Проза Теофиля Готье

Поэзия  есть в первую очередь красота слова,
картин, ими создаваемых, сравнений, реальность множащих,
 аукающихся во временах.

Читала в детстве роман Теофиля Готье (поэт и писатель)"Капитан Фракасс".
И сейчас зимним днем взялась перечитывать и не смогла оторваться.

 Автор подробно описывает дворянскую  запущенную усадьбу-замок средь зарослей и дрока  (глава 1 Обитель горести), давно не стриженные деревья сада, превратившегося в первобытную чащу. И это интересно читать, и даже находит отклик в душе: что же будет дальше с этим запустением?
  Старый слуга Пьер принимается готовить скромный ужин. Поотдаль - кот Вельзевул и собака Миро.
"Старый черный кот, тощий, облезлый,  как выношенная муфта...". "Котелок продолжал кипеть, а кот сидел все так же неподвижно а своем посту, точно часовой, которого забыли сменить".
Молодой хозяин, барон де Сигоньяк ("Его предки расстраивали свое состояние на разные лады: одних разорила игра, других - война, трктьих - суетное желание пустить пыль в глаза...") ест с рассеянным видом  свой убогий ужин - кот же и собака подняли мордочки в экстазе, ожидают. И далее - через ощущения собаки и кота:" Время от времени барон бросал Миро кусок хлеба, от соприкосновения с ломтиками сала приобретшего мясной запах. И пес ловил кусок на лету. Кожица от сала досталась коту, который выразил удовольствие радостным урчанием, подняв при этом лапу с выпущенными когтями, вероятно, чтобы защитить драгоценную добычу".

Жизнь молодого барона де Сигоньяка и его старого слуги Пьера нарушает странствующая труппа актеров, к которой и примыкает барон, становясь капитаном Фракассом, актером труппы. Конечно же, в труппе есть молодая актриса Изабелла.

Теофиль Готье нередко прибегает  к  сравнению,  используя античные образы,описывая, скажем,  персонаж,  который мы  встретим на страницах романа один раз:
"Старуха бабушка, сморщенная и сгорбленная больше Гекубы, супруги Приама, царя Илиона, примостилась на корточках возле дочери и задумалась, опершись подбородком о колени и обхватив костлявые ноги руками, в позе древнеегипетского идола."
Мастерство деьали: сопрягаются персонажи и реальность 17 столетиями с античными героями и античным  временем, обогащая наше восприятие, развиная картину мира в пространстве и времени. К античным темам  аппедируют в повседневной речи  и герои романа-актеры.
 Иногда это сравнение- преувеличение, вносящее толику юмора в повествование.
В конце повествования полуразрушенное поместье возрождатся. И прежде всего любовью молодого барона и его избранницы Изабелла, которая оказывается с богатой родословной.
Детали  приключенческого романа, но как написано!

 В первом варианте романа барон де Сигоньяк ничего не добивается. Он смертельно ранит герцога де Валломброза (тот оказывается брат Изабеллы) и теряет ее тем самым навсегда. Умирает старый слуга и Сигоньяк теперь один в своей обители горести. Тоской веет от такого финала.
 Затем Готье изменил концовку романа: влюбленные соединяются,
обитель горести становится обителью радости, замок преображается, все счастливы.
В жизни так редко бывает, и писатель это знает, он не стремится, чтобы мы все воспринимали всерьез, он   хочет вместе с нами насладиться занимательными событиями,
неожиданными сюжетными поворотами,  благодными чувствами,
радостью осуществленных надежд и стремлений,  метаморфозой старого замка и его обитателей. И не только. Можно задуматься о том, что профессионализм (капитан Фракасс, наученный своим слугой Пьером, прекрасно владеет шпагой) не только красит, но и способен спасти жизнь.
И об этом  приятно читать. Блестящий стиль, живопись словом!


Рецензии