Узбекский туризм

ДО И ПОСЛЕ НЕЗАВИСИМОСТИ СТРАНЫ
Статья была подготовлена в марте 2006 года для газеты «Деловой партнер».

ТЕНДЕНЦИИ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ
Туризм всегда считался в Узбекистане наибролее эффективной и востребованной отраслью народного хозяйства. Восточное дружелюбие, развитая инфраструктура, наличие огромного числа памятников истории, культа и природы создавали определенные предпосылки для развития этой отрасли. Не удивительно, что в советское время Центральная Азия, как и Узбекистан привлекал многих жителей европейской части СССР и даже Кавказа, который считался курортным раем. Историческими предпосылками туризма в Узбекистане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

Исходя из потенциальных возможностей экономики и стремления поддержать нацию как гостеприимную и радушную государство уделяло особое внимание на развитие индустрии гостеприимства. Нужно подчеркнуть, что это внимание имело места всегда, в том числе и двадцать лет назад, когда советское правительство опеределило место Узбекистана как самого «лакомого» кусочка туристского пирога.
Таким образом, историю национального туризма следует делить на два периода: до и после приобретения независимости Узбекистана. Первый период, как это не скрывай, имел больше идеологический характер (например, дружба народов, поддержка перехода из феодализма в социализм и т.д.) для этого сектора, чем экономический, хотя сюда целенаправлено вкладывались инвестиции как со стороны государственного бюджета, так и за счет средств ведомств, предприятий и оргванизаций. Туризм в тот период имел разноплановый и разновекторный характер, так как им занимались различные структуры, в частности:

- отрасли, чья деятельность была связана с туризмом (госкоминтур, госкомспорт, министерства здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.);
- ведомства, которые имели свои дома отдыха, базы, курорты (министерство обороны, внутренних дел, промышленности, сельского хозяйства и т.д.);
- общественные организации (коммунистическая партия, ВЛКСМ, профсоюзы);
- кооперативные организации (колхозы, потребсоюзы).
Безусловно, это вносило свои определенные позитивные и негативные стороны. Негативным можно считать то, что не было единой политики и единых стандартов к тризму как отрасли, а значит, это вело к разным пониманиям системы управления, инвестиции, проектирования зон. Позитивные – что каждая единица народного хозяйства вкладывала средтва как на создание материально-технической базы туризма (дома отдыха, пансионаты), так и организацию путешествия и отдыха (оплата путевки за счет организации). Таким образом, в туризм были неотделимы составляющие: путешествие и отдых.

ТУРИЗМ «ДО»
Согласно статистическим данным, в 1980 году в республике насчитывалось 31 станций юных туристов, которые обслужили 48,0 тыс. детей, в 1985 году, соответственно, 32 и 107,4 тыс.; в 1990 году – 36 и 65,0 тыс. Следует заметить, что за десять лет возросло число летних пионерских лагерей: с 1417 в 19980 году (при этом принято 593,5 тыс. детей) до 3880 в 1990 году (принято 825,1 тыс.). Таким образом, в советский период подростковому туризму уделялось значительное внимание со стороны государства.

Посмотрим другие показатели, в частности, через развитие нематериального сектора. Так, в структуре совокупного дохода семей рабочих и служащих доля дотаций на путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, на содержание детей в дошкольных учреждений в 1980 году достигала 10,2%, в 1990 году – 10,0%, семей колхозников, соответственно, 10,0% и 11,8%. С другой стороны, значительную долю на туристские и оздоровительные услуги население получало из общественных фондов потребления (ОФП), то усиливало значение социального туризма в Узбекистане. Так, если в 1980 году из ОФП было выплачено на бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное обслуживание и физическое воспитание) 778,2 млн. рублей, то в 1986 году уже 1045,5 млн., 1988 году – 1254,4 млн., 1990 году – 1587,7 млн. рублей.

Более того, в 1990 году показатель оказанных туристско-экскурсионных услуг на душу населения достигал 6,4 рубля, культуры – 4,2, физической культуры и спорта – 0,4, санаторно-курортных и оздоровительных – 2,2 рубля. Всего в структуре платных услуг доля туристско-экскурсионных составляла в 1989 году 4,9%, в 1990 году – 4,6%; физической культуры и спорта, соответственно, 0,4% и 0,3%; санаторно-курортные и оздоровительные – 1,6% и 1,6%.
Отметим, что в 1980 году расходы по бюджету государственного социального страхования на санаторно-курортное обслуживание рабочих и служащих и лечебное питание равнялись 26,1 млн. рублей, 1985 году – 36,8 млн., 1990 году – 60,5 млн.; обслуживание детей в пионерских лагерях, внешкольных учреждениях – соответственно – 8,8 млн., 18,8 млн. и 21,8 млн. рублей. Всего из государтвенного бюджета Узбекской ССР на здравоохранение и физическую культуру  было выделено в 1980 году 918,3 млн., а в 1990 году – 1628,5 млн. рублей.

Также динамичны показатели, характеризующих индустрию гостеприимства республики в последнее десятилетие советской власти (см таблицу № 1).

Таблица № 1. Численность лечивших и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха Узбекской ССР, тыс. человек
Показатели\ 1980\ 1985\ 1988\ 1990\
Всего лечилось и отдыхало (без одно- двухдневных)\ 811,3\ 1241,7\ 1497,1\ 1603,8\
В санаториях (для взрослх и детей)\ 95,9\ 140,7\ 170,5\ 175,0\
В санаториях-профилакториях \ 76,8\ 133,0\ 180,4\ 187,8\
В курортных поликлиниках по курсовкам \ 4,3\ 5,3\ 7,8\ 8,6\
В домах и пансионатах отдыха\ 59,2\ 56,6\ 91,8\ 72,3\
На базах отдыха и других учреждениях отдыха \ 16,2\ 18,1\ 31,6\ 24,1\
В туристских гостиницах и базах\ 558,9\ 888,0\ 1015,0\ 1136,0\

В 1990 году в санаторно-курортных учреждениях отдыха, пансионатах и базах отдыха, на туристскихмаршрутах и базах лечилось и отдыхало 2017,3 тыс. трудящихся и членов их семей, из них 1603,8 тыс. человек пользовались длительным лечением и отдыхом, 413,5 тыс. – одно- двухдневным отдыхом. Пр этом численность участников экскурсий составила в 1990 году 7260 тыс. человек по сравнению с 4075 тыс. человек в 1980 году. Около 900 тыс. детей и подростков в течение лета отдыхали в пионерских и школьных лагерях, на экскурсионно-туристских базах или выезжали на летний период в дачные местности с детскими учреждениями.

По некоторым расчетам, в 1985-89 гг. объем внутреннего и регионального туризма в Узбекистане составлял 1,4-1,6 млн. человек, причем численность иностранных туристов достигала 130-180 тыс. человек. В 1992 году туристическая сфера Узбекистана могла предоставить иностранным туристам лишь 27 видов услуг. В таких странах как Турция, Италия, Испания этот показатель варьировался в пределах 250-400. Как видно из этого, узбекский туризм был ограничен в своих возможностях. Другое дело, что причиной этого был планово-директивный метод управления и социалистическая форма хозяйствования.

Резкий переход в середине-конце 80-х годов в экс-СССР на политику регионального хозрасчета и последовавшая за ней дезинтеграция хозяйственных связей, инфляция, распад советского государства и сложная политическая обстановка в Центрально-азиатском регионе привели к тому, что с 1990 года туристическая отрасль Узбекистана наравне с другими отраслями республиканской экономики вступила в затяжной кризис. Количество иностранных туристов к 1992 году, по некоторым оценкам, сократилась в 4-5 раз. Уровень использования туристского потенциала не превышал 6%, а отдача от одного интуриста составила в среднем $12 в сутки. Услуги часто предоставлялись по заниженным тарифам, за “деревянные” рубли. По самым скромным подсчетам, в 1992 году республика недополучила более $3 млн. Причем нужно отметить, что номерной фонд, соответствующий международным стандартам, в тот период был незначителен. К концу 1992 года каждый второй объект туризма оказался убыточным или малорентабельным. Более того, началось сокращение межреспубликанского обмена и снижение доли внутреннего туризма (то есть поездок граждан Узбекистана по своей стране). Число заповедников, заповедно охотничьих хозяйств и природных национальных парков, вовлеченных в туристскую сферу, сократилось с 13 в 1980 году до 10 в 1990 году, а их площадь – с 272,1 тыс. га до 239,9 тыс. га, что сильно сказалось на экологических формах отдыха и нанесло существенный ущерб природному туризму.

До обретения Узбекистана независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Узбекистана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в республике в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

Одной из причин неразвитости индустрии туризма в республике является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

С приобретением независимости в Узбекистане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа. “Туризм – это познание мира, и вместе с тем, это выход на мировую арену. Нам нужно развивать эту важную сферу, использовать ее широкие возможности, - заявил президент Узбекистана Ислам Каримов на сессии Кенгаша народных депутатов Хорезмской области 16 марта 1996 года. - Наши города Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива имеют 2500-3000-летнию историю. Это огромное духовное состояние. Через развитие туризма его можно превратить в материальное богатство. Наконец, чем больше представителей народов мира будут пребывать в нашу страну, тем больше о нас будут знать, тем больше своих возможностей мы покажем. Для этого нам надо, прежде всего, повысить культуру обслуживания гостей, довести ее до мировых стандартов.

Есть в Европе такие страны, которые не всегда увидишь на карте. Однако они принимают туристов в количестве, превышающем в 90-100 раз численность своего населения. И этим путем обеспечивают прогресс всей страны. А город Хиву, который ныне отмечает свое 2500-летие, за последние четыре года посетило немногим более 15 тысячи иностранных туристов. Это нельзя объяснить ничем иным, как неумением показать свои широкие возможности, беспомощностью, некомпетентностью” . Таким образом, глава государства указал на наличие проблем в туристской индустрии и неэффективности использования туристского потенциала страны.

ТУРИЗМ «ПОСЛЕ»
В первые годы независимости, как это было отмечено выше, туризм имел определенные проблемы, что было связано:
- с переходом из планово-директивной в рыночную систему отношений;
- существованием в качестве самостоятельной от Союзного центра отрасли;
- формированием единой структуры, концентрирующей в себе все ресурсы туризма (размещение, транспорт, организация туров, кадры, политика).
Между тем, в течение пятнадцати лет в Узбекистане сформировалась собственная модель туризма, которая опеределяется, с одной стороны, объемами туристских визитов, в частности, состояния международного и национального туризма, а с другой, состоянием инфраструктуры. Так, в таблице № 2 даются показатели движения посетителей Узбекистана, которые выполнены НК «Узбектуризм», таможенной службой республики и группой исследователей из Всемирной туристской организации во главе с Мак-Налти.

Таблица № 2. Расчетные показатели трех центров по движению туристов в Узбекистане за 1993-2005 годы
Период\ Данные НК Узбектуризм\ Данные таможенной службы\ Прогнозные расчеты группы ВТО\
Всего туристов, тыс. чел.\ Иностранные туристы, тыс. чел.\ Вьезд, тыс. чел.\ Выезд, тыс. чел.\ Численность туристов, тыс. человек\ Доход от турбизнеса, в $ млрд.\
1993\ 332,2\ 92,35\ -\ -\ -\ -\
1994\ 309,5\ 60,9\ -\ -\ - -\
1995\ 305,8\ 92,02\ -\ -\ - -\
1996\ 368,3\ 173,9\ -\ -\ 174\ 0,198\
1997\ 484,2\ 252,9\ 954,4\ 1030,5\ 270\ 0,351\
1998\ 486,2\ 272,0\ 810,5\ 939,8\ 400\ 0,560\
1999\ 549,7\ 274,0\ 486,8\ -\ 500\ 0,750\
2000\ 552,8\ 278,0\ -\ -\ 650\ 1,04\
2001\ 529,9\ 231,4\ -\ -\ 710\ 1,136\
2002\ 445,5\ 198,1\ -\ -\ 800\ 1,320\
2003\ 471,4\ 230,4\ -\ -\ -\ -\
2004\ 492,4\ 261,6\ -\ 287,63\ -\ -\
2005\ ...\ 241,9\ -\ 330,13\ -\ -\

Как видно из этих данных, динамика туристских потоков менялась в зависимости как от внутренних, так и внешних факторов. Безусловно, модель, которая восприимчива к внешним факторам, может иметь нестабильный характер. В частности, собтия 11 сентября 2001 года в США сильно сказались на туристском рынке Узбекистана: заметен спад иностранных визитов. Тем временем, если за 1993-1999 годы темп роста туристских визитов составил 165,1%, то за 1999-2004 годы – 89,5%, то есть снижение произошло на 10,5%. Всего за 11 лет темп роста достиг 147,9%. В 2005 году республику посетило 241,9 тысяч иностранных граждан из 117 стран мира.

Также имеются данные о динамике услуг, предоставленных только туристскими организациями, имеющих лицензию от Национальной компании «Узбектуризм». Как видно из таблицы № 3, темп роста за девять лет в объеме услуг составил в 11,1 раз (без индексации на инфляцию), а экспорте услуг – в 1,93 раза.

Таблица № 3. Тенденции туристской отрасли Узбекистана за 1996-2004 годы
Показатели/ Период\ 1996\ 1997\ 1998\ 1999\ 2000\ 2001\ 2002\ 2003\ 2004\
Всего, услуг, млрд. сум\ 1,77\ 3,65\ 4,69\ 5,304\ 6,88\ 10,1\ 15,7\ 17,5\ 17,9\
Прибыль, млн. сум\ 399,1\ 544,5\ 382,3\ 517,6\ 443,0\ 1111,8\ -166,5\ 150,61\ -258,7\
Экспорт услуг, млн. долл. США\ 14,49\ 33,77\ 20,98\ 25,43\ 27,13\ 22,66\ 21,54\ 23,58\ 28,02\

Согласно статистическим данным, общее число граждан Узбекистана, выехавших за границу в 2005 году, составило 380,8 тыс. человек, при этом основными направлениями считаются Россия, Украина, Казахстан, Турция, Китай, ОАЭ, Южная Корея, Израиль, Греция и т.д. Что касается местного туризма, то 334,1 тыс. жителей посещали такие города как Самарканд, Бухара, Шахрисябз, Хива, Чарвак, Чимган.

С другой стороны, в прошлом году республику посетило 241,9 тыс. иностранных граждан из 117 стран мира, что на 25,9% ниже 2004 года. Эксперты подчеркивают, что базовыми странами, определяющими турпоток в Узбекистан, являются Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Корея, США, Россия, Франция, Япония. Более 90% прибывают в страну с целью экскурсионно-познавательного арактера, хотя в последние годы возрастает интерес к культурно-историческим турам по Шелковому пути, религиозному туризму (паломничество), экологическим маршрутам.

Формируется и инфраструктура туризма. Так, здесь функционирует 408 предприятий, имеющих лицензию на туристскую деятельность, из которых 326 относятся к частной форме собственности. Только в 2005 году право работать в индустрии гостеприимства получили 80 организаций. Наметилась и другая позитивная тенденция – сертификация услуг, что делала их легальными и соответствующим всем требованиям. В частности, 253 предприятия получили сертификаты соответствия, в основном в гостиничном секторе.
По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан на территории республики функционируют 168 гостиниц, различной формой собственностью, вместимостью более 14 тысяч мест. За шесть лет было введено в эксплуатацию более 20 средних и малых частных гостиниц.

Развивались и межгосударственные связи в области туризма. Как заявили в НК «Узбектуризм», в прошлом году были заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими туристскими администрациями Индии, Польши и Китая, С Республикой Малайзия был подписан Меморандум о двустороннем сотрудничестве. Делегация Узбекистана приняла участие в работе Генеральной Ассамблеи ВТО ООН (г. Дакар, Сенегал).
Кроме того, в прошлом году Президиумом Кабинета Министров был утвержден «Перечень мероприятий поэтапного реформирования сферы туризма Узбекистана на период 2006 – 2010 годы», в рамках которого «Узбектуризм» разработал и подготовил на рассмотрение правительства и парламента соответствующие нормативные акты в, в частности, проекты Программы развития туристских услуг до 2010 года, региональных программ развития туризма в Хорезмской, Ферганской, Наманганской, Кашкадарьинской областей и Каракалпакстана на период, Закона Республики Узбекистан «О туризме» в новой редакции. В стадии разработки находятся региональные программы других областей. Также разработан классификатор туристских услуг.

Интересные данные получены Центром экспертных оценок «Транс-Азия» в отношении развития туризма в Центральной Азии. Так, на вопросы «Насколько эффективно используется туристский потенциал вашей страны национальными и иностранными туристами?» были получены следующие ответы экспертов по десятибальной системе: национальными туристами наиболее эффективно использовался в Узбекистане, а зарубежными – в Туркменистане (таблица № 4).

Таблица № 4. Мнения респондентов по использованию потенциальных возможностей туризма Центральной Азии (средние величины)
Государства\ Использование потенциальных возможностей страны туристами\
Национальными \ Иностранными\
Республика Казахстан\ 6\ 4\
Кыргызская Республика\ 3\ 3\
Республика Таджикистан\ 4\ 1\
Туркменистан\ 5\ 7\
Республика Узбекистан\ 7\ 5\

Кстати, в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) отмечается, что «доля туризма в национальной экономике и международной торговли превратила его в важный показатель мирового развития. Его постоянная роль в национальной экономической деятельности и в международном обмене и его влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из отраслей мировой экономической деятельности».

Несомненно, в рамках одной страны туризм способствует более сбалансированному положению народного хозяйства благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов хозяйственной деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Таким образом, развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма. Ведь по некоторым расчетам, в Узбекистане на одного иностранного туриста приходится 8-12 внутренних туристов, которые пользуются теми же услугами и генерируют занятость населения, вносят вклад в доходную часть регионального бюджета.
Согласно данным Госкомстата РУ (см. таблицу № 5), в 2007 году наиболее высокие темпы роста были достигнуты по услугам связи и информатизации, гостиниц (133,5 %), торговли и питания (132,5%) и бытовые услуги (128%).

Таблица № 5. Производство рыночных услуг в 2007 году в Узбекистане по видам (в фактических ценах) характеризуется следующими данными:
Млрд. сум.\ В% к 2006 г. В % к итогу
Услуги – всего\ 13095,7\ 126,6\ 100,0\
в том числе по основным видам:
Услуги торговли и питания\ 2397,7\ 132,5\ 18,3\
Транспортные услуги\ 4618,2\ 121,1\ 35,3\
Услуги связи и информатизации, включая услуги информационно-ресурсных центров\ 843,2\ 151,5\ 6,4\
Финансовые услуги, включая предоставление микрокредитов\ 719,6\ 123,8\ 5,5\
Туристско-экскурсионные услуги\ 23,4\ 122,3\ 0,2\
Услуги гостиниц\ 45,1\ 133,5\ 0,3\
Коммунальные услуги\ 2076,8\ 109,3\ 15,9\
Бытовые услуги\ 258,1\ 128,0\ 2,0\
Ремонт автомобилей и иной техники\ 96,6\ 138,7\ 0,7\
Прочие рыночные услуги, включая услуги детских оздоровительных и спортивных учреждений\ 2017,0\ 142,5\ 15,4\


КОНТУРЫ УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ
Таким образом, узбекская модель туризма, которая сформировалась за последние 15 лет, характеризуется элементами восточного гостеприимства (радушие, безопасность, уважение и почитание) и стандартами обслуживания западного образца (гостиничные и транспортные услуги, бронирование, экскурсии, синхронный перевод). Немаловажно и то, что узбекская модель предопределена сохранившейся даже в условиях урбанизации системой общежития – местными общинами (махалля), что привносит определенный колорит в качестве «изюминки» для национального турпродукта. Именно эти общины являются центрами традиций, культуры быта и производства, уклада жизни и психологии людей.

Исходя из этого можно заявить, что узбекская модель туризма характеризуется следующими чертами:
- динамично развивающийся сектор услуг все больше занимает свою долю в создании валового национального продукта;
- эффективная приватизация и формирование мобильного частного сектора способствовали к тому, что туризм стал доходоприносящей отраслью;
- функционирование базовых законов позвволили сформировать благоприятную рыночную среду, стимулировали приток иностранных и государственных инвестиций и вложений капитала, технологий, управленческого опыта в сферу туризма и инфраструктуру;
- наличие системы подготовки кадров позволили поднять уровень сервиса;
- налаженые дипломатические связи усилили роль Узбекистана на международной арене, инициировали интерес к стране со стороны западных туроператоров;
- установлены воздушные и железнодорожные сообщения с туристскими центрами мира;
- подписаны соглашения в сфере туризма с многими странами, где туризм считается эффективной отраслью;
- налажена система организованного въезда для иностранных туристов, существует система отдыха по ведомственной, профсоюзной линиям.
В 2007 году было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в республике узбекистан в период до 2010 года», в рамках которого установлены параметры для развития сферы туризма. В таблице № 6 указывается, что за пять лет темпы развития услуг гостиниц должно возрасти в 2,4 раза, а экскурсий – в 2,3 раза.

Таблица № 6. Динамика развития сектора услуг, прогнозные параметры
Виды услуг;;\ Темпы роста объемов услуг;;\
2007 г. ;\ 2008 г. ;\ 2009 г. ;\ 2010 г. ;\ 2010 г. к 2006 г. ;\
Торговля и общественное питание;\ 116,2;\ 117,8;\ 119,0\; 121,5;\ в 2 раза;\
Транспортные услуги;\ 114,3;\ 117,0;\ 119,7\ 122,0;\ в 2 раза;\
Туристско-экскурсионные услуги;\ 119,3;\ 121,3;\ 123,4;\ 127,5;\ в 2,3 раза;\
Услуги гостиниц;\ 120,0;\ 122,5;\ 125,3\; 130,0;\ в 2,4 раза;\
Коммунальные и бытовые услуги;\ 115,8;\ 118,7;\ 122,0;\ 125,0;\ в 2,1 раза;\
Прочие услуги, включая услуги детских оздоровительных и спортивных учреждений;\ 114,7;\ 116,7;\ 118,6;\ 121,0;\ в 1,9 раза;\

В таблице № 7 приведены прогнозные ожидания развития туристско-экскурсионных услуг по регионам страны. Наибольшие темпы получат Сырдарьинская, Ташкентская, Кашкадарьинская, Навоийская области.

Таблица № 7. Целевые параметры развития туристско-экскурсионных услуг на 2007—2010 годы Республике Узбекистан
№;;\ Наименование территории;;\ Темпы роста объемов услуг;;\ 2010 г. ;к 2006 г. ;;\
2007 г. ;\ 2008 г. ;\ 2009 г. ;\ 2010 г. ;\
1.;\ Республика Каракалпакстан;\ 109,1;\ 110,5;\ 111,3;\ 113,5;\ в 1,5 раза;\
2.;\ Андижанская область;\ 115,6;\ 118,0;\ 119,5;\ 120,0;\ в 2,0 раза;\
3.;\ Бухарская область;\ 119,0;\ 120,0;\ 120,2;\ 128,0;\ в 2,2 раза;\
4.;\ Джизакская область;\ 118,0;\ 118,5;\ 120,0;\ 122,0;\ в 2,0 раза;\
5.;\ Кашкадарьинская область;\ 118,0;\ 119,5;\ 124,0;\ 130,0;\ в 2,3 раза;\
6.;\ Навоийская область;\ 122,0;\ 123,5;\ 124,0;\ 125,0;\ в 2,3 раза;\
7.;\ Наманганская область;\ 115,0;\ 118,0;\ 122,0;\ 125,0;\ в 2,1 раза;\
8.;\ Самаркандская область;\ 118,0;\ 122,0;\ 125,0;\ 129,0;\ в 2,3 раза;\
9.;\ Сурхандарьинская область;\ 116,0;\ 116,5;\ 118,0;\ 120,0;\ в 1,9 раза;\
10.;\ Сырдарьинская область;\ 110,0;\ 120,0;\ 130,5;\ 135,0;\ в 2,3 раза;\
11.;\ Ташкентская область;\ 120,0;\ 122,0;\ 123,5;\ 125,0;\ в 2,3 раза;\
12.;\ Ферганская область;\ 118,0;\ 119,5;\ 122,0;\ 123,0;\ в 2,1 раза;\
13.;\ Хорезмская область;\ 115,0;\ 120,0;\ 121,1;\ 130,0;\ в 2,2 раза;\
14.;\ г. Ташкент;\ 121,0;\ 122,0;\ 123,5;\ 128,0;\ в 2,3 раза;\
;\ Всего по республике;\ ;119,3\ ;121,3\ ;123,4\ 127,5;\ ;в 2,3 раза\

Что касается гостиничных услуг (см. таблицу № 8), то наибольшие темпы ожидаются в Самаркандской области и г.Ташкенте.

Таблица № 8. Целевые параметры развития услуг гостиниц на 2007—2010 годы по Республике Узбекистан
№;;\ Наименование территории;;\ Темпы роста объемов услуг;;\ 2010 г. ;к 2006 г. ;;\
2007 г. ;\ 2008 г. ;\ 2009 г. ;\ 2010 г. ;\
1.;\ Республика Каракалпакстан;\ 109,5;\ 111,0;\ 114,8;\ 120,0;\ в 1,7 раза;\
2.;\ Андижанская область;\ 116,2;\ 119,5;\ 122,0;\ 125,0;\ в 2,1 раза;\
3.;\ Бухарская область;\ 119,2;\ 120,1;\ 124,2;\ 130,0;\ в 2,3 раза;\
4.;\ Джизакская область;\ 118,2;\ 118,5;\ 120,5;\ 122,0;\ в 2,0 раза;\
5.;\ Кашкадарьинская область;\ 118,0;\ 119,8;\ 124,0;\ 130,0;\ в 2,3 раза;\
6.;\ Навоийская область;\ 122,0;\ 123,5;\ 124,0;\ 125,0;\ в 2,3 раза;\
7.;\ Наманганская область;\ 115,5;\ 118,5;\ 122,2;\ 125,0;\ в 2,1 раза;\
8.; Самаркандская область;\ 117,5;\ 123,6;\ 127,0;\ 134,0;\ в 2,5 раза;\
9.;\ Сурхандарьинская область;\ 116,5;\ 117,5;\ 118,0;\ 122,5;\ в 2,0 раза;\
10.\; Сырдарьинская область;\ 111,0;\ 120,0;\ 128,0;\ 135,0;\ в 2,3 раза;\
11.;\ Ташкентская область;\ 120,0;\ 122,0;\ 123,5;\ 125,0;\ в 2,3 раза;\
12.\; Ферганская область;\ 118,5;\ 120,0;\ 122,0;\ 126,0;\ в 2,2 раза;\
13.;\ Хорезмская область;\ 116,0;\ 120,2;\ 121,5;\ 130,0;\ в 2,2 раза;\
14.;\ г. Ташкент;\ 122,0;\ 124,5;\ 127,8;\ 132,1;\ в 2,6 раза;\
;\ Всего по республике;\ ;120,0\ ;122,5\ 125,3;\ 130,0;\ в 2,4 раза\;

Согласно правительственным решениям, до 2010 года часть туристской инфраструктуры будет модернизирована и реконструирована. Речь идет о гостиницах, а также транспортных средствах, курортах, библиотеках, домах отдыха и прочее (см. таблицу № 9)

Таблица № 9. Основные направления и мероприятия Программы развития сферы услуг и сервиса на 2007—2010 годы
РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Реконструкция турбазы АО «Кумушкан» в Ташкентской области.;\ 2007-2008 гг. ;\ Увеличение годового дохода на 180 млн. сумов.;\ НК «Узбектуризм», АО «Кумушкан», иностранный инвестор;\
Приобретение транспортных средств туристского класса для улучшения обслуживания туристов и специализированного гостиничного оборудования и инвентаря.;\ 2007—2010 гг. ;\ Приобретение 80 ед. транспортных средств, в т. ч. в 2007 году — 20 единиц. ;Рост объема оказываемых услуг от транспортных средств в туристских целях — до 2,4 млрд. сумов.;\ НК «Узбектуризм», частные туристские организации;\
Расширение действующих и разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов, организация познавательных, культурно-развлекательных и спортивных программ, в т. ч. альтернативных видов туризма (рыбалка, охота, альпинизм и т. д.) по внутреннему и въездному туризму.;\ 2007—2010 гг. ;\ Увеличение туристского потока по внутреннему и въездному туризму в среднем ежегодно до 10%. ;Увеличение туристского потока в 2007 году до 721 тыс. человек.;\ НК «Узбектуризм», Министерство по делам культуры и спорта, Фонд «Экосан», Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Ввод второй очереди гостиницы «Шахристон» в г. Бухаре.;\ 2007 г.\ ; Рост притока иностранных туристов до 4 тыс. человек, ежегодного дохода — до 300 тыс. долларов США, создание 100 новых рабочих мест;\ НК «Узбектуризм» АО «Бухаратурист»;\
Строительство гостиницы «Шахрисабз» в г. Шахрисабз.;\ 2007 г.\ ; Рост притока иностранных туристов до 5 тыс. человек, ежегодного дохода — до 350 тыс. долларов США, создание 120 новых рабочих мест;\ НК «Узбектуризм» АО «Будимекс»;\
Реконструкция гостиницы «Бухара» в г. Бухаре.;\ 2007 г\. ; Привлечение иностранных туристов — до 6 тыс. человек, рост ежегодного дохода — до 400 тыс. долларов США.;\ НК «Узбектуризм», АО «Бухаратурист», АО «Будимекс»;\
Реконструкция гостиницы «Зиерат» в г. Фергане.;\ 2008 г.\ ; Рост притока иностранных туристов — до 3 тыс. человек, ежегодного дохода — до 200 тыс. долларов США.;\ Хокимият Ферганской области, частные туристские организации, иностранный инвестор;\
;;УСЛУГИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества услуг в сфере культуры, особенно в сельской местности.;\ 2007—2010 гг. ;\ Увеличение объема услуг в сфере культуры в 1,9 раза на основе расширения услуг, оказываемых музеями, театрами, кинотеатрами и парками культуры и отдыха.;\ Министерство по делам культуры и спорта, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Создание информационно-библиотечных центров в городах и районах республики.;\ 2007 г. ;\ Обеспечение широкого доступа н?селения к библиотечным фондам на базе создания сети информационно-библиотечных центров при территориальных подразделениях Минобразования и Министерства высшего и среднего специального образования с передачей в их ведение библиотек Министерства по делам культуры и спорта.;\ Минобразования, Минвуз, Министерство по делам культуры и спорта, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Реставрация и восстановление исторических и архитектурных памятников, находящихся в сельской местности, и включение их в инфраструктуру туризма.;\ 2007—2010 гг. ;\ До 2010 года будет восстановлено около 20 исторических памятников. Включение их в туристические маршруты увеличит поступление средств на 20 млн. сумов в год.;\ Министерство по делам культуры и спорта, Минфин, НАК «Узбектуризм»\;
Реконструкция действующих и ввод новых парков культуры и отдыха.;\ 2007—2010 гг. ;\ Улучшение культурного обслуживания и организации досуга населения с охватом 150 тыс. человек в год.;\ Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Увеличение объема оказываемых услуг в сфере образования.;\ 2007—2010 гг. ;\ Увеличение объема услуг в сфере образования в 2,1 раза на основе: ;развития частных предприятий в сфере дошкольного образования; расширения услуг дистанционного образования; ;введения механизма конкурсного финансирования образовательных программ; ;расширения прав для государственных образовательных учреждений в оказании дополнительных платных услуг при условии полного обеспечения гарантированных бесплатных услуг;;широкого использования компьютерных классов, особенно в сельских школах.;\ Минобразование, Минвуз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
;;УСЛУГИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества услуг в сфере физической культуры и спорта, особенно в области развития детского спорта и в сельской местности;\ 2007—2010 гг. ;\ Увеличение объемов оказываемых спортивных услуг в среднем в 2,1 раза: расширения доступа населения к услугам физической культуры и спорта; реализации мер Программы развития детского спорта;создания условий для активных занятий физической культурой и спортом по месту жительства (махаллях), на производстве (производственная гимнастика);создания условий для широкого привлечения к занятиям физической культурой и спортом девушек и женщин; ;развития на базе образовательных учреждений физкультурно-оздоровительных центров с льготным обслуживанием населения; развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в парках и зонах отдыха, с созданием спортивных площадок для физкультурно-оздоровительной работы с населением (ежегодный прирост охвата более 80 тыс. человек); дальнейшего развития негосударственного сектора в сфере физической культуры и спорта, привлечения внебюджетных источников на финансирование физической культуры и спорта.;\ Министерство по делам культуры и спорта, Минвуз, Минобразования, НОК, спортивные федерации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Развитие материально-технической базы, укрепление ресурсного и кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, увеличение числа физкультурно-спортивных учреждений, оказывающих населению платные услуги;\ 2007—2010 гг. ;\ До 2010 года развитие ресурсной базы сферы физической культуры и спорта обеспечивается за счет: строительства новых и реконструкции свыше 2000 спортивных сооружений, в том числе 1,1 тыс. объектов детского спорта; развития сети клубов по спортивным интересам, фитнес-центров, тренажерных залов, секций по видам спорта и т. д.; доведения выпуска спортивного инвентаря и оборудования для детского спорта до 2 млн. единиц; укрепления кадрового потенциала физкультурно-массового и спортивно-оздоровительного движения, особенно массовая подготовка инструкторов по спорту по месту жительства и тренеров для спортивного детско-юношеского движения.;\ Министерство по делам культуры и спорта, Минвуз, Минобразования, НОК, спортивные федерации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
;;УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ И САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ
Увеличение числа медицинских учреждений, оказывающих населению платные услуги;\ 2007—2010 гг. ;\ Создание 5 больниц по уходу за больными, нуждающимися в медицинском наблюдении и услугах общемедицинского назначения. Создание 2 центров реабилитации для долечивания больных в составе республиканских и областных клинических больниц. Организация 6 оздоровительных Центров при крупных поликлиниках и больницах г. Ташкента и регионов республики. За счет создания указанных структур объем оказываемых услуг увеличится в 1,2 раза.; Минздрав, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;
Усиление мер по медико-социальной реабилитации инвалидов и их полноценной интеграции в общество;\ 2007—2010 гг. ;\ Оснащение Национального центра и 10 региональных центров медико-социальной реабилитации инвалидов современным оборудованием и внедрение современных технологий позволит увеличить охват инвалидов мерами реабилитации в 1,3 раза.; Министерство труда и социальной защиты населения;
Расширение охвата обеспечения техническими средствами реабилитации нуждающихся больных и инвалидов;\ 2007—2010 гг. ;\ Расширение производства комплектующих и новых видов протезно-ортопедических изделий с увеличением их ассортимента в 1,2 раза. Создание доступа к техническим средствам реабилитации (инвалидные коляски, слуховые аппараты и пр.) во всех регионах за счет увеличения количества пунктов проката на 136 единиц.;\ Министерство труда и социальной защиты населения, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента;\
Расширение охвата санаторным оздоровлением ветеранов войны и труда, пенсионеров и инвалидов;\ 2008 г.;\ Увеличение ежегодного охвата нуждающихся в лечении ветеранов, инвалидов и пенсионеров на 2 тыс. человек, за счет: ввода нового лечебного отделения санатория ветеранов войны и труда «Тахиаташ»; преобразования санатория-профилактория «Марварид» на 70 мест (Самаркандская область) в санаторий ветеранов войны и труда.;\ Министерство труда и социальной защиты населения, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият Самаркандской области;\
Расширение оказания санаторно-курортных услуг. Ввод в действие нового санатория в Навоийской области;\ 2007—2010 гг. ;;\2008 г. \ К 2010 году количество санаторно-курортных учреждений Федерации профсоюзов составит 20 единиц, количество мест увеличится с 3240 до 3650. Ввод нового санатория в Навоийской области на 100 мест;\ Совет Федерации профсоюзов, хокимият Навоийской области;\

Кроме того, в 2007 году было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении генерального плана города Бухары», согласно которому был утвержден генеральный план Бухары. В частности, в нем отмечалось: «Основу архитектурно-планировочной композиции города составляет система общественных центров общегородского значения, включающая историко-архитектурный заповедник, отдельные административные, торговые, культурно-просветительные и спортивные комплексы, объединяемые озелененными и обводненными пространствами. В исторической зоне предусмотрены реконструктивные работы, снос ветхих строений и санация отдельных кварталов. На периферии исторической зоны предусмотрен незначительный снос малоценного жилья, связанный с упорядочением транспортного обслуживания этой части города, с целью исключения транспортного движения в районах расположения памятников архитектуры». В таблице № 10 приведены некоторые данные в сфере туризма.

Таблица № 10. Реконструкция туристской инфраструктуры Бухары
Показатели;;\ Единица ;измерения;;\ ;;Данные на момент разработки генплана\; По состоянию на 01.01.2004 г.;;\ Расчетные периоды;;\
первая очередь (2015 г.) ;\ % к 2004 г. ;\ расч. срок (2035 г.) ;\ % к 2015г.\;
2;\ 3;\ 4;\ 5; 6;\ 7;\ 8;\ 9;\
Туризм и отдых;\ тыс. чел.;;\ 1,26;\ 1,5;\ 1,9;\ 226,7;\ 3,9; 205,3;\
Спортивные сооружения;\ га ;\ 35,0;\ 42,0;\ 51,0;\ 121,4;\ 204,0;\ 400,0;\
— в расчете на 1 человека;\ кв. м / чел;;;.\ 1,47;\ 1,76;\ 1,82;\ 103,4;\ 5,5;\ 302,0;\
Зона памятников архитектуры;\ га;\ 41,0;\ 41,0;\ 41,0;\ -;\ 41,0;\ -;\
— в расчете на 1 человека;\ кв. м / чел;;;\. 1,72;\ 1,72;\ 1,46;\ 84,8;\ 1,11;\ 76,0;\
Организации внегородского значения
— учреждения отдыха и туризма; га;;;;;\ 27,0;\ 17,0;\ 35,0;\ 205,9;\ 75,0;\ 214,3;\
— в расчете на 1 человека;\ кв. м / чел.\;;;;; 1,13;\ 0,72;\ 1,25;\ 173,6;\ 2,03;\ 162,4;\
Культурно- бытовое обслуживание;
Предприятия общепита\ пос. Мест\ 8390\ ; 8700\ 9320 107,1\ ; 14800\ 158,8\
Гостиницы: госуд. / частные Мест \ 1619\ 1114/118\ 2800\ 227,3\ 5100\ 182,1\


Рецензии