Автопутешествие

 
                Хочу  рассказать про нечастые наши семейные автомобильные поездки  на отдых.

                С приобретением машины в 1998 году, захотелось заняться не столько автотуризмом, (автотуризм в моем понимании это некое спокойное продвижение по выбранному маршруту, остановки в понравившихся местах, с разбивкой лагеря, рыбалкой, купанием и др.), сколько просто на машине отправиться в отпуск в далекие края.
 
                Подготовка к путешествию много времени не заняла. Дети в начале лета были отправлены  поездом на свежие фрукты в Кишинев. Вещей с собой планировалось не много. Наметили маршрут:  Москва-  Кишинев (к моим родителям)- Керчь (к родителям жены)- Москва. За основу взяли «Атлас автодорог СССР» 1986 года издания. Сетка  расстояний между городами там была, расход бензина известен, поэтому  заранее знали, во что это выльется. Весь маршрут    поделили примерно на 100 километровые участки, каждый перенесли на узкую картонную карточку, где схематично указали основные ориентиры - населенные пункты, пересечения с   автодорогами и ж.д. дорогами мосты через реки и прочее.

                Не могу сказать, что я переоценивал свои водительские навыки.  Права  пылились с 1975 года,  в отпусках немного ездил на  машинах отца и тестя и чуток, где-то пол года, уже на своей. Накануне один наш офицер, направляясь на своей машине с семьей  в отпуск,  под Тулой, ночью, на обгоне угробил в прямом смысле, жену и одного из сыновей. Короче, перед глазами был яркий пример, поэтому ощущался некий мандраж, но я знал, что это плохой попутчик и всячески настраивал себя. И вот настало долгожданное утро отъезда, заранее попросили соседей заботиться о кошке и комнатных растениях.

                Июль месяц, 4.30 утра, выехали помолясь. Пошли по Киевской трассе. Жена очень быстро научилась работать с карточками, успевала делать на них пометки о времени остановок, прохода тех или иных населенных пунктов, количестве и стоимости заправляемого горючего- мы всегда знали где находимся и куда дальше ехать.  В четвертом часу дня  добрались до таможенного перехода в р-не Глухова, который встретил нас нескончаемой очередью из двух рядов машин справа грузовых, слева легковых, на территорию Украины попали к 23-м часам, и поехали на Кролевец, одновременно выбирая место для ночлега.

                Еще на подходе к границе забарахлил двигатель, причем началось с того, что стала дергаться стрелка тахометра, а потом и сама машина, сначала почти неуловимо, а потом  все заметней. Четыре часа на сон и поехали дальше. Машина вроде успокоилась, но все равно что-то не так было.

                К 11 утра через городок Бровары с красивейшими сосновыми массивами леса, въехали в Дарницкий р-н   Киева, а там все просто- по мосту через Днепр,  к Лавре  и далее пошли  на Юг, на Белую Церковь и Умань. В р-не Ананьева свернули на Запад. И попали на очень странную дорогу, бетонка, похожа  рельефом на Байкальский тракт только покруче.  В Молдове ее зовут Полтавкой, а по атласу она идет от Волгограда.
               
                Странной дорога  показалась потому, что была абсолютно пустынна, ни встречных ни попутных машин не было, жилья вдоль этой дороги тоже не встретили, но перспективы и виды открывались с нее захватывающие. Машина отказывалась ехать, стреляла выхлопом и дергалась. Забравшись на очередную горушку хотел на скоростях спуститься с тем, что бы используя инерцию, подняться на следующую, но не тут – то было, в низине пришлось тормозить, поскольку там  покрытие дороги «поплыло» и образовало глубокие складки, которые только на 1-й передаче можно было преодолеть. И снова в гору на 1-й. И так далее, везде.

                Стемнело и тут мы как-то очень неожиданно  спускаемся, словно в большой кратер, внутри яркие прожекторы, обустроенная территория, стоят бытовки.  Это оказалась граница Украины и ПМР. Налицо приметы недавних боевых действий между Молдовой и Приднестровьем. Дорога перегорожена бетонными блоками, там прожекторы прямо в глаза, после блоков узкая дорожка и мост на Правобережье, рядом стоят российские БТРы, с миротворцами-контрактниками на броне, ребята бдят, попросили закурить, все с автоматами, в разгрузочных «лифчиках» набитых магазинами и гранатами. Формальности заняли 15 минут от силы.

                Границы, как таковой между ПМР и Молдовой нет, круг, милицейский пост и пост ГАИ. Стоял лишь толстый милиционер, в капитанских погонах и подчеркнуто внимательно следил, как я на круге пропустил машину справа. Замечу, что на Украине в большинстве таких случаев установлен знак, похожий на мишень и говорящий, что преимущество в движении имеют именно те, кто движется по кругу.

                Дальше двинули на Дубоссары. А вот уже  и окрестности Кишинева. Там я раньше сам не рулил, но бывал, поэтому  зрительная память помогла доехать до центра города, а оттуда  до района Ботаника, где жили родители, рукой подать.

                Правда, мне показалось, что город не такой, каким был раньше. Совсем не было уличной иллюминации, очень темно, словно фронт рядом.

                Встретил отец, мама была на даче. Выпили вина, поговорили, и спать, а назавтра в автосервис. Полтора дня, в этой шарашке, занимались моей машиной, пока не догадались поменять трамблер.

                Сразу поехали к родителям на огород, (30минут от города) а там по плану отпуска: вино – шашлыки – рыбалка – купания – книги - сон и все это  в различных сочетаниях друг с другом. За полторы недели в Кишинев ездили раза два заправляться вином, а заправлялись так: 20л сухенького  и 10л крепленого в канистры.

                Понравилась форма у молдавских гаишников, черные брюки, белая рубашка с коротким рукавом и черная широкополая шляпа, на поясе естественно все предметы милицейского обихода, а на груди блестящая барбоска.

                Через пару недель снова выезд, теперь поедем в Керчь.  В 4.30 (нравится мне это время - в полку  на 1-ю смену полетов  всегда так строились) выруливаем прямо с родительского огорода с нами наши детки, машина загружена «под пробку». Сначала дорога на  переход Кучурган через  Бендеры и Тирасполь.  В Тирасполе оказались в неудобное время, дорога через город проходила  так, что утреннее солнце прямо в глаза,  ничего не видно и все  еле ползут. Спускаемся в заросшую камышом низину, тянет болотом  - таможенная территория перехода Кучурган. Здесь застряли на пару часов, надо было через находящийся тут же филиал  банка платить за въезд на территорию пограничной Одесской области.

                Дальше дорога на Одессу, на известном «Одесском пятачке» тормознули экологи и давай мне совать в выхлопную трубу датчик газоанализатора, а «шестерочка»-то  у меня как раз на газу, до ребят не сразу дошло, что к чему, смех. Потом пошли на Николаев и Херсон, в Крым заходили со стороны Армянска.

                На въезде огромный шлагбаум, справа БТР, с трезубцем на борту, в 30-ти метрах дальше на площадке вертолет. Подозрительно вежливые в чистой и наглаженной форме, без грязи под ногтями украинские милицейские  (а милицейские ли?) офицеры, довольно долго расспрашивали: «Куда,  зачем,  к кому и надолго ли?».

                По Джанкою рулил уже  в сумерках. Часам к 10-ти вечера были в Феодосии, и поехали к родственникам. Оказалось у них гостит тесть, поэтому  в Керчь мы отправились уже большой командой на нескольких машинах спустя пару дней.

                Заезд непосредственно на морской берег и разбивку  лагеря  решили осуществить в очень уютной и удобной «Коровьей» бухте, где функционировал колодец и в отсутствии дельфинов, всегда была хорошая рыбалка.

                Из Феодосии в Керчь пошли на трех машинах, четверо детей и пятеро взрослых. 90км унылой дороги. В Керчи на рынке закупили необходимых продуктов, учитывая, что дней десять  придется обходиться без холодильника. Хорошо груженые,  приехали в пгт Багерово (там был большой авиационный полигон, где ковался авиационный ядерный меч СССР и аэродром, где мне когда-то довелось служить). Мы с тестем поехали к нему в гараж, где  в его машину догрузили часть барахла - добавилась палатка, лодка, снасти на бычка, снасти на сазана, большой баллон с сжиженным газом, брезенты, парашют для создания тени, постели, складные стол и стулья, фляга для воды  - вот чем хорош «Москалик», как любовно звали « 412-е Москвичи»  на Украине.

                Мой шурин, тем временем, поехал на местный винзавод, где  заправился двадцаткой сухенького и пятеркой  коньячного спирта  (без этого лекарства местную жару просто не пережить). Отработав, наконец, все позиции из наших списков, попылили,  в прямом смысле этого слова, к морю.

                Чуть подсыпанная щебенкой, грунтовая, пыльная дорога из поселка шла  на северо-восток.  Не доезжая до домика дальнеприводной радиостанции, мы свернули  на запад в объезд соленого озера Чокрак, здесь был просто укатанный грунт. А дальше взобрались уже по каменистым «тропам» на горушку и взору открылось голубое, безбрежное с белыми бурунами волн Азовское море, сливающееся на горизонте с белесым южным небом. Вместе с пылью, в открытые окна машины врывались степные запахи чабреца, полыни и горелой травы( какие-то придурки иногда запаливают степь).

                Проехав еще немного, наши впереди идущие машины остановились для высадки пассажиров, поскольку предстоял довольно опасный каменистый спуск в бухту Коровью. Опасный не только крутизной, но и тем, что предстояло буквально «скакать» колесами с камня на камень, чтобы не провалиться в промоины между камнями  глубиной до полу метра, причем спуск надо было начинать, наехав почти на вертикальную стенку левым передним колесом. Спускались по очереди, слава Богу, удачно.

                Расстояние от Багерово, около 18-ти км, мы преодолели за  40 минут. Несколько слов  о коварстве местных дорог -  стоит пройти хоть небольшому дождю, с места уже не стронешься  до тех пор, пока дорога не высохнет.

                Порадовало, что отдыхающих в бухте было не много – три компании на машинах, с палатками, однако   место под скалой, где в течение всего дня была тень, было занято – вот этот факт огорчил.  Нужно иметь очень хорошее здоровье, что бы целый день провести под крымским солнцем, а  у нас впереди таких 10-ть дней. Поэтому что бы обошлось без перегрева и ожогов натянули тенты, а машины зачехлили.

                Разгрузилсь, поставили и окопали  палатки, организовали затишок для кухни чтобы огонь плитки не задувало ветром, газовый баллон установили в тени кустов и накрыли мокрой тряпкой. Теперь можно и купнуться.

                У моря был ветер, волны у берега пенились и шевелили песок, прошло больше года, с тех пор, когда я также стоял  в прибое.   Здесь  ничего не изменилось с тех пор,  и также в сотне метров от берега из воды торчат большие камни. Волны бьют в них глухо, и разлетаются белым облаком брызг.

                Если ветер поутихнет, то завтра с утра, толкая перед собой  удочки и с садками  через плечо, поплывем туда за бычками. Для этой цели есть небольшой запас уже порезанных и замороженных куриных желудочков, в отличии от мяса или креветки они прочно сидят на крючке и долго не теряют цвет в соленой воде. Когда кончится или пропадет от жары эта наживка, будем ловить на улитку.

                Время к трем часам дня, самое пекло, мы с пол-седьмого на ногах, завтрак был ранний и как всегда у моря, не смотря на жару, всем хочется есть, женщины на скорую руку готовят перекусон. На столе овощи, зелень, колбаса, сыр, сало, фрукты, консервы - потом. Вино еще прохладное, а вот спиртик - теплый, но  с колодезной холодной водой вроде ничего, полетел.

                В отличии от местных и старожилов бухты мы совсем белые, поэтому первые несколько дней стараемся беречься от солнца, которое днем почти в зените.

                Плавали на рыбалку, на камни,  брали рубашки закрыться от солнца. Не очень приятно, когда ты на самом солнцепеке, а тебя с некоторой периодичностью   окатывает   брызгами и так в течение 3-х часов.  Поймали хорошо, женщины пошли на берег чистить  рыбку, будет и уха на обед и жареха  на ужин. Только  нас, рыбачков, после этого заплыва с непривычки даже подзнабливает  и  приходится принимать известное лекарство.
   
                Нежданно - негаданно пропал оставшийся запас хлеба  - активизировалась и развилась внутри буханок дрожжевая палочка, а может хлебная. Короче внутри буханки образуется влажное и липкое ядро с кислым запахом. Есть нельзя, иначе набегаешься потом в кусты. Можно лишь спасти часть буханки хлеба, вырезав и выкинув это ядро, а то, что осталось, посолить и насушить на солнце на сухари.

                Маху дали и  с болгарским перцем, которого купили ведро не попробовав, а он оказался переопыленным  со жгучим красным, да так, что, невозможно есть. Надо ехать за хлебом, да и вода из колодца полу соленая надоела,  дети просят чего-нибудь вкусненького.

                Решили совместить эту поездку с рыбалкой и ехать на одной машине с утра, но не рано  - сначала в поселок, в магазин, потом уже на ставок порыбачить и после уже на родник за водой.

                Пока с шурином  делали запасы в магазине,  тесть сварил дома  перловку и мелких картофелин для наживки. Через 30-ть минут мы уже на 6-м ставке, там их штук 12-ть было, офицеры-рыбаки гарнизона когда-то сами копали, обустраивали и делали дамбы, получились большие зарыбленые  пресные водоемы,  некоторые связаны между собой, но все подпитываются  дождями и родниками. 

                Несколько слов о снастях. Обычная бамбуковая трехколенка,  кончик толщиной с ученическую  шариковую ручку, основная леса  0,6…0,7 поводок – 0,3…0,4, поплавок  - половина винной пробки с воткнутым в нее крашеным пером, соответствующее грузило и два больших крючка. Наживка   - сантиметровый кубик вареной картошки  или несколько зерен перловки или хлебный шарик.

                Тесть поплыл на лодке на свое любимое место, а мы с шурином разбрелись вдоль берега. Я выбрал место помельче, если не сазана возьму, так хоть карасей натаскаю. Ветер южный – у нас есть все шансы чего-нибудь наловить. Умышленно взял одну удочку, две – рассредотачивают.

                Если пройти метров сто  в гору будет   вход в катакомбы, правда эти древние сооружения меня никогда не привлекали - вход загажен, а дальше темно и страшно т.к. над тобой тонны камня и своды  иногда обваливаются. В поселке несколько таких провалов. 

                Недалеко от этого входа много лет подряд летом стояла палаточным  лагерем археологическая экспедиция - студенты с преподавателями, были рабочие и транспорт. Раньше бывало мы с тестем на зорьку, а они с лопатами и с тачками по холодку на раскопки.  Сейчас за северозападной  частью ставка  их трудами обнажено целое городище, смотрел на него и думал, что это памятник не древним людям древней крымской земли, а  уже тем, кто на протяжении 20-ти лет участвовал в этих раскопках.

                Там же, но чуть дальше, за дамбой,  соленое озеро Чокрак, там раньше добывали соль. Остались тысячи колышков вбитых в дно и торчащих над водой в виде дорожек - в соленой воде озера за два или три века им ничего не сделалось. На этих колышках кристаллизуется соль, местные эту соль тоже собирают – она вкусная  и ей хорошо солить рыбу, только вылежаться она должна не меньше  года. Соль покрывает все мелководье и землю у берегов. Под слоем соли лечебная грязь. В нескольких километрах круглосуточно работают земснаряды и качают эту грязь для многочисленных здравниц Украины. Несмотря на соленую среду по берегам озера растет какая-то трава красно - фиолетового цвета. От моря озеро отделено дамбой.


                Десять дней у моря пролетели мгновенно. Грустно собирать лагерь и сворачивать палатки. Через 15-ть минут покидаем бухту, решили напоследок купнуться в море, я опять стою в прибое и стараюсь запомнить момент расставания с морем, чтобы вспомнить его через год. 

                Возвращаемся домой другой дорогой и из Крыма выезжаем через Чонгарский пролив (узкая полоска вонючего мелководья а через нее мост), почти сразу за мостом рыбный рынок. Чего там только нет, однако, что хотели – купили заранее.

                Перед Мелитополем (Херсонская обл.) затарились тройкой хороших арбузов. Когда прошли Запорожье, по радио сказали, что в России объявлен дефолт.  Рубли на заправочных станциях не берут, а все доллары мы заняли шурину на покупку машины.  Спасло, что на подходе к Днепропетровску, удалось в банке поменять рубли на гривны.

                После Курска остановились в каком-то селе купить картошки пару ведер, а там и морковочки и яблочек ведерко, а машиночка бедная уже брызговиками по асфальту скребет.

                Вечер воскресенья, МКАД забита дачниками, на Ярославке полегче, вот мы и дома. Выхожу из машины -спина не распрямляется, глаза не смотрят, ноги затекли. Хочется под душ и спать, однако разгружаем машину, дома хорошо и прохладно, вот только  воду горячую еще не дали после профилактических работ, споласкивать дорожную пыль и пот приходится из ковшика.

                Наскоро ужинаем и я ложусь спать, смеживаю веки, а перед глазами машины и черная лента дороги, но при этом очень ярко ощущаю запахи юга. Просыпаюсь в 2 часа ночи от страха, что на самом деле мы никуда из Крыма не уезжали и 36 часов нелегкого пути мне приснились и все придется повторить снова, а завтра уже на работу. Да нет, вроде я дома, а вот запах... Оказывается это жена, чтобы не испортились фрукты, которые мы привезли,  на кухне крутит компоты, а в тазу на плите  кипит алычевое варенье.

                -Вот уж двужильная - думаю про жену и снова засыпаю.


 Подмосковье, 2008г.


Рецензии
Обожаю путешествовать и потом их описывать!
Спасибо. С уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   10.04.2022 10:55     Заявить о нарушении
Спасибо за проявленный интерес, успехов Вам и удачи.
С уважением, Дмитрий. Юж

Дмитрий Ансеров   10.04.2022 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.