Мещанское счастье

  Мещанское счастье или о национальной идее с точки зрения обывателя

  Страна охранников, заборов,
  страна непуганых воров,
  куда несешься ты так скоро
  под нефти вздорожавшей рев?
  Куда летишь? Звенят мобилы,
  Как дрожжи, пухнет Интернет,
  Трудяги, гении, дебилы -
  Вперед, вперед! Ведь спору нет,
  Что мы немало поотстали
  От тех, кто нынче правит бал,
  И первенство давно - не в стали,
  И не в сырье, хотя немал
  Еще запас для распродажи,
  И можно верить, что опять
  Мы - сверхдержава, можем даже
  Нос временами задирать.
  Кто вспомнит про духовность, веру,
  А кто - трудящихся оплот -
  СССР. Утратив меру,
  "Россию - русским" - заорет
  Фашистик юный и красивый,
  А между тем спроси его:
  "Вам улицы мести не диво?
  Пахать на стройке - каково?"
  Ботинки - кованые ранты,
  (Кто послабее - в морду дам)
  А если завтра все мигранты
  Рванутся в страхе по домам?
  Кто будет черную работу
  За нас, столь умных выполнять?
  Придется - трудовые роты,
  Припомнив коммунизм, создать.
  Мы - сверхдержава? Что ж, как прежде,
  Смеясь над западным гнильем,
  Не думать, что опять безбрежно
  Оттуда технику берем?
  И полагать, что мы - умнее,
  Что отсидимся в уголке,
  От древней избранности млея,
  Рисуя сказки на песке.
  Металл и черен, и неистов -
  Вчера воздвигнутый забор,
  Спаси меня от террористов,
  А вор - найдет лазейку вор.
   (вокруг моего родного учреждения воздвигли полутораметровый забор)
   
   Рассматривая нынешний день России, мне, обывателю, приходится обращать внимание на несоответствие желаемого и действительного. Слишком много люди разных политических взглядов говорят о национальной идее, о влиянии нашей страны в мире, о ее геополитической роли, и при этом нечасто вспоминают то, что каждая страна в своем развитии проходит разные этапы, периоды величия сменяются упадком, времена огромного вклада в прогресс (или регресс - это уж как кому угодно) человечества уходят в прошлое, и приходит время - жить для себя.
   Хотелось бы вспомнить, что примеры государств и наций, сыгравших великую роль в истории цивилизации, показывают, что эта роль носит ограниченный характер во времени. Историки приведут множество примеров, начиная от Древней Греции и Рима, и заканчивая Великобританией. Иногда, в соответствии с теорией этногенеза Л.Н.Гумилева в жизни государств может наблюдаться второй, или даже третий подъем после долгих лет или даже веков упадка (не это ли можно видеть, бросив беглый взгляд на историю Китая?).
   Что касается России, то в 19 и 20 век были для нее периодами значительного возрастания всемирно-исторической роли. Победа над Наполеоном, участие в многочисленных военных конфликтах 19 века, включая 1-ю мировую войну, кажутся нам теперь не самыми яркими событиями, в которых эта роль была проявлена, только потому, что до сих пор оцениваемые и переоцениваемые события 20 века затмили их как по количеству жертв, так и влиянию на мировой порядок и даже мировоззренческие установки.
   Мне, не историку, а обывателю, кажется, что Россия за 20 век внесла такой огромный вклад в мировое развитие, что ее всемирно-историческая роль на определенный период
   (неизвестно, какова его протяженность) может считаться выполненной. Сколько бы ни отрицали теперь значение Октябрьской революции, ни считали ее всего лишь переворотом, мятежом, принесшим стране одни лишь беды, чем-то привнесенным извне
   (список можно продолжить) - это событие все равно вряд ли можно охарактеризовать лучше, чем это было сделано одним из современников: "10 дней, которые потрясли мир". В чем же состояло это потрясение? Не думаю, что просто смена власти, каким бы она ни сопровождалась террором или гражданской войной, могла бы потрясти мир, только-только затихающий после мировой бойни. Потрясением было то, что новая власть провозгласила отмену частной собственности на средства производства, а на этой собственности в то время держалась вся мировая экономика. Значит, можно обойтись без нас? - вздрогнул правящий класс развитых стран - и задумался. Когда стало ясно, что эту власть не удалось сокрушить военными методами, буржуазия задумалась еще основательнее, и, в конце концов, не без влияния Октябрьской революции, до нее дошло, что единственной гарантией против подобного может быть определенное перераспределение общественного продукта (путем повышения зарплаты работникам, создания разнообразных, в том числе благотворительных фондов, увеличение налогов на прибыль и ее использование для удовлетворения потребностей общества в образовании, здравоохранении и развитии культуры). Борьба работников за свои права, которая имела поддержку по разным линиям (начиная от Коминтерна и заканчивая финансированием зарубежных компартий) тоже в известной мере, по крайней мере морально, находила опору в существовании "государства рабочих и крестьян". Да, оказалось, что это государство на деле таким не было, более того, социализм советского образца оказался экономически несостоятельным, но это выявилось не сразу, еще в конце 70-х годов мне приходилось слышать от иностранного гостя: "Ваша система такая странная, она не должна работать, но почему-то работает." В конце концов, Россия послужила всему человечеству экспериментальной площадкой, где были опровергнуты многие, казавшиеся вполне реальными, идеи об устройстве справедливого общества. Анализ этого эксперимента проводится в литературе до сих пор, а здесь я только хочу сказать, что его осуществление принесло России много бед, однако в масштабе мировой истории в конечном счете поработало на развитие человечества со знаком +.
   Оспаривать роль России в победе над фашизмом могут только тенденциозные историки, поэтому не вижу смысла останавливаться на этом вопросе. Современные данные заставляют пересмотреть цену Победы, потому что по самым умеренным подсчетам на одного немца погибло трое наших соотечественников, потому что первый этап войны очень трудно рассматривать иначе, как череду провалов со сторону руководства (начиная от уничтожения армии в 37 году, игнорирования данных разведки, и заканчивая военными операциями "к датам", которые приводили к ненужным жертвам). Однако не подлежит дискуссии, по-моему, ни роль нашей страны во 2-ой мировой войне, ни героизм народа.
   В послевоенной истории хотелось бы выделить три важнейших обстоятельства. Во-первых, противостояние двух систем, несмотря на колоссальную трату ресурсов, привело к торжеству научно-технической революции (полностью исчез описанный Марксом феномен "складывания под сукно" достижений техники), а во-вторых, человечество, наконец, дозрело до осознания невозможности и самоубийственности мировой войны при наличии ядерного оружия. В обоих этих переворотах - в экономике и военном деле роль России несомненна. И третье (наиболее спорное, но от этого не менее важное) - страна самостоятельно (и нечего сваливать на мировые заговоры) смогла начать прощание с социалистической системой. Сейчас можно много найти в нашем обществе пережитков, причем худших, тех времен (как говорят, мы оставили от Советской власти худшее, а лучшее устранили), - но основной вопрос - вопрос собственности в целом решен. Мало того, страна удержалась с большим трудом и немалыми жертвами - от хаоса, который мог бы угрожать всему мировому порядку (хотя бы из-за обладания ядерным оружием).
   Не подлежит сомнению то, что за 19 и 20 век Россия внесла серьезнейший вклад в мировую культуру, начиная от литературы, музыки, живописи19 века, и заканчивая авангардистскими изысканиями пред - и послереволюционных лет.
   Даже такой беглый взгляд позволяет сделать заключение, что Россия внесла в мировое развитие за 19-20 век столько, что можно считать, что свое всемирно-историческое предназначение на ближайшие 100 или более лет выполнила. И теперь, наконец, наступает период, когда надо бы подумать о себе. Этому способствует демографическая ситуация. Страна прошла стадию так называемого "демографического перехода", который представляет собой естественное явление, когда в силу изменений в экономике, образе жизни рождаемость падает, причем, как показывает опыт западных стран, падает необратимо. Все программы и попытки что-либо изменить обычно приводят лишь к небольшому росту рождаемости. Нет ни одного примера страны, где удалось бы от 1-2 детей на женщину вернуться к схеме 4 и более. Страна, где население составляет около 140 млн, конечно же не может претендовать на такую же роль, как страна с 300 млн или 1 млрд. Уже сейчас, при достаточно ограниченном росте экономики, не хватает трудовых ресурсов.
   В общем, и демографические, и экологические обстоятельства говорят в пользу того, что время великих дел для нашей страны - на время прошло. Не нам диктовать кому - бы то ни было свою волю, не нам рассчитывать, что в ближайшее время Россия снова станет сверхдержавой. Мне, обывателю, хочется не величия, а простого мещанского счастья, когда будет поменьше преступности, ненужного давления на граждан со стороны государства, будет лучше здравоохранение, образование, будут вкладываться средства в культуру и науку. И не нужно нам всего - больше. Нужно столько, сколько надо. Никогда уже наша страна не будет полностью самообеспечивающимся изолированным от остального островом, и чем лучше, целесообразнее она впишется в мировую экономику - тем надежнее ее будущее. Эффективно работающие производства мировых промышленных корпораций на территории нашей страны (естественно, под контролем наших законов, в том числе защищающих права трудящихся и окружающую среду) - более надежная гарантия от войны, чем любое самое совершенное оружие (кто будет гробить свою собственность?). Прием мигрантов не так, как это делается сейчас, когда они совершенно бесправны, не имеют возможности привезти с собой семьи - а на законных основаниях, с содействием тому, чтобы их дети ходили в русские школы, приобщались к российской культуре, - это возможность не только увеличить трудовые ресурсы, но и предотвратить межэтнические конфликты.
   А что касается рождаемости - так хотелось бы, чтобы власти позаботились в первую очередь, о том, чтобы те, кто уже родился, стали полноценными гражданами. Нужны новые (забытые старые) формы работы с беспризорниками (вплоть до кадетских корпусов, школ при монастырях и макаренковских коммун), нужны спортивные клубы и клубы по интересам, нужны меры, облегчающие и стимулирующие усыновление детдомовцев. Нужно (хотя и трудно) создать для подрастающего поколения условия и возможности настоящего, оплачиваемого и посильного труда, с тем, чтобы ценность качественной и добросовестной работы, и также уважение к собственности прививалось с детских лет (а этих двух качеств нам очень не хватает, слишком долго были лозунги "вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем" и "все вокруг колхозное, все вокруг мое").
   Если в стране удастся улучшить качество жизни людей, то теперешняя нетерпимость, агрессивность естественным путем пойдут на убыль, потому что, как показывает опыт других стран, - сытый обыватель культурнее и добрее голодного. И это улучшение качества жизни требует усилий со стороны государства (перераспределение доходов), капитала (платить надо рабочим как положено, а не готовить из-за своей жадности условия для новых революций) и самих граждан (а спросим себя - всегда ли мы рационально используем для улучшения своей жизни и жизни своих близких то, что у нас есть, то, что мы в состоянии заработать, не уходят ли наши же ресурсы на пустое, вредное - пить, в общем, меньше надо, грубо говоря).
   И в конце хочется сказать, что, сколько бы ни говорили о пустоте и бессмысленности мещанского благополучия - это именно то, чего желает большинство, и ничего нет в этом плохого. В конце концов, те, кому нужны великие свершения, все равно так или иначе будут думать не только о куске хлеба. Наш народ, истерзанный войнами и революциями, должен получить, наконец, возможность по-настоящему пожить, трудясь и получая радость от плодов трудов своих. А всемирно-историческая роль - может быть, еще вернется на следующем витке спирали.
     Капица С.П. Общая теория роста человечества. Наука Москва 1999
   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Мысль, 1991


Рецензии