Чайник на обочине. Автостоп-1
Немного теории для успешной практики
Следуя советам более опытных друзей-стоперов, кроме одежды, фотоаппарата и прочих стандартных дорожных вещей, мы взяли с собой атлас автомобильных дорог и фонарик. Атлас нужен был, чтобы ориентироваться на федеральных трассах и не заехать случайно на грунтовку, ведущую к какому-нибудь поселку Верхние Суслики. А с помощью фонарика можно привлекать внимание водителей, оказавшись на дороге в темное время суток.
Также бывалые люди рекомендовали захватить туристическую пенку, спальный мешок и палатку – мало ли где застанет ночь. Но, пожалев свои плечи и понадеявшись на теплую погоду и добрых водителей, этими рекомендациями мы пренебрегли.
Кроме того, вдвоем на трассу мы отправились не только потому, что так веселее, но и из соображений элементарной безопасности. Да и по неписаным правилам стопперов двое – оптимальный вариант, потому что троих человек водители подвозят неохотно, а ехать одному на самом деле более рискованно.
В «стоперском» дуэте, как и во многих других командно-сотруднических отношениях, существует разделение труда (мы сделали так же) – один «ловит», зато другой всю дорогу развлекает водителя беседой.
Начинать же «стопить» машины следует за чертой города. В этом случае водители яснее понимают, что вопрос оплаты за проезд можно даже не поднимать.
По дороге с облаками
Наиболее позитивное ощущение (со временем дошедшее до эйфории) от выхода на трассу – свобода и возможность выбора. Мы больше не зависели от расписания общественного транспорта, никуда не опаздывали, никуда не торопились.
Впрочем, не следует думать, что все водители были счастливы нас подвезти и выстраивались в очередь, создавая пробки. А тем, кто все же останавливался, мы говорили:
- Здравствуйте, не подбросите в сторону (название города)?
Далеко не всегда водители ехали непосредственно в этот самый город. Вариации были разные:
- Да я до ближайшей развилки (заправки, поселка, поста ГАИ)
Мы радостно соглашались проехать даже пару километров, лишь бы двигаться вперед.
Бывало и наоборот, шофер следовал через пункт, нужный нам, куда-то дальше и предлагал ехать с ним. Например, из Сызрани в Ульяновск нас вез забавный дядечка, который агитировал «плюнуть» на родину Ленина и проехать с ним за компанию в Казань. Мол, чего мелочиться, по соседним городам кататься, лучше на 500-600 километров дальше, зато мы увидим город с тысячелетней историей. Но перспектива оказаться в столице Татарии ночью нас не прельстила, и мы отказались.
А вот другому водителю удалось нас убедить не спешить в Арзамас, а вместо этого заехать в Большое Болдино – село, где проводили время Пушкин и его няня. Мы сделали петлю в восемьдесят километров и увидели культовые места, где ступала нога Александра Сергеевича, на фоне типично болдинской осени в желто-оранжево-красных тонах.
Таким образом, дорога нам сама подкидывала дополнительные поводы для развлечений. Оставалось только выбирать.
Хотя, надо признать, иногда у дороги представления о развлечениях в корне отличались от наших отпускных идей.
«Тёмный» юмор мордовской трассы
Воодушевившись своими победами на автостопном фронте, мы самоуверенно нарушили одно из правил автостоперов – не выходить на трассу под вечер. «Что нам какие-то 220 километров на ночь глядя», - подумали мы, выезжая в восемь вечера в Саранск, столицу Мордовии.
До полуночи все шло хорошо, мы преодолели полпути, пообщавшись с колоритным бородатым священником на иномарке. Но в первом часу ночи дорога опустела, стало заметно прохладнее, и пошел дождь. Стоять на месте и мокнуть было как-то глупо, мысль топать по трассе под дождем нас тоже не прельщала, но мы резонно рассудили, что так мы хотя бы продвигаемся вперед, к цели.
В следующие час-полтора мы шли не совсем по прямой, скорее, зигзагом – от пьяных дальнобойщиков поступило настойчивое приглашение посетить их кабину, и мы были вынуждены прятаться в придорожных канавах, то с одной стороны дороги, то с другой. В свете мокрой темной ночи картина складывалась удручающая. Две большие машины с прицепом медленно ползли, обшаривая широкими лучами фар местность на много метров вперед, а две хрупкие беззащитные девушки отсиживались в сырой высокой траве. Затем фургоны набирали скорость и скрывались за пригорком, разворачивались и ехали обратно. В тот отрезок времени, когда преследователи уезжали, мы могли идти дальше. Так продолжалось до тех пор, пока мы не устали бояться. Тогда мы просто сели на рюкзаки и стали ждать рассвета, либо какого-нибудь другого чуда.
И чудо случилось. В роли волшебников выступили три мордвина на грузовике с картошкой. Они прониклись нашим замученным видом и не только подвезли километров на тридцать до поселка Дубёнки, но и договорились со сторожем местного автомагазина, что он нас пустит в свою фанерную будку погреться до утра.
А утром, когда стало светло и нестрашно, нас подхватила первая же «Газель», и в девять утра мы уже были в Саранске.
220 километров оказались равны тринадцати часам и помогли вывести тезис: двигаться автостопом далеко не всегда просто и быстро даже на федеральных трассах.
Дорожные феномены
На первый взгляд кажется, что дорога может разделяться на хорошую и плохую только в плане асфальтового покрытия. Однако, как показали практика и рассказы шоферов, отдельные участки трассы живут по каким-то своим законам.
Есть особо аварийные отрезки, на которых автомобиль просто выходит из-под контроля, несмотря на исправность машины, погодные условия и качество дорожного полотна. В этом случае выручить может только мастерство и внимание водителя.
Кроме того, существуют такие подъемы и спуски, где как бы путаются законы физики, и вверх машина едет гораздо легче и быстрее, чем вниз.
С этими выкрутасами трассы нам не довелось столкнуться и, наверное, к счастью. А вот с более безобидным феноменом мы повстречались. Это случилось на объездной под Владимиром. Ровный отрезок в сорок километров казался бесконечным. Как будто время растянулось, как эспандер. Эти сомнения мы высказали вслух, и водитель подтвердил, что здесь всегда так. Вроде и ездит он тут очень часто, и ехать около получаса, но ощущение того, прошел уже не один час, появляется каждый раз.
Впрочем, не все чудеса трассы имеют мистическое происхождение, например, на одном из отрезков Ярославской трассы вдоль дороги сидят совы, потому что мыши выбрали это место для пешеходного перехода.
Порой на дорогу выбегают зайцы, и если попадают в полосу дальнего света, то свернуть уже не могут и со всех лап несутся перед автомобилем. В этом случае судьба ушастого зависит от водителя. Добрый человек выключает фары, давая возможность «зачарованному» зайцу убраться в темноту.
А еще к дороге выходят лоси и кабаны. Но это, скорее, не феномен, а ошибка природы.
Хорошее и разное
Вернувшись живой и даже здоровой, я теперь могу со знанием дела рассуждать о плюсах и минусах автостопа.
Плюсы в возможности
• самим выбирать маршрут и менять его в любое время;
познакомиться и пообщаться с абсолютно разными людьми (интересно, почему большинство из них слушают шансон
• регулировать активность отдыха (например, идти пешком вместо того, чтобы ехать);
• не тратить деньги на проезд в транспорте
• укрепить свои познания в географии.
Минусы
• если путешествуют девушки, их порой принимают за придорожных жриц любви;
• можно не рассчитать и замерзнуть, промокнуть или просто остаться ночевать на трассе (как мы под Саранском);
• устают ноги. И плечи (если рюкзак тяжелый).
Уже после возвращения мы пожалели, что не фотографировали и порой даже не узнавали имена водителей, которые сыграли основную роль в нашем турне по тринадцати городам: подбрасывали нас, куда могли; рассказывали о достопримечательностях различных уголков России; кормили и просто хорошо относились.
Но кто знает, может быть в следующем нашем путешествии, мы с кем-нибудь из них пересечемся. Как показала практика, расстояние – понятие относительное.
Свидетельство о публикации №209030200302
Микса 06.12.2013 14:09 Заявить о нарушении