Слэш яой как явление сетературы

Читателей до 18 лет прошу закрыть данный файл. Текст отнесен к литературоведению, поскольку рассматривает явление сетературы, а не эротическую составляющую. В связи с этим отнесение его к "эротическим произведениям" дезориентирует читателя. 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Для любителей жанра и нейтральных любопытствующих, претензии о моральном ущербе не принимаются.
Терминология по нижеследующим ссылкам:
http://theoriginal.ru/article/glossary
http://viscult.by.com/uploads/Kravtchouk_essay.pdf

Слэш/яой стал распространенным явлением в сети.          
Несколько примеров определений слэш/яоя, найденных в сети:
            Как указано в "Википедии", яой - жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные.

http://en.wikipedia.org/wiki/Slash_fiction - Но в английской Вики куда более подробная статья, снабженная ссылками.
            Исходно слэш определяли как текст "по мотивам", где использовались чужие миры и герои, вид фанфикшена, "фанфикшен, описывающий или включающий романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола, которые в произведении-источнике ни в чем подобном замечены не были и которых канон определяет как убежденных гетеросексуалов." (взято с сайта http://grafo.by.ru/dict.shtml)
            "Яой (Yaoi) - ярлык, присваеваемый фанфикам и фанарту а иногда и целому сайту. Также считается серьезным предупреждением. Изначально яой (YAOI) - сокращение от yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) - "ни кульминации, ни заключения, ни содержания" в контексте аниме/манга. Другими словами, PWP, не имеющее иной цели кроме как уложить определенных двух персонажей в постель. Сейчас имеет почти то же значение, что слэш. Однако разница между ними та, что яою нет необходимости так отчаянно отстаивать свои права на существование, как слэшу. Таким образом слэш - это не яой (за исключением совершенно отвязных PWP) но яой, в котором есть сюжет, терминологически не отличается от слэша. Для удобства можно называть яоем то, что имеет отношение к манге/аниме, а слэшем - ко всему остальному." Взято с сайта http://theoriginal.ru/article/glossary
            Постепенно границы между слэшем и яоем размылись, и теперь к я/c жанру относят тексты, где романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола составляют существенный элемент сюжета, независимо от того, используются ли оригинальные авторские миры и герои или заимствованные.
            
            "В общем, это cлэш, но он несколько выходит за рамки собственно классического и традиционного слэша которых придерживается большинство. Я пишу вполне себе нормальные рассказики на разные темы, исторические, юмористические, провокационные,  которые содержат в себе большое количество секса. Секс бывает разный. Много откровенного секса между мужчинами. Почему? Да без особой политической или принципиальной причины. Мне просто так нравится, мне кажется это БОЛЬШЕЙ свободой в передаче темы взаимоотношений. Во-первых мне кажутся очень сексуально привлекательными мужчины, во вторых меня забавляют игры с гендерными стереотипами. Есть гетеросексуальный секс, а вообще герои чаще бисексуальны, если конечно роман не является откровенно ироничным. Хотя повторюсь еще раз, единственная вещь которая мне не нравится - это попытка ограничивать личности или ее сексуальность какими-то штампами и клише. Или попытка ограничивать какое-нибудь произведение рамками - Эротика-порно, приключения, война, любовь, юмор. Наша жизнь - это все это сразу. Я просто хочу всего и сразу. И это мой жанр. "(Анхесенпаатон Ра)
            Взято с сайта http://www.ankh.ru/main.htm
            
            А еще бывает гей-проза. Хорошей сравнительной статьи найти не удалось. Однако, сопоставляя мнения с некоторых специфических форумов, прихожу к следующему: гей-проза находится чаще всего в рамках реализма, в первую очередь анализирует социальные и психологические аспекты однополых отношений (если это серьезный текст) или представляется собой эротико-порнографические картинки, приближенные к реальной физиологии, (если это развлекалово). Гей-проза пишется чаще всего людьми, находящимися "в теме".    
          
 
"  в жанре "яой" хотелось бы - обреченно
   боли и жизни лишь этой ночью - ведь даже
   воздух немеет над грехом непрощенным
   и ворота навек измазаны дегтем и сажей
   
   чтоб ничего кроме нас, преступивших вето
   чтоб ничего кроме напряженных сближений
   чтобы в ночь уйти и не вернуться к рассвету
   и в глазах бы - клеймо :они другие, уже не
   
   продолжатели рода не жители в этом мире
   они звери луны, загнанные своим пульсом
   туда где чаще дыханье зрачки все шире
   и белые лунные реки по телу льются "
   ( стихотворение взято из http://zhurnal.lib.ru/i/iwain/111.shtml )   
   
      Дерево фантазии нынче так разрослось, что находится немало желающих спилить его под корень, дабы не смело загораживать свет более важным и хозяйственно полезным культурам. Не имея оснований утверждать, что оно дает лишь вкусные, красивые и благородные плоды, радуюсь лишь, что в сети пока еще не скоро (при всем желании многих и многих) появятся тотальная цензура, редактура и прочие не до конца забытые прелести. Все это было в истории литературы и искусства не раз и не два, и, наверное, еще будет. Что ж, развитие совершается по спирали, и, может быть, не за горами пришествие "самодержавия, православия и народности", которые наложат свои замки на любой нестандарт, осчастливят всех единственно правильными взглядами и положат конец безнравственности, бездуховности, бесцельности, вседозволенности, пустой развлекательности ... (Что еще не вошло в список?)
      Я вовсе не хочу сказать, что тоталитаризм не способен породить великую культуру. Это совсем не так. Никто не возьмется отрицать, что искусство 20 века в России - это явление, достойное долгой жизни. И построено оно не только на противостоянии тирании, как это иногда считается. И демократию нередко сносит к самым крайним формам псевдоискусства, вроде консервных банок в выставочных залах.
      Да, 20 век убедил многих, хотя и не всех, что тиранические формы правления, какими бы высокоморальными догмами они не прикрывались, в конечном счете, не соответствуют потребностям научно-технической революции, которая при всех издержках и минусах, должна быть признана объективным явлением жизни, а не следствием чьей-то злой воли. Демократия дала тоже довольно ядовитых плодов, однако она сама порождает механизмы отбора. Та ограниченная степень свободы, которая предоставляется личности в современном демократическом обществе, наверное, на данном этапе развития человека вполне достаточна для того, чтобы при наличии желания можно было бы получать информацию, анализировать ее и действовать разумно. Право на неприкосновенность частной жизни и понимание того, что искусство - это всего лишь многообразное проявление чувств, мыслей, образов, а не руководство к действию, - из числа этих свобод, которые недешево достались человечеству.
      Так вот, возвращаясь к дереву фантазии. Почему-то мне не встречалось критической заметки, где бы автор требовал: долой реализм! А заметок о том, что пора кончать с засильем фантастики и фэнтэзи - предостаточно. Понимаю, нынче такой период, расплодились мы, любители орков-гномов-эльфов без меры, пора отстреливать... Но к чему столько праведного гнева? Да само все со временем сдохнет. Надоест народу кушать одни конфеты - потянется к черному хлебу. Можно подумать, что многочисленные сочинения времен соцреализма все уж были столь высокохудожественными, и так уж продвинули вперед общественную мораль. Да скорее они продвинули вперед общественное лицемерие. И куда все это теперь делось? В лучшем случае все эти книги остались для исследователей истории литературы, а в худшем - не потребуются даже для них. Так что не волнуйтесь, господа критики, еще лет 5-10 - и схлынет волна фэнтези, но не стоит надеяться, что на ее место не встанет какая-нибудь новая придумка масс-культуры. А пока - кто мешает читать Гомера, Толстого и Пушкина? А пока - стоит ли считать полными дураками тех, кого волшебные миры радуют, развлекают, кому позволяют хоть на время отключиться от всех доставшей обыденности? И не надо забывать, что средний обыватель сейчас живет довольно однообразно: дом-работа, и это правильно, потому что хватит с нас великих потрясений. И где ему взять яркие впечатления? Так возникает потребность в сказке у взрослых.
      Об одном из видов сказок для взрослых я и хочу поговорить. Есть в сети такое явление, как слэш (или яой, это слово мне как-то меньше нравится по звучанию). Если идти по пути точных определений, то слэш - это фанфикш, т.е. текст по мотивам, где героям приписывается отсутствующий в первоисточнике гомосексуализм. Видимо, в начальный период появления таких текстов это так и было, однако быстрое исчерпание пригодных к переделке первоисточников привело к появлению такого подвида, как ориджинал, где уже не требуется использование чужого мира или героев. Мое определение слэш-ориджинала было бы следующим: это текст, где гомосекуальные отношения являются сюжетообразующим элементом, события часто происходят в фантастическом мире, причем этот мир нередко полностью создан автором, если же контуры мира близки к действительности, то он либо снабжен существенным фантастическим дополнением, либо представляет собой всего лишь некий фон, иногда псевдоисторический, иногда почти реалистический, но без особого внимания к бытовым или политическим деталям. И это, наверное, все, что на мой взгляд, объединяет сказки, написанные в этом жанре. Почему сказки? И потому, что фантастика/фэнтези/мистика, и потому, что много искусственного можно найти в сюжете, если постараться. Почему же этот жанр оказался привлекательным для меня? Думаю, потому, что в лучших его образцах мне встретились и подлинная красота чувств, и динамичность сюжета, и драматическое столкновение настоящих, а не картонных характеров, и поэтичность текста, делающая его похожим на стихотворение в прозе и кое-что, достойное размышления.
      Да, возвращаясь к дереву. Нетрудно понять, почему яблочко червивое. Сказки, о которых я хочу поговорить, несомненно, имеют возрастные ограничения. Но не надо забывать, что если в литературе выбрать только то, что можно давать читать детям, то от нее останется не так уж много. Даже Жития святых времен гонения на христианство - это очень жестокое чтение, а уж, наверное, более высокоморальных сочинений не придумаешь. И Ветхий завет для детей используется в специальных переложениях. Поэтому оставим подрастающему поколению экологически чистые плоды мировой культуры, а взрослым позволим выбирать, хотят ли они гладкое яблочко из супермаркета или червивое, но вкусное.
      Итак, наконец, червячок дополз до яблока.
      Вот пример двух романов, которые относятся, по-моему, к жанру слэш, либо близки к нему (по моему собственному определению, хотя авторы и другие читатели вполне возможно с этим не согласятся - ибо всякая классификация по определения груба, страдает однобокостью и зауженностью), которые показались мне на данный момент вершинами жанра:
"Пылающая комната" (Андреев и Литвинов) http://ojournal.narod.ru/fiction/anlit/anlit.htm

http://inock.by.ru/chambre/index.html
      
"Эклипсис" (Тиамат) http://zhurnal.lib.ru/t/tiamat/ekleipsis.shtml
      
      Сразу хочется отметить, что эротические сцены - не самоцель авторов. И более того, эти романы - не о проблемах гомосексуализма. Голубизна главных героев - лишь условный знак их выломанности из строгих рамок привычного. В этом, пожалуй, кроме фантастического элемента, одно из отличий жанра слеш от просто "голубой" литературы. Кстати, если о настоящем, а не о сказке, то всем слэшерам могу посоветовать прочитать "Запретные удовольствия" Ю. Мисимы, потому что это - действительно реалистическое произведение, где очень ярко прослежена взаимосвязь распространения гомосексуализма в послевоенной Японии с кризисом общественного сознания, показана без всяких прикрас безнадежность, пошлость и продажность гомосексуального братства, где почти не остается места для настоящей любви именно в силу ограниченности, если можно так выразиться, круга участников. Такая книга может послужить холодным душем, если уж очень сносит в сладкий тон в процессе написания собственных текстов.
      Да, ползу я и впрямь, как червяк в яблоке, его ходы тоже достаточно извилисты, и не всегда он добирается до сердцевинки. Возвращаюсь. Чтобы хоть как-то перейти ближе к делу, немного о том, как мне видится сухой остаток из этих романов. Вот перед нами "Пылающая комната". Поначалу кажется, что это - роман о любви, которая сломала привычные представления героев о самих себе, привела их к конфликту с обществом и гибели. Но приглядишься - и открывается другой слой. "Настоящее - всегда запретно", за него приходится дорого заплатить, а дороже всего - за то, чтобы попасть в другие миры, куда может привести только творческое начало, которое часто оказывается несовместимым с жизнью. Вот он, еще один важный сюжетообразующий элемент, часто встречающийся в слэше - стремление к невозможному, неосуществимому, запредельному, будь то это любовь, искусство или что-то иное. И понимаешь, что мистическое проникновение героев через пылающую комнату в другой мир - может быть, осуществилось, а может быть, только привиделось им, погибающим в пламени. Но они все же были там, были тогда, когда создавали свои песни, когда любили друг друга, и, наверное, за краткий миг торжества, за творческий взлет не жаль такой цены. В романе есть сцены завораживающей красоты, например, когда герои поднимаются на башню ангелов, отрывки с любовными признаниями, напоминающими старинные романы, есть вполне современные сцены из жизни рок-музыкантов, и даже презабавный отсыл к слэшерским упражнениям в виде имен мистических покровителей, напоминающих имена одного из распространенных так называемых пэйрингов (Гордон Хауер и Мел Конрад - ну чем не Гортхауер и Мелькор?). Данный роман представляется мне достойным образцом трагедии, трагедии подлинной, вызывающей сопереживание, несмотря на мистические эпизоды, большое количество почти порнографических сцен, и наличие некоторых искусственных поворотов сюжета. Кстати, то, что один из героев поставлен авторами в не особенно правдоподобно сконструированную, однако необходимую для развития действия тяжелую жизненную ситуацию, когда он теряет свое положение в обществе из-за необоснованных обвинений в преступлении - тоже один из характерных признаков жанра. Полагается, как это говорится, обрушить на героя сколько возможно ударов судьбы, а потом дать ему приз в виде большой любви. Но здесь этот приз оказался даром ядовитым, что нечасто встретишь в слэше, где все-таки имеет место стремление сделать хоть в какой-то мере благополучный конец. Сказка все-таки.
        От трагедии - к комедии. "Эклипсис" обозначен автором как эронический (эротическо-иронический) роман. Действие происходит в авторском фантазийном мире. Судьба сталкивает трех героев: капризного поэта-аристократа, для которого менять любовников так же легко, как бабочке пересесть с цветка на цветок, самонадеянного варвара, уверенного в том, что ему вполне достаточно власти в племени, войны и грубых удовольствий, и трогательного застенчивого закомплексованного эльфа, подвергшегося типичному слэшному насилию (после которого в реальности человек -кандидат в сумасшедший дом). Роман содержит немало сцен НЦ-17, но они поданы и с юмором, и с нежностью. Рыжий, темный и светловолосый (какая архетипичность обликов!) - проходят непростые испытания и приключения, меняются, и, наконец, понимают, что они - единое целое, а их тройственная любовь - дар судьбы. Герои яркие, запоминающиеся, не статичные. Язык - легкий, образный. Позитивный финал романа, теплота чувств, которая в конце концов устанавливается между столь непохожими персонажами, неподражаемый авторский юмор, ненавязчивая жизнеутверждающая философия. Ирония особенно удачна  именно в эротических сценах, благодаря  этому они не выглядят ни пошлыми, ни неуклюжими, хотя групповой секс даже и малой группой в количестве трех участников трудно описать так, чтобы это не было вербальным вариантом порнофильма. А теперь - второе дно. Как ни странно, оно присутствует, потому что за приключениями эльфа, варвара и аристократа скрывается рассказ о том, как личность постепенно открывает в себе что-то новое и неожиданное: строгий традиционалист эльф обнаруживает в себе чувственность и немалый юмор, эгоистичный и грубый варвар - способность любить и проявлять заботу, а легкомысленный и распутный аристократ - мудрость, мужество и понимание тех, кто совсем не похож на него самого. И сплетаются судьбы столь различных героев, и появляется в конце такой пассаж, почти афористичный: "Есть философская теория триады, триединой души. Три части ее воплощаются в разных личностях, которые стремятся соединиться, слиться в гармонии, изменяя друг друга и самих себя. Это путь любви, совершенства и счастья. Может быть, именно так Создатель улучшает мир - наделив нас частицами самого себя, отправляя жить, искать и бороться. И когда мы находим родную душу, обретаем любовь, совмещаем несовместимое, то становимся вровень с Создателем." И пусть плюются строгие моралисты, но этот роман, проникнутый любовью к жизни, оставил светлое ощущение не только у меня, но думаю, и у других читательниц. А для мужчин он и не предназначен.
      И кажется мне, что такой в значительной степени искусственный жанр, как слэш, который начинался как литературная игра, имеет в своем арсенале произведения, разные по стилю, эмоциональной составляющей, идейному содержанию и пригодности для читателя с разным уровнем толерантности.
   И временами жаль, что специфический оттенок этих романов делает их малопригодным к печати, хотя чего только нынче не печатают?
   Хотя слэш / яой считается низким, тупиковым, чисто сетевым и развлекательным явлением, даже он в состоянии при наличии талантливых авторов дать тексты, которые могут быть читаемы не только узким кругом любителей.  Да, следует признать, что рассмотренные тексты в значительной степени выходят за узкие рамки жанра. Они нагружены гораздо большим смыслом, нежели просто истории о любви, в качестве которых в первую очередь позиционируются слэшерские тексты, в особенности рассказы. Часто рассказы действительно ограничиваются схематичным сюжетом, где сначала герой попадает в разные мыслимые и немыслимые беды, а затем вознаграждается счастливой любовью, и одномерность часто присутствует, и стандартная эротика, которая при прочтении некоторого количества текстов уже приводит в состояние неконтролируемого смеха. Я не пытаюсь сказать, что вся слэшерская продукция мне по вкусу. Что-то лучше, что-то хуже. Есть вершины и болото, а есть асфальт. Надо только не забывать, встречаясь с этими текстами, что авторы их - очень часто женщины, и совсем не ставят себе задачей "пропаганду гомосексуализма". Слеш (яой) - вообще не об этом. Многие из этих рассказов на дне, среди мусора штампов, хранят печальную улыбку женщины, которой не хватило настоящей любви. Не судите нас за это. Почему не пишется о любви традиционной? На это дается много ответов. И самый дурацкий, по-моему, тот, что, дескать, от вседозволенности и распущенности. Наш цивилизованный мир, несмотря на то, что женщина обладает в нем всеми правами, все же мало пригоден для настоящей женственности. Да, есть мода, голые бабы на каждом телеканале, но это все не то. " Выйти замуж за миллионера", "Сделать карьеру", "Быть сексуальной" - вот к чему призывают женщину. Ну, в лучшем случае, к выполнению демографической программы. А любовь? Она вытеснена на задворки литературы. Романы в мягких обложках с обнимающимися парочками...Если бы кто-то прислал мне ссылки на настоящий, качественный современный любовный роман... Женщина формально равна мужчине, а феминизм только и заботится об этом равенстве. А о том, что женщина имеет право видеть мир по-другому, считать любовь превыше наживы, власти - не особенно пишут. Вот и получается, что слэш - это месть женщин. Поставим мужчину в литературной игре на свое место, посмотрим, как он справится с тезисом о том, что важнее любви ничего нет. А напоследок - пожалеем... В этой функции жанра есть определенный психологический смысл. И нехорошо смеяться над женщинами, которым судьба не подарила любви, и они ищут суррогаты разных видов, в том числе и утешаются чтением некоторых весьма примитивных текстов. И еще раз - не нравится - не читайте, а нам оставьте наши конфеты и наши развлечения. Любители жанра никому его не навязывают. И не надо о морали. Как часто о морали говорят люди, заставляющие вспомнить древний анекдот про Вовочку, который, поглядев на родителей в замочную скважину, справедливо возмущался: "И эти люди не разрешают мне ковырять в носу!"
   
   Споры о праве слэш/яоя на существование продолжают вестись в сети. И мне кажется, что одной из причин этого является нежелание хороших авторов, пишущих в этом жанре, замыкаться в рамки "эротической литературы", знать, если можно так выразиться, свое место. Появилось достаточное количество произведений, которые формально относятся к с/я, однако поднимают серьезные психологические и даже философские проблемы, не имеющие прямого отношения ни к проблемам гей-движения, ни к эротическим переживаниям. 
И напоследок немного повторюсь.
   В последнее время мне часто кажется, что в литературе и в искусстве в целом имеет место системный кризис. Причин несколько. Во-первых, бедный нынешний средний человек очень перегружен информацией, причем по большей части весьма негативного свойства. Когда он пришел с работы, ему уж не великие идеи нужны, а что-нибудь, как говорят «легкое и сладкое» – кому что – кому женские романы в пестрых обложках, что в ларьках с прессой, кому Маринина и Донцова, а кому и слэшки. Кстати, не стоит забывать, что развлекательная литература не вчера родилась – как известно, Татьяне Лариной «рано нравились романы, они ей заменяли все», а романы-то те были все как один про любовь и разница с нынешними – только в стиле и особенностях описания. Да еще эротические сцены тогда не использвали. Так что, несомненно, такая литература, хотя вроде бы и не совсем литература, функцию снятия нагрузки с уставших мозгов успешно выполняет. А уж если самому есть возможность что-то написать, то еще лучше. Во-вторых, жуткий 20-й век и не менее маловеселое начало 21-го изменили наше отношение к великой литературе прошлого – знаем, уважаем, но плакать над судьбой Анны Карениной или Акакия Акакиевича после... Слабо, знаете ли. А попереживать хочется, причем хорошо бы над чем-то не очень близким к жизни, чтобы не напрягало. Есть и еще одна причина, связанная с вопросом: а что можно в литературе, а чего нельзя? Кажется, сейчас можно все, хотя не все пользуется широким спросом. Это, конечно, в чем-то облегчает, а в чем-то затрудняет работу пишущего «про любовь». Если в прежние века для соблазна хватало взгляда, ножки из-под платья, то теперь при голых животах в метро уж и не знает бедный автор, как ему этот соблазн создать – а надо – иначе не прокатит. Секс стал предметом рекламы, коммерции. Когда тебе весь вечер в телевизоре показывают голых баб с целью продать пиво, холодильник, стиральную машину, то обнаженное тело уж не вызывает желаний, а одну только досаду – опять футбол смотреть мешают!
   А как хочется в рассказе не чего-нибудь, а именно невозможного и запретного. Легко было в 19-м веке – довольно для сюжета, что родители не дают дозволения на брак, а уж если супружеская измена – так совсем мечта автора! И в 20-м не так уж трудно – тирания и политические обстоятельства сокрушат любую любовь, опять же нет проблем, где взять запрет и его нарушение. А теперь где взять запрет? Что делать сочинителю? Гнать голую чернуху? Так это получится уголовная хроника из «МК», да и на любителя такие сюжетцы.  Слэш какую-то иллюзию запретности дает, позволяет довольно легко построить психологический конфликт и его преодоление.  Так что причина для существования жанра есть, и не только в психопатических фантазиях, и даже совсем не в них, хотя без этого литература никогда не обходилась. Любопытно еще, что во многих слэшных текстах,создаваемых в перввую очередь женщинами, воплощены извечные женские комплексы и мечты:  желание отдать ответственность (за все, от этого и избыток жестокости во многих текстах такого рода); "возьму власть – а там явлю милосердие, да еще и поменяемся ролями в качестве бонуса и особого благоволения"; любовь, ломающая привычный ход вещей; и наконец – пусть он после не отворачивается!
   Еще есть момент один – сейчас доказано, что в мозгу центры, отвечающие за секс и романтическую любовь, раздельны, хотя оба способны обеспечить синтез эндорфинов. По нынешним временам нечасто бывает, чтобы им удалось одновременно запахать на полную мощность, а слэш – слегка, конечно, зацепляет оба, так что скромная доза естественных «молекул удовольствия» любителю жанра обеспечена. Так что кому пиво, кому конфеты, а кому... Допинг своего рода, и ничего постыдного нет в его применении. СПИДа не будет, социальных последствий не несет. Потому-то и будут сочинять и читать подобные тексты, несмотря на отличные пародии, коих по сети немеряно. А ведь не убивают такие пародии жанр. Где-то он, великий Дон-Кихот, убивший все рыцарские романы! Может быть, еще где-то пишется? А пока литература ищет выходы из сложившегося кризиса, идут эксперименты – к чему-то они приведут? Ясно только, что ни абстрактная литература абсурда, ни формальное изобретательство, ни потоки сознания – не будут выходом. «Черный квадрат» и консервные банки годны ненадолго, а надолго нужны человеческие чувства, пусть и в нестандартной упаковке. Кто знает, может быть и цветочки слэша принесут еще не один вполне художественный плод?

 О причинах популярности c/я: (суммируя сказанное выше)
  - одной из пружин любовного романа, к которому склонны женщины, является запретность чувства, сейчас с обоснованием этой запретности большие сложности в системе М+Ж, тогда как в системе М+М (особенно в версиях "соблазнить непосвященного", "враги") мотив: cтрасть против запретов реализуется легко (несмотря на все парады и голубые луны:)
   - постельные описания  дают возможность набросить вуаль на собственные желания, дескать, это не я хочу, а некий аметистовоглазый и зеленоволосый, а открытое выражение желаний женщинами в текстах, как это не смешно, слишком часто вызывает у читателей возглас: на порносайт!
  - "страшная месть" мужчинам за пиво, футбол, нежелание (естественное) ставить любовь на первое место;
   - маскарад, переодевание, игра (сколько в прошлом было романов, где женщины переодевались в мужской костюм);
   - мода (готы, эмо...);
   - и наконец! Происки мирового империализма, который путем искусственного насаждения сетевых извращений заставляет девушек забыть их основное предназначение: киндер-кирхе-кюхе!!!!

О Контакте и о том, чего желают женщины.

Жоржетта, Mister Key
«Победивший платит» 
http://barrayar.slashfiction.ru/pp.htm
«…мне тяжело представить себе, что я оставлю их надолго, но дети вырастают. А родители, не сумевшие вовремя заняться собой, принимаются предъявлять им претензии по поводу загубленной жизни.»


Ольга Онойко «Сфера 17»
http://www.jeltis.narod.ru/texts_my.htm
«Мантийцы заводят детей только по одной причине: если жизнь настолько прекрасна, что её хочется подарить другому. Все инстинкты подавлены, поэтому физиология молчит. Разум продолжает себя в плодах труда, организм не требует продолжить себя в детях. Ребёнок не должен приходить в мир, который ему не рад.»

Cмолка Сентябрьская “Даров не возвращают»
http://k-smolka.narod.ru/txt.htm
«В иные моменты человек всем своим существом чувствует, как мироздание встало на дыбы и вот-вот понесется во весь опор, и только от человека зависит, как повести себя в эту минуту. Можешь бросить повод и визжать от страха, зажмурив глаза, а можешь ухватиться за луку седла и постараться хотя бы не свалиться на землю.»


Три романа. Первый - фанфик по миру Буджолт, но с оригинальными героями,
второй космоопера в авторском мире, третий - псевдоисторическое фэнтези с отсылкой к эпохе распада Римской империи, но именно только отсылка.
Что объединяет их, кроме того, что в основу сюжета положены отношения М+М?

Контакт. Контакт между цивилизациями и их отдельными представителями.
Казалось бы, проблеме Контакта посвящено столько НФ, что и девать некуда. Вспомним хотя бы Лема и его "Солярис". Но, во время расцвета НФ проблема контакта исследовалась скорее с философских позиций, с позиций интереса к тому, может ли быть разум и логика, принципиально отличные от человеческих, и что с этим делать.
Сегодня проблема Контакта видится иначе. Более остро и приближено к реальности. Потому что становится все отчетливее: Земля маленькая, и жить на ней разным цивилизациям придется вместе. Несмотря на разницу в интересах, несмотря на противостояние и войны. Потому что возможности для того, чтобы одна цивилизация уничтожила другую и при этом осталась победителем, исчерпаны.
И поэтому, сколько бы ни твердили новорожденные наци (а они будут рождаться, потому что глобальное человечество сформируется еще нескоро, и процесс не может не быть болезненным и противоречивым) о победах, о сверхдержавности, но время побед прошло. Приходит время Контакта. Кто знает, что родится в результате его: худой мир, который лучше доброй ссоры (вариант в романе "Победивший платит"), "холодная война" между двумя ноосферами, принципиально различными не только по социальному устройству, но и по биологии человека («Сфера 17»), или новая цивилизация, способная взять многое от старых («Дары не возвращают»). Или все-таки единое человечество возможно?
 Противостоящие цивилизации во всех трех романах  - не «черные» и «белые». У каждой из противоборствующих – свои достоинства и недостатки, своя жестокость и справедливость.
Удобная для жизни, вся насквозь биотехнологизированная Цетаганда, с ее почти японским укладом, стремлением к изящности и гармонии, но постоянно готовая к захватническим войнам, но наполненная самыми коварными интригами в борьбе за власть, но – застывшая в своем снобизме. И только-только вылезающий из тьмы феодализма Барраяр, но –  там стремление к свободе, личной чести и доблести («Победивший платит»).
    Неккен – «космос доступен»… - деньги, империализм, продажность власть имущих, но и высокие технические достижения, благополучие хотя бы для части населения,  миротворчество, и возможность «сделать себя», даже если ты с заштатной планетки. И Манта – биологический коммунизм, где людей искусственно избавили от многих инстинктов, дали им возможность долгой жизни, дружбы и творчества, но где застой, жесткая социальная структура, агрессивность, прикрытая заботой о поглощаемых мирах. («Сфера 17»)
  «Римская  империя» - культура, прекрасные поэты – но рабство, жестокие обычаи, случайные лица на троне, распад… Варвары, только-только формирующиеся государства, дикость,  - и свободолюбие, отвага («Даров не возвращают»).
    И отчетливо показано авторами, что в условиях такого противостояния чрезвычайно ценной оказывается индивидуальность, личности или даже целой планеты, как  в Сфере-17. Именно эта индивидуальность, способность человека преодолеть стереотипы  становится ключом  к Контакту. Иллуми в «Победившем…» интересуется многими вещами, весьма далекими от круга интересов обычного гемм-лорда, именно это позволяет ему не только понять человека, принадлежащего к другой культуре, но и признать, что многое в привычном укладе несовершенно и неприемлемо. Мантиец Эрвин в Сфере-17  понимает, что мир, куда его послали для того, чтобы захватить изнутри, достоин собственной участи, какой бы она ни была. Оба героя в «Дарах…»  способны нестандартно посмотреть на политическую ситуацию, в  которой оказались.
   Война рано или поздно прекращается. И после нее надо жить дальше. Несмотря на потери, пытаться найти компромисс с бывшим врагом. Не воспринимать даже победу, как право на тотальное уничтожение. Это не просто. Это кажется невозможным. Это нередко лишь временная передышка.
Во всех трех романах авторский мир таков,  что отношения М+М либо разрешены законом или обычаем, либо безразличны для общества. Это позволяет отойти от надоевшего штампованного аспекта межличностного конфликта: Но мы же оба мужчины; И сосредоточить внимание сюжетной коллизии «враги» именно на «культурных  барьерах». Это делает динамику отношений между ГГ куда более насыщенной событиями и психологически сложной.  Это позволяет сосредоточить внимание именно на проблеме контакта.
А между прочим, все три романа отчетливо показывают, чего хотят женщины. Не пустые гламурки, а женщины.
Они хотят, как это не банально звучит, мира. И пусть некоторые мужчины-динозавры вытаскивают из-под плинтуса заплесневелые лозунги «хочешь мира-готовься к войне» и ставят знак равенства патриотизм=ксенофобия=война. Женщины лучше всех чувствуют, что в  мире, где горы ядерного оружия никуда не делись, где у человечества общие проблемы, где экономика все больше становится общемировой, пути  в загоны узконациональных образований бесперспективны.
Они хотят партнерства в любви. Настоящего, когда между любящими протягивается волшебная нить эмоционального взаимопонимания,  которая столь романтично изображена в «Дарах…», или  не менее красиво, хотя и без участия магии в «Сфере 17» в виде психотехники энергообмена,  и даже  в «Победившем…» эмоциональное взаимопонимание становится основой отношений ГГ, хотя там оно возникает без магии или психотехники.
Они хотят таких отношений, когда по старинному выражению « и в горе, и в радости». И эта любовь, в которой кроме желания и страсти, есть «золотая нить» и общие интересы и становится тем самым «пятым элементом», помогающим установить и упрочить Контакт;
А цитаты, которые взяты из романов,  призваны показать, что проблематика в них достаточно широка для того, чтобы считать: эти тексты  далеко ушли от “романов про любовь», и их можно рассматривать просто как хорошую фантастику и фэнтези.

http://www.zone4iphone.ru/index.php?p_id=3&c_id=42  - пока на некоторых форумах продолжают ломать копья по поводу права жанра слэш на существование, по ссылке уже оприходовали многие тексты, к нему относящиеся. Интересно было бы узнать, как относятся к этому факту сами авторы. Ссылку даю не для рекламы, а исключительно в познавательных целях:)

Еще совсем недавно слэш-яой был забавой ограниченного круга, причем совершеннолетних и вменяемых авторов, с широким кругозором (достаточно побывать на slashfiction). Последние наблюдения приводят меня к заключению: cейчас с жанром случилось то же самое, что и с фэнтези: наработалось много клише, многим юным авторам показалось, что юзать слэш/яой очень просто и можно, не заморачиваясь ни сюжетом, ни психологической достоверностью, ни даже грамматикой, получать при этом моральное удовлетворение, слыша  похвалы поклонниц, не разбирающихся ни в русском языке, ни в литературе. Количество яойных текстов очень низкого уровня в сети растет. Переживет ли это жанр? Кто знает.
   Полезно ли для юных поклонниц жанра питаться только этой пищей? Вряд ли. Читательницы  и авторши некоторх примитивных яоек по уровню развития те же самые, что балдеют от многочисленной так называемой юмористической фэнтези. И было бы грустно, если бы они так и застряли на этом уровне. Потому что учиться мыслить и чувствовать можно, работая в любом жанре, было бы желание.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.