, кроме Таджикистана и других республик Средней Азии.
  Ждали недолго. Собственно, баба Ванга из гостиной, где мы тихо волновались,первым позвала именно меня.Слепая,а выбрала меня! И назвала молодым человеком.Слепая,а знала- баба Ванга "смотрит"!.. Правда,мы все были молодыми людьми - студенты есть студенты, столетних студентов не бывает, и прорицательнице могли просто заранее сообщить об этом,пока мы дожидались в гостиной. Если вообще эту комнатку можно было назвать гостиной: не густо,да и быт другой,не похожий даже на быт советских болгар,заметно обрусевших.То ли дом,то ли дача...В Сибири,да и в Подмосковье в таком доме в принципе тоже можно перезимовать,но надо быть для этого или русским медведем,так сказать, или абсолютно здоровым человеком и спать в медвежьей шубе и шапке.
  -Пусть вот этот молодой человек войдёт, - по-болгарски,конечно,громким голосом сказала баба Ванга.("Нека тоз млад човек да влезе"). Больше не буду утомлять читателя и щеголять знанием болгарского,- не ахти какая заслуга. И нет смысла писать по-болгарски,- похоже,а всё рано не тождество.Меня изумил её красивый и певучий македонский акцент. Язык заметно,особенно в интонации,отличался от нашего жёсткого северного диалекта придунайских болгар.Да и от языка северных болгар в самой Болгарии,от так называемого "шопского языка", как я, не лишённый чутья к языкам, сразу не только догадался,а и запомнил. И изумил, и поначалу казался смешным. Но, наверное, и македонцам или пиринцам шопский язык кажется смешным.
  Я ,немой от волнения, вошёл к этой женщине,которую многие считали великой, а у меня,по молодости, просто не было своего окончательного мнения. Я и себя считал себя умным, но,мол, просто я себя ещё не проявил!..И я даже воображал, что я  когда-нибудь и без рычага так переверну мир, что сам Архимед ахнул бы, будь он жив!..(Кто в молодости о себе не мнит?..)
  -Не волнуйся.От тебя так и прёт эмоциями,прямо сдувают меня со стула как буря!-воскликнула, нет, скорее, вскрикнула баба Ванга. Я не ожидал,что она такая эмоциональная.Позже понял -потому что она общительный и хороший, даже доверчивый человек.Люди такого темперамента к тому же довольно волевые, но это у них в крови и проявляется тогда, когда надо, в тяжёлых ситуациях, а не в виде постоянного желчного сангвинического брюзжания и презрительным сжиманием губ.Была ли баба Ванга красива?Слепота есть слепота, но, откровенно говоря,бывают и красивее и лицом,и фигуристее...
  Я растерялся окончательно и оказался способен только слушать...Баба Ванга "смотрела"(в кавычках) на меня,и,возможно,кое-что "видела",что-то,доступное лишь ей,но и я тоже что-то видел,причём,своим стопроцентным зрением,и,хотите верьте,хотите нет,но я уже тогда,сидя перед ней,застенчивый,чувствовал,что,увы,видит она меня далеко не "насквозь,как на рентгене",-а вот видел,точнее,понимал,и я,и всё:не укладывается весь мой духовный облик во внутреннее зрение даже такой знаменитой ясновидящей.как баба Ванга,-я,так сказать,больше,чем ей кажется!Ей бы "отойти",чтобы увидать большой предмет,гору,на расстоянии,но баба Ванга не сделала это!Не захотела,времени не было - не будем гадать.И дело вовсе не в моей величественности,в которой можно и усомниться,а в том,что с другими жаждущими пророчества из нашей группы повторилось то же самое:баба ванга "рссматривала" их со слишком близкого расстояния!Ведь,чтобы увидеть всю Землю,надо подняться в космос,оттуда она кажется маленькой,но зато круглой,такой.какая есть,а не плоской.Сравнений можно привести сколько угодно.
  А пока что баба Ванга,конкретно обо мне,не то сказала,не то изрекла,-понимайте,как хотите:
  -Ты застенчив,но станешь большим человеком.Не вижу,скоро ли или нет,но это будет.Большого состояния ты никогда не наживёшь.Знаю,что ты пока что бедный студент,но мечтаешь о богатстве и славе.Но - нет-нет,никогда не будешь иметь много имущества,сколько бы ни мечтал!
   Меня предсказание Ванги и не обескуражило,и не обрадовало.Я просто не поверил.Мне казалось,что она просто умно рассуждает,эктраполируясь от каких-то фактов, а то и    просто так,в общих словах предсказала.Умные люди это умеют и не более того?..
   ...Немного поже,когда уже возвращались из "самоволки" и делились впечатлениями,я негромко сказал с недоверчивым недоумением:
   -И что такого особенного она мне сказала?..
И что - я?..Какой великий человек из меня?..Даже руководить не умею...И откуда она может знать больше нас?..
   Зато все испытывали удовлетворение оттого,что увидели своими глазами знаменитую ясновидящую: мимолётный эпизод,но всё равно приятно будет вспомнить на старости лет.
   Жаль,что не было почти никакой возможности поговорить с односельчанами,-мы же были в "самоволке",и надо было спешить к основной группе туристов(да,боялись наказания за "недисциплинированность",на то и советские люди!).Хотя,что такого особенного,нового могли бы сказать гам рядовые болгары? Ну,похвалили бы бабу Вангу - она же их национальная гордость.Или сказали бы,что правда,что сбылось многое(даже всё),что она предсказала своим односельчанам...Раз все говорят,что ясновидящая,значит,правда,так оно и есть.А мы и так об этом уже знали,находясь в Болгарии уже больше недели,уже поболтали со многими болгарами.Особенно такие,как я,знавшие болгарский язык.Кстати,многих баба Ванга вообще не интересовала,в Болгарии тоже узких практицистов хватало,да и Живкова боялись,ведь он ко всему прочему и с суевериями боролся.К тому мы же всё-таки были студентами,людьми уже более-менее грамотными,да и с кругозором советского человека,гражданина великой страны,а многие односельчане бабы Ванги и дальше своего райцентра и области(округ по-ихнему) не были,-провинциалы,так сказать.Да и Болгария была далеко не центром мира.
   Не раз думал об этом случае,об этой "самоволке",а когда немного набрался ума,начал иначе относиться ко всей этой истории:вместе с опытом жизни и к таким зрячим,как я,приходит проницательность.Во всяком случае,и меня нужда заставила видеть чуть дальше собственного носа.Любого человека жизнь научит и сдерживаться,и предвидеть...
   Конечно,и дома,на родине,не оставляли в покое:правда ли да правда ли,что видел саму бабу Вангу?!Счастливый человек!!!Кто верил,а кто и не верил,что баба Ванга яновидящая...Всё забывается,становится пресным,приедается,-оставили в покое и меня,и я был только рад этому...
   Я лично никогда не верил в её предсказания насчёт своей особы,хотя и в самом деле не разбогател.А как я мог обогатиться,если,во-первых,не стремился к этому,а,во-вторых,вокруг меня хватало людей и людишек,которые жаждали богатства,достатка,"хотели жить",как говорили в то время,и умели теми или иными путями добиваться этого?..
   Прошло достаточное количество лет.Я как и был,так и остался непрактичным.А хотелось безмятежного благополучия,которое,скажем,всю жизнь способствовало древнегреческому историку Плутарху(я уже был начитанным),но мне никто не благоволил.Увы,"планида не та"?..Бережливость была моим качеством(и болгар?),и как-то я купил целых две пачки билетов ДОСААФ.Сто билетов всего.Страстно мечтал выиграть "Волгу",которую бы тут же продал("многие тысячи стоила!"),и тогда у меня были бы средства к безбедной жизни на всю жизнь!Ведь хорошо живётся не только тому,у кого одна нога,ибо и зимой она не мёрзнет,и не надо сапога,-а было бы ещё лучше родиться султаном и автоматически иметь не только трёх жён,но и немерянное богатство,которое уж я бы использовал и на своё благо,и всего человечества!..Я не жадный,выиграв шикарную "Волгу",я от слишком большого богатства мог бы и поделиться,занялся бы благотворительностью,например...Но сначала научись удовлетворять свои разумные потребности,а мечтай о журавле в небе хотя бы параллельно с конкретной деятельностью,если не можешь отложить на потом собственное прожектёрсвто...Если бы молодость знала!..
   Но в том-то и дело,что я "Волгу" не выиграл,-счастливыми оказались из ста билетов - двенадцать(всё же,не забывайте,-две пачки купил),-двенадцать билетов по рубчику- двенадцать рублей...А потратил пятьдесят на покупку билетов.Тогда один билет ДОССАФ стоил двадцать пять копеек,-правда,за двадцать копеек можно было купить булку хорошего серого хлеба-кирпичика, а круглый стоил тридцать две копейки.И это был лучший в мире русский(советский?)советский хлеб!
   Но было ли что-то особенное в том,что я,и две пачки билетов купив,всё равно ничего не выиграл?(Двенадцать упомянутых рублей не в счёт).И без бабы Ванги мог бы и сам заранее догадаться,что выигрывает один человек из миллиона.Во всем  тираже лотереи ДОССАФ  разыгрывалась одна единственная "Волга" и почему этот счастливый билет должен был попасть именно в мои руки,оказавшись именно в тех двух пачках,которые я,бедный,оказался в состоянии купить?..Но,с другой стороны,-выигрывают же люди!..Один-единственный билет купят,а то и сунут им его насильно,и забудут про него,а не только не верят,-пошли же,проверили "просто так,на всякий случай",а там - и в самом деле "Волга" или хотя бы "Москвич"!..Случайность,случайность!..Тогда причём тут баба Ванга!?.Впрочем,и без Ванги мог бы догадаться,что жизнь дана сильным...Даже если я и не слыхал в советское время выражение "делать деньги",почему не выбрал профессию,не пошёл на работу,за которую много платят?Разве не знал,даже учась в институте,что интеллигенции в СССР мало платят?..(Баба Ванга,например,прекрасно об этом знала,а отсюда вывод:знала,что надо нам сказать,чтобы выглядело как правда,чтобы её слова произвели впечатление,особенно на ещё,в сущности юные умы?..)
  Вот такие дела...Тогда-то,ничего не выиграв, я вспомнил впервые слова бабы Ванги о том,чтобы я и не мечтал разбогатеть,-всё равно не выйдет,сколько бы не мечтал.Мечты-мечты,где ваша сладость?..Да и младость уже проходила...С точки зрения обывателя,конечно,
как говорится - умный делами,а дурак думками(мечтами)богатеет.Я не был согласен с этим категорически,-ведь все не умеют мечтать,значит,я особенный! Но от этого я не стал ценнее в глазах окружавших меня обывателей.
   ...И большим человеком я тоже не стал до сих пор.Никого не обременял,но!
   А что я ещё могу думать? Надеяться?.. Не все мечты сбываются?..Утешать себя мыслями,что всё же не неудачник?И что "ещё время не пришло"?..
   Скоплю деньжат,напишу о той же бабе Ванге и издам сей правдивый рассказ за свой счёт?..
   Правда,не зарекайся,пока  живой - это прекрасно понимали ещё древние греки во времена афинского мудреца Солона,в шестом веке до нашей эры...А ты же современник бабы Ванги!(Как это понимать?Да как кому сподручнее).
   А кто знает,может,и у меня всё впереди? Стендаль тоже так и не был признан своими современниками.
   А где доказательства,что предсказание бабы Ванги не сбудется за день или в день моей смерти?..
   Коперник тоже не спешил прославиться,иначе не держал бы свой величайший труд до самой смерти,а напечатал бы намного раньше... Хорошо ещё,что прожил долгую по тем временам жизнь,целых семьдесят лет. Боялся инкизиции?.. А может,не только это удерживало гения.
   А,может,как раз очень правильно делаю,по-прежнему упрямо продолжая надеяться на лучшее!Зачем сдаваться?Не только надейся,но и борись до последнего дня жизни!
   Я всё ещё относително молод,а бабы Ванги уже нет,чтобы я мог узнать именно от неё о дне своей смерти.Да и не сказала бы - хитрая болгарка и неплохой человек.А зачем одному хорошему человеку расстраивать другого хорошего человека,которому к тому ещё жить да жить?..
  А,может,баба Ванга и так всё мне сказала во время той единственной нашей встречи?..
  А если не веришь бабе Ванге,в её прорицательские способности,так и вообще забудь о её предсказании,пусть и сделанном в общих словах.Ты был молодым максималистом,и тебя никто не заставлял ходить в своеобразную "самоволку".Не сам решился,поддался влиянию лидера-студента,но разве это оправдание?

  Быль написана в 2009 году,двадцать восьмого февраля от рождества Христова.Почему не раньше?Да потому что ещё должно было отразиться в моей писательской голове.И советская закомплексованность мешала,-все мы были закомплексованными, даже рабочие - класс-гегемон,и большие,обеспеченные начальники-партократы,у которых разве что птичьего молока  не было и которые никого не боялись.Что тогда говорить обо мне, бедном студенте?..
 
    
    


Рецензии
Мне понравилось. Я поверила Вам и Ванге. Важно, чтобы и Вы поверили в это и тогда все станет на свои места.
Кстати я тот самый человек, который почти выиграл машину на насильно врученный билет, но не зная этого продала его за день до розыгрыша соседке по студенческому общежитию, чтобы сходить на дискотеку.
Прошло тридцать лет, я снова купила билет, но теперь уже осознанно и добровольно и опять выиграла.
Вы умеете писать и раз Ванга пророчила Вам стать большим человеком, Вы обязательно им станете. Важно это пророчество не забывать и держать постоянно глубоко в подсознании.
С уважением Ананьева


Евгения Ананьева   02.03.2009 10:15     Заявить о нарушении
Вы верите в подсознание?Просветите.Читал и в общем кое-что осилил из Фрейда,но не нашёл убедительных доказтельств существования подсознания.
Карагачин.

Карагачин   02.03.2009 14:13   Заявить о нарушении
К сожалению Фрейда не читала, но в подсознание верю. Когда-то в юности я тяжело заболела, во сне за мной с небес прилетели ангелы, и вдруг оттуда раздался чей-то голос: "Оставьте ее на Земле, она еще не выполнила предназначенную ей миссию."
Ангелы улетели без меня. Я выжила. Некоторое время еще вспоминала свой сон, но потом забыла. Прошло 35 лет, я опять тяжело заболела и буквально за месяц до операции вспомнила все до мельчайших подробностей. Как будто бы и не было этих 35 лет. Я не знаю в чем заключается моя миссия, но у меня появилось страстное желание прочесть библию до начала операции. Я сделала это, операция прошла удачно. Выйдя из больницы я села писать (до этого никогда не пробовала). Понимаю, что пишу плохо, но пишу. Значит так нужно. Первый роман "Господи помоги" написала за месяц. Безграмотно, не соблюдая никаких требований, но написала и издала, всего 50 экземпляров, которые разошлись буквально за месяц. Решила бросить это занятие, но не могу, раз пишу, значит так надо. Если бы мне кто раньше сказал, что я смогу написать хотя бы маленький рассказ, никогда бы не поверила. Но я сделала это, только лишь потому, что где-то там глубоко в подсознании застряли когда-то улышанные во сне слова и которые заставляют меня действовать.

Евгения Ананьева   02.03.2009 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.