Ратник танковой рати

   До Второй Мировой войны лёгкие  танки количественно превалировали  над танками других типов в подавляющем большинстве армий.  В ходе войны их роль быстро и неуклонно снижалась.  Та  же тенденция продолжалась и после окончания войны, но тогда, в тридцатых годах, львиную долю танкового парка составляли именно лёгкие машины.  Лишь  три процента, не более, советской  танковой армады оставалось на средние и тяжёлые машины.
    Самым массовым был Т-26, лёгкий танк сопровождения пехоты. Его «прародителем» был английский шеститонный «Виккерс». Вторым по численности, но не по значению был танк БТ. Среди лёгких  машин эта была самой мощной, скоростной и манёвренной.  Особый класс составляли танкетки, или, по  классификации того времени малые танки.  Они были созданы на основе закупленной в Англии плавающей танкетки «Карден- Ллойд». Суммарный выпуск танкеток Т-37 и Т-38 был порядка 4 тысяч машин. Машинки эти были слабо вооружены и бронированы. Не отличались надёжностью и хорошей плавучестью. К концу тридцатых годов они сильно устарели .  Их призван был заменить  новый плавающий танк Т-40, разработанный на заводе №37 под руководством  Н.А. Астрова.  Созданный перед Войной Т-40, и явился дальним прародителем Т-70, о котором и пойдёт речь в этой статье.  Когда  грянула Война, завод № 37 должен был быть переведён на выпуск нового танка Т-50, о котором рассказывалось в предыдущей статье.  С превеликим трудом удалось убедить руководство, что маломощный 37-й завод,  который вырос из автобронетанковых мастерских времён Первой Мировой войны, не в состоянии освоить в производстве довольно сложный  Т-50. Немаловажным аргументом в руках Астрова оказался…  новый лёгкий танк, созданный под его руководством буквально за две недели на основе Т-40. Новый  Т-60 был вооружён 20-мм автоматической пушкой , вместо крупнокалиберного пулемёта. Возрос боевой вес машины , она перестала быть плавающей.  Этот танк относительно успешно применялся в Войне. В ноябре 1941г.  враг стоял у стен столицы. Завод №37 с московской Преображенки отправился в эвакуацию в Свердловск.  Незадолго до этого, Астров лично, за четырнадцать ходовых часов, перегнал опытный Т-60 в Горький. Здесь на ГАЗе он продолжил конструкторскую деятельность в последующие два года. Именно здесь был создан Т-70.
   К концу 1941г. СССР был в критическом положении.  Было потеряно до 85% довоенного количества танков. С трудом налаживалось производство на новых местах, восстанавливались порванные производственные связи.  Были потеряны  важнейшие центры танковой промышленности: Харьков,  а позднее и Сталинград. Резко упало производство в Ленинграде. Сократился выпуск комплектующих. Практически на целый год(!) прекратился  выпуск танковых радиостанций! Наша страна стояла на грани военного поражения! Но как неопытный, но стойкий боксёр неизменно вскакивает при счёте «девять», не давая довести счёт до рокового «аут»,  и битый-перебитый продолжает бой, наша страна медленно и трудно, но неотвратимо шла к Победе. Противник встречал его, сперва,   со снисходительной усмешкой, понимая своё превосходство, потом с недоумением и досадой  на строптивого упрямца, которому надо лишь сдаться, чтобы прекратить своё избиение, затем с лёгкой тревогой, вскоре, с ясным осознанием того, что этот бой ему не выиграть, и, под конец, с обречённым ожиданием  конца. Тогда, зимой 1941-го, каждый танк был на счету.  Т- 60,  танк заведомо слабый, но дешёвый и простой в производстве, выпускался на нескольких заводах и шёл на фронт.
    Конструкторы день и ночь думали. Как усилить  вооружение и защищённость танка, как поднять его подвижность? Прибыв в Горький в октябре 1941г., Николай Астров  немедленно включился в работу над новой машиной. Широко использовался опыт создания предыдущих машин. От них новый  танк позаимствовал  характерный силуэт, форму корпуса со смещением башни влево, ходовую часть , но при этом с дополнительным катком- длина нового танка возросла, экипаж из двух человек. Среди изменений: новая силовая установка, новая пушка, усиленное, по сравнению с Т-60 бронирование, и, как следствие, возросший до 9.2 тонн вес. В начале 1942г. новый танк был готов.  Машина  без проволочек была принята на вооружение.
   Машина получилась неплохой. Установка 45-мм пушки позволила  ей сражаться не только с лёгкими бронецелями, но и со средними танками противника первых выпусков.  Справедливости ради, надо отметить, что автоматическая 20-мм  пушка ТНШ танка Т-60, была предпочтительнее «сорокопятки» при действии по открытой живой силе. Танк  получился маленький и компактный.  Бронирование усилено. Так толщина лобового листа  до 45мм и рациональный угол его наклона позволяли выдерживать попадания снарядов немецкой 37 мм противотанковой пушки. Длина 4,285м, ширина 2,4м, высота 2, 04м. Для сравнения: «Жигули» десятой модели имеют длину  4, 265м и высоту 1,42м , разумеется, при отсутствии башни. Танк сохранил  компоновку предыдущей модели –силовая  установка располагалась в правой части корпуса. Смещённая влево от оси танка башня, в свою очередь имела смещение орудия вправо от своей оси и фактически пушка располагалась  близко к продольной оси танка. Необычной была силовая установка. Двигатель  ГАЗ-202, стоящий на предыдущих моделях, для нового  танка оказался слабоват. Астров нашёл оригинальный выход: поставил на танк последовательно два двигателя!  Такое решение было  отнюдь не уникальным. Два двигателя стояли на английской «Матильде», на американском «Чаффи»,  да и на нашем послевоенном бронетранспортёре БТР-60. Однако самой оригинальной была, пожалуй, силовая установка одного из вариантов танка «Шерман». Пять (!) движков от легковушки!
    Система из двух движков оказалась не очень надёжной и недолговечной, но для военного времени вполне приемлимой, особенно, когда удалось увеличить её ресурс. Интересна история двигателя ГАЗ-11( прототип ГАЗ-202), использованного в танках Астрова. Руковдство НКВД «попросили» «раздобыть» (читай: украсть) в СаСШ чертежи хорошего автомобильного двигателя фирмы «Додж». Покупать лицензию показалось дороговато. Вскоре Ежов доложил о выполнении задания, хотя добыли всего 85% чертежей. Конструкторы засели за длительный  и хлопотливый перевод дюймовых мер в  метрические и стали «додумывать»  недостающие детали. Тем временем людям Ежова удалось доворовать недостающие чертежи. Новый шестицилиндровый мотор оказался хорошим: достаточно  мощным и надёжным. Его заслуги перед советским  автопромом трудно переоценить.  Достаточно сказать, что он стоял на знаменитом послевоенном грузовике ГАЗ-51А, и , на не менее знаменитом лимузине ЗИМ (форсированный до 90 л. с. вариант-по тем временам- сила!), а на ГАЗ-52 дожил почти до наших дней.
     С целью увеличения ресурса мощность силовой установки ограничили 140 л.с., что обеспечивало танку приличную максимальную скорость до 45 км. в час. К выпуску танка приступили на  ГАЗе и заводе №38 в Кирове. Завод №37 в Свердловске, после выпуска 10 машин , был перепрофилирован. Весной 1942г новые танки стали поступать на фронт. С июня-июля участвовать в боевых действиях.  Формировались бригады смешанного состава из лёгких и средних танков, что обеспечивало более рациональное использование лёгких танков. В целом танк неплохо проявил себя и воевал довольно успешно, однако в войсках отношение к нему было прохладное, зачастую, как и к лендлизовским машинам. Конечно ,  лёгкий маленький танк правильнее всего было бы использовать в качестве разведывательной  машины. Для этого у него были все данные: небольшие габариты и малошумность, хорошая манёвренность, да он и вырос из разведывательного танка! А ему приходилось, не от хорошей жизни, конечно, бороться с танками противника, к чему он был недостаточно хорошо приспособлен.  Не совсем удачно была проведена модернизация танка. После запуска  в производство модернизированного Т-70 М и поступления его в войска, неожиданно выяснилось, что модернизированный танк не совместим со старым образцом по деталям ходовой части. Выражения, которыми войсковые ремонтники комментировали этот факт, лежали далеко за пределами цензурных. Скандал дошёл до Сталина. Порешили : постепенно старые танки из строевых частей изымать и отправлять в учебные подразделения.
   Большим недостатком была перегруженность командира экипажа, вынужденного выполнять кроме своих обязанностей, функции наводчика орудия, заряжающего, пулемётчика, радиста. Астрову поручили разработку двухместной  башни, но задача была решена только в следующей модели лёгкого танка Т-80 ( Не путать с современным газотурбинным  Т-80! Кстати в Войну был и Т-90! Это опытная зенитно-пулемётная установка на шасси лёгкого танка). Т-80 было выпущено несколько десятков и… всё! Время лёгких танков уже прошло. Последние Т-70М собирали из задела деталей до начала зимы 1943г. Точку в боевой карьере « семидесятого»  поставила Курская битва, в которой количество участвовавших Т-70 составляло почти четверть от общего числа наших танков. Однако, если «Семидесятый»  мог худо-бедно сражаться против средних немецких танков ранних моделей, то против поздних модификаций с усиленным бронированием и 75мм пушкой, а тем паче, против «Тигра» и «Пантеры» ему было делать нечего. Хорошо отлаженное производство позволило выпустить 8226 машин.  Это второй по численности советский танк в ту Войну. Больше всего их сделали на  ГАЗе.  В июне 1943г., накануне Курской битвы, немцы неделю бомбили ГАЗ.  Разрушили больше половины завода. Прекратился выпуск грузовиков и бронеавтомобилей, но даже в этих экстремальных  условиях Т-70 продолжали выпускать. 
    На этом  история танка не закончилась. Он находил ограниченное применение до конца Войны. Мощности по производству Т-70 были перенацелены  на выпуск самоходки СУ-76М, но о ней надо писать отдельную статью.
    Симпатичный маленький танк, который изначально был создан для разведки, плечом к плечу со старшими братьями : Т-34, КВ, ИС и младшим Т-60 бился с лютым ворогом и внёс свой посильный вклад на алтарь Победы.
    Скромный ратник войны.


Рецензии
Мне т-70 всегда казался самым красивым танком той войны. какая то бесшабашная и безумная машина. Напрасно немецкие мемуары называли т 60 и т 70 неистребимые вши.
Единственное, с чем не могу полностью согласится. Вытеснение легкого танка с поля боя произошло не из-за роста танковой брони и огневой мощи противника. Легкий танк не должен использоваться как противотанковое средство. Их стезя это потрошить второй эшелон после пррыва обороны противника. Скорее всего потому и состав танковых бригад долгое время был смешаным. А в 44 - 45 году именно т 80 велеколепно проявил себя в уличных боях в теснинах европейских городов. Да и немцы до конца войны выпускали разнообразные колесные машины с ТТХ легких танков.
Война большая. На ней и легкому танку нашлось бы множество задач.
Скорее выпуск т 70 был прекрашен волевым решением, чтобы освободить необходимые для производства т 34/85 токарно-зуборезные станки с подвижной головкой.
Жалко. Танк т 70 был самым красивым. И уж точно не уступал "крузайдерам" и "стюартам" которые успешно применялись до самого конца войны.

Егоров   04.11.2010 23:16     Заявить о нарушении
Лёгкие танки Т-70 были заменены на более совершенные Т-80, но их выпуск почти сразу прекратился , т.к. появление у немцев "Тигров" и "Пантер"стало для наших танкотроителей неудачным сюрпризом. На базе лёгких танков создали Су-76.

Михаил Горелов   05.11.2010 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.