Из даосских канонов

Краснодеревщик Нин вырезал из дерева раму для колоколов. Когда рама была закончена, все изумились: рама была так прекрасна, словно её сработали сами боги. Увидел раму правитель Лу и спросил:

— Каков секрет твоего искусства?

— Какой секрет может быть у вашего слуги, мастерового человека? — отвечал краснодеревщик Нин. — А впрочем, кое-какой всё же есть. Когда ваш слуга задумывает вырезать раму для колоколов, он не смеет попусту тратить свои духовные силы, и непременно постится, дабы успокоить сердце. После трёх дней поста я избавляюсь от мысли о почестях и наградах, чинах и жалованиях. После пяти дней поста я избавляюсь от мыслей о хвале и хуле, мастерстве и неумении. А после семи дней поста я достигаю такой сосредоточенности духа, что забываю о самом себе. Тогда для меня перестаёт существовать царский двор, моё искусство захватывает меня целиком, а всё, что меня отвлекает, перестаёт существовать для меня. Только тогда я отправляюсь в лес и, вглядываясь в небесную природу деревьев, стараюсь отыскать совершенный материал: вот тут я как бы воочию вижу в дереве готовую раму, и берусь за работу. А если работа не получается, я откладываю её. Когда же я тружусь, Небесное соединяется с Небесным, не оттого ли работа моя кажется как бы божественной?..


Рецензии
Очень интересно! Невольно подумала о процессе создания текста.
Мне кажется, природа литературного творчества немного другая. Одно дело - строительство храмов или прикладных вещей, а другое - литература. Не случайно, многие авторы, заканчивая произведение, говорят: "Все. Меня вытошнило". Кстати, я не верила, что существуют муки творчества. А это действительно, такое поганое время, когда тебя ломает, корежит, наконец какой-то импульс, и выливается. Очень часто бывает, если отложишь вещь, то она так и умирает, как нерожденный ребенок.

Милла Синиярви   27.05.2009 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Милла. Всё же мне думается, что описанный здесь закон - универсальный для любого творчества. Точно так же, как и пресловутые "муки" и "выташнивание" - присутствуют не только в литературе, но и в прикладном искусстве.

Притом я бы разделил "муки" и "выташнивание". В первом случае причина мук, как мне кажется, чаще всего как раз в том и состоит, что мы пытаемся форсировать результат, ещё не увидев цельную картину, мучаемся всё теми же мыслями о мастерстве и неумении, хвале и хуле, о которых говорится в притче. У меня недавно был случай: решил со своими студентами-театралами поставить "Сцену из "Фауста"" Пушкина. Сели, разобрали текст, вроде всё понятно... не ставится! По психологии, по взаимоотношению героев вроде всё ясно, а цельного сценического решения нет, хоть ты тресни. И атмосфера не возникает. Повертел-повертел я эту пьесу, да и бросил, занялся другим проектом. Хватило ума не насиловать ни себя, ни артистов. Вдруг спустя пару месяцев - БАЦ! Всё вижу, всё чувствую - вот оно, готовенькое, бери да ставь. Поставили быстро, недавно была премьера - народ был весьма впечалён. А у меня даже какое-то чувство стыда за то, что как-то легко всё далось, даже толком не помучился :о)

Что до "выташнивания" - если мы с Вами под этим словом понимаем одно и то же - то это когда то, что давно накоплено (хорошее ли, плохое) уже само рвётся наружу, и в некоторых случаях художник, может быть, и рад бы это не выпускать, ан нет, не получается, иначе себе дороже. Достоевский писал брату из ссылки о том, что ему запрещают писать, и так будет ещё несколько лет, а такие образы уже родились либо подмечены вовне, и всё это носится в себе... и я знаю, пишет Ф.М., что за это время эти образы меня изъязвят всего, но придётся терпеть...

Спасибо за отзыв.

Старый Пер Гюнт   28.05.2009 14:17   Заявить о нарушении
Это Вам спасибо за такой обстоятельный ответ. Ну конечно, я то же самое имела в виду! Я очень рада, что нашла единомышленника.

Буду следить за Вашими вещами, если Вы их намереваетесь здесь публиковать. Насчет всей этой шумихи с анонсами: думаю, что если найти круг своих и ходить по нему, то и нет необходимости экспонировать себя на главной. Правда ведь?

Милла Синиярви   28.05.2009 14:29   Заявить о нарушении
Милла, Вы давно знакомы со многими моими вещами, и время от времени я оказываюсь польщён, видя Ваше имя в списке читателей за такой-то день на моей страничке... основной :о)))

Увы, пока экспоненциальный скандал ещё не утих, я не вижу возможности "палить резидентуру" :о), но, думаю, вскоре это можно будет сделать.

Впрочем, если Вам это о чём-то напомнит - я живу во Владивостоке... :о)

Старый Пер Гюнт   28.05.2009 14:42   Заявить о нарушении
Во Владивостоке живут Николай Пинчук (моя сестра, Коневская Наталья (Глушкова)училась в мединституте с его сестрой), Тихон Макаров, очень молодой представитель дальневосточной интеллигенции был мною забанен за пожелание "аффтор, убейся!" - я это восприняла буквально:))), потом еще пара авторов, которые меня интересуют, так как я тоже родом оттуда. Знаете, никогда не забуду шум ветра во время тайфуна, думаю, он что-то делает с душами людей.

Жду Вашего рассекречивания, я вообще дико скучаю по Владивостоку.

Милла Синиярви   28.05.2009 15:29   Заявить о нарушении
Но это я в шутку: Тихона давно разбанила. Он безусловно талантливый, только меня все интересуют люди постарше. Наверное, не хватает отца.

Милла Синиярви   28.05.2009 16:51   Заявить о нарушении
У Николая Пинчука сестры нет - это я Вам могу точно сказать :о)

Но Пинчуков во Владивостоке едва ли не больше чем Ивановых. На старой нашей квартире (я ещё в школе учился) в нашем подъезде жило семейство Пинчуком, к нам никакого родственного отношения абсолютно не имеющих.

Удивляться нечему: Приморье-то в своё время (60-70-е г.г. XIX века) заселялось на 80% выходцами из Украины.

Старый Пер Гюнт   29.05.2009 13:35   Заявить о нарушении
А... про Пинчуков усекла. Очень рада догадке. А то я подумала, что все пинчуки очень зазнаистые, не снисходят до общения на борде, например:)))

Милла Синиярви   29.05.2009 14:03   Заявить о нарушении
Про всех Пинчуков не скажу, но у некоторых суточного времени, которое они могут себе позволить сидеть в сети - минут 30-40, да и то по большим праздникам. Потому как некоторые Пинчуки тянут две работы и одну семью (хорошо, что не наоборот) и в рабочую неделю спят по 4-5 часов в сутки.
Посему интернет-активисты из таких Пинчуков аховые, даже давним и ближайшим друзьям намылить ответ на письмецо - ждут, родимые, месяцами.

Кстати, попробуйте с моей страницы выйти на фотосайт моей супруги - она интересный фотохудожник, может, что для Ваших "Ёлок" приглянется. Да, я только что оттуда - очень уютный сайт, хорошо организован, интересное наполнение. Повесть об археологе, нашедшем таинственный обруч, сразу затянула, первую страницу прочёл одним глотком, но... эххх, где времени на остальные страницы взять! Может, хоть по страничке в неделю удастся прочитывать - ну, вроде как во времена советской голодухи с нетерпением ждали очередного номера "Юного Техника" с продолжением фантастической повести :о)

Старый Пер Гюнт   29.05.2009 14:49   Заявить о нарушении
А... уже на сайте Елены была. Фотки интересные, особенно смотрела про театр. А что касается одного из Пинчуков, то моя ЛЮБИМАЯ его фотка на Стихи.ру - там он такой молодой! Я его помню еще с 2003 года, когда он с Турандот проводил конкурс сказок "Золотое крыльцо". Очень жалко, что ЛЮБИМАЯ рыжеволосая Турандот, и гарный парубок с черной повязкой на лбу, как-то затянулись, ушли в другие реалии. Кончилось то сумасшедшее время.
***
Заинтересовала ссылка на Александра Меня. Я в финском универе нашла в мусорной корзине его дневники. Наверное, пойду перечитаю их сейча.

Милла Синиярви   29.05.2009 15:03   Заявить о нарушении
Насчёт мусорной корзины - грустно :о(

Кстати, на сайте (наверняка известного Вам) Владимира Леви (www.levi.ru) должны быть его воспоминания об Александре Мене, называются "Приходило живое счастье". Столько света!

Старый Пер Гюнт   29.05.2009 17:09   Заявить о нарушении
Благодарна Экспоненте за переписку с Вами. Вчера читала Александра Меня, нашла у него мысль про одичание современных художников, не удержалась, написала пародию:
http://proza.ru/2009/05/29/898

Милла Синиярви   30.05.2009 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.